Введение 3
Глава 1 Обратные тригонометрические функции в общеобразовательном и профильном курсах математики 5
1.1 Этапы развития тригонометрии как науки 5
1.2 Содержание и анализ материала по теме «Обратные тригонометрические функции» в различных школьных учебниках
1.3 Роль и место обратных тригонометрических функций в общеобразовательном и профильном курсах математики
Глава 2 Методика обучения теме «Обратные тригонометрические функции» в курсе алгебры и начал математического анализа
2.1 Методические рекомендации по введению понятия «обратные тригонометрические функции»
2.2 Система упражнений по теме «Обратные тригонометрические функции»
Заключение
Список используемых источников
Развитие тригонометрии началось в далёкой древности и в первое время основным источником её развития были астрономия, строительство и земледелие, то есть применялась с прикладной точки зрения, для «исчисления хорд». Шло время и с накоплением знаний расширялась область применения тригонометрии, дополняясь аналитическим аспектом. Резкий перелом в развитии произошел в 18-м веке, когда тригонометрические зависимости стали рассматриваться как функции. Тригонометрия переместилась в сторону математического анализа и стала применяться в различных исследованиях. Это имеет не только математико-исторический, но и методико-педагогический интерес.
В текущее время на изучение тригонометрических функций в школьном курсе алгебры в старших классах отводится большое внимание. Однако, не существует единого подхода к преподаванию этой темы в школе, и учитель, в особенности начинающий, легко может запутаться в выборе наиболее подходящего. Тригонометрические функции — один из наиболее удобных наглядных инструментов изучения свойств функций. Кроме того, они позволяют понять периодичность , как свойство многих природных процессов. Отчего их изучению следует уделять большое внимание. Всё вышеперечисленное стало причиной выбора темы для данной исследовательской работы.
На изучение темы «Обратные тригонометрические функции» в школьном курсе выделяется немного часов, при этом материал темы достаточно большого объёма. Этот фактор становится основной причиной трудности изучения темы. Тем самым, проблема данной исследовательской работы заключается в необходимости устранения этого несоответствия путем тщательного отбора содержания и разработки учебных материалов...
Опыт практического преподавания после изучения методики преподавания темы «Обратные тригонометрические функции» в школьном курсе математики, разработки учебно-методических материалов к урокам, позволяет сделать следующие выводы:
1. Преподавание темы «Обратные тригонометрические функции» требует тщательного подбора содержания, средств и методов обучения, то есть разработки эффективной методики.
2. Наиболее удачным, как с методической, так и с содержательной точек зрения, на мой взгляд, является учебник Ш. А. Алимова.
Поставленные в работе задачи решены: изучена учебно-методическая литература по теме исследования, проанализировано изложение темы «Обратные тригонометрические функции» в современных учебных пособиях, обобщены и систематизированы полученные сведения, подготовлен учебно¬методический материал к проведению уроков по теме «Обратные тригонометрические функции» в школьном курсе математики.
Материалы выпускной квалификационной работы могут быть использованы в школьном преподавании при изучении темы «Обратные тригонометрические функции».
1. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы : учебник, базовый и углублённый уровни. ФГОС / Ш. А. Алимов [и др.]. М. : Просвещение, 2024. 464 с.
2. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учебник для общеобразовательных учреждений, базовый уровень / А. Г. Мордкович [и др.]. М. : Мнемозина, 2014. 671 с.
3. Алгебра и начала математического анализа. 10-11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / А. Н. Колмогоров [и др.]. М. : Просвещение, 2018. 384 с.
4. Батакова Е. С. Интерактивные средства обучения как часть электронно-образовательных ресурсов / Вестник ТГПУ. 2016. №1. С. 105-108.
5. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). М. : Издательство Московского психолого-социального института. 2002. 352 с.
6. Ваймер Т. Г. Использование интерактивной доски на уроках математики / Педагогическое образование на Алтае. 2009. №1. С. 179-184.
7. Готская И. Б. Применение электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы обучающихся / Вестник Герценовского университета. 2009. № 6. С. 30-32.
8. Примерная рабочая программа ФГОС среднего общего образования математика базовый уровень (для 10—11 классов образовательных организаций). М. : Институт развития системы образования. 2023. 63 с.
9. Примерная рабочая программа ФГОС среднего общего образования математика профильный уровень (для 10—11 классов образовательных организаций). М. : Институт развития системы образования. 2023. 65 с.
10. Шершнева В. А. Сборник прикладных задач по математике : учеб. пособие. 2-е изд. испр. и доп. Красноярск : Сиб. федер. ун-т, 2011. 220 с.
11. Шестаков С. А. Уравнения и неравенства, содержащие обратные тригонометрические функции. // Первое сентября : еженед. учеб.-метод. приложение к газете «Математика». 2000. №14. С. 19-23.
12. Шахмейстер А. Х. Тригонометрия. М. : Виктория плюс. 2017. 752 с.