Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ГРУППОВАЯ ФОРМА РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК УСЛОВИЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Работа №158171

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2023
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА Г ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ КАК УСЛОВИЯ
ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 6
1.1 Учебное сотрудничество как ресурс обучения и развития
обучающихся 6
Г Г1 История возникновения технологии учебного сотрудничества 7
Г 1.2 Учебное сотрудничество как технология развивающего обучения 8
1.2 Дидактический потенциал обучения в группах для активизации
учебно-познавательной деятельности обучающихся 13
1.3 Организация групповой работы обучающихся на уроке 18
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ
ПРИМЕНЕНИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ 36
2.1 Общая характеристика основных этапов и методов исследования 36
2.2 Методика организации групповой работы с использованием
технологии смешанного обучения 41
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования по
использованию групповой формы обучения на уроках биологии 55
ВЫВОДЫ 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЯ

В условиях модернизации российского образования происходит смена образовательной парадигмы. Современное общество предъявляет к образованию новые требования, которые должны обеспечить необходимое личностное, социальное, познавательное и коммуникативное развитие обучающихся. Учителю биологии как субъекту образовательного процесса необходимо организовать учебную деятельность школьников, реализуя новые подходы и методики, способствующие повышению эффективности учебно-познавательного процесса [2].
В принятом федеральном государственном образовательном стандарте указывается на то, что построение образовательного процесса должно строиться с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. В то же время, принятая в настоящее время организация школьной жизни не удовлетворяет требованиям ведущей деятельности в подростковом возрасте. Проведенные психологами исследования показали, что для подросткового возраста характерна такая учебная деятельность, которая обеспечивает обучение подростков между собой.
Таким образом, для реализации нового стандарта необходимо использовать такую методику, которая способствует включению школьников в общение (взаимодействие с партнерами и учебное сотрудничество с учителем и сверстниками), а также учитывает индивидуальные особенности, как отдельного ученика, так и класса в целом. При этом важная роль в учебном процессе должна отводиться творческой познавательной деятельности учащихся [30].
Проблема активизации учебной деятельности была и остается одной из актуальных задач педагогики. Современная ориентация образования на формирование компетенций как готовности и способности человека к деятельности и общению предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых обучающийся может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, выразить себя как субъект обучения.
Принцип активности учащегося в процессе обучения был и остается одним из основных принципов дидактики. Под активностью обучающегося в учебном процессе подразумевается такое количество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний и умений.
Обилие теории, огромный понятийный аппарат, а главное - непонимание учащимися необходимости запоминания столь обширного материала провоцирует снижение интереса к биологии, ослабление внутренней мотивации обучающихся, не востребованности их личностного потенциала [49].
Повышение уровня предметных (биологических) знаний невозможно осуществить без активного интереса со стороны обучающихся. Одним из путей повышения интереса к предмету биология является использование групповых форм, позволяющих погрузить учащихся в активное организованное обучение, в котором они проявляют свою сущность и могут взаимодействовать с другими учениками, а не только с преподавателем [11].
Выше сказанное определило выбор темы нашего исследования: «Групповая форма работы на уроках биологии как условие организации учебного сотрудничества».
Цель работы: теоретически определить особенности организации учебного сотрудничества в форме группового обучения и экспериментально проверить эффективность ее применения на уроках биологии...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В нашей работе исследовалась проблема организации группового обучения на уроках биологии как условия организации учебного сотрудничества.
Поставленная цель была достигнута: были определены особенности организации учебного сотрудничества в форме групповой работы, а также экспериментально проверена эффективность ее применения на уроках биологии.
Задачи данного исследования также были выполнены: с целью выявления преимуществ и недостатков групповой формы обучения, был проведен анализ методической и психолого-педагогической литературы; дана характеристика методики организации групповой работы на уроках биологии; изучен дидактический потенциал обучения в группах для активизации учебной деятельности; экспериментально проверена эффективность применения групповой работы для организации учебного сотрудничества на уроках биологии.
В ходе исследования данной проблемы вы выяснили, что:
1. Вовлечение обучающихся в активную познавательную деятельность возможно через систему групповой работы.
2. Творческая деятельность в группах наиболее эффективна при условии овладения каждым учеником элементарных умений самостоятельной познавательной деятельности.
3. Установлено, что наиболее благоприятные условия для работы в группах с численностью 4-6 человек, на начальных этапах работы эффективны гетерогенные группы обучающихся с разным уровнем знаний по биологии.
4. Результаты первичного анкетирования выявили желание у обучающихся работать в группах.
5. В результате проведения педагогического эксперимента было установлено, что внедрение групповой формы работы на уроках биологии показывает большую эффективность по сравнению с традиционной методикой...



1. Андреева Г. Г. Трудности взаимоотношений между педагогами и учениками в процессе учебной деятельности // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях: материалы VI Международной учебно-методической конференции. Чебоксары. 2014. С. 261-265.
2. Аракчеева 3. В. Основные принципы учебной деятельности // ScienceTime. 2015. №2 (14). 16-17 с.
3. Артищева Ю. А., Рифер Ю. С. Групповая работа как форма организационной деятельности учащихся // Концепция «Общества знаний» в современной науке: сборник статей Международной научно-практической конференции. Челябинск. 2018. С. 13-15.
4. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Москва: Просвещение, 2010. 36 с.
5. Аткочюнене Е. С. Проблема формирования гуманистических взаимоотношений между педагогом и учащимся // Научное отражение. 2016. №3-4. С. 5-7.
6. Атласова В. Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в проектной деятельности // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 26. С. 336-340.
7. Ахметжанова Г. В., Чугунова Р. Р. Повышение педагогического мастерства на основе информационно-коммуникативных технологий // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2014. № 4 (30). С. 239- 242.
8. Байбородова Л. В., Данданова С.В. Этапы организации групповой работы в учебном коллективе // Ярославский педагогический вестник. 2016. №6. С. 74-82
9. Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2 т. Москва: Педагогика, 1979. 304 с.
10. Боброва Н. Г. Аспекты применения педагогических технологий при обучении биологии в контексте деятельностного подхода // Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: актуальные проблемы и пути их решения: материалы II междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100- летию со дня рождения проф. М. П. Меркулова. 7-8 февраля 2014 года, Самара, Россия / отв. ред. А. А. Семенов. Самара: ПГСГА, 2014. С. 22-29.
11. Боброва Н. Г. Деятельностный подход в системе биологического образования // Самарский научный вестник. 2014. № 4(5). С. 27-30.
12. Болотникова Н. В. Биология: уроки-игры в средней школе. Волгоград: Учитель, 2007. 225 с.
13. Большакова К. А. Особенности организации групповой работы на уроках «Биология. Растения» // Забайкальский государственный университет. Чита. 2013. С. 213-217.
14. Виноградова М. Д., Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. Москва: Просвещение, 1977. 132 с.
15. Володарская И. А. Проектирование универсальных учебных действий в старшей школе // Национальный психологический журнал. 2011. № 1 (5). С. 104-110...49



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ
Loading...