ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ В ОЦЕНИВАНИИ РЕЗУЛЬТАТОВ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ 6
1.1 Сущность применения компьютерных технологий в образовании 6
1.2 Особенности интерактивных методов обучения курса общей биологии... 8
1.3 Компьютерные программы, применяемые для создания интерактивных
заданий 10
1.4 Предметные результаты, подлежащие проверке при изучении курса
общей биологии 14
1.5 Формы и методы исследования, используемые при оценке предметных
результатов по общей биологии 16
Выводы по первой главе 23
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЗАДАНИИ ДЛЯ ОЦЕНКИ
ПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОБЩЕЙ
БИОЛОГИИ 24
2.1 Разработка онлайн-заданий по общей биологии для оценки предметных
результатов 24
2.2 Методы и методики входной диагностики обучающихся 28
2.3 Анализ результатов исследования 31
Выводы по второй главе 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 44
Одной из важных проблем преобразования современной школы является ее информатизация. Различные источники указывают на возможность использования информационных технологий при изучении биологии. Организуются семинары, вебинары и конференции, затрагивающие проблемы компьютеризации образования. Наиболее перспективно использование в обучении и оценки знаний средств мультимедиа, поскольку мультимедиа позволяет задействовать в процессе обучения все каналы передачи информации и подключить все виды памяти.
В систему образования XXI века уже прочно вошли цифровые технологии. Однако, требования к организации и технологии проведения контроля текущих и итоговых знаний, а также к оценке предметных результатов обучающихся резко возросли. Внедрение компьютерных технологий считается одним из удобных и полезных нововведений для быстрой и объективной оценки предметных результатов обучающихся как по биологии, так и по всем школьным предметам в целом [2].
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимся планируемых результатов по отдельным предметам [31].
Основным предметом оценки в соответствии с требованиями ФГОС является умение решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, эквивалентных содержанию учебных предметов, в том числе - метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных) действий [31].
ФГОС основного общего образования уделяет внимание системе оценки достижения планируемых результатов учащимися, и рассматривает её как один из инструментов действия требований стандарта к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Система оценки достижения планируемых результатов учащимися направлена на обеспечение качества образования и предполагает вовлеченность в оценочную деятельность, как педагогов, так и учащихся. Поэтому интерактивные задания и компьютерные тестирования в современной школе стали достоверным инструментом эффективного способа проверки знаний, в частности и по биологии.
Одним из новейших средств оценки предметных результатов могут служить интерактивные онлайн-задания, разработанные на основе рабочей программы. Актуальность работы заключается в том, что используемые формы оценки предметных результатов (письменные самостоятельные работы, письменное тестирование и т.д.) теряют свою эффективность в связи с повышением объёма получаемых знаний и внедрением компьютерных технологий в учебный процесс.
Метод интерактивных заданий, как метод оценивания предметных результатов, сейчас начинает активно использоваться в школе, потому что на данный момент кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием для выполнения проверки знаний учеников через данные интерактивные средства.
Цель работы: оценить предметные результаты обучающихся по обшей биологии на основе разработанных интерактивных онлайн-заданий.
Объект исследования: оценивание предметных результатов обучающихся в ходе обучения биологии.
Предмет исследования: интерактивные задания по общей биологии как средство оценки предметных результатов обучающихся по биологии.
Задачи исследования:
1. Изучить научную, учебную и справочную литературу по теме работы.
2. Разработать интерактивные онлайн-задания по курсу «Общая биология».
3. Провести педагогический эксперимент по апробации интерактивных заданий.
4. Проанализировать результаты исследования.
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы:
• теоретические методы: изучение и анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; систематизация и анализ полученных данных;
• эмпирические методы: опрос, наблюдение, проведение педагогического эксперимента.
Практическая значимость: представленные интерактивные задания можно использовать при изучении курса общей биологии в 9 классе, также при организации внеурочной деятельности обучающихся.
Результаты проведенного исследования были представлены на XXXIII университетской научно-практической конференции обучающихся и научно¬педагогических работников «Актуальные проблемы науки и образования» (17-21 апреля 2023 г.) (Пенза, 2023).
Оценка уровня предметных знаний по общей биологии играет важную роль в учебном процессе и способствует дальнейшему развитию учебной деятельности обучающихся.
В современной школе оценку предметных знаний можно проводить как в традиционной форме (письменные самостоятельные, тестирования и т.д.), так и с помощью новейших компьютерных технологий. В качестве средства оценивания нами использовались онлайн-упражнения, разработать их можно во множестве как онлайн-сервисов, так и приложений, устанавливаемых на компьютер.
Используемый в работе сервис LeamingApps наиболее удобный, так как же в нём имеется большое количество шаблонов, используемых для создания большого количество различных типов заданий.
Интерактивные упражнения обеспечивают эффективность учебного процесса, а также улучшают качество обучения. Кроме того, они позволяют формировать навыки работы с информацией.
Результаты апробации показали, что уровень знаний в экспериментальном классе повысился, так как в данном классе были использованы интерактивные онлайн-упражнения. В контрольном классе уровень знаний остался прежним. Так же при проверке развития уровня самостоятельности у учеников экспериментального класса было выявлено, что уровень самостоятельности повысился, так как повысился интерес к выполняемым онлайн-упражнениям в качестве домашнего задания.
Опираясь на результаты исследования можно сказать, что применение интерактивных заданий в оценке предметных результатов обучающихся по биологии дает положительные результаты и показывает высокую эффективность. Таким образом, все поставленные задачи решены, цель исследования достигнута.
1. "Примерная основная образовательная программа основного общего образования" (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N1/15) (ред. от 04.02.2020)
2. Бережнова Е. Н. Разработка интерактивных заданий средствами ИКТ. Компьютерное тестирование / Е. Н. Бережнова // Молодой ученый. 2019. № 20 (258). С. 460-463.
3. Бороздина Г. В. Основы психологии и педагогики: учебное пособие / Г. В. Бороздина. Мн.: БГЭУ, 2014. 384 с.
4. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин. М.: Наука, 2013. 218 с.
5. Гершунский Б. С. Компьютеризация в сфере обучения: проблемы и перспективы / Б. С. Гершунский. М.: Педагогика, 2019. 134 с.
6. Голованова Н. Ф. Общая педагогика / Н. Ф. Голованова. СпБ: Тезариус, 2015. 76 с.
7. Горячев М. Д. Психология и педагогика: учебное пособие / М. Д. Горячев, А. В. Долгополова, О. И. Ферапонтова. Самара: Издательство «Самарский университет», 2013. 187 с.
8. Гузеев В. В. Образовательная технология XXI века: деятельность, ценности, успех В. В. Гузеев. М.: Центр «Педагогический поиск», 2019. 230 с.
9. Гуружапов В. А. Педагогическая психология: учебник для бакалавров / В. А. Гуружапов. М.: Юрайт, 2017. 493 с.
10. Давыдов В. В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования / В. В. Давыдов // Вопросы психологии. 2014. №6. С. 18-20.
И. Демчук Н. А. Формирование самооценки обучающихся в структуре учебной деятельности в рамках ФГОС НОО [Электронный ресурс]. URL: http://vestnikpedagoga.ru/publikacii (дата обращения:
16.02.2023).
12. Занков Л. В. Избранные педагогические труды / Л. В. Занков. М.: Новая школа, 2016. 432 с.
13. Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / И. Г. Захарова. М.: Академия, 2018. 192 с.
14. Зимняя И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя. М.: Московский психолого-социальный институт, 2014. 348 с.
15. Информатизация общего среднего образования: Научно- методическое пособие / под ред. Д.Ш. Матроса. М.: Педагогическое общество России, 2016. 196 с.
....