Финансово-правовые основы деятельности государственных внебюджетных фондов в Российской Федерации
|
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие и особенности деятельности государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации 8
1.2 Виды государственных внебюджетных фондов Российской
Федерации 13
1.3 Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации 17
2 ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1 Финансово-правовой режим Пенсионного фонда Российской
Федерации 22
2.2 Юридический состав преступлений против военной службы, связанных
с нарушением порядка исполнения обязанностей 27
2.3 Финансово-правовой режим Федерального и территориальных фондов
обязательного медицинского страхования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
1 ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 8
1.1 Понятие и особенности деятельности государственных внебюджетных
фондов Российской Федерации 8
1.2 Виды государственных внебюджетных фондов Российской
Федерации 13
1.3 Доходы и расходы государственных внебюджетных фондов
Российской Федерации 17
2 ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 22
2.1 Финансово-правовой режим Пенсионного фонда Российской
Федерации 22
2.2 Юридический состав преступлений против военной службы, связанных
с нарушением порядка исполнения обязанностей 27
2.3 Финансово-правовой режим Федерального и территориальных фондов
обязательного медицинского страхования 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 46
Актуальность исследования обосновывается тем, что внебюджетные фонды выступают в качестве важного элемента государственной бюджетной системы. Они являются второй по значимости (после бюджетов публично¬правовых образований) формой образования и использования денежных средств, которые предназначены для того, чтобы финансировать обеспечение функций государства (местного самоуправления) по вопросам социальной защиты населения, а также по развитию экономики страны.
В финансовой системе Российской Федерации внебюджетные фонды функционируют с начала 90-х годов. С момента создания фондов и до настоящего времени их сущность авторами различных публикаций рассматривалась прежде всего с функциональной точки зрения.
Указанная тема достаточно хорошо разработана в литературе и следует отметить, что данной проблеме посвящен целый ряд научных публикаций.
Можно выделить таких ученых как Поляка Г.Б., Ковалеву А.М., которые занимались изучением всей финансовой системы и внебюджетных фондов в частности, и труды которых были отражены в написанных ими учебниках по финансам.
Исследования, проведенные Научно - исследовательским финансовым институтом Минфина РФ (НИФИ), позволили авторам (Дробозина Л.А., Добрынин Н.М. и др.) достаточно полно и комплексно обобщить и проанализировать внебюджетные фонды Российской Федерации, что нашло отражение в публикациях ведущих экономических журналов («Экономика», «Финансы», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономический журнал ВШЭ» и др.).
Научная новизна настоящего исследования. В выпускной квалификационной работе, путем применения методов научного познания, использования данных научной и учебной литературы, анализа международных нормативных правовых актов, актов зарубежных государств, соответствующего законодательства и правоприменительной практики, разработаны концептуальные основы финансово-правового регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов и сформированы предложения по модернизации и оптимизации финансового и иного смежного законодательства, а также правоприменительной практики по заявленной проблематике.
Публикации известных экономических журналов : "Экономика", «Финансы», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономический журнал ВШЭ» отражают исследовательскую деятельность Научно - исследовательским финансовым институтом Минфина РФ (НИФИ), предоставляющую учёным Дробозиной Л. А., Добрынин у Н. М. и другим рассмотреть и дать оценку деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации довольно многообразно и совокупно.
Цель данного исследования - изучить систему государственных внебюджетных фондов и тенденции ее развития.
Для достижения цели исследования, необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- проанализировать понятие и особенности деятельности государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- охарактеризовать виды внебюджетных фондов Российской Федерации;
- изучить финансово-правовой режим государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Объект исследования - государственные внебюджетные фонды РФ.
Предмет исследования - система государственных внебюджетных фондов и тенденции ее развития.
В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ, синтез, обобщение, различный теоретический и эмпирический материал, статистические данные. Широко привлекались материалы судебной практики.
Нормативная база исследования включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственные правовые акты), регулирующие деятельность государственных внебюджетных фондов.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
В финансовой системе Российской Федерации внебюджетные фонды функционируют с начала 90-х годов. С момента создания фондов и до настоящего времени их сущность авторами различных публикаций рассматривалась прежде всего с функциональной точки зрения.
Указанная тема достаточно хорошо разработана в литературе и следует отметить, что данной проблеме посвящен целый ряд научных публикаций.
Можно выделить таких ученых как Поляка Г.Б., Ковалеву А.М., которые занимались изучением всей финансовой системы и внебюджетных фондов в частности, и труды которых были отражены в написанных ими учебниках по финансам.
Исследования, проведенные Научно - исследовательским финансовым институтом Минфина РФ (НИФИ), позволили авторам (Дробозина Л.А., Добрынин Н.М. и др.) достаточно полно и комплексно обобщить и проанализировать внебюджетные фонды Российской Федерации, что нашло отражение в публикациях ведущих экономических журналов («Экономика», «Финансы», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономический журнал ВШЭ» и др.).
Научная новизна настоящего исследования. В выпускной квалификационной работе, путем применения методов научного познания, использования данных научной и учебной литературы, анализа международных нормативных правовых актов, актов зарубежных государств, соответствующего законодательства и правоприменительной практики, разработаны концептуальные основы финансово-правового регулирования деятельности государственных внебюджетных фондов и сформированы предложения по модернизации и оптимизации финансового и иного смежного законодательства, а также правоприменительной практики по заявленной проблематике.
Публикации известных экономических журналов : "Экономика", «Финансы», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал», «Экономический журнал ВШЭ» отражают исследовательскую деятельность Научно - исследовательским финансовым институтом Минфина РФ (НИФИ), предоставляющую учёным Дробозиной Л. А., Добрынин у Н. М. и другим рассмотреть и дать оценку деятельности внебюджетных фондов Российской Федерации довольно многообразно и совокупно.
Цель данного исследования - изучить систему государственных внебюджетных фондов и тенденции ее развития.
Для достижения цели исследования, необходимо решение следующих задач:
- рассмотреть правовое регулирование деятельности государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- проанализировать понятие и особенности деятельности государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;
- охарактеризовать виды внебюджетных фондов Российской Федерации;
- изучить финансово-правовой режим государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Объект исследования - государственные внебюджетные фонды РФ.
Предмет исследования - система государственных внебюджетных фондов и тенденции ее развития.
В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ, синтез, обобщение, различный теоретический и эмпирический материал, статистические данные. Широко привлекались материалы судебной практики.
Нормативная база исследования включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации (акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, ведомственные правовые акты), регулирующие деятельность государственных внебюджетных фондов.
По структуре выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, объединяющих в себя шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.
Категорией финансы традиционно именуют систему общественных обменно-распределительных отношений, оформляющих движение финансовых (денежных) потоков. При этом содержательно финансы весьма сложное общественное явление, опосредующее разнообразные взаимосвязи, складывающиеся между отличными по правовому статусу, функциональному назначению субъектами. При этом состав элементов финансовой системы и характер взаимосвязей между ними образуют совокупность однородных по признакам элементов.
Государственная финансовая система - это отображение применяемых в экономической системе конкретного государства методов и форм использования финансов.
Финансовая система государства включает в свой состав различные финансовые институты, такие как бюджетная система, система специальных фондов, финансы организаций и финансы домохозяйств и так далее.
Вопрос определения места государственных внебюджетных фондов в российской финансовой системе является дискуссионным. Одни специалисты утверждают, что указанные фонды входят в состав финансовой системы государства, другие считают, что они из нее исключены или должны быть исключены.
Исходя из проведенного исследования, приходим к следующим выводам и предложениям:
Из абз. 4 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» исключить слова «и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Дополнить ст. 6 Бюджетного кодекса РФ абзацем 5 следующего 15 содержания: «Система государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, функционирующая в рамках решения социальных задач, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность фондов, формируемых за счет средств целевого назначения и не входящих в бюджетную систему: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования».
Бюджетный кодекс РФ дополнить ст. 10.1 «Структура системы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. К бюджетам системы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации относятся: бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования».
Внести изменения в ст. 10 Бюджетного кодекса РФ «Структура бюджетной системы Российской Федерации»: - из абз. 2 исключить слова «и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»; - из абз. 3 исключить слова «и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов».
В Бюджетном кодексе Российской Федерации (раздел IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль») в ст. 265 необходимо закрепить понятие государственного финансового контроля и понятие аудита, а также указать на их соотношение как «целое» и «часть». Необходимость подобного законодательного реформирования обусловлена неточностями применения данных понятий в подзаконных нормативных актах, закрепляющих стандарты и процедуры аудита эффективности, а также различные виды государственного финансового контроля.
Необходимо законодательно признать в качестве получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов организации и физические лица, имеющие право в силу законодательства об обязательном социальном страховании на получение средств из бюджетов фондов, в частности, страхователей, застрахованных лиц, страховые медицинские организации, медицинские организации, управляющие компании и др. Отсутствие статуса получателей бюджетных средств фондов у таких лиц приводит к проблемам в осуществлении в отношении них публичного финансового контроля и привлечении этих лиц к ответственности за нецелевое использование средств бюджетов ГВФ, а также при разрешении вопросов о возмещении средств в бюджеты ГВФ.
Государственная финансовая система - это отображение применяемых в экономической системе конкретного государства методов и форм использования финансов.
Финансовая система государства включает в свой состав различные финансовые институты, такие как бюджетная система, система специальных фондов, финансы организаций и финансы домохозяйств и так далее.
Вопрос определения места государственных внебюджетных фондов в российской финансовой системе является дискуссионным. Одни специалисты утверждают, что указанные фонды входят в состав финансовой системы государства, другие считают, что они из нее исключены или должны быть исключены.
Исходя из проведенного исследования, приходим к следующим выводам и предложениям:
Из абз. 4 ст. 6 Бюджетного кодекса РФ «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» исключить слова «и бюджетов государственных внебюджетных фондов».
Дополнить ст. 6 Бюджетного кодекса РФ абзацем 5 следующего 15 содержания: «Система государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, функционирующая в рамках решения социальных задач, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность фондов, формируемых за счет средств целевого назначения и не входящих в бюджетную систему: Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования».
Бюджетный кодекс РФ дополнить ст. 10.1 «Структура системы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. К бюджетам системы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации относятся: бюджеты Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования; бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования».
Внести изменения в ст. 10 Бюджетного кодекса РФ «Структура бюджетной системы Российской Федерации»: - из абз. 2 исключить слова «и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации»; - из абз. 3 исключить слова «и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов».
В Бюджетном кодексе Российской Федерации (раздел IX «Государственный (муниципальный) финансовый контроль») в ст. 265 необходимо закрепить понятие государственного финансового контроля и понятие аудита, а также указать на их соотношение как «целое» и «часть». Необходимость подобного законодательного реформирования обусловлена неточностями применения данных понятий в подзаконных нормативных актах, закрепляющих стандарты и процедуры аудита эффективности, а также различные виды государственного финансового контроля.
Необходимо законодательно признать в качестве получателей средств бюджетов государственных внебюджетных фондов организации и физические лица, имеющие право в силу законодательства об обязательном социальном страховании на получение средств из бюджетов фондов, в частности, страхователей, застрахованных лиц, страховые медицинские организации, медицинские организации, управляющие компании и др. Отсутствие статуса получателей бюджетных средств фондов у таких лиц приводит к проблемам в осуществлении в отношении них публичного финансового контроля и привлечении этих лиц к ответственности за нецелевое использование средств бюджетов ГВФ, а также при разрешении вопросов о возмещении средств в бюджеты ГВФ.
Подобные работы
- Конституционно-правовые основы деятельности казачьих объединений в субъектах Российской Федерации на территории Южного федерального округа
Диссертация , муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ: ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2016 - Особенности финансов государственных внебюджетных фондов в РФ (Сургутский Государственный Университет)
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2020 - ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Контроль за деятельностью государственных внебюджетных социальных фондов (12.00.02)
Диссертации (РГБ), муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 1998 - Особенности социальных внебюджетных фондов (Алтайский Институт Экономики (филиал Санкт-Петербургского университета)технологий управления и экономики)
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - Государственные внебюджетные социально-страховые фонды, их задачи и функции (Российская Академия Народного Хозяйства и Государственной Службы (Новгородский филиал))
Курсовые работы, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2024 - Учет пенсионных взносов в корпоративные пенсионные фонды (на примере
ПАО «НИКИ г. Томск»)
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование оказания государственных услуг федеральными органами исполнительной власти в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016



