Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1. Психолого-педагогические особенности младшего школьного
возраста 8
1.2. Особенности музыкального развития и творчества на уроках
музыки 10
1.3. Система творческих заданий как основа для развития
креативности 14
1.4. Основные аспекты опытно-экспериментальной работы по
развитию креативности у младших школьников 18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
МУЗЫКИ
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
креативности младших школьников на уроках музыки 22
2.2. Ход и содержание опытно-экспериментальной работы по проблеме
исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1. Психолого-педагогические особенности младшего школьного
возраста 8
1.2. Особенности музыкального развития и творчества на уроках
музыки 10
1.3. Система творческих заданий как основа для развития
креативности 14
1.4. Основные аспекты опытно-экспериментальной работы по
развитию креативности у младших школьников 18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
МУЗЫКИ
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
креативности младших школьников на уроках музыки 22
2.2. Ход и содержание опытно-экспериментальной работы по проблеме
исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Важным аспектом современной системы образования является развитие креативной личности. Первостепенной задачей современной системы образования является выработка у обучающихся таких качеств, которые будут способствовать успешной адаптации и преодолению трудностей в современном мире.
Креативность - это способность решать вопросы нестандартным способом, находить новые подходы к решению проблем и быть гибким в принятии решений. Креативные личности являются бесценным ресурсом в современном мире, где технологии развиваются с огромной скоростью и требуют постоянного совершенствования навыков и умений.
В условиях современного общества, где информация доступна всем, необходимо развивать в учащихся креативность и способность к самостоятельному мышлению. Творческая личность, которая умеет находить подходы к различным ситуациям, может быть востребована обществом. Такие личности могут стать катализаторами прогресса и инноваций, они способны внедрять новые идеи в различные сферы деятельности и способствуют становлению конкурентноспособного общества.
На уроке музыки важно создать такую благоприятную и комфортную атмосферу, в которой каждый ученик сможет выразить свои впечатления и идеи о прослушанной музыке. Для того, чтобы помочь детям глубже понять музыку, необходимо научить их анализировать и описывать различные средства музыкальной выразительности и определять стили в музыке. Исходя из этого, цель обучения музыке - не только научить исполнять произведения, но и развивать музыкальное мышление и эстетическое восприятие у учащихся, а также их творческие способности. В школе преподавание музыки является не только предметом искусства, но и отражает мысли и чувства человека в контексте исторических событий. Для того, чтобы помочь ученикам лучше понять и усвоить музыку, учитель может использовать различные методы и подходы. В его силах научить учащихся понимать и интерпретировать музыку, развивать музыкальные способности, а также музыкальный слух и способность к творчеству.
Ученые, работающие в области педагогики, уделяли большое внимание развитию творческих способностей детей. В их число входят: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс. Существует множество педагогов-музыкантов, которые занимались вопросом исследования проблем креативности: Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.
Важным аспектом воспитания творческой личности являются обще-эстетические и нравственные вопросы. Необходимо создать единую систему из идей, мировоззрения, искусства и интеллектуального воздействия, чтобы формировать подрастающее поколение. Это включает в себя умение свободно владеть музыкальными знаниями, умениями и навыками в различных областях обучения и навыки ритмопластического интонирования.
Важным аспектом развития креативности на уроках музыки является сотрудничество и взаимодействие между учениками. Они должны иметь возможность работать в группах, совместно создавать музыкальные композиции или подходы к решению задач. Это поможет развивать их коммуникативные навыки, умение слушать и уважать мнение других, а также увидеть разные точки зрения.
При разработке форм и методов развития креативности на уроках музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей. В начальной школе дети еще только знакомятся с музыкой, поэтому важно использовать игровые элементы, интерактивные задания и разнообразные музыкальные материалы, чтобы максимально заинтересовать их и развить их творческий потенциал.
Таким образом, научная разработка специфики развития креативности на уроках музыки в начальной школе является важной задачей для современной системы образования. Определение педагогических условий, форм и методов, которые максимально способствуют развитию креативности у школьников, поможет создать эффективные способы обучения и позволит учащимся раскрыть свой творческий потенциал через музыку.
В связи с актуальностью данного вопроса мы сформулировали тему исследования: «Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки»
Цель исследования: определить педагогические условия развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования: процесс развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
Предмет исследования: педагогические условия развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс развития креативности у младших школьников на уроках музыки будет протекать успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение в содержание уроков музыки специально организованного игрового музыкального материала, направленного на активизацию творческих проявлений младших школьников в форме занимательных упражнений;
- отбор высокохудожественного музыкального материла;
- реализация индивидуального подхода и учет возрастных особенностей младших школьников;
- использование комплекса методов музыкального образования, включающих в себя: метод сравнения; метод размышления о музыке; метод музыкальных собеседований, метод драматизации.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу
по вопросам исследования.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия «креативность» в психолого-педагогических исследованиях.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста.
4. Определить критерии и уровни развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность процесса развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
Методолого-теоретической базой исследования явились: концепции Б.В. Асафьева, Б.Л. Яровского, Б.М. Теплова и др. о роли музыкальной деятельности в развитии личности детей; работы Б.Г.Ананьева, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. о теории творческой деятельности; концепции творческого развития детей Ш.А. Амонашвили, С.Н. Арчажниковой, А.А. Мелик-Пашаева и др.; теоретические положения В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского и др. о сущности музыкально¬творческой деятельности; теория гуманистического подхода к воспитанию личности А. Маслоу, В.А. Сухомлинского и др., исследования и практические разработки П.Г. Чеснокова, В.Г. Соколова, К.Б. Птица и др., связанные с дирижерско-хоровой деятельностью; труды ведущих отечественных специалистов, посвященные проблемам художественно¬эстетического; труды ведущих отечественных специалистов, посвященные проблемам художественно-эстетического и музыкального воспитания и образования (Л.Г. Арчажникова, О.П. Радынова, ЛА. Рапацкая, Г.П. Стулова, Г.М. Цыпин и др.); теория творческого развития учащихся в процессе школьного музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- анкетирование, беседа;
- опытно-экспериментальная работа;
- обобщение.
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы явилась МБОУ СОШ №18 г. Пензы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Креативность - это способность решать вопросы нестандартным способом, находить новые подходы к решению проблем и быть гибким в принятии решений. Креативные личности являются бесценным ресурсом в современном мире, где технологии развиваются с огромной скоростью и требуют постоянного совершенствования навыков и умений.
В условиях современного общества, где информация доступна всем, необходимо развивать в учащихся креативность и способность к самостоятельному мышлению. Творческая личность, которая умеет находить подходы к различным ситуациям, может быть востребована обществом. Такие личности могут стать катализаторами прогресса и инноваций, они способны внедрять новые идеи в различные сферы деятельности и способствуют становлению конкурентноспособного общества.
На уроке музыки важно создать такую благоприятную и комфортную атмосферу, в которой каждый ученик сможет выразить свои впечатления и идеи о прослушанной музыке. Для того, чтобы помочь детям глубже понять музыку, необходимо научить их анализировать и описывать различные средства музыкальной выразительности и определять стили в музыке. Исходя из этого, цель обучения музыке - не только научить исполнять произведения, но и развивать музыкальное мышление и эстетическое восприятие у учащихся, а также их творческие способности. В школе преподавание музыки является не только предметом искусства, но и отражает мысли и чувства человека в контексте исторических событий. Для того, чтобы помочь ученикам лучше понять и усвоить музыку, учитель может использовать различные методы и подходы. В его силах научить учащихся понимать и интерпретировать музыку, развивать музыкальные способности, а также музыкальный слух и способность к творчеству.
Ученые, работающие в области педагогики, уделяли большое внимание развитию творческих способностей детей. В их число входят: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс. Существует множество педагогов-музыкантов, которые занимались вопросом исследования проблем креативности: Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.
Важным аспектом воспитания творческой личности являются обще-эстетические и нравственные вопросы. Необходимо создать единую систему из идей, мировоззрения, искусства и интеллектуального воздействия, чтобы формировать подрастающее поколение. Это включает в себя умение свободно владеть музыкальными знаниями, умениями и навыками в различных областях обучения и навыки ритмопластического интонирования.
Важным аспектом развития креативности на уроках музыки является сотрудничество и взаимодействие между учениками. Они должны иметь возможность работать в группах, совместно создавать музыкальные композиции или подходы к решению задач. Это поможет развивать их коммуникативные навыки, умение слушать и уважать мнение других, а также увидеть разные точки зрения.
При разработке форм и методов развития креативности на уроках музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей. В начальной школе дети еще только знакомятся с музыкой, поэтому важно использовать игровые элементы, интерактивные задания и разнообразные музыкальные материалы, чтобы максимально заинтересовать их и развить их творческий потенциал.
Таким образом, научная разработка специфики развития креативности на уроках музыки в начальной школе является важной задачей для современной системы образования. Определение педагогических условий, форм и методов, которые максимально способствуют развитию креативности у школьников, поможет создать эффективные способы обучения и позволит учащимся раскрыть свой творческий потенциал через музыку.
В связи с актуальностью данного вопроса мы сформулировали тему исследования: «Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки»
Цель исследования: определить педагогические условия развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования: процесс развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
Предмет исследования: педагогические условия развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс развития креативности у младших школьников на уроках музыки будет протекать успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение в содержание уроков музыки специально организованного игрового музыкального материала, направленного на активизацию творческих проявлений младших школьников в форме занимательных упражнений;
- отбор высокохудожественного музыкального материла;
- реализация индивидуального подхода и учет возрастных особенностей младших школьников;
- использование комплекса методов музыкального образования, включающих в себя: метод сравнения; метод размышления о музыке; метод музыкальных собеседований, метод драматизации.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу
по вопросам исследования.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия «креативность» в психолого-педагогических исследованиях.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста.
4. Определить критерии и уровни развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность процесса развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
Методолого-теоретической базой исследования явились: концепции Б.В. Асафьева, Б.Л. Яровского, Б.М. Теплова и др. о роли музыкальной деятельности в развитии личности детей; работы Б.Г.Ананьева, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. о теории творческой деятельности; концепции творческого развития детей Ш.А. Амонашвили, С.Н. Арчажниковой, А.А. Мелик-Пашаева и др.; теоретические положения В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского и др. о сущности музыкально¬творческой деятельности; теория гуманистического подхода к воспитанию личности А. Маслоу, В.А. Сухомлинского и др., исследования и практические разработки П.Г. Чеснокова, В.Г. Соколова, К.Б. Птица и др., связанные с дирижерско-хоровой деятельностью; труды ведущих отечественных специалистов, посвященные проблемам художественно¬эстетического; труды ведущих отечественных специалистов, посвященные проблемам художественно-эстетического и музыкального воспитания и образования (Л.Г. Арчажникова, О.П. Радынова, ЛА. Рапацкая, Г.П. Стулова, Г.М. Цыпин и др.); теория творческого развития учащихся в процессе школьного музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- анкетирование, беседа;
- опытно-экспериментальная работа;
- обобщение.
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы явилась МБОУ СОШ №18 г. Пензы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Проведя анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, можно сделать вывод о том, что развитие креативности детей является одной из наиболее актуальных задач в педагогической деятельности. В развитии ребенка музыка и искусство неразрывно связаны. Именно поэтому обучение в школе является для него самым важным этапом в творческом развитии. Уроки музыки в основной школе направлены на развитие различных творческих способностей у детей: восприятие, сочинение музыки и ее исполнение, а также размышления о ней.
На основе полученных результатов были выявлены основные тенденции и особенности проявления творческого потенциала у детей разного возраста. Мы обнаружили, что способности к творчеству у детей развиваются постепенно и могут проявляться в различных сферах: в изобразительном искусстве, музыке, литературе, танце и других.
Одним из основных результатов исследования стало выявление того, что творческое самовыражение способствует развитию индивидуальности и личностного роста детей. При этом мы пришли к выводу, что важно создать благоприятную атмосферу для развития творческого потенциала, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои идеи и фантазии.
В процессе осуществления формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, которая включает в себя около двадцати видов заданий, направленных на развитие творческих способностей детей, нами было проведено итоговое тестирование уровня креативности младших школьников.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика и процесс развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования его цель достигнута, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
На основе полученных результатов были выявлены основные тенденции и особенности проявления творческого потенциала у детей разного возраста. Мы обнаружили, что способности к творчеству у детей развиваются постепенно и могут проявляться в различных сферах: в изобразительном искусстве, музыке, литературе, танце и других.
Одним из основных результатов исследования стало выявление того, что творческое самовыражение способствует развитию индивидуальности и личностного роста детей. При этом мы пришли к выводу, что важно создать благоприятную атмосферу для развития творческого потенциала, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои идеи и фантазии.
В процессе осуществления формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, которая включает в себя около двадцати видов заданий, направленных на развитие творческих способностей детей, нами было проведено итоговое тестирование уровня креативности младших школьников.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика и процесс развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования его цель достигнута, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
Подобные работы
- Развитие креативности у учащихся младшего школьного возраста на уроках музыки (на основе геокультурных образов мира)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ФОРТЕПИАНО В ДЕТСКОЙ МУЗЫКАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ
АППЛИКАЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ
МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ХОРЕОГРАФИИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ НА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКАХ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017



