Правовой статус службы судебных приставов
|
Введение 4
Глава 1. Общая характеристика правового статуса сотрудника службы судебных приставов 8
1.1. Становление и развитие системы правового регулирования деятельности судебных приставов в России 8
1.2. Содержание правового статуса судебного пристава по действующему законодательству в РФ 15
Глава 2. Правовое регулирование полномочий сотрудника службы судебного пристава 22
2.1. Общие полномочия судебного пристава 22
2.2. Специальные полномочия судебного пристава 30
2.3. Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва 35
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Приложение 58
Глава 1. Общая характеристика правового статуса сотрудника службы судебных приставов 8
1.1. Становление и развитие системы правового регулирования деятельности судебных приставов в России 8
1.2. Содержание правового статуса судебного пристава по действующему законодательству в РФ 15
Глава 2. Правовое регулирование полномочий сотрудника службы судебного пристава 22
2.1. Общие полномочия судебного пристава 22
2.2. Специальные полномочия судебного пристава 30
2.3. Управление федеральной службы судебных приставов по Республике Тыва 35
Заключение 49
Список использованных источников и литературы 52
Приложение 58
Актуальность темы исследования.Одной из первых в ряду организационных проблем деятельности Федеральной службы судебных приставов стоит проблема административно-правового статуса судебного пристава, и суть ее не только в достаточности или в нехватке кадров и уровне оплаты труда, а намного шире. Главный вопрос здесь заключается в том, каким мы хотим видеть судебного пристава, какими должны быть его полномочия для осуществления возложенных на него задач? По своему статусу, компетенции и властным полномочиям судебный пристав является правоприменителем, во многом схожим с судьей. Следовательно, это должен быть грамотный, образованный юрист с высшим образованием. Однако ни место в иерархии государственных органов, ни уровень оплаты труда, ни степень социальной защищенности судебных приставов не соотносятся с предъявляемыми к ним требованиями. Статус судебного пристава не позволяет ему авторитетно выглядеть на фоне других должностных лиц государства. В то же время судебный пристав - это проводник воли суда, и его статус должен быть равен статусу работников прокуратуры и иных правоохранительных органов.
Существует целый ряд факторов, делающих профессию судебного пристава непривлекательной на рынке труда для квалифицированных специалистов. Прежде всего, этого недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокой степени ответственности, наличия сложной системы представления регулярной статистической отчетности, отсутствия автоматизации и необходимости выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти за последние десять лет в России произведена существенная реорганизация органов исполнительной власти. Образована Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России), которой переданы функции Минюста России по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Актуальность рассмотрения организационно-правовых основ деятельности службы судебных приставов обусловлена возрастающими потребностями общества и государства в наличии и эффективном действии отлаженного правового механизма и организационной системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, имеющей в своем составе высококвалифицированные кадры, повышением требований к уровню их профессиональной готовности, диктуемых усложняющимся характером социально-экономических преобразований, которые осуществляются в стране на этапе социальных реформ, и, в частности конкретно обусловлено смыслом и содержанием Указа Президента Российской Федерации №314 от 09 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
ФССП России относится к исполнительной власти. На службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов в связи с чем, служба судебных приставов наделена дополнительными функциями: розыск должников и их имущества, дознание и административная практика.
Значительным шагом вперед стало принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ « «О судебных приставах» (ред. от 25.11.2009), и от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 27.09.2009).
Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового статуса судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.
Степень научной разработанности темы. В качестве теоретической базы исследования использованы работы российских и зарубежных правоведов, в том числе и многих современных ученых. В основу выпускной квалификационной работы положено действующее законодательство Российской Федерации, достижения таких наук, как теория государства и права, конституционное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное и международное частное право.
При подготовке выпускной квалификационной работы автор опирался на труды таких отечественных ученых, как: Лунев А.Е., Якубов С.А., Васильев М.А., Треушников И.Б., Гуреев В.А., Степанюк, В.В. Морозова, В.М., Ярков В.В. и других.
Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации правовых функций сотрудника службы судебных приставов.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие правовой статус сотрудника службы судебных приставов в Российской Федерации.
Цель исследования - изучение правового статуса сотрудника службы судебных приставов.
Эта цель достигается путем решения следующих задач:
1. рассмотреть становление и развитие системы правового регулирования деятельности судебных приставов в России;
2. изучить содержание правового статуса судебного пристава по действующему законодательству в РФ;
3. выявить общие полномочия судебного пристава;
4. определить специальные полномочия судебного пристава. Методологическую основу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, органов юстиции и органов принудительного исполнения юрисдикционных актов, а также монографии, научные труды, диссертационные исследования, публикации отечественных государствоведов и правоведов по проблемам деятельности в сфере административного, гражданского, исполнительного производства, арбитражного права и процесса.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Существует целый ряд факторов, делающих профессию судебного пристава непривлекательной на рынке труда для квалифицированных специалистов. Прежде всего, этого недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокой степени ответственности, наличия сложной системы представления регулярной статистической отчетности, отсутствия автоматизации и необходимости выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти за последние десять лет в России произведена существенная реорганизация органов исполнительной власти. Образована Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации (ФССП России), которой переданы функции Минюста России по обеспечению исполнения решений судов и других органов, установленного порядка деятельности судов, за исключением функций по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности.
Актуальность рассмотрения организационно-правовых основ деятельности службы судебных приставов обусловлена возрастающими потребностями общества и государства в наличии и эффективном действии отлаженного правового механизма и организационной системы принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, имеющей в своем составе высококвалифицированные кадры, повышением требований к уровню их профессиональной готовности, диктуемых усложняющимся характером социально-экономических преобразований, которые осуществляются в стране на этапе социальных реформ, и, в частности конкретно обусловлено смыслом и содержанием Указа Президента Российской Федерации №314 от 09 марта 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».
ФССП России относится к исполнительной власти. На службу судебных приставов возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов в связи с чем, служба судебных приставов наделена дополнительными функциями: розыск должников и их имущества, дознание и административная практика.
Значительным шагом вперед стало принятие Федеральных законов от 21 июля 1997 г. №118-ФЗ « «О судебных приставах» (ред. от 25.11.2009), и от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (ред. от 27.09.2009).
Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов нуждается в дальнейшем развитии и дополнении, увязке с другими федеральными законами с целью совершенствования правового статуса судебных приставов и условий реализации ими своих функций, развития специализации, поиска более совершенных форм и методов управления Федеральной службой судебных приставов, взаимодействия с органами государственной власти, формирования профессионального ядра службы судебных приставов.
Степень научной разработанности темы. В качестве теоретической базы исследования использованы работы российских и зарубежных правоведов, в том числе и многих современных ученых. В основу выпускной квалификационной работы положено действующее законодательство Российской Федерации, достижения таких наук, как теория государства и права, конституционное, административное, гражданское, гражданско-процессуальное, уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное, международное публичное и международное частное право.
При подготовке выпускной квалификационной работы автор опирался на труды таких отечественных ученых, как: Лунев А.Е., Якубов С.А., Васильев М.А., Треушников И.Б., Гуреев В.А., Степанюк, В.В. Морозова, В.М., Ярков В.В. и других.
Объектом исследования стали общественные отношения, складывающиеся в ходе реализации правовых функций сотрудника службы судебных приставов.
Предметом исследования являются нормы российского законодательства, регулирующие правовой статус сотрудника службы судебных приставов в Российской Федерации.
Цель исследования - изучение правового статуса сотрудника службы судебных приставов.
Эта цель достигается путем решения следующих задач:
1. рассмотреть становление и развитие системы правового регулирования деятельности судебных приставов в России;
2. изучить содержание правового статуса судебного пристава по действующему законодательству в РФ;
3. выявить общие полномочия судебного пристава;
4. определить специальные полномочия судебного пристава. Методологическую основу исследования составляют законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, органов юстиции и органов принудительного исполнения юрисдикционных актов, а также монографии, научные труды, диссертационные исследования, публикации отечественных государствоведов и правоведов по проблемам деятельности в сфере административного, гражданского, исполнительного производства, арбитражного права и процесса.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Деятельность судебных приставов в Российской Федерации имеет огромное значение, поскольку затрагивает интересы миллионов граждан и организаций, направлена на реальное, правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других государственных органов и должностных лиц, обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве, защиту прав, свобод граждан и организаций. В этой связи деятельность судебных приставов находится под пристальным вниманием органов государственной власти, имеет большой общественный резонанс. От качества работы судебных приставов напрямую зависит состояние законности и правопорядка в Российской Федерации.
Правовой статус должностных лиц - это права, обязанности, административные полномочия, ограничения и ответственность, которые устанавливаются специальным законодательством, как правило, применительно к конкретной должности. Административные полномочия сочетаются со специальными полномочиями. Так, например, председатель федерального суда субъекта Российской Федерации, помимо организационно-управленческих функций, возглавляет президиум суда, рассматривает жалобы, выполняет иные судебные функции и др.
Являясь частью общего правового положения судебного пристава, его административно-правовое положение неразрывно связано с государственной политикой, политической системой государства, социальной структурой общества, общей и правовой культурой, правосознанием судебных приставов и тех субъектов права, с кем последние вступают в правоотношения по долгу службы.
Полномочиями судебного пристава гражданин наделяется в связи с замещением должности судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов,
учрежденных в Федеральной службе судебных приставов для осуществления соответствующих государственных функций: по исполнению юрисдикционных актов, обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве.
Судебный пристав является должностным лицом, непосредственно осуществляющим функции Федеральной службы судебных приставов и выполняющим задачи, возложенные на данный орган. В этой связи административное положение судебного пристава производно от административно-правового положения Федеральной службы судебных приставов.
Цели деятельности судебного пристава - также одно из основополагающих элементов его административно-правового статуса. Цели напрямую зависят от вида государственной службы, к которому отнесена должность судебного пристава. Однако для того, чтобы это определить, требуется системное толкование нескольких нормативных правовых актов: Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «Об исполнительном производстве», Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, Положения о Федеральной службе судебных приставов, Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденных указами Президента Российской Федерации.
Анализ положений указанных актов позволяет заключить:
1) судебный пристав - должность федеральной государственной гражданской службы;
2) данная должность учреждена для осуществления профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы судебных приставов;
3) назначение судебного пристава - непосредственное обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, исполнение в пределах своей компетенции законодательства об уголовном судопроизводстве.
Правовая норма о месте должности судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации в Законе «О судебных приставах» отсутствует, хотя она помогла бы более четко определить административно-правовое положение рассматриваемого должностного лица.
Существует целый ряд факторов, делающих профессию судебного пристава непривлекательной на рынке труда для квалифицированных специалистов. Прежде всего, это недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокая степень ответственности, сложная система представления регулярной статистической отчетности, отсутствие автоматизации и необходимость выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций. Таким образом, для исполнительного производства первостепенной задачей сейчас является улучшение качественного состава работающих сотрудников, а не их количества.
В заключение следует отметить, что за время своего существования Служба судебных приставов заняла достойное место в системе органов исполнительной власти, внося существенный вклад в защиту и восстановление нарушенных конституционных прав граждан и юридических лиц, а также пополняя бюджеты различных уровней Российской Федерации.
Правовой статус должностных лиц - это права, обязанности, административные полномочия, ограничения и ответственность, которые устанавливаются специальным законодательством, как правило, применительно к конкретной должности. Административные полномочия сочетаются со специальными полномочиями. Так, например, председатель федерального суда субъекта Российской Федерации, помимо организационно-управленческих функций, возглавляет президиум суда, рассматривает жалобы, выполняет иные судебные функции и др.
Являясь частью общего правового положения судебного пристава, его административно-правовое положение неразрывно связано с государственной политикой, политической системой государства, социальной структурой общества, общей и правовой культурой, правосознанием судебных приставов и тех субъектов права, с кем последние вступают в правоотношения по долгу службы.
Полномочиями судебного пристава гражданин наделяется в связи с замещением должности судебного пристава-исполнителя или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов,
учрежденных в Федеральной службе судебных приставов для осуществления соответствующих государственных функций: по исполнению юрисдикционных актов, обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению законодательства об уголовном судопроизводстве.
Судебный пристав является должностным лицом, непосредственно осуществляющим функции Федеральной службы судебных приставов и выполняющим задачи, возложенные на данный орган. В этой связи административное положение судебного пристава производно от административно-правового положения Федеральной службы судебных приставов.
Цели деятельности судебного пристава - также одно из основополагающих элементов его административно-правового статуса. Цели напрямую зависят от вида государственной службы, к которому отнесена должность судебного пристава. Однако для того, чтобы это определить, требуется системное толкование нескольких нормативных правовых актов: Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации», «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «Об исполнительном производстве», Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, Положения о Федеральной службе судебных приставов, Положения о территориальном органе Федеральной службы судебных приставов, утвержденных указами Президента Российской Федерации.
Анализ положений указанных актов позволяет заключить:
1) судебный пристав - должность федеральной государственной гражданской службы;
2) данная должность учреждена для осуществления профессиональной служебной деятельности по обеспечению исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы судебных приставов;
3) назначение судебного пристава - непосредственное обеспечение установленного порядка деятельности судов, исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, исполнение в пределах своей компетенции законодательства об уголовном судопроизводстве.
Правовая норма о месте должности судебного пристава в системе государственной службы Российской Федерации в Законе «О судебных приставах» отсутствует, хотя она помогла бы более четко определить административно-правовое положение рассматриваемого должностного лица.
Существует целый ряд факторов, делающих профессию судебного пристава непривлекательной на рынке труда для квалифицированных специалистов. Прежде всего, это недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокая степень ответственности, сложная система представления регулярной статистической отчетности, отсутствие автоматизации и необходимость выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций. Таким образом, для исполнительного производства первостепенной задачей сейчас является улучшение качественного состава работающих сотрудников, а не их количества.
В заключение следует отметить, что за время своего существования Служба судебных приставов заняла достойное место в системе органов исполнительной власти, внося существенный вклад в защиту и восстановление нарушенных конституционных прав граждан и юридических лиц, а также пополняя бюджеты различных уровней Российской Федерации.
Подобные работы
- Становление и развитие административного регламента службы судебных приставов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Административно - правовой статус службы судебных приставов
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Служба судебных приставов: виды, задачи и полномочия
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Оспаривание действий судебных приставов
Дипломные работы, ВКР, исполнительное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Оценка эффективности деятельности территориальных органов Федеральной службы судебных приставов
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ
СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СФЕРЕ
ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В СФЕРЕ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2020 - Федеральная служба судебных приставов: вопросы правового регулирования и особенности прохождения службы в органах принудительного исполнения
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 3200 р. Год сдачи: 2023 - Правовое регулирование документооборота в Федеральной службе судебных приставов (Якутский Гуманитарный Колледж)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024



