Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры
авиакомпании посредством корпоративного издания
1.1. Специфика деятельности авиакомпаний
1.2. Корпоративная культура как феномен организации
1.3. Корпоративные издания: основные виды и функции
Глава 2. Проект по разработке внутрикорпоративного издания авиакомпании
«Уральские авиалинии»
2.1. Проблематизация
2.2. Исследование объекта и предмета
2.3. Идея-концепция проекта
2.4. Цель проекта
2.5. Задачи проекта
2.6. Целевая аудитория проекта
2.7. Технологии реализации проекта
2.8. Команда проекта
2.9. План-график проекта
2.10. Ресурсы проекта
2.11. Бюджет проекта
2.12. Медиаплан проекта
2.13. Оценка эффективности проекта
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
Обоснование темы и ее актуальность. Известно, что быстрее и успешнее развивается та компания, у которой хорошо и правильно сформирована корпоративная культура. Ее инструменты - это главное, что формирует эту культуру. Большинство предприятий больше ориентируются на внешне корпоративную культуру, а значит - на клиента. Но за последние годы интерес отечественных предпринимателей к созданию внутрикорпоративной культуры заметно возрос. Хотя нередко их действия в этом направлении выглядят лишь своеобразной данью моде. И до сих пор многие компании не задумываются о климате внутри предприятия и поддержания своих сотрудников и их мотивации. Такая проблема сегодня существует и в авиакомпании «Уральские авиалинии». Компания, естественно, имеет внешне корпоративное издание, распространяемое на бортах своих воздушных судов. Это глянцевый журнал, который в основном ориентирован на внешнюю аудиторию, т.е. на пассажиров.
Компания имеет огромное количество служб, которые тем или иным способов контактируют между собой. И многие даже не знают о существовании каких-либо отделов и их деятельности, без которых компания существовать не может. Каждый говорит о том, что ему работать сложнее всех, а получает он меньше всех, не зная сложности работы других служб. У сотрудников нет понимания того, что каждый выполняет свою работу во благо всей компании, работая на общее дело к тому же, на сегодняшний день существует острая проблема «текучки» специалистов. Именно поэтому эта проблема актуальна как никогда и требует своего разрешения именно в этой компании. Что и войдет в проект разработки внутрикорпоративного издания, создаваемого для объединения коллектива, уменьшения и ликвидации «текучки» кадров и создания дружеской рабочей атмосферы.
Анализ источников и использованной литературы. Корпоративную культуру и корпоративные издания как инструмент корпоративной культуры рассматривали в своих трудах следующие авторы: Гундарин М.В., Капитонов
Э.А., Минаева Л.В., Мурзин Д.А.
Особую роль в изучении внутрикорпоративных издания и разработки проекта внутрикорпоративного журнала «Уральских авиалиний» сыграли такие издания, как UAM (внешнекорпоративный бортовой журнал авиакомпании «Уральские авиалинии»), журнал «Аэрофлот», бортовой журнал авиакомпании S7.
В работе с методами исследования помогли такие издания как газета «Правда УРФО», доступные годовые отчеты авиакомпаний, различные интернет-статьи на тему авиации и корпоративной культуры.
Объект исследования - корпоративная культура организации.
Предмет исследования - внутрикорпоративное издание как инструмент формирования корпоративной культуры авиакомпании «Уральские авиалинии».
Цель работы - анализ внутрикорпоративной культуры авиакомпании «Уральские авиалинии» и разработка проекта внутрикорпоративного издания.
Задачи работы.
1. Охарактеризовать специфику деятельности авиакомпаний
2. Описать корпоративную культуру компаний, как феномен организации
3. Определить вид корпоративной культуры авиакомпании
«Уральские авиалинии»
4. Проанализировать корпоративные издания как инструмент корпоративной культуры компании
5. Выделить виды и функции корпоративных изданий
6. Разработать проект внутрикорпоративного издания авиакомпании «Уральские авиалинии».
Методы исследования.
В работе использованы теоретические и эмпирические методы
исследования, в частности такие как контент-анализ, SWOT-анализ, EVENT- анализ.
Описание структуры и особенностей курсовой работы.
«Структура курсовой работы обусловлена поставленными целями и задачами. Работа содержит введение, 2 главы, заключение, список литературы, включающий 52 источника, приложение.
Первая глава «Теоретические аспекты формирования корпоративной культуры авиакомпании посредством корпоративного издания» является теоретическим аспектом. В ней рассматривается краткая история гражданской авиации и деятельность авиакомпаний, корпоративная культура как феномен организации, а также основные виды корпоративных изданий и их функции. Во второй главе «Проект по разработке внутрикорпоративного издания авиакомпании «Уральские авиалинии» охарактеризована деятельность данной авиакомпании» и проведена разработка проекта внутрикорпоративного издания для данного авиапредприятия и его анализ. В приложении представлены изображения обложек и разворотов внутренних и внешних корпоративных изданий различных предприятий и авиакомпаний, фото из истории развития авиации, примерная верстка нескольких страниц проекта первого выпуска журнала «UAMforStaff».
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Корпоративная культура играет важную роль в деятельности любой компании. Налаженная внутрикорпоративная же культура помогает компании выполнять поставленные задачи, повышать лояльность клиента, и, как следствие, улучшать ее финансовое положение.
В дипломной работе была описана корпоративная культура, ее задачи и виды и значимость в развитии и росте компании. Определен вид корпоративной культуры авиакомпании «Уральские авиалинии», которым является «Ролевая культура», где, по определению, все подчинено одним правилам и стандартам с контролем вышестоящим руководством. Авиакомпания имеет свои правила, нормативные документы, технологии, которым обязаны подчиняться сотрудники. При этом до сотрудников доносится только та информация, которая касается рабочих моментов, что не может создать мотивацию в работе. О том, что происходит вне работы - известно лишь не более 20% сотрудников. Различные события, победы, новости - передаются из уст в уста, а это, как правило, искажает информацию и переводится в слухи, имеющие обратный эффект. Нет призыва от вышестоящего руководства к действиям, направленным на улучшение деятельности авиакомпании, желания сотрудников работать с удовольствием, для пассажира, на благо компании. Внутрикорпоративное издание сразу и полностью бы не исправило ситуацию, но увеличило бы долю вероятности сохранения ценных кадров, уменьшения ненужных слухов, повышения лояльности к авиакомпании и отношения к руководству, и, как следствие, улучшение сервиса, увеличение пассажиропотока и улучшение финансового состояния авиакомпании и зарплат сотрудников.
Увеличение рейсов и количества самолетов в авиакомпании требует и увеличения штата. На сегодняшний день, в связи с открытием двух авиакомпаний на базе Екатеринбурга, большое количество сотрудников (бортпроводников) уволились из «Уральских авиалиний» (в связи лучшими условиями труда, предлагаемых конкурентами) и были приняты на работу в другие авиакомпании. Ни каких удерживающих и мотивационных действий, задерживающих ценные кадры в «Уральских авиалиниях» произведено не было. И здесь могло бы хоть не полностью, но частично, помочь внутрикорпоративное издание, решающее определенные задачи и приводящее к определенному, как правило, положительному результату.
Корпоративное издание является важным инструментом в создании положительного имиджа компании и успешного ее развития. Внутрикорпоративное же издание является не менее важным звеном, это настоящее PR-средство двухсторонней коммуникации.
Компания давно создала свой качественный внешнекорпоративный бортовой журнал, который занимает первые места в конкурсах рядом со своими сильнейшими конкурентами, которые, в свою очередь, занимают высокие позиции в номинациях внутрикорпоративных изданий, заботясь о своих сотрудниках и донося до них то, что необходимо для правильного развития предприятия. А отсюда и правильная мотивация сотрудников, и, как следствие, высокое качество обслуживания и увеличение пассажиропотока.
Для реализации проекта необходимо создание редакции и набор штата в составе главного редактора, журналистов, фотографа (будет приглашаться только на определенные события и по необходимости), верстальщика и дизайнера. Дополнительными внештатными сотрудниками могут быть сотрудники авиакомпании, которые смогут предоставлять материалы, статьи и фотографии на разные темы, касаемые предприятия.
Необходимо выделение помещения и необходимой оргтехники. Вся финансовая составляющая будет согласовываться с генеральным директором. По принципу с внешнекорпоративным журналом - внутрикорпоративный будет выпускаться один раз в два месяца, что существенно сохранит расходы на печать. Печататься журнал будет в типографии, где издается внешнекорпоративный журнал. Если, в дальнейшем, внутренний журнал будет популярен и приведет к положительным результатам, то он будет выпускаться ежемесячно.
Название журнала идентично внешнекорпоративному UAM (Ural Airlines Magazine) с подписью «for staff», что значит для сотрудников. В дальнейшем сами сотрудники между собой в общении будут сокращать его название, говоря: «В Стафе писали.», «фото из Стафа. », «Мою статью печатали в Стафе.», и т.д., и каждый будет понимать, что речь идет о внутрикорпоративном журнале «Уральских авиалиний».
Дизайн журнала будет пересекаться с внешнекорпоративным изданием. Те же шрифты, заголовки, основные цвета, расположения названий, иллюстраций, нумерация страниц. Журнал будет цветной, яркий и привлекательный с качественными страницами формата А4. На начальном этапе журнал будет состоять из 30 полос, в дальнейшем их количество будет увеличено. Каждый журнал будет посвящен определенной теме. Например, в месяц, на который будет приходиться какой-либо профессиональный праздник, или мировой праздник (Новый год, международный женский день) - фото на обложке будет соответствовать теме. Статьи в номере так же будут обращены к теме номера, напечатаны интервью с сотрудниками (например, на день бухгалтера интервью с главным бухгалтером авиакомпании об особенностях профессии и работе в авиакомпании или на день бортпроводника о всей сложности работы и ее положительных моментах и т.п.), что познакомит сотрудников с деятельностью других служб предприятия.
Первый разворот всегда будет содержать текст от генерального директора с обязательным его портретом.
Издание так же будет содержать статьи на различные темы, которые будут интересны каждому сотруднику. Каждый найдет в номере что-то интересное и полезное для себя. На страницах корпоративного издания «Стаф» сослуживцы смогут обмениваться мнениями о тех или иных событиях в компании, руководство ответит на часто задаваемые вопросы подчиненных, будут печататься личные рассказы и творческие эссе работников. Такого рода материалы не дадут стать журналу официальной многотиражкой с образцовыми статьями про «победы и заслуженные успехи», а сделают его живым и демократичным изданием, доступным и интересным всему персоналу. Будут включены новости авиакомпании, некоторые нормативные документы, будут проводиться конкурсы для сотрудников и описаны результаты предыдущих (на лучшую статью, фото по заданной теме и др.). Будет присутствовать «детская страничка» - разворот для детей сотрудников с задачками, лабиринтами, ребусами. Каждый сотрудник сможет взять экземпляр домой, в котором есть интересная страничка и для детей.
Основной задачей журнала будет информировать и объединить работников, сформировать в коллективе положительный имидж компании, установить обратную связь с сотрудниками, которая поможет в решении многих вопросов компании, изменить отношение к руководству в положительную сторону, максимально снизить уровень «текучести» кадров в авиакомпании, а так же ответить сотрудникам на волнующие вопросы, определить темы следующих номеров.
Рекламы в журнале будет содержаться мало. Так, реклама может быть на тему путешествий, полезных мероприятий, всего, что может касаться сотрудников авиакомпании. Так же реклама сможет перекрыть часть расходов на проект издания.
Тираж первого номера будет составлять 1000 номеров. В дальнейшем тираж увеличится по необходимости.
Номера будут распространяться в офисе авиакомпании путем распространения специальной службой развоза авиакомпании и доставляться в службу на поле (где находится дополнительное здание авиакомпании с различными службами). В офисе будут установлены специальные журнальные стойки, в которые и будет размещаться издание (в холле у входа, на этаже у медицинской службы, у входа в столовую, у входа каждого этажа и у лифтов).
Перед выходом каждого номера будет дана информация в виде плакатов, которые будут размещены на стендах самых проходимых мест офисного здания и службы на поле.
После выхода первого номера будет проводиться анкетирование сотрудников с пожеланиями и предложениями по содержанию журнала, что позволит сделать его еще более востребованным.
На создание проекта с момента его запуска и до выхода первого номера потребуется около пяти месяцев. Первый номер планируется выпустить в декабре, и это будет новогодний выпуск с результатами за год, о планах на будущее, выделение и поздравление лучших сотрудников отделов, тематические статьи.
Публикуемые материалы об общем позиционировании организации на рынке, ее миссии, кадровой политике, о принятых в компании стандартах поведения и нормах общения, ключевых ценностях, социальной значимости, а также истории успеха выдающихся работников помогут сформировать положительный имидж компании в глазах работников. Это поможет сформировать единую корпоративную культуру, создать положительный эмоциональный настрой среди персонала, воспитать в людях уважение и любовь к своему труду. Сотрудники будут с удовольствием приходить на работу и улыбаться главным клиентам авиакомпании - своим пассажирам и качественно предоставлять услуги, за которые те платят немалые деньги. Обратная связь редакции журнала сможет организовать необходимый и своевременный обмен потока информации, что поможет решить многие вопросы или их большинство, которые и должен решать такой важный инструмент в развитии корпоративной культуры, как внутрикорпоративное издание.
1. Алешина, И.В. Паблик Рилейшнз для менеджеров. Учебник. -
М.: ЭКМОС, 2014. - 118с.
2. Бехар, Г. Дело не в кофе: Корпоративная культура Starbucks / Г. Бехар. - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 186 c.
3. Быков А. Американская корпоративная пресса: от традиционного PR к корпоративной журналистике - М.: «Экономика», 2013.
- 428 с.
4. Василенко, С.В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. / С.В. Василенко - М.: Дашков и К,
2013. - 136 c.
5. Горкина, М.Б. Пять шагов от менеджера до PR-директора. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 220 с.
6. Горкина, М.Б. PR на 100 %. Как стать хорошим менеджером по PR. / А. Мамонтов, И. Мани. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 240 с.
7. Гудкова, Т. Особенности корпоративной культуры российских компаний - М.: Проспект, 2016. - 168 с.
8. Гундарин, М.В. Реклама и PR-кампании. - М.: Феникс, 2013. -
336 с.
9. Делягина, М.Г. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. - М.: Инфра-М, 2015. - 348 с.
10. Демин, Д. Корпоративная культура. 10 самых распространенных заблуждений. - М.: Альпина паблишерз, 2016. - 138 с.
11. Докучаев, М. Российский корпоративный бизнес: проблемы управления, стратегия развития./ Монографические исследования: экономика
- М/Academia, 2013. - 384 с.
12. Дряхлов, Н. Корпоративная культура. Проблемы и тенденции развития в мире и в России. - М.: Наука, 2012. - 512 с.
13. Зверинцев, А.Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. - СПб: Изд. Буковского, 2012. - 516с.
14. Ильин, М.В. Мегатренды мирового развития / Иноземцева В.Л. - М.: «Экономика», 2012. - 508 с.
15. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура и PR. / Капитонов, А. Э.- М.: ИКЦ «Март», 2013. - 416 с.
16. Капитонов, Э.А. Корпоративная культура: теория и практика. / Зинченко, Г.П., Капитонов, А.Э. - М.: Альфа-пресс, 2015. - 516 с.
17. Колесников, А.В. Корпоративная культура современных организаций. Курс лекций. - М.: Альфа-Пресс, 2012. - 325 с.
18. Королько, В.Г. Основы паблик рилейшнз - М.: Рефл-бук, 2015. -
376с.
19. Крылов, Т.А. ИКЕА изнутри (бизнес-кейс). - М.: Авторское, 2013. - 219 с.
20. Лайкер, Д. Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний. - М., Альпина Паблишер, 2016. - 354 c.
21. Лапина, Е.В. Специфика и назначение внутрикорпоративного издания // Журналистика, реклама и СО: новые подходы. - Воронеж, 2012. - 265 с.
22. Макеев, В.А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации. - М.: Ленанд, 2017. - 248 c.
23. Мандель, Б.Р. PR. Методы работы со средствами массовой информации: учебное пособие. - М., 2014. - 205 с.
24. Минаева, Л.В. Внутрикорпоративные связи с общественностью. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2012. - 287 с.
25. Музыкант, В.Л. Реклама и PR - технологии в бизнесе, коммерции, политике. - М.: Армада-пресс, 2014. - 612 с.
26. Мурзин, Д.А. Феномен корпоративной прессы. - М.,
издательский дом «Хроникер», 2012. - 160 с.
27. Недякин, М. Искренний сервис. Как мотивировать сотрудников сделать для клиента больше, чем достаточно. Даже когда шеф не смотрит. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016 г. - 192 с.
28. Папкова, О.В. Деловые коммуникации: учебник. - М.: Издательский дом «Хроникёр», 2012. - 192 с.
29. Персикова, Т.Н. Корпоративная культура: Учебник. - М.: Логос, 2012. - 288 c.
30. Почепцов, Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М.: Рефл-бук, 2015. - 387 с.
31. Рева, В.Е. Управление репутацией: Учебное пособие. - М.: «Дашков и Ко», 2013. - 136 с.
32. Ронзина, М.И. Корпоративная культура как источник управления персоналом . - Электрон. журн. Известия ЛЭТИ, 2011. - Режим доступа к журн.: http://hr-portal.ru. Дата обращения 08.04.2017.
33. Соломандина, Т.О. Организационная культура компании: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 624 с.
34. Соломандина, Т.О. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 528 с.
35. Стровский, Д.Л. Типологические особенности современной корпоративной прессы: учебное пособие для студентов. - Екатеринбург, Издательство УрФУ, 2013. - 118 с.
36. Тромппнаарс, Ф. 4 типа корпоративной культуры. / Хэмпден- Тернер, Ч., переводчик Самсонов Е. - М.: Попурри , 2012. - 528 с.
37. Чемякин, Ю.В. Крпоративные СМИ: секреты эффективност. - Екатеринбург, «Дискурс-Пи», 2014. - 212 с.
38. Чумиков, А.Н. Антикризисные коммуникации: учебное пособие. - М., 2013. - 172 с.
39. Чумиков, А.Н. Медиарилейшнз: учебное пособие для студентов вузов. - М., 2014. - 184 с.
Интернет-источники
40. АК Уральские авиалинии. - Режим доступа: http://barfin.ru. Дата обращения 21.06.2017.
41. Аэрофлот: первым делом самолеты, ну, а девушки - потом, 2012. - Режим доступа: http://propel.ru. Дата обращения 24.06.2017
42. Бормотов, П. Корпоративная культура как конкурентное
преимущество. Инструменты корпоративной культуры. - Режим доступа: http://www.pavelbormotov.ru/cult_organization.htm. Дата
обращения 21.06.2017.
43. Калачихина, Ю. Новые Крымские крылья. - Электрон. газета. - ГАЗЕТА. RU, 2015. - Режим доступа к газете: http://www.gazeta.ru. Дата обращения 27.07.2017.
44. Кобяков, К. Давняя история. - Электронная газета Взгляд. Деловая газета, 2012. - Режим доступа к газете: http://vz.ru. Дата обращения 08.06.2017.
45. Мансуров, Р. Самый лучший работодатель. 13 наиболее распространенных ошибок при формировании внутреннего имиджа компании // PR в России. - Электрон. журн. - 2011. - № 3. - С. 15-17.
46. Об авиакомпании. - Режим доступа: http://www.uralairlines.ru. Дата обращения 27.06.2017.
47. Пассажирский самолет. - Wikipedia - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org. Дата обращения 16.06.2017
48. Разработка методических и практических рекомендаций по развитию корпоративной культуры предприятия. - http://www.bibliofond.ru. Дата обращения 21.05.2017.
49. Ронзина, М.И. Корпоративная культура как источник управления персоналом. - Электрон. журн. Известия ЛЭТИ, 2012. - Режим доступа к журн.: http://hr-portal.ru. Дата обращения 08.06.2017.
50. Стюарды и стюардессы: история профессии и требования. Справка. - 2012. - Режим доступа: http://ria.ru. Дата обращения 24.06.2017.
51. Формы и виды корпоративных изданий. - Режим доступа:
http://www.barmashovks.ru. Дата обращения 08.06.2017.
52. Шароглазова, М. Банки «прописали» банкротство «Уральским авиалиниям». - Электрон. газета. - Газета «Правда УРФО», 2014. - Режим доступа к газете: http://pravdaurfo.ru. Дата обращения: 08.07.2017.
53. Airline history. - Режим доступа: http://uralairlines.ru. Дата обращения 24.06.2017.