Введение 3
Глава 1. Анализ научной литературы по проблеме исследования
1.1. Общая характеристика понятия «социализация» 7
1.2. Проблема социализации в разных аспектах научного
знания 10
1.3. Особенности социализации детей младшего школьного
возраста 22
1.4. Семья как институт социализации ребенка 32
Глава 2. Изучение показателей социализации детей младшего школьного возраста с учетом типа профессиональной принадлежности их родителей
2.1. Описание процедуры и методов исследования 41
2.2. Анализ диагностических данных 46
Выводы 63
Заключение 66
Список используемых источников 67
Приложение 72
В младшем школьном возрасте ребенок входит в новые для него условия жизнедеятельности. Меняется характер его взаимодействия с окружающими. Он становится субъектом собственной деятельности, которая является ведущей для его развития - учебная. В школе ребенок осваивает множество новых для него правил, норм, он активно осваивает социальную среду. Процесс социализации принимает новый вектор.
К процессу социализации младшего школьника относится не только то, что он усваивает благодаря школе, но и то, что было заложено семьей, родителями и то, что принято ребенком как свое собственное.
Семья является главным социальным фактором, влияющим на становление личности ребенка.
Семья обладает серьезными преимуществами в социализации личности благодаря психологической атмосфере близости и эмоциональной зависимости. Частота и непосредственность эмоциональных контактов детей и родителей имеют огромное значение. К настоящему времени в науке и практике сформировалось четкое убеждение, что особенности отношений в семье являются важным фактором, формирующим характер ребенка и особенности его поведения [33].
Значение семьи и ее влияние на ребенка объясняется, прежде всего, тем, что семья является первичным институтом социализации детей, а также значимостью близких взрослых ребенка в силу его биологической и психологической зависимости от них [30].
Семейные установки влияют на отношение ребенка к школе, принятие ее правил и норм Гармоничное сочетание (даже при отсутствии совпадения) ценностных ориентаций и установок семьи и образовательного учреждения облегчает интериоризацию школьниками норм и эталонов, положительного отношения к ним и, тем самым, детерминирует процесс школьной социализации [12].
Изучением конкретных механизмов влияния социально-экономического статуса семьи на развитие ребенка занимался Дж. Конелл, который отнес доход семьи к наиболее значимым факторам академической успешности. В его работах образование родителей является важнейшим предиктором развития детей. С. Сирин показал умеренно выраженную, но устойчивую тенденцию к снижению корреляций между социально-экономическим статусом и учебной успешностью детей. Одним из хорошо изученных фактов является связь между высоким уровнем образования родителей и успешным речевым и когнитивным развитием ребенка. Последнее происходит за счет более сложной и разнообразной родительской речи и высокой ценности познавательной активности в семье [49].
Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения [42]. Сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой - социализация осуществляется за счет наблюдения социальной деятельности других членов семьи, прежде всего родителей.
В современной психолого-педагогической литературе выделены следующие критерии социализированности младшего школьника:
- когнитивно-рефлексивный, основными показателями которого являются: потребность, готовность и способность к познавательной
деятельности; способность к самонаблюдению и самоанализу; способность к адекватной реакции к меняющимся ситуациям; способность планировать свою деятельность и прогнозировать ее результаты;
- коммуникативный, включающий навыки взаимодействия; умение сотрудничать, эмпатию и толерантность;
- практический, выражающийся в самостоятельной деятельности;
- ценностно-смысловой, основными показателями которого являются сформированные нравственные качества, обеспечивающие социально одобряемое поведение [25, с. 156].
Успех социализации ребенка во многом зависит от воспитательного потенциала семьи, который представляет собой комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Этот комплекс включает материальные и бытовые условия, численность и структуру семьи, характер отношений между его членами, а также жизненный опыт, образование и профессиональные качества родителей. В проведенном нами исследовании изучался тип профессиональной деятельности родителей как предиктор социализации ребенка в младшем школьном возрасте. Есть данные исследований, свидетельствующих о том, что на детей оказывает влияние не только характер родителей и их манера воспитания, но еще и их профессия [15]. Так, например, более строго воспитывают своих детей военные, сотрудники МВД и т.д. Командная модель и жесткая дисциплина проецируется и на внутрисемейные отношения. А вот в семьях представителей творческих профессий дети с самого рождения живут в атмосфере искусства. Профессиональная принадлежность родителей оказывает на ребенка и опосредованное и непосредственное влияние.
Целью исследования стало изучение показателей социализации детей младшего школьного возраста с учетом типа и видов профессиональной деятельности их родителей для использования полученных данных в консультативной работе педагога-психолога по вопросам развития и воспитания детей этой возрастной группы.
Объект исследования - показатели процесса социализации детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования - изучение показателей социализации детей младшего школьного возраста с учетом типа и видов профессиональной деятельности их родителей.
Гипотеза: существуют различия в показателях социализации детей младшего школьного возраста, связанные с типом и видом профессиональной деятельности их родителей. Эти различия проявляются в когнитивно-рефлексивных, коммуникативных и практических навыках детей.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической литературы по проблеме социализации детей младшего школьного возраста;
2. Подобрать комплекс психодиагностических методик, направленных на изучение отдельных показателей социализации детей младшего школьного возраста;
3. Систематизировать и проанализировать данные исследования, интерпретировать полученные результаты и сформулировать выводы.
Когнитивно-рефлексивные показатели социализации испытуемых диагностировались с помощью методики экспертной оценки невербальной коммуникации А.М. Кузнецовой и субтеста «Понятливость» из теста В. Векслера. Коммуникативные показатели изучались с помощью опросника личностного, социального, эмоционального развития ребенка (опросник PSED). Практические показатели, выражающиеся в самостоятельной деятельности, изучались с помощью Карты проявлений самостоятельности и Карты проявлений инициативности А.М. Щетининой.
В исследовании приняли участие 27 младших школьников, учеников 1¬го класса. Диагностические процедуры проводились в середине III четверти по окончании нормативных сроков периода адаптации детей к школе.
Современная психологическая практика работы с детьми младшего школьного возраста выдвигает новые требования к учету социальных факторов, влияющих на психологическое развитие ребенка. Одним из таких факторов является социально-экономический статус семьи, связанный с профессиональной деятельностью старших ее членов.
В ряде современных исследований описывается влияние социально - экономического статуса семьи на особенности психологического благополучия каждого из ее членов, на психологическое развитие детей, прежде всего, подростков и особенности формирования их идентичности, на родительское поведение и способы воспитания.
Отечественные исследования роли статуса семьи в психологическом развитии ребенка в основном касаются уровня воспитательных возможностей и характера детско-родительских отношений, причем внимание больше уделено семьям с различными вариантами социально-экономического неблагополучия.
Социализация в семье, как известно, происходит не только в результате целенаправленного процесса воспитания, но и по механизму социального научения. Сам процесс социального научения осуществляется за счет наблюдения социальной деятельности других членов семьи, прежде всего родителей.
Проведенное нами исследование было направлено на изучение показателей социализации детей младшего школьного возраста с учетом типа и видов профессиональной деятельности их родителей.
Полученные диагностические данные могут быть использованы в консультативной работе педагога-психолога по вопросам развития и воспитания детей младшего школьного возраста.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект, 2010. - 623 с.
2. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева - 5-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2014. - 369 с.
3. Андреева Г.М. Уровень социальной стабильности и особенности социализации в младшем школьном возрасте // Вестник МГУ. - 1997. - № 4.
- С. 50 - 52.
4. Андреева Т.В. Психология современной семьи. - СПб.: Речь, 2005
- 436 с.
5. Аристова Н.Г. Влияние структуры семьи на успешность выполнения воспитательной функции. Семья как объект социальной политики. - М.: Наука, 1986. - 359 с.
6. Битянова М.Р., Азарова Г.В. Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. - М.: Генезис, 2001. - 352 с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: Просвещение, 2006. - 165 с.
8. Болотова А.К., Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Социальные
коммуникации: учеб. пособие / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А.
Петровская. - М.: Гардарики, 2008. - 279 с.
9. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. - 159 с.
10. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. - СПб.: Союз, 2006. - 224 с.
11. Гаврилычева Г.Ф. Младший школьник и его ценности // Начальная школа. 2008. № 7.
12. Гармаева Т.В., Кончаловская М.М. Роль семьи в школьной
социализации подростков (на материале образовательных учреждений Москвы и Улан-Удэ) [Электронный ресурс]. / Психологические
исследования: электрон. науч. журн. 2008. N 2(2). URL: http://psystudy.ru
13. Григорьва М.В. Психология труда. Конспект лекций. - М.:
Высшее образование, 2006. - 192 с.
14. Дядюнова И.А. К вопросу о социализации детей // Начальная школа. - 2007. - №10. - С. 89-92
15. Как профессии родителей влияют на детей
https://www.kakprosto.ru/kak-247858-kak-professii-roditeley-vliyayut-na- detey#ixzz4utzABGXv
16. Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 238 с.
....