ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
1.1. Психолого-педагогические особенности младшего школьного
возраста 8
1.2. Особенности музыкального развития и творчества на уроках
музыки 10
1.3. Система творческих заданий как основа для развития
креативности 14
1.4. Основные аспекты опытно-экспериментальной работы по
развитию креативности у младших школьников 18
ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
МУЗЫКИ
2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по развитию
креативности младших школьников на уроках музыки 22
2.2. Ход и содержание опытно-экспериментальной работы по проблеме
исследования 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 75
ПРИЛОЖЕНИЕ 67
Важным аспектом современной системы образования является развитие креативной личности. Первостепенной задачей современной системы образования является выработка у обучающихся таких качеств, которые будут способствовать успешной адаптации и преодолению трудностей в современном мире.
Креативность - это способность решать вопросы нестандартным способом, находить новые подходы к решению проблем и быть гибким в принятии решений. Креативные личности являются бесценным ресурсом в современном мире, где технологии развиваются с огромной скоростью и требуют постоянного совершенствования навыков и умений.
В условиях современного общества, где информация доступна всем, необходимо развивать в учащихся креативность и способность к самостоятельному мышлению. Творческая личность, которая умеет находить подходы к различным ситуациям, может быть востребована обществом. Такие личности могут стать катализаторами прогресса и инноваций, они способны внедрять новые идеи в различные сферы деятельности и способствуют становлению конкурентноспособного общества.
На уроке музыки важно создать такую благоприятную и комфортную атмосферу, в которой каждый ученик сможет выразить свои впечатления и идеи о прослушанной музыке. Для того, чтобы помочь детям глубже понять музыку, необходимо научить их анализировать и описывать различные средства музыкальной выразительности и определять стили в музыке. Исходя из этого, цель обучения музыке - не только научить исполнять произведения, но и развивать музыкальное мышление и эстетическое восприятие у учащихся, а также их творческие способности. В школе преподавание музыки является не только предметом искусства, но и отражает мысли и чувства человека в контексте исторических событий. Для того, чтобы помочь ученикам лучше понять и усвоить музыку, учитель может использовать различные методы и подходы. В его силах научить учащихся понимать и интерпретировать музыку, развивать музыкальные способности, а также музыкальный слух и способность к творчеству.
Ученые, работающие в области педагогики, уделяли большое внимание развитию творческих способностей детей. В их число входят: Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, К. Роджерс, П. Эдвардс. Существует множество педагогов-музыкантов, которые занимались вопросом исследования проблем креативности: Г.В. Ковалева, Н.Ф. Вишнякова, Л. Дорфман, Н.А. Терентьева, А. Мелик-Пашаев, Л. Футлик.
Важным аспектом воспитания творческой личности являются обще-эстетические и нравственные вопросы. Необходимо создать единую систему из идей, мировоззрения, искусства и интеллектуального воздействия, чтобы формировать подрастающее поколение. Это включает в себя умение свободно владеть музыкальными знаниями, умениями и навыками в различных областях обучения и навыки ритмопластического интонирования.
Важным аспектом развития креативности на уроках музыки является сотрудничество и взаимодействие между учениками. Они должны иметь возможность работать в группах, совместно создавать музыкальные композиции или подходы к решению задач. Это поможет развивать их коммуникативные навыки, умение слушать и уважать мнение других, а также увидеть разные точки зрения.
При разработке форм и методов развития креативности на уроках музыки необходимо учитывать возрастные особенности детей. В начальной школе дети еще только знакомятся с музыкой, поэтому важно использовать игровые элементы, интерактивные задания и разнообразные музыкальные материалы, чтобы максимально заинтересовать их и развить их творческий потенциал.
Таким образом, научная разработка специфики развития креативности на уроках музыки в начальной школе является важной задачей для современной системы образования. Определение педагогических условий, форм и методов, которые максимально способствуют развитию креативности у школьников, поможет создать эффективные способы обучения и позволит учащимся раскрыть свой творческий потенциал через музыку.
В связи с актуальностью данного вопроса мы сформулировали тему исследования: «Развитие креативности у младших школьников на уроках музыки»
Цель исследования: определить педагогические условия развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
Объект исследования: процесс развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
Предмет исследования: педагогические условия развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
В качестве гипотезы исследования было выдвинуто предположение о том, что процесс развития креативности у младших школьников на уроках музыки будет протекать успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение в содержание уроков музыки специально организованного игрового музыкального материала, направленного на активизацию творческих проявлений младших школьников в форме занимательных упражнений;
- отбор высокохудожественного музыкального материла;
- реализация индивидуального подхода и учет возрастных особенностей младших школьников;
- использование комплекса методов музыкального образования, включающих в себя: метод сравнения; метод размышления о музыке; метод музыкальных собеседований, метод драматизации.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу
по вопросам исследования.
2. Раскрыть сущность и содержание понятия «креативность» в психолого-педагогических исследованиях.
3. Охарактеризовать психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста.
4. Определить критерии и уровни развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
5. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность процесса развития креативности у младших школьников на уроках музыки.
Методолого-теоретической базой исследования явились: концепции Б.В. Асафьева, Б.Л. Яровского, Б.М. Теплова и др. о роли музыкальной деятельности в развитии личности детей; работы Б.Г.Ананьева, Л.И. Божовича, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна и др. о теории творческой деятельности; концепции творческого развития детей Ш.А. Амонашвили, С.Н. Арчажниковой, А.А. Мелик-Пашаева и др.; теоретические положения В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского и др. о сущности музыкально¬творческой деятельности; теория гуманистического подхода к воспитанию личности А. Маслоу, В.А. Сухомлинского и др., исследования и практические разработки П.Г. Чеснокова, В.Г. Соколова, К.Б. Птица и др., связанные с дирижерско-хоровой деятельностью; труды ведущих отечественных специалистов, посвященные проблемам художественно¬эстетического; труды ведущих отечественных специалистов, посвященные проблемам художественно-эстетического и музыкального воспитания и образования (Л.Г. Арчажникова, О.П. Радынова, ЛА. Рапацкая, Г.П. Стулова, Г.М. Цыпин и др.); теория творческого развития учащихся в процессе школьного музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Н.А. Ветлугина, Д.Б. Кабалевский, Л.В. Школяр и др.).
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
- анкетирование, беседа;
- опытно-экспериментальная работа;
- обобщение.
Базой для проведения опытно-экспериментальной работы явилась МБОУ СОШ №18 г. Пензы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Проведя анализ психолого-педагогической, методической и искусствоведческой литературы, можно сделать вывод о том, что развитие креативности детей является одной из наиболее актуальных задач в педагогической деятельности. В развитии ребенка музыка и искусство неразрывно связаны. Именно поэтому обучение в школе является для него самым важным этапом в творческом развитии. Уроки музыки в основной школе направлены на развитие различных творческих способностей у детей: восприятие, сочинение музыки и ее исполнение, а также размышления о ней.
На основе полученных результатов были выявлены основные тенденции и особенности проявления творческого потенциала у детей разного возраста. Мы обнаружили, что способности к творчеству у детей развиваются постепенно и могут проявляться в различных сферах: в изобразительном искусстве, музыке, литературе, танце и других.
Одним из основных результатов исследования стало выявление того, что творческое самовыражение способствует развитию индивидуальности и личностного роста детей. При этом мы пришли к выводу, что важно создать благоприятную атмосферу для развития творческого потенциала, где ребенок будет чувствовать себя комфортно и свободно выражать свои идеи и фантазии.
В процессе осуществления формирующего этапа опытно-экспериментальной работы, которая включает в себя около двадцати видов заданий, направленных на развитие творческих способностей детей, нами было проведено итоговое тестирование уровня креативности младших школьников.
На основе полученных результатов можно сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика и процесс развития креативности у детей младшего школьного возраста.
Таким образом, в результате проведенного нами исследования его цель достигнута, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.
1. Абдуллин Э.Б. Методологическая культура педагога-музыканта. М.: Академия, 2002. - 272 с.
2. Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
3. Агурова Н.В. Игры песни на английском языке. Пособие для воспитателей детских садов. М.: Просвещение, 1995. - 48с.
4. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя музыки. М.: Владос, 2000. - 336 с.
5. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе. Воронеж: НПО МОДЭК , 1998.
6. Алейников А.Г. О креативной педагогике / А.Г. Алейников // Вестник высшей школы. 2009. №12. - С. 29-34.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Музыка, 1973. - 452 с.
8. Богино Е. Игры-задачи. Для начинающих музыкантов. М.: Музыка, 1974. - 293 с.
9. Бычков. Ю.Н. Проблемы детского музыкального воспитания. Вып. 131. М.: РАМ им. Гнесеных, 1994, - 120 с.
10. ВендроваН. Воспитание музыкой. М.: Просвещение. 1991. - 248 с.
11. Вишнякова Н.Ф. Креативная акмеология. Психология высшего образования. Минск.: 1996. - 300 с.
12. Виноградов Л.В. Методическое пособие для учителя М.: Ассоциация педагогов-музыкантов «Элементарное музицирование». Учебно-методический центр, 1990. - 97 с.
13. Горюнова Л. Развитие ребенка как его жизнетворчество. // Искусство в школе. 1993. № 1.
14. Горюнова Л. Развитие художественно-образного мышления детей на уроках музыки. // Музыка в школе. 1991. № 1.
15. Горюнова Л.В. Воспитание музыкального вкуса и развитие музыкального восприятия у школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М., 1972. - С. 57-62.
16. Готсдинер А.Л. Музыкальная психологогия. М.: Просвещение, 1993. - 194 с.
17. Гуревич К. Лабиринты развития таланта. // Искусство в школе. 1993. №1.
18. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М.: Просвещение, 1991. - 334 с.
19. Димент А.Л. Тематические вечера на английском языке. М.: Просвещение, 1998. - 64 с.
20. Дорфман Л.Я., Ковалева Г.В. Исследование креативности в науке и искусстве. // Вопросы психологии. 1999. № 2.
21. Духовная культура школы. Составители: Щуркова Н.Е., МукамбаеваМ.М., Петрозаводск, 1992. - 90 с.
22. Запевай! /Sing Out!/ Сб. песен на англ. яз. для уч-ся ср. шк. сост. Здорова Б.Б. -М.: Просвещение, 1990. - 192 с.
23. Искусство и школа. Книга для учителя / сост. Василевский А.К. - М.: Просвещение, 1981. - 288 с.
24. Кабалевский Д. Как рассказывать детям о музыке. М.: Просвещение, 1989. - 191 с.
25. Кабалевский Д. Сила искусства. М.: Молодая гвардия, 1984. - 142 с.
26. Калвейт. Резерв успеха - творчество. М.: Педагогика, 1989. - 152 с.
27. Колесникова М.С. Игры на уроках английского языка. Минск: Народная АСВЕТА, 1990. - 86 с.
28. Колесов Д.В. О психологии творчества. // Психологический журнал. 1992. № 6.
29. Комплексное использование искусств в эстетическом воспитании. Обзорная информация. Вып.2. М.: Педагогика, 1984. - 98 с.
30. Критская Е. Интонационный анализ - творчество учителя и ученика / Искусство в школе. 1993. № 1.
31. Кудрявцев С. Творческая природа психологии человека. // Вопросы психологии. 1990. № 3.
32. Медведева О.М. Творчество учителя на уроках английского языка. М.: Просвещение, 1992. - 214 с.
33. Мелик-Пашаев А., Новлянская З. Трансформация детской игры в художественное творчество. Искусство в школе № 2. М., 1994. - С. 9-18.
34. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
35. Московская С. Педагогика будущего. Синтез искусств. Звук и цвет. СПб., 1995. - 96 с.
36. Неменский Б.М. Изобразительное искусство и художественный труд. Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991. - 192 с.
37. Немов Р.С. Психология. Книга II. М.: Просвещение, 1994. - 496 с.
38. Нозадзе М.В. Высокое назначение человеческого голоса. // Искусство в школе. 1997. № 5.
39. Нестеренко А. Страна загадок. Ростов-на-Дону, 1993. - 32 с.
40. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Политиздат, 1984. - 67 с.
41. Пасынкова Н.Б. Влияние музыкального движения на эмоциональную сферу личности. // Психологический журнал. 1995. № 4.
42. Психология. Словарь. ред. Петровский А. М.: Политиздат, 1990. - 448 с.
43. Радынова О.П. Музыкальное развитие детей. М., 1991. - 398 с.
44. Роджерс К. Творчество как усиление себя. // Вопросы психологии. 1990. № 1.
45. Советский энциклопедический словарь. М.: Политиздат. 1977. - 856 с.
46. Спутник учителя музыки. Сост. Т.В. Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 240 с.
47. Столяр З. Выразительные средства музыки. Кишенев.: Киртя Молдованска, 1990. - 79 с.
48. Тарасов Г.С. О психологии музыки // Вопросы психологии. 1995. №5.
49. Теплов Н.А. Музыка - детям: Пособие для муз. руководителя. М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
50. Терентьева Н.А. Музыка. Музыкально-эстетическое воспитание. 1-4 классы. М.: Просвещение, 1994. - 78 с.
51. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия различных видов искусства. М.: Прометей, 1990. - 184 с.
52. Футлик Л. Я вхожу в мир искусств. М.: Всероссийский центр художественного творчества, 1995. - 143 с.
53. Чепуров В.Н. Театр в школе. Кн. для учителя.2-е изд. М.: Просвещение, 1983. - 112 с.
54. Чухман Е.К. Роль искусства в развитии способностей школьников. М.: Педагогика, 1985. - 144 с.
55. Энциклопедия для юных музыкантов / Авторы - составители Куберский И.Ю., Минина Е.В. СПб.: ТОО Диамант, ООО Золотой век, 1997. - 576 с.
56. Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству / Азбука музыкально-творческого саморазвития. М.: Аквариум, 1997. - 272 с.