Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Арт-технологии как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников

Работа №157991

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы143
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


РЕФЕРАТ 3
ВВЕДЕНИЕ 14
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 22
1.1. Сущность и содержание понятия «коммуникативная
компетенция» 22
1.2. Особенности развития коммуникативной компетенции у младших 33
школьников
1.3. Возможности арт-технологий для развития коммуникативной
компетенции младших школьников 44
Выводы по главе 1 54
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Определение актуального уровня развития коммуникативной
компетенции младших школьников 57
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 79
2.3 Анализ результатов формирующего эксперимента по организации развития коммуникативной компетенции школьников посредством изучения арт-технологий 93
Выводы по главе 2 103
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 106
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 118

Актуальность исследования. В сфере управления начальным образованием на национальном уровне особое внимание уделяется формированию у учащихся базовых навыков, среди которых важнейшее место занимает умение эффективно общаться. Этот базовый элемент является ключевым для эффективного дискурсивного взаимодействия и целостного развития личности [53].
Способность к эффективному общению приобретает все большее значение в многогранной деятельности современной жизни. Она служит основой для содержательного обмена мнениями развития отношений, решения сложных задач и реализации индивидуальных устремлений.
Развитие коммуникативной компетенции - важнейшая составляющая детского образования, особенно на начальном этапе обучения. Такие авторитетные ученые, как Н. Д. Арутюнова, В. И. Блинова, Л. А. Введенская, Н. Ф. Виноградова, Л. Е. Журова, М. И. Кузнецова, А. О. Евдокимова подчеркивают его фундаментальное значение в формировании основных элементов личности.
Овладение языком, включающим вербальные, невербальные и социокультурные аспекты, является неотъемлемой частью эффективной педагогической деятельности и интеграции в общество.
А. Б. Добрович выделяет четыре основные фазы в процессе осуществления коммуникации: побуждение к действию, уточнение ситуации действия, само действие, свертывание действия [25].
На этапе становления учащиеся овладевают семантикой, которая позволяет им формулировать свои когнитивные и эмоциональные состояния, активно слушать и участвовать во взаимном социальном взаимодействии.
Для формирования коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста необходимы системный подход к обучению и инновационные методики обучения. Эти образовательные инструменты призваны ориентировать детей на то, чтобы они стали умелыми участниками коммуникации, ловко справлялись со сложностями, возникающими в их окружении, обладали богатым словарным запасом.
Формирование коммуникативных умений в начальной школе имеет решающее значение для последующего личностного роста ребенка. Этот навык коммуникативной компетенции выходит за рамки простого владения языком и включает в себя способность к совместной деятельности, эмпатическому взаимодействию с другими людьми и формулированию своей точки зрения в соответствии с коммуникативным контекстом. Такие компетенции лежат в основе как артикулированного самовыражения, так и позитивной социальной активности [52].
Интеграция коммуникативной компетенции является важнейшим компонентом Федерального государственного образовательного стандарта, в котором приоритет отдается применению знаний в практической деятельности, а не простому заучиванию фактов [44].
Таким образом, педагогическая деятельность, включающая практические и образные элементы, является важнейшим условием развития этих коммуникативных умений обучающихся.
Развитие коммуникативной компетенции необходимо начинать на начальных этапах обучения. Этому может способствовать использование различных образовательных тактик, таких как имитационные упражнения, театральные методы, совместные проекты [40].
Использование таких методик позволяет учащимся не только выражать свое мнение, но и активно слушать собеседников, что способствует развитию самостоятельности и уверенности в себе.
Кроме того, владение различными коммуникативными методиками позволяет легко интегрироваться в новые социальные коллективы и эффективно преодолевать различные жизненные обстоятельства [7].
Признание постепенности и настойчивости развития коммуникативной компетентности имеет большое значение. Преподаватели должны взять на себя роль проводников, постоянно поддерживающих и направляющих обучающихся, столкнувшихся с различными коммуникативными проблемами [43].
Основополагающие принципы и методики развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста играют важную роль в их социальной интеграции и успехах в учебе. В этом образовательном процессе крайне важен индивидуальный подход, учитывающий уникальные потребности и особенности каждого ребенка [48].
При создании благоприятной коммуникативной среды необходимо формировать атмосферу доверия, позволяющую учащимся свободно выражать свои чувства и мнения. Педагог должен проявлять искреннюю заинтересованность, демонстрируя активное слушание и способствуя открытому диалогу, что является важнейшей основой для достижения совместных образовательных результатов.
Образцы правильного коммуникативного поведения являются второстепенным принципом. Учитывая авторитетное положение педагогов и опекунов в глазах молодежи, им крайне важно демонстрировать образцовое интерактивное поведение. Это включает в себя использование понятных выражений, проявление внимательности, неагрессивный дискурс и таким образом задает учащимся положительный стандарт для подражания.
Третий принцип - интеграция игровой педагогики. Игра - неотъемлемая часть жизненного мира ребенка - представляет собой эффективную форму усвоения коммуникативных навыков [51]. Среди педагогических стратегий начальной школы ведущее место занимает использование арт-технологий.
Эти творческие методики дают учащимся возможность самовыражения, передачи своих мыслей и эмоций через художественное творчество. Простота и доступность таких средств, как рисунок, коллаж, разнообразные изобразительные техники, способствуют динамичному межличностному взаимодействию, развитию идейных и коммуникативных умений [34].
Изобразительное искусство служит для учащихся средством внешней реализации эмоций через художественные элементы, что способствует развитию и расширению их творческих способностей, самосознания и мировоззрения.
Во-первых, педагогическое применение художественных технологий способствует развитию артикуляции и понимания у школьников. Участие в дискурсе и критике в сфере творческой деятельности обостряет их интерпретационную и информационную остроту.
Во-вторых, использование арт-технологий для развития коммуникативных компетенций имеет решающее значение в сфере визуальной экспрессии. Обучающиеся начальных классов, которые часто испытывают трудности с вербализацией своих внутренних переживаний, могут использовать художественные средства для выражения своих эмоциональных состояний [32].
Такая форма работы создает благоприятную коммуникативную сферу, способствующую эмоциональному росту и взаимопониманию.
Доказано, что интеграция художественных технологических средств в учебный процесс способствует совместному обучению и повышает динамику работы в команде, следовательно, повышается уровень коммуникативной компетенции в процессе создания продуктов творческой деятельности. Участие в групповых проектах или творческих работах требует динамичного диалога и взаимного обмена мнениями.
Такой интерактивный образовательный опыт способствует развитию коммуникативных способностей, включая внимательное слушание, четкое выражение собственной точки зрения и признание точки зрения других.
Поэтому использование художественных технологических средств является мощным механизмом формирования коммуникативной компетентности обучающихся начальной школы. Эти средства открывают перед обучающимися возможности для художественного самовыражения, развития устной речи, интерпретационных способностей и визуальной грамотности в условиях совместной работы [60].....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие коммуникативной компетентности учащихся младших классов является одним из важнейших элементов современной образовательной парадигмы. Эффективное межличностное взаимодействие является краеугольным камнем интеграции в общество, и формирование этих навыков у детей необходимо для их социальной ассимиляции и перспективных достижений.
Приоритетное развитие коммуникативных навыков с самого раннего возраста способствует развитию экспрессивных, рецептивных, дискурсивных и аналитических способностей, которые играют важную роль в их всестороннем образовательном пути и индивидуальных успехах.
В ходе данного исследования было проведено тщательное изучение современных психолого-педагогических и дидактических ресурсов. Это позволило получить многогранное представление о структуре коммуникативной компетентности, выявить ее отличительные признаки и создать педагогические предпосылки для ее стимулирования и развития у учащихся начальных классов.
Среди рассмотренных методик особенно эффективным инструментом формирования коммуникативных умений оказалась интеграция художественных форм. Доказано, что образовательные стратегии, включающие в себя художественные процессы, существенно повышают активность и динамизм учащихся. Влияние изобразительного искусства, а также творческих занятий на развитие коммуникативных способностей очень велико.
Художественные средства - от изобразительного искусства до музыки, танца и театра - способствуют развитию эмоциональной артикуляции, изобретательского познания, передачи мыслей и чувств невербальными средствами.
Практическое применение образовательных программ, основанных на искусстве, позволяет учащимся совершенствовать межличностное взаимодействие, развивать слуховые и речевые способности, расширять интеллектуальный кругозор и вступать в творческое взаимодействие с окружающим миром.
Кроме того, такая экспериментальная учебная деятельность повышает социальную и эмоциональную компетентность детей, предоставляя им возможность совместной работы, выбора и участия в коллективных выставках.
Включение художественных технологических приемов
в педагогическую систему значительно повышает коммуникативные способности учащихся начальных классов. Эти методы способствуют развитию творческих способностей, артикуляции и вовлечению в общение со сверстниками.
Такие педагогические стратегии способствуют формированию у детей жизненно важных коммуникативных навыков, необходимых для их эффективной интеграции и развития в современном цифровом обществе.
На этапе исследования в Березовской детской художественной школе г. Красноярска мы определили критерии оценки коммуникативной компетентности школьников. С использованием методов оценки, нами был выявлен уровень развития коммуникативной компетенции обучающихся.
Первоначальные результаты показали, что уровень коммуникативной компетенции не соответствует прогнозируемым показателям, что свидетельствует о необходимости проведения дополнительных образовательных мероприятий, направленных на развитие коммуникативных способностей данной категории учащихся. В связи с этим мы разработали и апробировали образовательный модуль, основанный на совместных занятиях по художественным технологиям.
Основной целью данной инициативы было развитие коммуникативных способностей учащихся начальных классов через практическую художественную деятельность. Мы полагаем, что такое взаимодействие будет способствовать развитию межличностного диалога, формированию навыков сотрудничества и повышению общей коммуникативной компетентности.
Реализация данного модуля в детской художественной школе дала многообещающие результаты. Участие в занятиях по художественным технологиям не только повысило коммуникативную компетентность учащихся, но и обогатило их новыми художественными способностями и знаниями.
Программа «Формирующий эксперимент», основанная
на художественных методиках, продемонстрировала значительную эффективность в повышении коммуникативной компетентности учащихся начальной школы. Включение художественных методов в учебные стратегии для учащихся значительно повышает их способность к развитию и совершенствованию коммуникативных способностей.
Включение визуальных и изобретательских стратегий
в образовательный репертуар обеспечивает более динамичное взаимодействие учащихся со сверстниками. В процессе создания совместных и индивидуальных проектов, активного участия в работе группы, формулирования и презентации своих работ учащиеся развивают коммуникативные способности и способность к самовыражению.
Кроме того, художественные методики способствуют развитию внимания и воображения студентов. Они формируют у студентов навыки наблюдения и декодирования окружающей среды, придумывания нетрадиционных решений и передачи своих чувств.
Такие занятия способствуют развитию творческих идей и укрепляют уверенность в своих силах. Кроме того, занятия художественным творчеством способствуют развитию таких важнейших качеств, как межличностное общение и ответственность перед обществом. Учащиеся приобретают навыки оценки различных точек зрения и идей, учатся эффективно сотрудничать и находить решения.
Таким образом, применение художественных технологий в педагогической деятельности является эффективным механизмом решения языковых и коммуникативных проблем учащихся. Создание произведений изобразительного искусства, таких как иллюстрации и рисунки, дает возможность учащимся, особенно тем, кто испытывает трудности в устной и письменной речи, сформулировать свои мысли и чувства.
Такая тактика обучения не только повышает энтузиазм учащихся, но и раскрывает их изобретательские способности, способствуя развитию коммуникативной компетенции.
Проведенное исследование и полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности апробации программы занятий с использованием арт-технологий для развития коммуникативных компетенций учащихся школы. Гипотеза, выдвинутая в начале исследования, подтверждена, что свидетельствует об успешном достижении поставленной цели и решении всех задач, поставленных перед исследованием.
Полученные результаты исследования подтверждают эффективность данной программы, что открывает перед педагогами новые возможности для внедрения методики в рамках учебного процесса. Данная программа помогает развивать у учащихся коммуникативную компетенцию, а так же способности к коллективному творчеству и самовыражению. Это особенно важно в младшем школьном возрасте, когда дети только начинают формировать свою личность и развивать навыки общения.
Арт-технологии, включенные в программу, предоставляют возможность учащимся проявить свою творческую индивидуальность и развить коммуникативные навыки через искусство. Это позволяет учащимся более эффективно выражать свои мысли и чувства, а также усиливает взаимодействие и коммуникацию в группе.
Таким образом, проведенное исследование подтверждает эффективность программы занятий с использованием арт-технологий для развития коммуникативной компетенции школьников, что подтверждает гипотезу исследования. Результаты исследования имеют важное практическое значение и могут быть использованы педагогами в работе с учащимися в школах искусств и творческих центрах.


1. Азарова Е. И. Развитие коммуникативной компетенции младших школьников: теория и практика: учебное пособие / Е. И. Азарова, Н. А. Галкина. М.: Дрофа, 2016.
2. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - М.: Политиздат, 2011. 288 с.
3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Академия, 2010. 284 с.
4. Аникина Н. И. Анимационный фильм как средство развития коммуникативной компетенции младших школьников // Педагогика, 2018, № 3. С. 32-35.
5. Афанасьева А. Б. Арт-технологии в диагностике и развитии креативности ребенка во внеурочной деятельности // В сборнике: «Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации материалы всероссийской научно-практической конференции (заочной) с международным участием», ответственный редактор А. Ю. Нагорнова. 2016. С. 94-98.
6. Баженова С. Е. Формирование коммуникативной компетенции у детей младшего школьного возраста: учебное пособие / С. Е. Баженова. М.: Московский психолого-социальный институт, 2014.
7. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Просвещение, 2009. 251 с.
8. Бодалев А. А. Личность и общение. Избранные труды. М.: Знание, 1983. 306 с.
9. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Знание, 1968. 311 с.
10. Божович М. Психологическое изучение детей в школе-интернате. М.: Знание, 1960. 273 с.
11. Большая энциклопедия психологических тестов. М.: Изд-во ЭКСМО, 2005. 416 с.
12. Бородина Е. А. Использование арт-терапии в работе с детьми младшего школьного возраста // Воспитатель. 2019. № 4. С. 51-54.
13. Брудный А. А. Понимание и общение. М.: СФЕРА, 2007. 264 с.
14. Васильев И. В. Тренинг преодоления конфликтов. СПб.: Речь, 2007. 174 с.
15. Выготский Л. С. Собрание сочинений. М.: Просвещение, 1984....77


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ