Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Работа №157961

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы68
Год сдачи2021
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДОШКОЛЬНОМ
ВОЗРАСТЕ
1.1. Сущность понятия предметно-развивающая среда 5
1.2. Особенности развития лексического запаса дошкольного возраста в
онтогенезе 11
1.3. Особенности развития лексического запаса дошкольного возраста в
дизонтогенезе 17
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО
ЗАПАСА ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального изучения 22
2.2. Методика экспериментального изучения лексического запаса детей с
общим недоразвитием речи 23
2.3. Анализ результатов изучения лексического запаса у детей с общим
недоразвитием речи 27
ГЛАВА III. ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗАПАСА
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ
3.1. Цель, задачи и организация экспериментального обучения 33
3.2. Логопедическая работа по формированию лексического запаса
дошкольников с общим недоразвитием речи 36
3.3. Контрольный эксперимент 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 61

Формирование словарного запаса дошкольников является одним из актуальных направлений, так как именно в дошкольном возрасте происходит закладывание словаря детей. Важное место в работе имеет становление словарного запаса, его обогащение, закрепление, активизация. Это способствует дальнейшему развитию других компонентов речи и полноценному психическому развитию детей. В данной работе мы будем изучать лексический запас детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Проблемой развития лексического запаса дошкольников, как с нормальным, так и нарушенным речевым развитием, занимались такие специалисты, как В.К. Воробьева, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, А.Н. Корнев, А.И. Лаврентьева, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.В. Серебрякова, Т.Б. Филичева и многие другие. В настоящее время возрастает количество детей дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи. Нарушение всех сторон речи у детей с общим недоразвитием приводит к затруднениям развития познавательной сферы ребёнка, снижается продуктивность запоминания, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушен процесс общения и межличностного взаимодействия. Лексический запас характеризуется большим расхождением объема активного и пассивного словаря, различными парафазиями, неточным употреблением слов и трудностями актуализации словаря. Исходя из всего вышесказанного, данная проблема формирования лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи является актуальной.
Объект изучения - состояние лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет изучения - предметно-развивающая среда, направленная на развитие лексической стороны дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель работы: сформировать лексический запас дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе организации предметно-развивающей среды.
Задачи:
1. Изучить лингвистическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования словаря при нормальном и нарушенном речевом развитии.
2. Провести экспериментальное изучение лексического запаса
дошкольников с общим недоразвитием речи.
3. Провести коррекционную работу над лексическим запасом
дошкольников посредством предметно-развивающей среды.
Гипотеза:
I. Дошкольники с общим недоразвитием речи с трудом овладевают лексическим запасом; отмечается ограниченность словарного запаса, встречаются трудности актуализации словаря.
II. Предметно-развивающая среда является эффективным средством для развития лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи.
Методы исследования:
1. Анализ лингвистической и психолого-педагогической литературы.
2. Констатирующий, обучающий и контрольный эксперимент.
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
Экспериментальное изучение было проведено на базе МБДОУ № 21 «Колосок» города Пензы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Слово помогает ребенку войти в окружающий мир людей, способствует его пониманию и освоению, помогает осознать себя как индивидуальность и стать активным человеком, принимающим участие в жизни общества.
Словарь детей в онтогенетическом развитии формируется при помощи представлений об окружающей действительности. Речевые нарушения оказывают негативное влияние на все сферы личности ребенка: затрудняется развитие его познавательной деятельности, снижается продуктивность запоминания, нарушается логическая и смысловая память, дети с трудом овладевают мыслительными операциями, нарушаются все формы общения. Дети характеризуются несформированностью семантических полей, различными вербальными парафазиями, испытывают трудности актуализации словаря.
Во второй главе мы определили цель и задачи экспериментального изучения лексического запаса, проанализировали методики обследования лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи, разработали направления работы над лексическим запасом, выделили критерии оценивания заданий.
Экспериментальное изучение проводилось на базе МБДОУ № 21 «Колосок» города Пензы.
По результатам экспериментального обучения лексического запаса детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи нами было выявлено, что:
1. Семь (70%) детей имеют низкий уровень сформированности лексического запаса.
2. Три (30%) ребенка имеют средний уровень сформированности лексического запаса.
3. Ни один ребенок не имеет высокого уровня сформированности лексического запаса.
В третьей главе мы описали экспериментальное обучение, определили направления работы и использовали предметно-развивающую среду как средство развития лексического запаса на практике с детьми дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи. Затем нами были приведены результаты контрольного эксперимента и сравнение результатов, полученных при первом экспериментальном изучении и новым, полученных после экспериментального обучения. Результаты, полученные после экспериментального обучения, показывают положительные изменения в развитии лексического запаса детей данного контингента. Это доказывает эффективность использования предметно-развивающей среды, которая направлена на развитие лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи. Следует отметить, что дошкольники имеют еще некие трудности в выполнении заданий, это доказывает необходимость проведения дальнейшей коррекционной работы.
Последующая работа предполагает модернизацию использования предметно-развивающей среды в логопедической работе, направленной на развитие лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи.
Результаты контрольного эксперимента позволили нам определить следующие группы детей:
1. Один (10%) ребенок имеет низкий уровень сформированности лексического запаса.
2. Девять (90%) дошкольников имеют средний уровень сформированности лексического запаса.
3. Ни один ребенок не имеет высокий уровень сформированности лексического запаса.
Выдвинутая нами гипотеза доказана тем, что у детей с общим недоразвитием речи лексический запас неполноценно сформирован и использование предметно-развивающей среды, как средство развития лексического запаса дошкольников с общим недоразвитием речи, даёт положительную динамику.



1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/4/0018/4 0018-103.shtml
2. Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М., 2007. - 343 с.
3. Баряева, Л.Б. Я - говорю! Ребенок и явления природы. Упражнения с пиктограммами. Рабочая тетрадь / Л.Б. Баряева [Электронный ресурс]. -http://pdf-knigi.com/1218/90761/Ia- govoriu!Rebenok i iavleni.pdf
4. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные предпосылки освоения языка / Е.Н. Винарская [Электронный ресурс]. - http://pedlib.rU/Books/5/0096/5-0096-1.shtml
5. Выготский, Л.С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное (собрание трудов) / Л.С. Выготский [Электронный ресурс]. - http://pedlib.rU/Books/1/0162/1-0162-1.shtml
6. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский
[Электронный ресурс]. -
https://bookap.info/deti/vygotskiy psihologiya razvitiya rebenka/bypage/
7. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики / Под ред. А.М. Матюшкина [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/5/0231/5 0231-2.shtml
8. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев
[Электронный ресурс]. -https://search.rsl.ru/ru/record/01003112464
9. Жинкин, Н.И. К вопросу о развитии речи у детей / Н.И. Жинкин [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/4/0494/40494-1.shtml
10. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие /
Н.С. Жукова [Электронный ресурс]. -http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0029/2 0029-
I. shtml
II. Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева [Электронный ресурс]. - http://pedlib.ru/Books/2Z0028/index.shtml7from page=1
12. Захарова, А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи: Автореф. дис... канд.филол.наук / А.В. Захарова. - М., 1972. - 23 с.
13. Ковшиков, В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности /
B. П. Глухов, В.А. Ковшиков [Электронный ресурс]. -
http://pedlib.rU/Books/4/0356
14. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить / М.М. Кольцова [Электронный ресурс]. -http://pedlib.rU/Books/5/0362/5-0362-1.shtml
15. Коненкова, И.Д. Обследование речи дошкольников с общим недоразвитием речи / И.Д. Коненкова. - М., 2005. - 180 с.
16. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста / А.Н. Корнев. -
C. - Пб., 2006. - 255 с.
17. Лаврентьева, А.И. Детская речь (становление языковой способности в онтогенезе) / А.И. Лаврентьева. - М., 2001. - 51 с.
18. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя / Р.И. Лалаева,
Н.В. Серебрякова [Электронный ресурс]. -
http://pedlib.ru/Books/2/0029/2 0029- l.shtml
19. Лопатина, Л.В. Дифференциальная диагностика стертой дизартрии и функциональных расстройств звукопроизношения / Л.В. Лопатина. - СПб., 2000. - 182 с.
20. Ляховская, Ю.С. Особенности словаря старших дошкольников. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Ю.С. Ляховская. - М., 1999. - 223 с.
21. Монтессори, М. «Дом ребенка. Метод научной педагогики» (концепция
свободного саморазвития ребенка в специально-подготовленной развивающей среде) / М. Монтессори [Электронный ресурс]. - http://pedlib.rU/Books/5/0105/5 0105-1.shtml
22. Новоселова, С.Л. Развивающая предметно-игровая среда. Дошкольное воспитание / С.Л. Новоселова [Электронный ресурс]. - https://www.studmed.ru/novoselova-s-l-razvivayuschaya-predmetnaya-
sreda 3b4d325919f.html
23. Парамонова, Л.Г. Особенности вербальных ассоциаций у детей с ОНР. Выявление и коррекция нервно-психических и речевых расстройств у детей / Л.Г. Парамонова. - М., 1985. - 246 с.
24. Петровский, В.А. «Построение развивающей среды в дошкольном учреждении» / В.А. Петровский. - М., 1993. - 159 с.
25. Поддьяков Н.Н. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / А.Ф. Говоркова, Н.Н. Подьяков [Электронный ресурс]. - https://www.studmed.ru/poddyakov-nn-govorkova-af-red-razvitie-myshleniya-i-umstvennoe-vospitanie-doshkolnika 97ba52628ff.html
26. Полякова, М.Н. Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада / М. Н. Полякова. - М., 2010. - 210 с.
27. Розенгарт-Пупко, Г.Л. Формирование речи у детей раннего возраста / Г.Л. Розенгарт-Пупко. - М., 1963. - 321 с.
28. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн [Электронный ресурс]. -http://pedlib.ru/Books/1Z0180
29. Руссо, Ж.Ж. Педагогические сочинения: в 2 т.- Том 1: Эмиль, или О воспитании / Ж.Ж. Руссо; под ред. Г.Н. Джибладзе / Ж.-Ж. Руссо [Электронный ресурс]. -https://search.rsl.ruZruZrecord/01001056660
30. Серебрякова, Н.В. Особенности ориентировки на семантическую структуру слова у дошкольников со стертой формой дизартрии. Проблемы детской речи: Сборник / Н.В. Серебрякова. - СПб., 1996. - 269 с.
31. Серебрякова, Н.В. Формирование лексики у дошкольников со стертой дизартрией / Н.В. Серебрякова. - СПб., 2009. - 224 с.
32. Смирнова, Е. Детский сад: оценка предметно - развивающей среды / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. 2010. - №4. - С. 18-24.
33. Стародубова, Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников / Н.А. Стародубова. - М., 2007. - 255 с.
34. Степанцова, Г. Создаем развивающую среду / Г. Степанцова // Дошкольное воспитание. - 2007. - №6. - С.100-101.
35. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста) / Е.И. Тихеева [Электронный ресурс]. -http:ZZpedlib.ru/Books/2Z0320
36. Ушакова, Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики / Т.Н. Ушакова. - М., 2011. - 524 с.
37. ФГОС ДО [Электронный ресурс]. -https://pravobraz.ru/federalnyj-
gosudarstvennyj -obrazovatelnyj -standart-doshkolnogo-obrazovaniya/
38. Федоренко, Л.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста /
Л.П. Федоренко [Электронный ресурс]. -
https: //ignom.ru/books/Metodika razvitiya rechi. html
39. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина [Электронный ресурс]. -http:ZZpedlib.ruZBooksZ1Z0146Z1 0146-1.shtml
40. Фрёбель, Ф. Педагогические сочинения. Т. 1. Воспитание человека /
Ф.Фрёбель [Электронный ресурс]. -
http://libarch.nmu.org.ua/bitstream/handle/GenofondUA/20785/adcb5e8d 135 f49fa6bec958e9ddc2607.pdf?sequence=1&isAllowed=y
41. Цейтлин, С.Н. Язык и ребенок: лингвистика детской речи / С.Н. Цейтлин [Электронный ресурс]. -https: //www.studmed.ru/view/ceytlin- sn-yazyk-i-rebenok-lingvistika-detskoy-rechi 7af4e12e005.html
42. Щелконогова, Е.Н. Предметно-развивающая среда логопедического кабинета: структура, функции Логопед. - 2011. - № 2. - С. 117-120.
43. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин [Электронный ресурс]. -http:ZZpsychlib.ruZmgppuZerr-001Zerr-001 .htm#


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ