Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Вербализация концепта «город» в творчестве Д. Рубиной

Работа №158162

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы140
Год сдачи2020
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПОНЯТИЕ КОНЦЕПТА, СТРУКТУРА И КЛАССИФИКАЦИЯ КОНЦЕПТОВ В КОГНИТИВНОЙ
ЛИНГВИСТИКЕ 6
1.1. Формирование представлений о концепте 6
1.2. Классификация концептов в современной когнитивной лингвистике 9
1.3. Структура концепта 16
1.4. Методика исследования концептов 22
Выводы по первой главе 27
ГЛАВА II. ПОЛЕВАЯ СТРУКТУРА КОНЦЕПТА «ГОРОД» (НА
МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Д. РУБИНОЙ) 28
2.1. Вербализация концепта «город» в повести «Высокая вода
венецианцев» 29
2.2. Вербализация концепта «город» в рассказе «Время соловья» 60
2.3. Система упражнений по теме «Образ города в текстах
художественной литературы (на материале произведений Д. Рубиной)» в элективном курсе «Филологический анализ художественного текста» 83
Выводы по второй главе 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 109
ПРИЛОЖЕНИЕ. Фрагменты текстов из произведений Д. Рубиной, содержащие языковые выражения концепта «город»


Города являются объектами изучения многих научных дисциплин. Архитектура изучает здания, составляющие город, удачные и неудачные примеры их расположения на одной площади, история изучает появление, развитие и исчезновение городов в различные эпохи, социология и психология рассматривают города как особые формы крупных социумов, формирующие определённые модели поведения горожан. Нашли своё место города и в лингвистике.
В современной лингвистической науке всё чаще появляются работы, посвящённые изучению концепта «город» в определённом художественном произведении или в группе произведений одного автора. Нередки работы, сопоставляющие репрезентацию одних и тех же концептов в текстах разных авторов одной литературной эпохи или нескольких эпох.
Актуальность исследования данных концептов обусловлена тем, что взгляд писателя на городскую среду, субъективный в каждом отдельном случае, позволяет увидеть те черты реально существующих городов или, например, менталитета живущих в них горожан, которые может не заметить «обычный», не творческий человек. Причём это характерно не только для литературы, но и для других видов искусства. Яркий пример тому - картина Моне «Лондонский туман»: ни один лондонец не замечал ранее, что туман вечерами бывает розовым от скопившейся в воздухе кирпичной пыли.
Детальное изучение концептов, репрезентируемых лексемой «город» и однокоренными, синонимичными с ней, а также входящими в данную тематическую группу лексемами, позволит лучше понимать характеры персонажей в произведении, которые так или иначе связаны с городской средой. Нередко в описании городов делается акцент на тех чертах, которые по определённым причинам бросаются в глаза персонажу. И в зависимости от его душевного состояния, черты эти будут различны.
Объект данного исследования - концепт «город». Предметом исследования являются лексические средства репрезентации концепта «город» в текстах произведений Д. Рубиной.
Цель исследования - определить, с помощью каких средств Д. Рубина репрезентирует концепт «город» в художественных произведениях, выявить и охарактеризовать ядро, ближнюю и дальнюю периферию названного концепта...


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Представление о концепте в современной когнитивной лингвистике продолжает формироваться, учёные рассматривают вопросы классификации концептов и выявления их структур. В ходе исследования мы основывались на определении концепта, данном исследователями З. Д. Поповой и И. А. Стерниным, в котором данная ментальная единица рассматривается как результат когниции отдельного человека и общества в целом, содержит одновременно информацию энциклопедического характера (базовые сведения о реалии, отражением которой в сознании человека является концепт), оценочного (отношение индивида и общества к определённой реалии), интерпретационного (как понимается реалия индивидуумом и социумом).
Концепты обладают дискретностью, то есть в их структуре могут быть выделены составные элементы. При структурировании концепта «город» в художественных произведениях Д. Рубиной мы опирались на представления учёных о полевой организации концепта, выделяли ядерную зону, содержащую основные репрезентаты ментальной единицы, а также ближнюю и дальнюю периферию.
Классификация концептов на данный момент разрабатывается, учёные предлагают различные подходы к её представлению. По классификации В. И. Карасика концепт, репрезентируемый словом город, однозначно не относится к лакунарным, поскольку в русском языке (и других языках) есть лексема, которая его называет. Рассматриваемый концепт уместно отнести к категории непараметрических, поскольку вся совокупность лексем, через которые он репрезентируется в речи, используется для называния, а не сопоставления предметов. Город не может быть поставлен в один ряд с понятиями типа честь, справедливость, верность, поэтому относится к группе нерегулятивов.
Следуя классификации М. В. Пименовой, концепт город относится к категории базовых социальных концептов.
По классификации З. Д. Поповой и И. А. Стернина город - концепт- представление, содержащий потенцию развития до гештальта...



1. Аскольдов-Алексеев С. А. Концепт и слово // Русская словесность. От теории к структуре текста: антология / под ред. В. П. Нерознака. М.: Academia, 1997. - С. 267-279.
2. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка. - Воронеж: Изд-во ВГУ, 1996. - 104 с.
3. Болотнова Н. С. О методике изучения ассоциативного слоя художественного концепта в тексте // Вестник Томского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки (Филология). 2007. Вып. 2 (65). - С. 74-79.
4. Виноградов В. А. Концепты: Устойчивость и подвижность (К проблеме заимствований) // Языковые параметры современной цивилизации: Сб. трудов первой научной конференции памяти академика Ю. С. Степанова / Под ред. Демьянкова В. З. и др. - М.: Калуга, 2013. - С. 192-205.
5. Воевудская О. М., Попова З. Д. Словоизменительные концентры в лексической системе языка (на материале русских лексем свет/тьма, темнота и английских лексем light/dark, darkness) // Связи языковых единиц в системе и реализации. Когнитивный аспект. Межвузовский сборник научных трудов. - Вып. 2. - Тамбов, 1999. - С. 81.
6. Воркачёв. С. Г. Концептология концепта: к плюрализму в лингвистике // Филологические науки. Сер.: Филол. науки. - Волгоград: Изд-во ВГПУ, 2003. - № 4. - С. 10-15.
7. Воркачёв С. Г. Лингвокультурная концептология и её терминосистема. (продолжение дискуссии) // Политическая лингвистика. - Екатеринбург, 2014. №3 (49). - С. 12-20.
8. Воркачёв С. Г. Концепт счастья в русском языковом сознании: опыт лингвокультурологичского анализа. - Краснодар, 2002. - 142 с.
9. Воркачёв С. Г. Счастье как лингвокультурный концепт. Монография. - М. Гнозис, 2004. - 192 с.
10. Воркачёв С. Г. Безразличие как этносемантическая характеристика личности: опыт сопоставительной паремиологии // ВЯ. 1997. № 4. - С.115-124.
11. Грищук Е. И. Абстрактные концепты в восприятии школьника // Язык и национальное сознание. - Вып. 2. - Воронеж, 1999. - С. 80-82.
12. Карасик В. И. Концепты-регулятивы // Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей / Отв. ред. В. В. Красных, А. И. Изотов. - М.: МАКС Пресс, 2005. - Вып. 30. - 260 с.
13. Карасик, В. И. Культурные концепты: проблема ценностей / В. И. Карасик // Языковая личность: культурные концепты. - Волгоград: Перемена, 1996. - С. 3-16.
14. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. / Ю. Н Караулов - М.: Наука, 1987. - 261 с.
15. Колесов В. В. Язык и ментальность. СПб, 2004. - 240 с.
..44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ