ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ОПЕРАЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
§1. Формирование мыслительных операций как психолого-педагогическая проблема 6
§2. Особенности развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте 17
§ 3. Приёмы развития мыслительных операций младших школьников 23
Выводы по главе 1 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 29
§1. Актуальное состояние развития мыслительных операций у учащихся начальной школы 29
§2. Динамика развития мыслительных операций у учащихся начальной школы 41
§3. Методические рекомендации, направленные на развитие мыслительных операций 47
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список используемой литературы 57
Приложение А 61
Приложение Б 67
Приложение В 69
Глава 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ
ОПЕРАЦИЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 6
§1. Формирование мыслительных операций как психолого-педагогическая проблема 6
§2. Особенности развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте 17
§ 3. Приёмы развития мыслительных операций младших школьников 23
Выводы по главе 1 27
Глава 2. ВЫЯВЛЕНИЕ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ МЫСЛИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ 29
§1. Актуальное состояние развития мыслительных операций у учащихся начальной школы 29
§2. Динамика развития мыслительных операций у учащихся начальной школы 41
§3. Методические рекомендации, направленные на развитие мыслительных операций 47
Выводы по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
Список используемой литературы 57
Приложение А 61
Приложение Б 67
Приложение В 69
Для современного мира характерны быстрые темпы развития и в связи с этим он предъявляет высокие требования к личности каждого человека для успешного прохождения социализации в данном обществе. Школа является одним из главных «социализаторов» ребенка. Лишь пройдя школьное обучение, учащиеся могут адаптироваться и реализоваться в современном обществе и вести самостоятельный образ жизни.
Важнейшим компонентом познавательной деятельности является мышление, лишь благодаря мышлению человек познает предметы и те явления, признаки, свойства которых нельзя воспринять непосредственно. Мыслительная деятельность позволяет установить причинно-следственные зависимости, раскрыть объективные закономерности явлений и их сущность. Осмысление своего сенсорного (чувственного) опыта позволяет вести целенаправленный поиск решения возникающих проблем, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.
Возникновение потребности ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу, выйти из того или иного затруднения является активатором процесса мышления. Чем больше человек знает, тем больше его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов и проблем, тем активнее и самостоятельнее его мысль. Поэтому, развитие мышления является важной стороной в развитии личности человека, а особенно в развитии личности младших школьников. Вот почему проблема развития мыслительных операций учащихся — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике.
В процессе овладения знаниями школьник усваивает взаимосвязь и отношения между предметами и явлениями, у него формируются не только отдельные понятия, но и системы понятий, он начинает понимать взаимоотношения частных и общих понятий. Школьник учится сопоставлять, рассуждать, доказывать и на этой основе постепенно начинает овладевать логическими формами мышления.
То, что дети усваивают знания уже известные человечеству и делают это с помощью учителей, родителей и других взрослых предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Заучивание знаний не помогает в усвоении знаний, а делает их чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим. Для успешного формирования мышления у младших школьников необходимо грамотно и рационально выстроить учебный процесс. Большую роль для успешности школьного обучения, для успешного овладения знаниями, умениями и навыками, для приобщения к опыту человечества играют знания об уровнях развития мышления младших школьников.
Над решением проблемы оптимального развития мыслительных операций учащихся работали выдающиеся отечественные психологи — Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.С. Якиманская и многие другие. Вместе с тем, противоречие, существующее между высокими программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся и недостаточным уровнем развития у них мыслительных операций, предопределило выбор темы исследования: «Динамика развития мыслительных операций у учащихся
начальных классов»
Объект исследования: процесс развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: динамика развития мыслительных операций у
учащихся начальных классов и способы ее изменения.
Цель работы: выявить динамику развития мыслительных операций у
учащихся начальной школы и подобрать задания, направленные на ее усиление.
Гипотеза исследования: Такие мыслительные операции как «Анализ», «Синтез», «Сравнение», «Обобщение» и «Абстрагирование» у учащихся начальной школы находятся преимущественно на среднем уровне развития и демонстрируют незначительную позитивную динамику в отсутствии целенаправленного формирования.
В соответствии с целью и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Описать предмет и объект развития мыслительных операций
3. Определение и описание критериев для каждого уровня развития мыслительных операции
4. Подобрать методики, позволяющие выявить уровень развития
мыслительных операций.
5. Разработать диагностическую программу исследования.
6. Провести констатирующий эксперимент и описать его результаты.
7. Сравнить гипотезу исследования с результатом проведенного эксперимента.
8. Разработать специальные задания, направленные на коррекцию исходного состояния мыслительных операций
База исследования: МКОУ Черемшанской СОШ №20. В исследовании принимали участие 44 ученика начальных классов.
Важнейшим компонентом познавательной деятельности является мышление, лишь благодаря мышлению человек познает предметы и те явления, признаки, свойства которых нельзя воспринять непосредственно. Мыслительная деятельность позволяет установить причинно-следственные зависимости, раскрыть объективные закономерности явлений и их сущность. Осмысление своего сенсорного (чувственного) опыта позволяет вести целенаправленный поиск решения возникающих проблем, предвидеть ход событий, изменять и совершенствовать практику.
Возникновение потребности ответить на тот или иной вопрос, решить ту или иную задачу, выйти из того или иного затруднения является активатором процесса мышления. Чем больше человек знает, тем больше его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов и проблем, тем активнее и самостоятельнее его мысль. Поэтому, развитие мышления является важной стороной в развитии личности человека, а особенно в развитии личности младших школьников. Вот почему проблема развития мыслительных операций учащихся — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике.
В процессе овладения знаниями школьник усваивает взаимосвязь и отношения между предметами и явлениями, у него формируются не только отдельные понятия, но и системы понятий, он начинает понимать взаимоотношения частных и общих понятий. Школьник учится сопоставлять, рассуждать, доказывать и на этой основе постепенно начинает овладевать логическими формами мышления.
То, что дети усваивают знания уже известные человечеству и делают это с помощью учителей, родителей и других взрослых предполагает необходимость самостоятельного мышления у самих детей. Заучивание знаний не помогает в усвоении знаний, а делает их чисто формальным, поверхностным, бездумным, механическим. Для успешного формирования мышления у младших школьников необходимо грамотно и рационально выстроить учебный процесс. Большую роль для успешности школьного обучения, для успешного овладения знаниями, умениями и навыками, для приобщения к опыту человечества играют знания об уровнях развития мышления младших школьников.
Над решением проблемы оптимального развития мыслительных операций учащихся работали выдающиеся отечественные психологи — Л.С. Выготский, Н.А. Менчинская, Е.Н. Кабанова-Меллер, И.С. Якиманская и многие другие. Вместе с тем, противоречие, существующее между высокими программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам учащихся и недостаточным уровнем развития у них мыслительных операций, предопределило выбор темы исследования: «Динамика развития мыслительных операций у учащихся
начальных классов»
Объект исследования: процесс развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: динамика развития мыслительных операций у
учащихся начальных классов и способы ее изменения.
Цель работы: выявить динамику развития мыслительных операций у
учащихся начальной школы и подобрать задания, направленные на ее усиление.
Гипотеза исследования: Такие мыслительные операции как «Анализ», «Синтез», «Сравнение», «Обобщение» и «Абстрагирование» у учащихся начальной школы находятся преимущественно на среднем уровне развития и демонстрируют незначительную позитивную динамику в отсутствии целенаправленного формирования.
В соответствии с целью и предметом исследования нами сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
2. Описать предмет и объект развития мыслительных операций
3. Определение и описание критериев для каждого уровня развития мыслительных операции
4. Подобрать методики, позволяющие выявить уровень развития
мыслительных операций.
5. Разработать диагностическую программу исследования.
6. Провести констатирующий эксперимент и описать его результаты.
7. Сравнить гипотезу исследования с результатом проведенного эксперимента.
8. Разработать специальные задания, направленные на коррекцию исходного состояния мыслительных операций
База исследования: МКОУ Черемшанской СОШ №20. В исследовании принимали участие 44 ученика начальных классов.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мышление является главным компонентом в структуре познавательной деятельности. Недостаточный уровень развития мыслительных операций не позволит ученикам устанавливать причинно-следственные зависимости, раскрывать объективные закономерности явлений и их сущность. Если не уделять должного внимания развитию данного когнитивного процесса, у ребенка возникнут сложности в дальнейшем обучении, связанные с высокими программными требованиями к знаниям, умениям и навыкам. Исходя из этого, можно заключить, что проблема развития мыслительных операций является одной их сложнейших в психологопедагогической практике.
Объектом нашего исследования выступил процесс развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте. Предметом исследования послужила динамика развития мыслительных операций у учащихся начальных классов и способы ее изменения.
Оценивание развития мыслительных операций проходило таким критериям как «соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям» и «соответствие свойств мыслительных операций заранее заданным требованиям», включающим в себя понимание инструкции и цели задания, способность самостоятельно выполнить задание, умение в случае необходимости воспользоваться предложенной помощью взрослого, количество правильных ответов, правильность выбора признака и речевое обоснование выбора.
Для выявления актуального уровня развития каждой мыслительной операций нами было подобранно пять комплексных методик: на развития анализа «Выявление существенных признаков», «Времена года» для операции синтез, сравнение с помощью методики «Найди отличия», операция обобщение - «Четвертый лишний» и развитие абстрагирования - «Логика связей». Методики были согласованы в рамках диагностической программы, что позволило судить не только состоянии отдельных мыслительных операций, но и о развитии мышления в целом.
Результаты, полученные в ходе проведения исследования, были занесены в таблицы, в последующем они подвергались количественному и качественному анализу. Дано описание актуального состояния и выявлена динамика развития как по каждой мыслительной операции, так и по мышлению в целом для учащихся от первого к четвертому классу. Динамика развития мыслительных операций в начальной школе присутствует, но большое количество учащихся показывает низкий уровень развития, данный уровень характерен для первого класса (70%). Во втором классе 50% учащихся демонстрируют низкий уровень развития, столько же учащихся со средним уровнем развития. В третьем классе преобладают испытуемые со средним уровнем развития мыслительных операций (56%), но также остается большой процент учащихся с низким уровнем развития мыслительных операций (44%). К четвертому классу ситуация несколько улучшается: большинство учащихся способны к принятию задачи, ее полному или частичному выполнению.
Проведение мероприятий, направленных на формирование мыслительных операций, должно носить системный и систематический характер. Задания должны присутствовать на каждом уроке (1-2 задания) и на протяжение всего обучения.
Проведенная работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу, о том, что такие мыслительные операции как «Анализ», «Синтез», «Сравнение», «Обобщение» и «Абстрагирование» у учащихся начальной школы находятся преимущественно на среднем уровне развития и демонстрируют незначительную позитивную динамику в отсутствии целенаправленного формирования.
Объектом нашего исследования выступил процесс развития мыслительных операций в младшем школьном возрасте. Предметом исследования послужила динамика развития мыслительных операций у учащихся начальных классов и способы ее изменения.
Оценивание развития мыслительных операций проходило таким критериям как «соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям» и «соответствие свойств мыслительных операций заранее заданным требованиям», включающим в себя понимание инструкции и цели задания, способность самостоятельно выполнить задание, умение в случае необходимости воспользоваться предложенной помощью взрослого, количество правильных ответов, правильность выбора признака и речевое обоснование выбора.
Для выявления актуального уровня развития каждой мыслительной операций нами было подобранно пять комплексных методик: на развития анализа «Выявление существенных признаков», «Времена года» для операции синтез, сравнение с помощью методики «Найди отличия», операция обобщение - «Четвертый лишний» и развитие абстрагирования - «Логика связей». Методики были согласованы в рамках диагностической программы, что позволило судить не только состоянии отдельных мыслительных операций, но и о развитии мышления в целом.
Результаты, полученные в ходе проведения исследования, были занесены в таблицы, в последующем они подвергались количественному и качественному анализу. Дано описание актуального состояния и выявлена динамика развития как по каждой мыслительной операции, так и по мышлению в целом для учащихся от первого к четвертому классу. Динамика развития мыслительных операций в начальной школе присутствует, но большое количество учащихся показывает низкий уровень развития, данный уровень характерен для первого класса (70%). Во втором классе 50% учащихся демонстрируют низкий уровень развития, столько же учащихся со средним уровнем развития. В третьем классе преобладают испытуемые со средним уровнем развития мыслительных операций (56%), но также остается большой процент учащихся с низким уровнем развития мыслительных операций (44%). К четвертому классу ситуация несколько улучшается: большинство учащихся способны к принятию задачи, ее полному или частичному выполнению.
Проведение мероприятий, направленных на формирование мыслительных операций, должно носить системный и систематический характер. Задания должны присутствовать на каждом уроке (1-2 задания) и на протяжение всего обучения.
Проведенная работа подтверждает выдвинутую нами гипотезу, о том, что такие мыслительные операции как «Анализ», «Синтез», «Сравнение», «Обобщение» и «Абстрагирование» у учащихся начальной школы находятся преимущественно на среднем уровне развития и демонстрируют незначительную позитивную динамику в отсутствии целенаправленного формирования.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КУРСЕ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Геометрический материал как средство развития мыслительных операций у школьников в начальной школе (Педагогика, психология, Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Развитие логических мыслительных операций у обучающихся второго класса методами технологии проблемно - диалогического обучения
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Коррекция у учащихся 2 класса акустической дисграфии посредством упражнений в условиях школьного логопункта (Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2018 - ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМОВ У УЧАЩИХСЯ ТРЕТЬЕГО КЛАССА
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПОНЯТИЕМ «ЗАДАЧА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2017 - Ошибки в выделении приставок и суффиксов у учащихся начальных классов, пути их предупреждения и исправления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





