Работа сделана на примере Коломенского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ 6
1.1. Сущность социальной работы и правовые основы социальной защиты неполных семей 6
1.2. Формы социальной работы с неполными семьями 18
1.3. Методы работы с неполными семьями 23
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ (НА ПРИМЕРЕ КОЛОМЕНСКОГО ГОРОДСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ) 29
2.1. Общая характеристика деятельности Коломенского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области 29
2.2. Эффективность применяемых форм и методов социальной работы с неполными семьями Коломенского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области 32
2.3. Направления совершенствования деятельности Коломенского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в сфере социальной работы с неполными семьями 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Актуальность исследования. В современном обществе обострилась проблема семейного неблагополучия. Значительную часть неблагополучных семей составляют неполные семьи вследствие нестабильной экономической ситуации, падение ценности семьи, осознания родителями ответственности за воспитание детей.
Проблемы неполных семей являются актуальными. Это связано с тем, что в них сконцентрирована большая часть людей, которым не удалось построить соответствующую, свойственную самой природе семейных отношений жизнь. Это дети, у которых отсутствуют отец или мать, взрослые люди, которые так и не смогли завести свою семью и живут со своими родителями. Подобная ситуация не только способствует усложнению материального аспекта их жизни, но и не дает им вести полнокровную духовную жизнь, которую приносит счастливая жизнь в браке.
Главные пути социально-педагогической деятельности с такими семьями должны заключаться в том, чтобы помогать родителям воспитывать своих детей; помогать выявлять физические, психологические и социальные потребности детей. Кроме того, подобная деятельность должна быть ориентирована на оказание социальной и терапевтической помощи семьям в сложной жизненной ситуации; предоставление юридической помощи и консультация для предотвращения любых видов эксплуатации (будь то насилие или правовые нарушения), в том числе физических и психологических.
Степень исследованности проблемы. В научной литературе проблема организации социальной работы с неполными семьями в образовательном учреждении изучается такими учеными как Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова, М.А. Галагузова, В.Н. Гуров, Н.Ф. Девицина, Т.С. Зубкова, Е.В. Камышова, Л.В. Мардахаев, П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Е.И. Холостова и др.
Различные социальные и психологические аспекты проблем неполных семей как института воспитания и социализации детей изучали в своих работах Р.А. Литвак, Л.И. Савинов, Е.В. Камышова, М.А. Галагузова, Е.И. Холостова и др.
В работе c неполной семьей используются такие технологии, как диагностика, консультирование, профилактика, социальная коррекция, социальное посредничество (В.Н. Гуров, В.И. Курбатов, Л.Я. Олиференко, П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, М.В. Фирсов, Е.И. Холостова и др).
Несмотря на актуальность проблемы неполной семьи, их большое количество в современном обществе, наличие комплекса социальных проблем, на сегодняшний день имеется недостаточно исследований по проблеме сопровождения детей из неполных семей в условиях образовательного учреждения.
Объект исследования – социальная работа с неполными семьями.
Предмет исследования – специфика применяемых форм и методов социальной работы с неполными семьями.
Цель исследования – проанализировать формы и методы социальной работы с неполными семьями и разработать рекомендации по совершенствованию их на примере Коломенского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области.
Для выполнения поставленной цели нами были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть сущность социальной работы и правовые основы социальной защиты неполных семей,
- исследовать формы социальной работы с неполными семьями,
- выявить методы социальной работы с неполными семьями,
- дать общую характеристику деятельности Коломенского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области,
- оценить эффективность применяемых форм и методов социальной работы с неполными семьями Коломенского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области,
- разработать направления совершенствования деятельности Коломенского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в сфере социальной работы с неполными семьями.
Методы исследования. При написании выпускной квалификационной работы нами были использованы методы сравнительно-сопоставительного анализа, аналитический, синтетический, статистический, графический, описательный методы.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Социально обусловленные формы брачных и семейных девиаций становятся более разнообразными. Чем больше усложняется и дифференцируется общественная культура и нормы общественной жизни, тем существеннее становится отход от нормы традиций. Изменение традиционных канонов семьи не всегда имеет отрицательный характер. Такие тенденции, как переход от патриархальной к патерналистской формы семьи с добровольным выбором супругов, является, безусловно, положительным моментом. Перенос акцентов ранее главной экономической функции семьи на психологическую, эмоциональную помогает человеку справиться с ежедневными стрессами современной жизни.
Социальная работа с неполной семьей – это особым образом организованная деятельность, направленная на неполные семьи, которые нуждаются в социальной защите и поддержки извне.
Работая с неполными семьями, которые оказались в группах риска социальный работник выступает в трех основных ролях: советчика, консультанта, защитника. Технологии можно воспринимать в зависимости от социальной работы в широком и узком смысле, о создании таких условий, которые помогали бы населению решать свои проблемы самостоятельно. Главной проблемой семей, находящихся в социально опасном положениивРоссийской Федерации является низкий уровень жизни, который не обеспечивает нормальных условий для человеческого развития подрастающего поколения. Семьи в социально опасном положении значительно меньше могут выделить средств на образование, отдых и культуру, поддержание здоровья, хотя именно для этих семей расходы, связанные с развитием и формированием человеческого потенциала, имеют наиболее важное значение, ведь именно они необходимы для развития детей
Социальное сопровождение может рассматриваться и как помощь со стороны специалиста для решения их проблем, успешного саморазвития в процессе социализации и духовного самосовершенствования. Социальное сопровождение реализуется через определенные формы и методы.
В работе с детьми изнеполных семей используются такие технологии социальной работы, как диагностика, консультирование, профилактика, социальная коррекция, социальное посредничество.
В социальной работе с неполными семьями применяются следующие формы: социальный патронат; консультационные беседы (консультирование, убеждение и т.д.); социально-педагогический мониторинг семьи.
Также необходимо отметить методы работы с неполной семьей в дошкольной образовательной организации: патронаж; посредничество; содействие родителям в выполнении воспитательных функций; беседа; метод психологической поддержки; консультирование; лекция и семинар; дискуссионный диалог.
Исходя их этого, специалисты в учреждении социальной защиты населения призваны выполнять следующие функции: диагностическую, психолого-педагогическую, организационно-коммуникативную, прогностическую, координационную. В социальной работе с неполными семьями применяются следующие формы: социальный патронат; консультационные беседы (консультирование, убеждение и т.д.); социально-педагогический мониторинг семьи.
Сформулированы следующие направления совершенствования деятельности Коломенского городского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в сфере социальной работы с неполными семьями:
– необходима организация и обеспечение функционирования «Школы для родителей»;
– требуется расширение методической базы для учащейся молодежи с целью увеличения престижа семьи и подготовки молодежи к семейной жизни;
– нужна разработка и реализация программ по сопровождению молодых семей (совместно с органами ЗАГС);
– организация более структурированной и целенаправленной информационной политики в отношении защиты семьи и детства;
– активное вовлечение некоммерческого сектора в проведение организационной работы с неполными семьями, а также решения определенного круга особенно острых проблем, возникающих у данной категории граждан;
– требуется проведение мероприятий, направленных на поддержку семьи и детства, пропаганду семейных ценностей.
1. Конституция Российской Федерации принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. // «Российские вести» от 25.12.1993 г.
2. Указ Президента РФ от 29.05.2017 № 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства" // Собрание законодательства РФ. – 2017. -№ 23. – Ст. 3309.
3. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об основах системы профилактики безнадзорности иправонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177
4. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959
5. Арсеньева, О. Ю. Развитие социальной поддержки семьи в современных социально-экономических условиях: региональный аспект / О.Ю. Арсентьева,М.Г. Краско // Известия Уральского государственного университета. Сер.3. Общественные науки. – 2019. – № 1/2 (64). – С. 78-84.
6. Богданова, А. И. Проблемы социализации детей – сирот в условиях детского дома / А.И. Богданова // Русский репортер. – 2019. – №5. – С. 23-35.
7. Браки [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo31.xls
8. Владимирова, Л. В. Дети и общество / Л.В. Владимирова // Грани общества. – 2016. – №1. – С. 14-19.
9. Гурко, Т. А. Родительство: социологические аспекты / Т.А. Гурко. – М.: Институт социологии РАН, 2013. – 220 с.
10. Дементьева, И. Ф. Социальное сиротство: генезис и профилактика / И.Ф. Дементьева. – М.: Полиграфсервис, 2020. – 240 с.
11. Дети в трудной жизненной ситуации: актуальные проблемы. Доклад Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. – М., 2019. – С. 105-110.
12. Иосипенко, С. Ю. Принципы и педагогические условия развития воспитательного потенциала семей, находящихся в социально опасном положении / С.Ю. Иосипенко // EuropeanSocialScienceJournal (Европейский журнал социальных наук). – Рига, 2020. № 1(17). – С. 42-49.
13. Истамгалина, Д. Р. Особенности социальной работы с неполными семьями / Д.Р. Истамгалина //Студент и наука: Материалы международной студенческой научно-практической конференции. Гл. редактор Н.Н. Макарова, отв. редактор М.С. Закамалдина, 2020. – С. 956-961.
14. Капелевич, Т. С. Социально-педагогическая и психологическая работа с семьей: учеб.- методич. пособие / Т.С. Капелевич. – М.: РИПО, 2019. – 50 с.
15. Карпов, И. С. Семьи, находящиеся в социально опасном положении / И.С. Карпов // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, посвященной 155-летию со дня рождения К. Э. Циолковского. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2019. – С. 12-18.
16. Киселёва, Ю. С. Неполные семьи как социальная проблема современности/ Ю.С. Киселева, М.А. Ильина // ModernScience. – 2020. – №. 1-3. – С. 239-241.
17. Константинова, Н. Н. Оценка эффективности мероприятий, реализуемых в рамках системы социальной защиты детей, попавших в социально-опасное положение / Н.Н. Константинова, А.В. Котенкова// Проблемы современной экономики. – 2019. – № 2(30). – С. 35-39.
18. Кошелев, А. Д. Психология семейных отношений: Учеб.пособие для студентов вузов / А.Д. Кошелев, О.А. Шаграев, Т.В. Корнеев. -М. : Академия, 2018. – 360 с.
19. Кривцова, Е. В. Анализ реализации технологии социальной профилактики семейного неблагополучия в работе с монородительской семьей / Е.В. Кривцова, Е.Н. Кияшко // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2020. – № 05 (май). – С. 77-84.
20. Кумова, В. В. Социальная работа с неполной семьей / В.В. Кумова// Уральская семья : сб. науч. тр. / Урал.гос. пед. ун-т. Екатеринбург. 2016. № 1. С. 85-97.
21. Николаева, Я. Г. Воспитание ребенка в неполной семье: организация педагогической и социальной помощи неполным семьям: пособие для психологов и педагогов / Я.Г. Николаева. – М. : ВЛАДОС, 2016. – 159 с.
22. Разводы [Электронный ресурс]. – URL: www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/demo32.xls
23. Родившиеся живыми по брачному состоянию матери [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/B17_16/IssWWW.exe/Stg/4.5.xls
24. Трифонов, Б. А. Психологические проблемы в неполных семьях / Б.А. Трифонов. – Екатеринбург : Изд-во Урал.гуманитар. ун-та, 2019. – 123 с.
25. Абельбейсов, В. А. Социализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме: социологический анализ проблемы / В.А. Абельбейсов // Социосфера. – 2019. – №1. – С. 52-59.
26. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 817 с.
27. Тюрина, Э.И. Социальная работа с семьей и детьми / Э.И. Тюрина, Н.Ю. Кучукова, Е.А. Пенцова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 288 с.
28. Социально опасное положение семьи и детей: анализ понятия и методология оценки / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой, В. М. Маркиной. – М.: ООО «Вариант», 2015. – 100 с.
29. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика. Полный курс: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. – 6-е изд., перераб. и доп. – М. : Издательство Юрайт, 2019. – 817 с.