Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Словообразовательный потенциал заимствованных имен существительных

Работа №157983

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы222
Год сдачи2016
Стоимость4790 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание Введение 3
Глава 1. Словообразовательная система русского языка
1.1. Словообразование как источник пополнения лексики 7
1.2. Словообразовательный потенциал различных частей речи 9
1.3. Точки зрения различных авторов на образование слов в русском языке 12
1.6. Гнездо как комплексная единица словообразовательной системы 16
1.7. Лексикографические источники словообразования 20
Глава 2. Заимствованное имя существительное как вершина словообразовательного гнезда
2.1. Заимствованные существительные в лексической системе русского языка 23
2.2.Общая характеристика анализируемого материала 28
2.3. Особенности структуры словообразовательных гнезд 29
2.4. Частеречная характеристика производных 32
2.5. Способы словообразования производных 36
2.6. Сопоставительный анализ гнезд с вершинами заимствованное имя существительное и исконно русское имя существительное 39
2.8. Словообразование в школьном курсе русского языка. Факультатив «Словообразовательный потенциал заимствованных имен существительных 42
Заключение 6 2
Список использованной литературы 6 5
Приложение А Приложение Б Приложение В Приложение Г

Актуальность исследования. Словообразование - одна из интенсивно развивающихся областей современного языкознания. К концу XX столетия в словообразовательной системе русского языка описаны основные ее единицы, составлен алфавитный словарь словообразовательных гнезд; исследуются специфические для словообразовательного уровня языка комплексные единицы: словообразовательные гнезда, парадигмы, цепочки; выработана система основных понятий и терминов морфемики и словообразования; созданы словообразовательные словари, учебные пособия по русскому словообразованию» [12; с. 3-4].
Большая часть описаний русской деривационной системы выполнена на материале узуальной лексики. Е.А.Земская одна из первых обратила внимание на антропоцентрический характер современного словообразования, являющийся свидетельством усиления личностного начала в функционировании русского языка в постсоветский период. Это наблюдение позволило ей использовать в качестве лингвистического окказиональный словообразовательный материал, иллюстрирующий широкие потенциальные возможности языковой системы. Эти положения нашли отражение и дальнейшее развитие в работах И.С.Улуханова, Л.А. Капанадзе, М.В. Китайгородской, Р.И. Тихоновой и др.
«В современном языкознании предпочтение отдается объяснительному описанию языковых явлений. Именно такое описание словообразовательных процессов, явлений, единиц способно дать ученым полное представление обо всей словообразовательной системе русского языка со всеми ее связями, отношениями подсистем и компонентов. Результатом таких описаний стали, например, типовые комплексные единицы: типовые словообразовательные гнезда, цепочки и парадигмы» [9; с. 47].
Настоящая работа посвящена анализу словообразовательного потенциала заимствованных существительных, а также сопоставительному анализу гнезд с вершинами заимствованное имя существительное и исконно русское имя существительное.
Данная тема актуальна и сегодня: изучение строения словообразовательных гнезд заимствованных существительных является частью общей большой проблемы современной дериватологии, в рамках которой осуществляется гнездовой подход к описанию словообразовательных явлений современного русского языка. Особый интерес представляет изучение словообразовательных особенностей иноязычных слов с точки зрения гнездования, так как появление производных у заимствованных слов подкрепляет и лексико-семантическую ассимиляцию иноязычной лексики.
Актуальность настоящего исследования определяется реальной значимостью дальнейшего развития теории словообразовательных гнезд, синхронного словообразования, потребностями в уточнении структуры
словообразовательных гнезд и формально-семантических отношений между их компонентами.
Объект исследования - корпус заимствованных имен существительных, выступающих базовым словом словообразовательного гнезда.
Предмет исследования - особенности структуры объема и семантики словообразовательных гнезд заимствованных имен существительных.
Цель исследования: представить системный анализ словообразовательного потенциала заимствованных существительных.
Поставленная цель обусловила следующие задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования, определить необходимые для работы понятия.
2. Выявить корпус иноязычных существительных, выступающих в качестве базового слова.
3. Определить особенности структуры словообразовательного гнезда с заимствованными существительными, выступающими в качестве базового слова.
4. Сравнить особенности структур словообразовательных гнезд с вершинами заимствованное имя существительное и исконно русское имя существительное.
5. Разработать уроки по следующим темам: «Разделы науки о языке: морфемика и словообразование» (1 час), «Морфемика и словообразование» (1 час), «Словообразование иноязычных слов» (1 час), «Способы словообразования иноязычных слов» (1 час).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Словообразование оказывает существенное влияние на организацию лексики, формирование и пополнение лексического состава языка.
В современной дериватологии большое внимание уделяется изучению словообразовательных гнезд, их структурно-семантическим особенностям. Несмотря на значительное количество работ, посвященных исследованию словообразовательных гнезд, пристальный интерес ученых к данной проблеме не ослабевает. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что лишь в последние годы вопросы гнездования затрагивались в трудах П. А. Соболевой, И. В. Альтмана, Е. Л. Гинзбург, Т. С. Яруллиной, И. А. Ширшова, Н. Ю. Авиной и других исследователей.
Словообразовательные гнезда изучаются с различных точек зрения: описываются конкретные гнезда или гнезда определенных лексико-семантических и тематических групп, исследуются словообразовательные цепочки и парадигмы как составляющие компоненты гнезд, выявляется роль словообразовательных гнезд в системной организации лексики Типология словообразовательных гнезд может быть построена на разных основаниях: 1) по частям речи исходных, вершинных слов, 2) по объему, количеству слов в гнезде, 3) по структуре, строению гнезда.
Гнезда в соответствии с частеречной принадлежностью их вершинных слов делятся на именные - субстантивные и адъективные, на глагольные, наречные и т.д. По количеству формирующих гнезд части речи располагаются в следующем порядке: 1) имена существительные, 2) глаголы, 3) имена прилагательные, 4) наречия, 5) междометия, 6) звукоподражания, 7) местоимения, 8) имена числительные, 9) слова других частей речи. Гнезда субстантивные, глагольные и адъективные вместе составляют почти 98% Методом сплошной выборки было выявлено и проанализировано 863 гнезда с вершиной иноязычное существительное. Этот анализ строится с учетом следующих параметров: объем гнезда, гнездо сильно и слабо развернутое, максимальное количество ступеней для сильно развернутых гнезд, структура гнезда (объем комплексных, пучков, цепь, пара).
Одиночные слова, т. е. слова, не являющиеся производящими для других слов и не имеющие производных, представлены в «Академическом словообразовательном словаре русского языка» А. Н. Тихонова. В словаре 5497 одиночных слов, что составляет 3, 7% всего словника (144 808).
В результате исследования, нами было выявлено, что из 863 -х большую часть составляют сильноразвернутые гнезда. Они занимают 642 гнезда и это 74%., тогда как слабо развернутых всего 221, что составляет 26%.
Анализ показал, что комплексные гнезда занимают 49 % (423 гнезда), веер - 25 % (219 гнезд), пара - 22 % (188 гнезд), цепь - 4 % (33 гнезда).
В результате исследования комплексных гнезд, нами было выявлено, что максимальное количество составляют 4 ступени. Таковыми оказались всего 5 гнезд. В основном заимствованные существительные образуют в комплексных гнездах 2 ступени. Что составляют 366 гнезд.
На каждой ступени словообразования может быть образовано большое число производных. Особенно много слов образуется на первой ступени словообразования. В процентном соотношении мы выявили, что комплексных гнезд, которые образовали 4 ступени - 0,6%, гнезда, образовавшие 3 ступени составляют 6%, по 2 ступени построили 72% гнезд, гнезда-пары занимают 22% словообразовательных гнезд с вершиной заимствованное существительное.
Среди слов, образуемых от заимствованного существительного, на I ступени часто расположены уменьшительно-ласкательные существительные....


1. Бабайцева В.В., Иванов В.В., Максимов Л.Ю., Тихонов А.Н. Современный русский язык: в трех частях. М., 1981.
2. Богданова Г. А., Уроки русского языка в 5 классе. М., «Просвещение», 2003.
3. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке. М., 2001.
4. Виноградов В. В. Избранные труды. История русского литературного языка. М., 1978.
5. Виноградов В. В. Вопросы современного русского словообразования // Избр. труды: Исслед. по русской грамматике. М., 1975.
6. Винокур Г. О. Заметки по русскому словообразованию // Избр. работы по русскому языку. М., 1959.
7. Гинзбург Е.Л. Словообразование и синтаксис. М., 1979.
8. Гридина Т.А., Коновалова Н.И. Современный русский язык. Словообразование: теория, алгоритмы анализа, тренинг. М., 2007.
9. Земская Е.А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992.
10. Земская Е. А, Современный русский язык. Словообразование. М., 1973.
11. Изотов В.П. Русское словообразование. Каталог способов. Принципы составления. Сборник научных трудов по лексикографии. Вып.4. Харьков, 1997.
12. Казак М.Ю. Интегративная теория словообразовательного гнезда: грамматическое моделирование; квантитативные аспекты; потенциал; прогнозирование. Монография. Белгород: Издательство Белгородского государственного университета, 2004.
13. Калинин А.В. Лексика русского языка. М., 1978.
14. Кодухов В. И. Введение в языкознание. М., 1979.
15. Козырева. Современный русский язык. Имя существительное. Минск: «Вышэйшая школа», 1981....(67)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ