Введение 4
Глава 1. Общая характеристика правового статуса сотрудника службы судебных приставов 8
1.1. Становление и развитие системы правового регулирования деятельности судебных приставов в России 8
1.2. Содержание правового статуса судебного пристава по действующему законодательству в РФ 15
Глава 2. Правовое регулирование полномочий сотрудника службы судебного пристава 22
2.1. Общие полномочия судебного пристава 22
2.2. Специальные полномочия судебного пристава 30
2.3. Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва 35
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Приложение 58
Актуальность темы исследования.Одной из первых в ряду организационных проблем деятельности Федеральной службы судебных приставов стоит проблема административно-правового статуса судебного пристава, и суть ее не только в достаточности или в нехватке кадров и уровне оплаты труда, а намного шире. Главный вопрос здесь заключается в том, каким мы хотим видеть судебного пристава, какими должны быть его полномочия для осуществления возложенных на него задач? По своему статусу, компетенции и властным полномочиям судебный пристав является правоприменителем, во многом схожим с судьей. Следовательно, это должен быть грамотный, образованный юрист с высшим образованием. Однако ни место в иерархии государственных органов, ни уровень оплаты труда, ни степень социальной защищенности судебных приставов не соотносятся с предъявляемыми к ним требованиями. Статус судебного пристава не позволяет ему авторитетно выглядеть на фоне других должностных лиц государства. В то же время судебный пристав - это проводник воли суда, и его статус должен быть равен статусу работников прокуратуры и иных правоохранительных органов.
Существует целый ряд факторов, делающих профессию судебного пристава непривлекательной на рынке труда для квалифицированных специалистов. Прежде всего, этого недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокой степени ответственности, наличия сложной системы представления регулярной статистической отчетности, отсутствия автоматизации и необходимости выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти за последние десять лет в России произведена существенная реорганизация органов исполнительной власти. Образована Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России), которой переданы функции Минюста России по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Актуальность рассмотрения организационно-правовых основ деятельности службы судебных приставов обусловлена возрастающими потребностями общества и государства в наличии и эффективном действии отлаженного правового механизма и организационной системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, имеющей в своем составе высококвалифицированные кадры, повышением требований к уровню их профессиональной готовности, диктуемых усложняющимся характером социально-экономических преобразований, которые осуществляются в стране на этапе социальных реформ, и, в частности конкретно обусловлено смыслом и содержанием Указа Президента Российской Федерации №314 от 09 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
ФССП России относится к исполнительной власти. На службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов в связи с чем, служба судебных приставов наделена дополнительными функциями: розыск должников и их имущества, дознание и административная практика.
Значительным шагом вперед стало принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ « «О судебных приставах» (ред. от 25.11.2009), и от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 27.09.2009).
Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового статуса судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.
Степень научной разработанности темы. В качестве теоретической базы исследования использованы работы российских и зарубежных правоведов, в том числе и многих современных ученых. В основу выпускной квалификационной работы положено действующее законодательство Российской Федерации, достижения таких наук, как теория государства и права, конституционное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное и международное частное право.
При подготовке выпускной квалификационной работы автор опирался на труды таких отечественных ученых, как: Лунев А.Е., Якубов С.А., Васильев М.А., Треушников И.Б., Гуреев В.А., Степанюк, В.В. Морозова, В.М., Ярков В.В. и других.
Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации правовых функций сотрудника службы судебных приставов.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие правовой статус сотрудника службы судебных приставов в Российской Федерации.
Цель исследования - изучение правового статуса сотрудника службы судебных приставов.
Эта цель достигается путем решения следующих задач:
1. рассмотреть становление и развитие системы правового регулирования деятельности судебных приставов в России;
2. изучить содержание правового статуса судебного пристава по действующему законодательству в РФ;
3. выявить общие полномочия судебного пристава;
4. определить специальные полномочия судебного пристава. Методологическую основу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, органов юстиции и органов принудительного исполнения юрисдикционных актов, а также монографии, научные труды, диссертационные исследования, публикации отечественных государствоведов и правоведов по проблемам деятельности в сфере административного, гражданского, исполнительного производства, арбитражного права и процесса.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Деятельность судебных приставов в Российской Федерации имеет огромное значение, поскольку затрагивает интересы миллионов граждан и организаций, направлена на реальное, правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других государственных органов и должностных лиц, обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве, защиту прав, свобод граждан и организаций. В этой связи деятельность судебных приставов находится под пристальным вниманием органов государственной власти, имеет большой общественный резонанс. От качества работы судебных приставов напрямую зависит состояние законности и правопорядка в Российской Федерации.
Правовой статус должностных лиц - это права, обязанности, административные полномочия, ограничения и ответственность, которые устанавливаются специальным законодательством, как правило, применительно к конкретной должности. Административные полномочия сочетаются со специальными полномочиями. Так, например, председатель федерального суда субъекта Российской Федерации, помимо организационно-управленческих функций, возглавляет президиум суда, рассматривает жалобы, выполняет иные судебные функции и др.
Являясь частью общего правового положения судебного пристава, его административно-правовое положение неразрывно связано с государственной политикой, политической системой государства, социальной структурой общества, общей и правовой культурой, правосознанием судебных приставов и тех субъектов права, с кем последние вступают в правоотношения по долгу службы.
Полномочиями судебного пристава гражданин наделяется в связи с замещением должности судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов,
учрежденных в Федеральной службе судебных приставов для осуществления соответствующих государственных функций: по исполнению юрисдикционных актов, обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве.
Судебный пристав является должностным лицом, непосредственно осуществляющим функции Федеральной службы судебных приставов и выполняющим задачи, возложенные на данный орган. В этой связи административное положение судебного пристава производно от административно-правового положения Федеральной службы судебных приставов.
Цели деятельности судебного пристава - также одно из основополагающих элементов его административно-правового статуса. Цели напрямую зависят от вида государственной службы, к которому отнесена должность судебного пристава. Однако для того, чтобы это определить, требуется системное толкование нескольких нормативных правовых актов: Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «Об исполнительном производстве», Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, Положения о Федеральной службе судебных приставов, Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденных указами Президента Российской Федерации.
Анализ положений указанных актов позволяет заключить:
1) судебный пристав - должность федеральной государственной гражданской службы;
2) данная должность учреждена для осуществления профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы судебных приставов;
3) назначение судебного пристава - непосредственное обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, исполнение в пределах своей компетенции законодательства об уголовном судопроизводстве.
Правовая норма о месте должности судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации в Законе «О судебных приставах» отсутствует, хотя она помогла бы более четко определить административно-правовое положение рассматриваемого должностного лица.
Существует целый ряд факторов, делающих профессию судебного пристава непривлекательной на рынке труда для квалифицированных специалистов. Прежде всего, это недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокая степень ответственности, сложная система представления регулярной статистической отчетности, отсутствие автоматизации и необходимость выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций. Таким образом, для исполнительного производства первостепенной задачей сейчас является улучшение качественного состава работающих сотрудников, а не их количества.
В заключение следует отметить, что за время своего существования Служба судебных приставов заняла достойное место в системе органов исполнительной власти, внося существенный вклад в защиту и восстановление нарушенных конституционных прав граждан и юридических лиц, а также пополняя бюджеты различных уровней Российской Федерации.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.93 // Российская газета. —1993.— № 197.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 23 октября 2002 г. // СЗ РФ.— 2002.— №46.— Ст. 4532
3. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ // Российская газета. — 2002.—29 июля
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195-ФЗ //Российская газета.- 2001.- №119.
5. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета от 22.12.2001 г
6. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 24 июня 1994 г. (ред. от 05.04.2013 г.) // СЗ РФ. --1994.-- № 13.-- Ст. 1447.
7. О воинской обязанности и военной службе:Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (в ред. от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) // СЗ РФ. -- 1998. -- №.13. -- Ст. 1457.
8. О прокуратуре Российской Федерации:Федеральный закон от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ) (в ред. от 25 ноября 2013 г. N 317-ФЗ) // Российская газета. - 1995. - № 311.
9. Об исполнительном производстве:Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ (в ред. от 23 июля 2013 г. N 206-ФЗ)// Собрание законодательства Российской Федерации от 8 октября 2007 г. N 41 ст. 4849.
10. О системе государственной службы Российской Федерации: Федеральный закон от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г. N 185- ФЗ) // СЗ РФ. -- 2003. -- №. 22. -- Ст. 2063.
11. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (в ред. от 2 декабря 2013 г. N 350-ФЗ)// СЗ РФ. -- 2004. -- № 31. -- Ст. 3215.
12. О судебных приставах: Федеральный закон от 21.07.1997 № 118-ФЗ (ред. от 05.04.2013) // Собрание законодательства РФ. 28.07.1997. № 30, ст. 3590.
13. Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2008 г.) // СЗ РФ. -- 2004. -- №. 50.
14. О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих: Указ Президента РФ от 27.09.2005 № 1131 (ред. от 26.07.2008) // Собрание законодательства РФ, 03.10.2005. № 40, ст. 4017.
Научная и учебная литература:
15. Бакурова Н.Н. О некоторых аспектах административно-правового положения судебного пристава // Административное право и процесс. 2013. № 2. С. 56-59.
16. Белоусов Л. На пристава с жалобой // «Эж-ЮРИСТ» . -- 2008. -¬№ 39.
17. Белоусов Л. Штрафные нормы без порядка, работать приставу не сладко // «Эж-ЮРИСТ» . - 2003. -- № 7.
18. Белоусов Л.В. Комментарий к новому Федеральному закону «Об исполнительном производстве»//Арбитражная практика. - 2007. - № 12.
19. Богданов Е. Обжалование действий судебных приставов- исполнителей // Российская юстиция. -- 2008. -- № 2. -- С.3.
20. Винниченко Н.А. Вопросы повышения эффективности исполнительного производства: современное состояние, существующие проблемы и пути их решения // Материалы междунар. науч.-практ. семинара «Проблемы эффективности исполнительного производства: критерии оценки, европейский опыт». Петрозаводск, 2005.
21. Винниченко Н.А., Каширин А. Приставы за расширение полномочий // «ЭЖ-Юрист». - 2006. - № 12.
22. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Служебное право: Учебник для юридических вузов. - М.: «Дашков и Ко», 2007. - 660с.
23. Гозь И.А. О проблемах исполнительного производства и связанных с ним // «Экономический лабиринт». -- 2007. -- № 42. -- С. 21.
24. Головин В.В. Взаимодействие правоохранительных органов в процессе принудительного обращения взыскания //Российский следователь. -2007. - № 2.
25. Государственная служба (комплексный подход): Учеб.пособие. - 2¬е изд. - М.: Дело, 2007. - 603с.
26. Денисова Е.И. Новеллы ГПК РФ в сфере исполнительного производства // Юрист. - 2008. - № 2.
27. Долгов Б. На пристава и суда нет // «Московский бухгалтер». -
2008. -- № 11. -- С. 26.
28. Золоторев В.Г., Лагутин И.Б. Административно-правовой статус должностных лиц судебной власти (на примере председателя федерального суда субъекта Российской Федерации) // «Административное право и процесс». - 2012. - № 10. - С. 32-35.
29. Иванкина Т.В, Ноздрачев, А. Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: Статут , 2007. - 592 с.
30. Игнатов В.Г. Государственная служба. -- Ростов-н/Д.: Март, 2008. - 603с.
31. Ильченко А.Г. Взаимодействие суда и органов принудительного ис-полнения в Российской Федерации (теоретико-правовой анализ) Автореф. дис. ... к.ю.н....- Нижний Новгород, 2007.
32. Ильченко А.Г. Исторический опыт взаимодействия суда и органов принудительного исполнения в дореволюционной России // Проблемы юри-дической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов / Под ред. В.М. Баранова и М.А. Пшеничнова. - Н. Новгород, 2007. - Вып. 13. - Ч. 1. - С. 167-176.
33. Ильченко А.Г. Элементы частноправового и публично-правового ре-гулирования в организации современного исполнительного производства // Проблемы юридической науки в исследованиях докторантов, адъюнктов и соискателей: Сборник научных трудов / Под ред. В.М. Баранова и М.А. Пше- ничнова. - Н. Новгород, 2007. - Вып. 13. - Ч. 1. - С. 160-167.
34. Исполнительное производство (издание третье, исправленное и дополненное) / И.Б. Морозова, А.М. Треушников. - М.: ОАО Издательский дом «Городец», 2004.
35. Капорина Е.Е. О правовом статусе органов принудительного испол-нения и предпосылках его реформирования // «Современное право». - 2007. -№ 8.
36. Комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (постатейный) (А.Р. Голубева, Н.В. Салько-ва, И.В. Селионов) /Под ред. Ю.А. Дмитриева. - М.: Деловой двор, 2008.
37. Косткина О. О некоторых проблемах исполнительного производства // Военно-юридический журнал. - 2006. - № 10.
38. Ламонов Е.В. Служба судебных приставов: становление и проблемы развития. Из сборника «История становления и современное состояние исполнительной власти в России». - М.: Новая Правовая культура, 2003. - 595с.
39. Мелехин А.В. Административное право: Курс лекций. - М., 2009. С. 131.
40. Мельников А. Судебные приставы - это исполнительная власть // Российская юстиция. - 2008. -- № 5. -- С. 13.
41. Морина И.С. Статус судебного пристава-исполнителя // Экономический лабиринт. -- 2008. - № 7-8 (74-75). - С. 15 - 16.
42. Ноздрачев, А. Ф. Государственная служба: Учебник для подготовки государственных служащих. - М.: Статут, 2007. - 592 с.
43. Оганесян В.М. Исполнительное производство в Российской Федерации: административно-правовая природа и правовой режим Автореф. дис. ... к.ю.н. - М. 2007.
44. Палунина А. Статус судебного пристава // «Эж-ЮРИСТ» - 2007. - - № 11.
45. Поляков М. Судебные приставы, с кем вы? // Российская юстиция.-- 2008. - №4. -- С. 12.
46. Постатейный комментарий к Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» /Викут М. А., Исаенкова О.В., Богомолов А.А. [и др.], под редакцией Исаенковой О.В. - М.: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР IPR-MEDIA - 2008.
47. Проект Исполнительного кодекса Российской Федерации / Отв. ред. Г.Д. Улетова. Краснодар - СПб.: Издательство Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2004.
48. Рогожин Н.А. Комментарий к Федеральному закону от 21 июля 1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах». - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2005.
49. Сарычев А. Судебный пристав - лицо должностное // Российская юстиция. -- 2007. - № 7. -- С. 16.
50. Халиков А. Судебным приставам - полномочия органов дознания // Российская юстиция. -- 2008. -- № 8. -- С. 14.
51. Шалыгин В.В. Становление и развитие службы судебных приставов в России во II половине XIX века (историко-правовой аспект)//История государства и права. - 2006. - № 9.
52. Ширяева Т.В. Производство по делам об обжаловании действий (без-действия) судебного пристава-исполнителя: Дисс. ... канд. юрид. наук.: 12.00.15.- Екатеринбург 2007.