Введение 3
Глава 1. Игрушка как объект изучения науки
1.1. Основные научные подходы к исследованию игрушки.
Социологическое понимание игрушки 6
1.2. Особенности игрушки 21 века 17
Глава 2. Роль игрушки в социализации современных детей: результаты социологического исследования
2.1. Детская комната и её материальные объекты как игровое 21
пространство ребенка и среда воспитания и социализации
2.2. Детство и игрушки в оценках представителей разных поколений 48
Заключение 60
Список литературы 64
Приложение 67
Социализация детей дошкольного возраста наиболее полно осуществляется в игровой деятельности. Взяв на себя роль в игре, ребенок приобретает опыт, который впоследствии проецируется на его поведение, проявляется в социальном взаимодействии с окружающими людьми. Игрушка - это объект материальной культуры, помогающий не только развиваться ребенку, но и самостоятельно усваивать первые в жизни социальные практики, совершать определенные социальные действия и взаимодействия, которые были ранее зафиксированы ребенком во взрослом мире.
Актуальность нашего исследования обусловлена противоречием между стремительно расширяющимся и модернизирующимся рынком игрушек и неоднозначным их влиянием на социализацию и развитие современных детей. В последнее время ассортимент игрушек и игр весьма широк. Современные родители, с одной стороны, находятся в выгодном положении, имея возможность выбрать практически любую игрушку. С другой стороны, в бесконечном многообразии игрушек повышается вероятность того, что та или иная игрушка может негативно повлиять на развитие ребенка или даже может стать опасной для него.
Исследования игрушек достаточно разнообразны как по конкретному аспекту изучения, так и по уровню теоретического анализа проблемы. Здесь можно встретить и попытки философского осмысления роли игрушки, и кросскультурные исследования игрушек, и анализ предпочтений детей и их родителей конкретных игрушек, и изучение современных игрушек как социального феномена. Анализ многочисленной литературы показал, что детская игрушка рассматривалась как: историко-археологический материал (Е.А. Аркин, Н.Д. Бартрам), элемент философской культуры (Т.Н. Зиновьева, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И. Хейзинг), элемент народного искусства (А.В. Бакушинский, Н.Д. Бартрам, Л.Г. Оршанский, С.В. Россихина), воспитывающее средство и атрибут игровой деятельности (Л.В. Артемова, Е.М. Гаспарова, Т.Н. Доронова, Е.В. Зворыгина, Е.А. Косаковская, Н.П. Линькова, А.С. Макаренко, М.М. Манасеина, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова, Е.А. Покровский, Н.А. Рыбников, А.П. Усова, Е.А. Флерина, А.Н. Фролова, М. Эндерлин), средство психического развития (В.В. Абраменкова, Г.Л. Лэндрет, В.К. Лосева, А.И. Луньков, М. Монтессори, B.C. Мухина, Ж. Пиаже, Е.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин). В то же время рассмотрение игрушки как средства социализации и освоения культурных традиций и норм, а также как средства конструирования собственной социальной реальности является относительно новой и малоизученной темой в современной науке.
В своем исследовании мы воспользовались результатами теоретического и практического изучения феномена игрушек целого ряда ученых, принадлежавших к разным теоретическим направлениям и даже наукам, применив комплексный подход...
Таким образом, научная значимость данной работы заключается в том, что она предполагает комплексный подход к социологическому рассмотрению игрушки как средства социализации детей дошкольного возраста, как на теоретическом уровне, так и уровне конкретных исследований.
В теоретической части работы рассмотрены методологические и теоретические основы изучения игрушки, а также различные подходы, которые рассматривают игрушку как материальный объект конструирования собственной социальной реальности, как средство социализации и освоения социального опыта, как отражение и символ культуры и общества, а также как товар. Социологическое понимание игрушки, в свою очередь, объединяет все данные подходы. Мы раскрыли понятие игрушка в социологическом аспекте, а также самостоятельно определили игрушку как материальный объект, выступающий средством воспитания, социализации, приобщения к культурным нормам и ценностям, а также средством конструирования собственной социальной реальности.
Также была освещена тема современных игрушек. Выявлены основные особенности игрушек 21 века, такие как натурализация, детализация, дегуманизация, автоматизация, технологичность, доступность и разнообразие игрушек. Мы пришли к выводу, что современные игрушки заявляют своей целью развитие интеллектуальных, социальных возможностей современного ребенка. Но реальная их цель-удовлетворение спроса современных родителей в поиске игрушек, способных сделать из их детей вундеркиндов. Именно такие игрушки доминируют сегодня на рынке и пользуются наибольшей популярностью у родителей.
В практической части работы отражены основные результаты социологического исследования, проведенного по данной теме: программа, полученные результаты и основные выводы...
1. Абраменкова, В.В. Игры и игрушки наших детей. Забава или пагуба? Современный ребенок в игровой цивилизации/ М., 2001. -532 с.
2. Абраменкова, В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка / М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. -640 с.
3. Аркин, Е.А. /Ребенок в дошкольные годы/ под ред. А.В. Запорожца,
B. В. Давыдова. М.: Просвещение, 1968. - 445 с.
4. Бейтсон, Г./ Теория игры и фантазии / Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии/ Пер. с англ. Д.Я. Федотова, М.П. Папуша. М.: Смысл, 2000.
5. Бартрам, Н.Д. Воспоминания о художнике. (Кукольный театр, детский театр и театр для детей. Игрушка) / сост. Е.С. Овчинникова, А.Н. Изергина, Т.Г. Перевезенцева. — М.: Советский художник, 1979. -173 с
6. Вахштайн, В.В /К микросоциологии игрушек: сценарий, афорданс, транспозиция/ Логос №2, 2013.
7. Воловец, Л.И. / Игрушки прошлого века. Игра и дети / 2001. № 10-
C. 1415.
8. Гаспарова, Е.М. / Роль социального опыта в игре детей раннего и дошкольного возраста / Е.М. Гаспарова // Вопросы психологии. 1984. №6. С.43-51.
9. Гофман, И. Анализ фреймов: Эссе об организации повседневного
опыта/Пер. с англ. под ред. Г.С. Батыгина, Л.А. Козловой. М.:
Институт социологии РАН, 2003.
10. Дыбина, О.В. / Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром. М.: Пед. общ-во России, 2007. 128с.
11. Ильенков, Э.В. / Философия и культура /Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991. 464 с.
12. Катаева, Н.Н. /Анализ конкурентных преимуществ магазина по продаже детских товаров на региональном рынке/ [Электронный
ресурс] NaukaRastudent.ru.2015. № 121 (12) с.12. URL: http: //naukarastud ent.ru/12/2120/ (дата обращения: 19.02.2017).
13. Катаева, Н.Н. /Факторный анализ покупательских предпочтений на региональном рынке игрушек / Naukarastudent.ru. - 2015. - №. 8 (20) [Электронный ресурс] URL: http: //naukarastudent.ru/20/2880/. (дата обращения: 19.02.2017).
14. Коссаковская, Е.А. /Игрушка в жизни ребенка: пособие для
воспитателя детского сада / Е.А. Коссаковская. М.: Просвещение, 1980.- 62 с.
15. Крупская, Н.К. /Роль игры в детском саду /Москва, 1980 // История
советской дошкольной педагогики: хрестоматия: учебное
пособие/Москва: Просвещение, 1980. - С. 128-129...32