Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование интереса к чтению у детей среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности

Работа №158167

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы66
Год сдачи2024
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности формирования интереса к чтению у детей среднего
дошкольного возраста 9
1.2. Содержание работы по формированию интереса к чтению у детей
среднего дошкольного возраста в ДОО 12
1.3. Возможности использования проектной деятельности в работе по
формированию интереса к чтению у детей среднего дошкольного возраста 19
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ИНТЕРЕСА К ЧТЕНИЮ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение сформированности интереса к чтению у детей среднего
дошкольного возраста 24
2.2. Содержание работы по формированию интереса к чтению у детей
среднего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности 33
2.3. Определение эффективности использования проектной
деятельности в работе по формированию интереса к чтению у детей среднего дошкольного возраста 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 61


В последние десятилетия наблюдается снижение интереса к книге, как у взрослых, так и у детей, следствием чего является снижение личностной культуры детей дошкольного возраста. С появлением телевидения и компьютера поток информации с небывалой силой обрушился на человека. Дети овладевают компьютером раньше, чем учатся читать, ориентируются в клавиатуре лучше, чем в оглавлении книги. Их литературный опыт ограничивается рассказами из «Азбуки» и хрестоматий, а впоследствии - попытками освоить произведения школьной программы в сокращенном варианте.
В связи с этим, воспитатели дошкольных образовательных организаций (ДОО) озабочены тем, каким образом педагогически правильно развивать творческое начало в восприятии книги, обогащать духовный и культурный уровень воспитанников. В общей системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия книги детьми на этапе дошкольного возраста является одним из актуальных в психологии и педагогике сегодня.
Известно, что педагогическая мысль различных стран уже многие десятки лет исследует проблему формирования у детей дошкольного возраста интереса к художественным произведениям. К этой проблеме не ослабевает интерес психологов и педагогов, актуальна эта проблема и сейчас. Различные аспекты этой проблемы изучали Н.А. Ветлугина, Н.С. Карпинская, М.М. Котина, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина и др. [5].
Литература влияет на формирование нравственных чувств и оценок, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка, обогащают словарный запас новыми словами, поэтической лексикой, образными выражениями. Литература помогает ребенку изложить свое отношение к прослушанному, используя
готовые языковые формы. Овладение языковыми изобразительно-языковыми средствами служит формированию художественного восприятия литературного произведения.
Для решения задач всестороннего воспитания детей средствами литературы, формирования личности ребенка, его эстетического развития важен правильный отбор художественных произведений. Литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Незаметно художественная литература формирует взгляды, чувства, характер ребенка, пробуждает любовь к прекрасному, призывает к добру и свету, воспевает красоту родной земли, погружает в стихию родной речи. Постепенно дети переходят к стадиям собственно художественного отношения к искусству, литературе и жанрам. Этим требованиям отвечает художественная литература о природе, анималистическая проза [17].
Рассматривая круг чтения для детей дошкольного возраста, можно сказать, в него входят произведения таких известных писателей, как В.В. Бианки, Б.С. Житкова, Н.И. Сладкова, К.И. Чарушина и многих других. Произведения этих авторов помогают понять, почувствовать мир природы; пробуждают первые гуманные эмоции - дружественное понимание, участие, нежность, привязанность, заботу о слабых, покровительство беззащитным; воспитывают активное действенное отношение к природе [34].
Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей знакомства детей среднего дошкольного возраста с художественной литературой является воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры. Все это является фундаментом для воспитания будущего взрослого талантливого читателя, литературно образованного человека.
Как показал анализ соответствующих источников (А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.), дети среднего дошкольного возраста наиболее подвержены влиянию художественных образов, их восприятие впитывает всю информацию, содержащуюся в книге, и перерабатывает ее в соответствии с небольшим жизненным опытом и потребностями развивающейся личности. Детская книга, таким образом, формирует у детей среднего возраста и нравственные чувства, и оценки, и нормы нравственного поведения, а также воспитывает эстетическое восприятие.
Как пробудить интерес к чтению, как его развивать, поддерживать - вот одна из важнейших задач не только школы, но и ДОО. Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте. И здесь ведущую роль должны играть взрослые - родители и педагоги.
Частое чтение детям среднего дошкольного возраста литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Если не заниматься воспитанием ребенка как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы [8].
Методика работы с произведениями художественной литературы в ДОО исследована и раскрыта большом количестве методических и учебных пособий. Основными методами, которые в настоящее время воспитатели активно используют в своей практической деятельности по данному направлению, являются следующие: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть стихотворений и пересказ произведений детьми; дидактические игры по сюжету литературных произведений; инсценировки небольших художественных произведений; театрализованная деятельность; отражение впечатлений от прочитанных произведений в продуктивных видах деятельности (лепке, рисовании, аппликации); просмотр видеороликов, фильмов, презентаций, театральных постановок по мотивам литературных произведений.
Одной из актуальных на сегодняшний день форм работы с
дошкольниками является проектная деятельность.
Проектная деятельность - это совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, в основе которых лежит развитие познавательных навыков детей, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольников. Коллективная работа детей дает им возможность проявить себя в различных видах деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества. Основное предназначение метода проектов - предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем. Это позволит каждому ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Поэтому данная форма работы может применяться в деятельности педагогов по приобщению детей к миру художественной литературы и формированию у воспитанников читательских интересов.
Все вышеизложенное свидетельствует об актуальности выбранной темы исследования.
Объект исследования: формирование интереса к чтению у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования: проектная деятельность как форма работы по формированию интереса к чтению у детей среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: определение эффективности использования проектной деятельности в работе по формированию интереса к чтению у детей среднего дошкольного возраста...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современном обществе наблюдается тревожная тенденция снижения интереса к чтению книг, особенно среди детей. Вместе с развитием технологий, таких, как телевидение и компьютер, поток информации стал более доступным и привлекательным для молодого поколения. Дети все чаще предпочитают экраны гаджетов страницам книг, что может привести к снижению их личностной культуры и развития. Однако важно помнить, что чтение книг имеет уникальные преимущества для развития мышления, воображения и языковых навыков у детей. Поэтому необходимо поощрять чтение среди детей, чтобы сохранить и передать ценность книжной культуры следующим поколениям.
Чтение в дошкольном возрасте - очень важный этап в развитии и формировании личности ребенка. Детская книжка - источник информации об окружающем мире, формирования его интеллектуальной, эмоциональной, нравственной культуры. После четырех лет у ребенка наблюдаются изменения в понимании литературных произведений. Это связано с расширением круга его конкретных представлений, обогащением жизненного опыта и знаний. Усложняется и читательский опыт детей. Дошкольники начинают четче определять границы между реалистическими и сказочными жанрами. На данном возрастном этапе интенсивно развивается воссоздающее воображение, которое становится более самостоятельным.
В практической части исследования нами была организована и проведена экспериментальная работа по формированию интереса к чтению посредством проектной деятельности у детей среднего дошкольного возраста. Экспериментальная работа проводилась в три этапа.
В ходе констатирующего эксперимента было обнаружено, что у большинства детей возникли определенные трудности при ответах на вопросы воспитателя и выполнении заданий, что указывало на низкие знания о содержании литературных произведений, а также отсутствие понимания того, как стоит вести себя с книгами...



1. Алексеева А.А. Формирование готовности к овладению чтением и письмом проблемы и пути решения. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №2.
- С. 72-78.
2. Алексеева М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учебное пособие для студентов высших и сред. пед. учебных заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.
3. Болотская С. Приобщение детей дошкольного возраста к художественной литературе. // Детский сад от А до Я. - 2008. - №4. - С. 150¬153.
4. Бондаренко Т.М. Диагностика педагогического процесса в ДОУ: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж, 2010.
- 176 с.
5. Барташева Н.В. Воспитание будущего читателя. // Дошкольное воспитание. - 1994. - №8. - С. 28-34.
6. Буре Р.С. Когда обучение воспитывает: методическое пособие. - СПб.: Детство-Пресс, 2002. - 210 с.
7. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. - М., 2008. - 475 с.
8. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 422 с.
9. Гликман И.З. Теория и методика воспитания: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 415 с.
10. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. - СПб.: Питер, 2015. - 464 с.
11. Гончарова Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению. // Воспитание школьников. - 2005. - №12. - С. 45-56.
12. Гриценко З.А. Своеобразие читательского становления. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №2. - С. 15-20.
13. Гриценко З.А. Истоки и причины нечтения. // Дошкольное воспитание. - 2008. - №4. - С. 33-41; №7 - С. 33-41.
14. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи: методика приобщения детей к чтению. - М.: Линка-Пресс, 2003. - 176 с.
15. Гриценко З.И. Ребенок и книга. // Дошкольное воспитание. - 2000. - №3. - С. 49-52...39



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ