Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Технологии информационной войны в современном медийном пространстве (на примере «четырехдневной войны» в Нагорном Карабахе)

Работа №15802

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

информационное право

Объем работы78 стр.
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
676
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Информационные войны в медийном пространстве: основные
теоретические подходы 7
1.1 Информационная война: понятия и характеристики 7
1.2 Методы и технологии ведения информационных войн 18
Глава 2. Практический анализ информационной войны по поводу событий в
Нагорном Карабахе 28
2.1 Анализ азербайджанских СМИ за период освещения войны 28
2.2 Анализ армянских СМИ за период освещения войны 43
Заключение 59
Список используемой литературы 62
Приложения 66


Актуальность научного исследования. История знает множество примеров и способов идейно-психологического влияния на население как подвластных, так и враждебных стран. Это исправление, а то и уничтожение исторических хроник, фиксирующих деяния «нежелательных» государственных деятелей или династий; разрушение «чуждых» культовых центров и национальных святынь с целью подрыва морального духа противника или закрепления за собой вновь приобретённых территорий; принуждение к ношению санкционированных властями «правильных» одеяний и причёсок. О понимании значимости деморализации противника посредством информационного воздействия свидетельствуют, в частности, известные стратагемы, разработанные много веков назад китайскими военными и государственными деятелями.
В современном же мире такого рода идейно-психологическое влияние чаще актуализируются различного рода информацией. А от современных информационных войн названные примеры информационного воздействия отличаются скорее методами и масштабами охвата населения, нежели сущностными характеристиками.
Во второй половине ХХ века на смену классическим видам вооруженных конфликтов приходят новые формы противостояния государств. Наиболее часто по отношению к ним используют дефиницию «война». Говорят, об экономических, энергетических, дипломатических, психологических, информационных войнах. В большинстве случаев к собственно вооруженному конфликту эти «войны» прямого отношения не имеют, хотя, и затрагивают соответствующие аспекты безопасности государств. Настоящее исследование посвящено только одному из этих явлений — информационным войнам.
Впервые термин «информационная война» был употреблен в отчете Томаса Рона «Системы оружия и информационная война», подготовленном в 1976 году для компании «Боинг». Тогда он вызвал повышенный интерес со стороны некоторых экспертов спецслужб США и с 1980-го года начал появляться в документах министерства обороны и других аналогичных институций.
Следует понять сущность и технологии «информационной» власти над человечеством, неконтролируемость которых может послужить не только многочисленному уничтожению людей, но и к гибели современной культуры в целом. Для того, чтобы возможно было дать отпор информационной агрессии необходимо понимать суть всего происходящего в современном мире — в настоящее время между многими странами и культурами происходит информационная вражда, а точнее, война. Многие страны вынуждены принимать особые меры для защиты своего населения от информационных атак с противной стороны, дабы сохранить свою культуру, традиции и ценности от чужого информационного воздействия.
Всё чаще общество задумывается о проблеме информационных войн, т.к. её объектом является сознание населения, а целью данного процесса является управление и манипулирование сознанием общества, причем, воздействие чаще всего происходит неосознанно для тех, кто ему подвержен, именно поэтому информационное оружие является источником непосредственной опасности для людей, ведь изменения сознания способно заставить искаженно воспринимать реальность и любую информацию, а это может привести к губительным последствиям не только в рамках жизни определенного человека, но и в более устрашающих масштабах — именно поэтому нужно уделять огромнейшее внимание информационным войнам в медийном пространстве, дабы понимать смысл этого процесса и видеть методы, с помощью которых происходит воздействие на сознания людей.
Анализ источников и использованной литературы: данную тему и её теоретические аспекты в своих трудах рассматривают такие авторы как: Адамьянц, Т.З., Алексеева О.В., Аронсон, Э., Байгузин, Р., Безносюк, Е., Белл, Д., Белоусов, А.М., Беляев, Д.П., Борисов, Б.Л., Брусницин, Н.А, Бухарин С.Н., Васин В.В., Войтасик, Л.К., Гордиенко, Д.В., Григорьев, М.,
Губанов, Д.А., Журавлев, А., Завадский, И.И., Зелинский, С.В., Карпович, О.Г., Кастельс, М, Комов, С.А., Костин, Н.А., Кудрин, Р.Т., Лисичкин, Л.А., Манойло А.В, Николаева, О.Е., Новиков Д.А., Панарин, И.Н., Пирумов, В.С., Почепцов, Г.Г., Расторгуев, С. П., Родионов М.А. Смирнов, И., Соловьев, А.И., Ткаченко, С.В., Цыганов, В.В., Чхартишвили А.Г, Шелепин Г.
Объект исследования: информационные войны в современном медийном пространстве.
Предмет исследования: технологии информационной войны на примере «четырехдневной войны» в Нагорном Карабахе.
Цель работы: анализ технологий информационной войны между Арменией и Азербайджаном на примере «четырехдневной войны» в Нагорном Карабахе.
Исходя из цели исследования, строятся следующие задачи:
- рассмотреть теоретические подходы к определению информационной войны и ее характеристики;
- рассмотреть технологии ведения информационных войн;
- провести практический анализ информационной войны в Нагорном Карабахе (на примере азербайджанских и армянских СМИ)
Метод исследования, использованный в работе — контент-анализ.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Теоретический анализ, проведенный в работе, позволяет заключить следующее: информационная война — коммуникативная технология по воздействию на массовое сознание с кратковременными и долговременными целями; также существуют и иные теоретические подходы к данному понятию.
Также информационная война рассматривается как — открытые и скрытые целенаправленные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере. Выявлено, что у информационных войн есть свои классификации: действия подразделения и командований; разведывательная деятельность; электронная война; психологическая война; хакерская война; экономическая война; экономическая информационная война и кибервойна.
Основная цель информационной войны — дискредитация и/или вывод за пределы активного информационного пространства противоположной стороны; средства информационной (информационное оружие) и мишени (системы передачи данных/данные; когнитивная и эмоциональная сферы человеческого сознания).
Для проведения анализа материалов информационной войны между Арменией и Азербайджаном на примере «четырехдневной войны» в Нагорном Карабахе, освещающих события «четырехдневной войны» были изучены технологии (22 технологии) и методы (29 методов): посредством анализа материалов с русскоязычных порталов vesti.az, panarmenian.net и news.am, общей суммой в 65639 печатных знаков без пробелов.
Технологии, которые использовались Азербайджаном: эмоциональное комментирование (100% случаев); двухступенчатая модель коммуникации (75 % случаев); фрагментарность (50 % случаев); элементы хаоса и страха (25 % случаев); тенденционный подбор материалов (25% случаев) — из этого следует очевидный вывод, что, если в статьях преобладает эмоциональное комментирование, а это значит, что такое сочетание технологий лишает текстов объективности.
В данном случае технологии являются информационным оружием в руках обеих сторон: в случае с Азербайджаном выстраивается и распространяется образ врага в лице Армении. Исходя из материалов с портала vesti.az становится очевидным тот факт, что «Армения = терроризм», причем, корни армянского терроризма уходят в 1915 год, когда начался массовый геноцид армян — из чего следует, что армяне всегда были зачинщиками и террористами.
Что же касается другой стороны конфликта, то в армянских материалах СМИ были выявлены следующие технологии: фрагментарность (100 % случаев); двухступенчатый поток коммуникации (60 % случаев);
эксплуатация слухов (20 % случаев) и эмоциональное комментирование (20
% случаев).
Прикладной анализ показал, что у сторон конфликта абсолютно разная тактика ведения информационной войны: азербайджанская сторона предпочитает воздействовать методами утвердительных заявлений и эмоционально окрашивать свое освещение событий, а также использует наклеивание ярлыков (было использовано во всех анализируемых текстах), в трёх из четырех материалах был использован метод неопределенных выражений и намёков, которые вкупе дают понять читателю — как именно нужно относиться к Армении и её правительству.
С армянской стороны всё выглядит более сдержано в плане эмоций, но количество методов и технологий, задействованных в текстах ничуть не меньше: в их текстах использовались и утвердительные заявления (во всех текстах), и наклеивание ярлыков (что, впрочем, было и в азербайджанских текстах), пугающие темы и сообщения, а также использование авторитетов и групп влияния, т.е. они пошли иным путем — минимум эмоций в тексте, но подача информации всё равно проходила «нужным» для них образом и после прочтения материалов отношение к Азербайджану должно выстраиваться только в негативном ключе.
В процессе исследования были сделаны выводы о том, что, рассматриваемые СМИ с обеих сторон необъективны и предоставляют аудитории неполную и дозированную информацию, которая во всех случаях подается только в нужном ключе, кроме того, изначально информация интерпретируется с определенного выгодного ракурса. В данном случае, с обеих сторон СМИ выступают в роли эскалаторов существующего конфликта, что имеет свои последствия и в настоящее время.
В процессе прикладного анализа азербайджанских и армянских СМИ были выявлены технологии информационной войны, которыми пользуются журналисты для создания негативного образа врага, также удалось наглядно продемонстрировать их на примерах соответствующих материалов.
В силу давности межэтнического конфликта невозможно добиться полностью объективного освещения «четырехдневной войны», и освещения в принципе Карабахского конфликта.
Но, если снизить концентрацию методов и технологий в текстах азербайджанских и армянских СМИ, то они могут приблизиться к качественной журналистике, а самое главное — снизить напряжение среди своей аудитории в адрес противной стороны. В первую очередь необходимо исключить давление на эмоции в большей степени, чем на факты и рассуждения — у читателя должна быть возможность рефлексии, общество должно уметь анализировать окружающих мир и происходящие события, а не принимать информацию в том виде, в котором её преподносят СМИ.
Таким образом, произведенный анализ позволяет заключить, что технологии информационной войны являются одним из основных инструментов формирования общественного мнения.



1. Адамьянц, Т.З. К диалогической телекоммуникации: от воздействия к взаимодействию/ Т.З.Адамьянц. - М.: Институт социологии РАН, 2009 - 60 с.
2. Аронсон, Э. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление / Э. Аронсон, Э. Р. Пратканис. - М.,
2012. - 168 с.
3. Байгузин, Р. Информационная война/Р. Байгузин. - М., 2012 - 138 с.
4. Белл, Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986 - 342 с.
5. Беляев, Д.П., Разруха в головах. Информационная война против России — М.: Питер - 2015 г., 256 с.
6. Борисов, Б.Л. Реклама и паблик рилейшнз. Алхимия власти. — М.: РИП- холдинг, 1998. - 138 с.
7. Брусницин, Н.А. Информационная война и безопасность/Н.А. Брусницин. - М.: Вита-Пресс, 2013, 280 с.
8. Войтасик, Л.К. Использование психологии в системе пропаганды / Л.К. Войтасик. - М.: Харьков, 2010. - 348 с.
9. Гордиенко, Д.В. Информационное противоборство в военных конфликтах/ В кн. Актуальные проблемы информационного противоборства. — М.,
2013. - 203 с.
10. Губанов, Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г., Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства М: ФИЗМАТЛИТ, 2010. - 228 с.
11. Зелинский, С.В. Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание - СПб, 2008. - 315 с.
12. Карпович, О.Г., Манойло А.В., Цветные революции. Теория и практика демонтажа современных политических режимов — М.: Юнити-Даната, 2015. - 112 с.
13. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2013. - 458 с.
14. Лисичкин, В.А. Война после войны: Информационная оккупация продолжается/В.А. Лисичкин, Л.А. Шелепин. - М.: Эксмо, 2015 - 284 с.
15. Лисичкин, В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая информационно-психологическая война/В,А. Лисичкин, Л.А. Шелепин. - М., 2010 - 120 с.
16. Манойло, А. В. Информационно-психологическая война: факторы, определяющие формат современного вооруженного // Киев, 2015 - 197 с.
17. Николаева, О.Е., Алексеева О.В. Информационный менеджмент — М.: Едиториал, УРСС, 2013, — 304 с.
18. Панарин, И.Н. Информационная война и геополитика/И. Н. Панарин. -
М.2009. - 560 с.
19. Панарин, И.Н. Технология информационной войны/И. Н. Панарин. - М.:
КСП+, 2013. - 320 с
20. Почепцов, Г.Г. Информационные войны/ Г.Г. Почепцов - М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2012. - 576 с.
2 1 .Расторгуев, С. П. Информационная война / С. П. Расторгуев. - М.: Радио и связь, 1998. - 150 с.
22. Смирнов, И., Безносюк, Е., Журавлев, А.Психотехнологии: компьютерный психосемантический анализ и психокоррекция на неосознаваемом уровне.
- М.: Профи, 2006 - 416 с.
23. Современная Россия и мир: альтернативы развития (Информационные войны в международных отношениях): сборник научных статей / Под ред. Ю. Г. Чернышова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2012. - 157 с.
24. Соловьев, А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов /А. И. Соловьев. — М.: Аспект Пресс, 2006. — 559 с.
25. Ткаченко, С.В. Информационная война против России - СПб: Питер, 2011 - 224 с.
26. Цыганов, В.В., Бухарин С.Н., Васин В.В. Интеллектуальные механизмы информационных войн М: Научно-технолологический центр ФГУП «Центромашпроект», 2015 - 336 с.
Статьи в периодических изданиях
27. Белоусов, А.М. От пропаганды до связей с общественностью / А.М. Белоусов // Свободная мысль - 2010. - № 8. - с. 199-211
28. Завадский, И.И. «Информационная война - что это такое?//Защита информации. «Конфидент». № 4, 2006., 57 с.
29. Комов, С.А. Информационная борьба в современной войне: вопросы теории // «Военная мысль», 2006, № 3. с. 73
30. Костин, Н.А. Общие основы теории информационной борьбы//Военная мысль. 2013. № 3 - 25 с.
31. Кудрин, Р.Т. Зарубежное военное обозрение// Россия и Запад. 2014. - № 6.¬32 с.
32. Панарин, И.Н. Готова ли Россия к информационным войнам 21 века?//ВЛАСТЬ. - 2010, №2, - 18-47 с.
33. Пирумов, В. С., Родионов М. А. Некоторые аспекты информационной борьбы в военных конфликтах / В. С. Пирумов, М. А. Родионов // Военная мысль. - 1997. №5. - С.121-131.
Интернет-источники
34 . Guerre de l'information - Режим доступа: http://fr.wikipedia.org/wiki /Guerre_de_l'information. Дата обращения 22.03.2017.
35.Information warfare - Режим доступа :
http: //en.wikipedia.org/wiki/Information_warfare. Дата обращения
22.03.2017.
36.Information warfare - Режим доступа: http://it.wikipedia.org / wiki /Information_warfare. Дата обращения 22.03.2017.
37.Informationskrieg - Режим доступа : http://de.wikipedia.org /wiki/. Дата обращения 22.03.2017.
38. Геноцид армян — Режим доступа : https: //ru.wikipedia.org/Г еноцид_армян. Дата обращения 15.04.2017.
39. Григорьев, М. Методы ведения информационных войн. /М. Григорьев. — Режим доступа : http: //mcpt.narod.ru/pr_war.html. Дата обращения
1.04.2017.
40. Информационная война и защита информации: словарь основных терминов и определений: М.: Центр стратегических оценок и прогнозов - 2011- Режим доступа : www.csef.ru - с.23. Дата обращения 1.03.2017.
41. Информационная война и защита информации: словарь основных терминов и определений — М.: Центр стратегических оценок и прогнозов
- 2011- Режим доступа: www.csef. Дата обращения 25.03.2017.
42. Информационные войны: Как спастись от пропаганды: Журнал Look at me
— Режим доступа к журн.: http: //www.lookatme.ru/mag/how-to/inspiration- howitworks/206079-infowars. Дата обращения 8.04.2017.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ