Актуализация приемов формирования грамматического навыка в 10 классе при обучении английскому языку на базе учебно-методического комплекса «Звездный английский»
Введение 3
1 Теоретические основы формирования грамматических навыков иностранного
языка 6
1.2 Проблемы формирования и развития грамматических навыков в условиях
различия грамматических систем языков 11
1.3 Методические условия и особенности формирования грамматических навыков 17
1.4 Методы и приемы формирования грамматических навыков 24
Выводы по первой главе 33
2 Реализация приемов формирования грамматического навыка в старшей школе 35
2.1 Реализация приемов формирования грамматического навыка на базе УМК
«Starlight» в старшей школе 35
2.2 Анализ использования приемов формирования грамматического навыка в
обучении английскому языку 40
2.3 Методические рекомендации по решению проблем формирования и развития
грамматических навыков 48
Выводы по второй главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
Изучение иностранного языка представляет собой многоуровневый процесс. В процессе обучения учащимся предстоит освоить целый комплекс дисциплин, таких как фонетика, лексикология, грамматика, стилистика и история языка. В рамках школьной программы часть из них изучается не столь глубоко, как при получении профессионального лингвистического образования, однако каждый из приведенных элементов изолированно и в комплексе способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции учащегося.
Одним из сложнейших аспектов изучения иностранного языка является грамматика. Она состоит в изучении строя слов, словосочетаний и предложений в синхроническом и диахроническом аспектах. Грамматика каждого языка в мире имеет свои характерные отличия. Это создает целый ряд препятствий на пути к овладению грамматикой иностранных языков, а вместе с тем и к овладению навыками иноязычной речевой деятельности.
Нередко изучение грамматики ограничивается нецелевым заучиванием конструкций, монотонным выполнением задач без ориентира на практическое использование в повседневной жизни. Формы работы достаточно однотипны, что способствует снижению активности, степени концентрации и внимательности на уроке. А между тем, изучение этого аспекта должно быть несложным, осознанным и увлекательным, что и обусловливает актуальность выбранной темы, выбор проблемы, объекта и предмета исследования.
Объектом исследования является развитие грамматических навыков английского языка.
Предметом выступает развитие грамматических навыков английского языка с помощью разнообразных методических приемов .
Целью работы является выявление эффективности приемов формирования грамматического навыка в старшей школе при обучении английскому языку .
Для достижения поставленной цели в исследовании решаются следующие основные задачи:
1) раскрыть сущностные характеристики грамматического навыка, его структуру и функционал;
2) проанализировать различия грамматического строя английского и русского языков и выявить основные проблемы формирования и развития грамматических навыков в подобных условиях;
3) рассмотреть методические основы организации обучения, направленного на формирование грамматических навыков;
4) исследовать методы и приемы формирования грамматических навыков;
5) апробировать ряд методических приемов в рамках эксперимента при обучении, направленном на формирование грамматических навыков;
6) эмпирическим способом проанализировать эффективность использования приемов в обучении;
7) дать методические рекомендации по использованию приемов обучения при формировании и развитии грамматических навыков.
В основе исследования лежат следующие методы: синтеза, анализа, классификации, сравнительно-теоретический, наблюдение, тестирование, комплексно-эмпирический, описательный.
Методологической базой исследования послужили научные труды Е.И. Пассова, И.А. Зимней, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, А.А. Миролюбовой, Е.Н. Солововой и Л.А. Козловой.
Теоретическая значимость исследования состоит в комплексном анализе методических форм организации образовательного процесса, направленных на повышение грамотности учащихся, представлении методов и приемов обучения, которые могут повысить их интерес к познавательной деятельности, коммуникации на английском языке в условиях различных тем, задач и ситуаций.
Практическая значимость определяется актуальностью исследования и заключается в возможности использования результатов при разработке УМК, планировании уроков иностранного языка с их последующей реализацией, а также в рамках дисциплин вузовского цикла «Педагогика» и «Методика».
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложения. Общий объем работы составляет 60 страниц.
В данной дипломной работе были рассмотрены основные принципы формирования грамматических навыков: отбор и организация методического материала, проблема формирования грамматических навыков в условиях различия грамматического строя родного и иностранного языков, а также использование методических приемов в качестве обязательного критерия повышения результативности обучения.
В результате исследования нам удалось прийти к следующим выводам.
Грамматический навык может развиваться не только изолированно, но и в комплексе с другими составляющими развития всех видов иноязычной речевой деятельности. В основу обучения ложится ведущий принцип сознательности, так как успех освоения иностранного языка определяется осознанностью возможности использовать изучаемый грамматический материал в практической коммуникативной деятельности вне школы. В процессе активной рецептивной и продуктивной речевой деятельности ученик повышает качество лексико - грамматических и чисто грамматических навыков, вместе с тем совершенствуя свою иноязычную коммуникативную компетентность.
При сопоставлении грамматических категорий и форм английского и русского языков обычно обнаруживаются отсутствие той или иной категории в одном из языков, их частичное либо полное совпадение. При установке на развитие иноязычных грамматических навыков учащийся должен принимать различия в сопоставляемых языках как норму, специфическое отражение социокультурных и историко-культурных черт стран, жители которых являются носителями данных языков. В данной связи крайне важно на фоне развития грамматических навыков развивать у учащихся компенсаторные умения, основанные на трансформации и перифразе.
В результате опытно-экспериментальной работы, в рамках который был организован урок формирования и развития грамматических навыков с помощью разнообразных методических приемов, было выявлено, что обучение, построенное в увлекательной форме и разнообразии видов активности, демонстрирует качественно положительные результаты.
Благодаря разнообразию деятельности, удалось снизить уровень утомляемости учащихся, повысить скорость аналитико-синтетических операций, повысить качество таких учебных действий, как подстановка, трансформация, поиск аналогий, расширение, сужение и тому подобных. Таким образом, можно констатировать, что использование дифференцированных приемов в обучении способствует эргономичной и эффективной работе учащихся над уроке, а также лучшему усвоению учебного материала.
Использование разнообразных приемов в обучении позволило активизировать навыки продукции и рецепции иноязычной речи, опирающиеся на знания в области каждого из пластов языка: фонетики, орфографии, морфологии, лексики и синтаксиса. Детальная тренировка каждого из изучаемых аспектов грамматического материала позволила учащимся глубже осознать сущность языковых явлений, их структурную и семантическую специфику, рассмотреть функциональную реализацию в речи и освоить навыки самостоятельной продукции речевых произведений.
Таким образом, исследование, посвященное разработке программ обучения с использованием широкого спектра методических приемов, позволило прийти к конечному выводу, что использование разнообразных приемов в рамках одного или нескольких методов обучения способствуют повышению интереса учащихся к обучению, их сознательности в отношении работы над освоением всех компонентов изучения иностранного языка и выведению их коммуникативной компетенции со всеми ее структурными составляющими на более высокий уровень.
1. Будько А.Ф., Леонтьева Т.П. Методика преподавания иностранного языка: учебное пособие. Минск: Вышэйшая школа, 2017. 240 c.
2. Вайндорф-Сысоева Л. П. Педагогика. М.: Издательство Юрайт, 2014. 197 с.
3. Выготский Л. С. Педология подростка. М.: Педагогика, 1984. 132с.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика: учебное пособие. М.: Академия, 2008. 336 с.
5. Грамматические навыки [Электронный ресурс]. URL:
https ://wwwT рамм.навыки.ги/ grammaticheskiy-navyik.html (дата обращения: 01.04.2021).
6. Зимняя И.А. Компетентность и проблемы ее формирования в системе непрерывного образования (школа - вуз - послевузовское образование). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. 130 с.
7. Козлова Л. А. Проблемы функционального сближения частей речи в современном английском языке. Барнаул: Изд-во БГПУ, 1997. 200 с.
8. Козлова Л.А. Сравнительная типология английского и русского языков: учебное пособие. Барнаул: АлтГПУ, 2019. 180 с.
9. Комиссаров В.Н. Теория перевода (лингвистические аспекты): учебное пособие. М.: Высшая школа, 1990. 254 с.
10. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. СПб: КАРО, 2004. 144 с.
11. Концепция учебного предмета «Иностранный язык» [Электронный ресурс]. URL: adu.by/wpcontent/uploads/2014/umodos/kup/koncept_inostran_yaz.doc (дата обращения: 31.03.2021).
12. Критерии оценивания ЕГЭ по английскому в 2019 году [Электронный ресурс]. URL: 14. https://london-express.ru/blog/kriterii-otsenivaniya-ege-po- angliyskomu-v-2019-godu/#audirovanie (дата обращения: 31.03.2021).
13. Критерии оценивания ОГЭ-2020 по английскому языку [Электронный ресурс]. URL: https://ctege.info/teoriya-oge-po-angliyskomu-yazyiku/krtterii- oge-2020-po-angliyskomu-yazyiku.html (дата обращения: 19.02.2021).
14. Критерии оценивания по английскому языку [Электронный ресурс]. URL: http://yashenglish.ru/marks (дата обращения: 19.02.2021).
15. Кузьмин И.А. Грамматика английского и русского языков: такая ли она разная? // Старт в науке. 2016. № 2. С. 43-48...33