Введение 4
1 Теоретико-методологические основы функционирования сферы
культуры в современных условиях 8
1.1 Особенности и функции современной социокультурной сферы 8
1.2 Законодательное регулирование сферы культуры в РФ 18
1.3 Г осударственная культурная политика 26
2 Анализ реализации государственной культурной политики на территории
Пензенской области 34
2.1 Административная система управления сферы культуры в регионе 34
2.2 Реализация государственной культурной политики в Пензенской
области 42
3 Предложения и рекомендации по совершенствованию государственного
управления в области культуры 60
Заключение 70
Список использованных источников 73
Приложения 79
Культура является одной из сфер, которые имеют весомое значение для успешной модернизации общества и экономического роста. Актуальность темы исследования связывается с потребностью в осмыслении культурной политики социального государства, актуализирующейся социокультурными тенденциями последних десятилетий, кардинально изменившими вектор развития российского общества.
С одной стороны, они направлены на формирование и внедрение рыночных отношений, становление правового государства и распространение демократических ценностей.
С другой - обнажили кризисные явления культуры и привели к трансформации системы ценностей, смене образа жизни и социальных практик повседневности, отказу от обычаев, традиций, коммерциализации в разных сферах художественно-творческой, образовательной и научной деятельности.
В сложившихся условиях социальной нестабильности особое значение приобретают поиски выхода к устойчивому развитию, обращение к ресурсам культуры, к механизмам культурной политики, постепенно обретающей черты полисубъектности и открытости. Деятельность новых структур - негосударственных и некоммерческих объединений, общественных и экспертных советов, дополнившая административные возможности государственных структур разных уровней и ветвей власти, повлияла в целом на систему регулирования сферы культуры, сохранив права и обязанности государства, но обусловив перераспределение компетенций. Тем самым это расширило возможности региональных субъектов и укрепило формы местного самоуправления. Однако при этом в полной мере не переломило тенденций неравномерного социокультурного развития территорий и социально-экономических диспропорций, смещения ценностных иерархий в массовом общественном сознании...
Значение социально-культурной сферы в процессе модернизации и динамичного развития общественных отношений достаточно велико, так как в ней создаются условия для формирования интеллектуального потенциала нации и во многом определяется культурная жизнь общества. Поэтому вопросы возможности управления этой сферой достаточны сложны.
Сложившееся к настоящему времени положение в сфере культуры России требует новых подходов к управлению культурной политикой как на уровне страны в целом, так и на уровне регионов. Поскольку сфера культуры подвергается прямому и косвенному государственному регулированию, задачей государства является формирование адекватной сложившимся условиям модели культурной политики, нацеленной на сохранение культурного наследия и расширенное производство и потребление культурных благ.
Проведенное исследование выявило ряд проблем и противоречий, свойственных развитию современной культурной жизни в России:
1- противоречия между декларируемыми целями культурной политики и несоответствующим им реальным процессом культурной жизни и деятельности;
2- противоречия между потребностями реальной практики культурной политики в финансовым и нормативно-правовом упорядочении и ее реальной финансовой и правовой поддержкой;
3- противоречия между потребностями переходного периода в эффективной культурной политике и реально существующими механизмами ее реализации.
В связи с этим следует обратить особое внимание на тот уровень культурной политики, который непосредственно связан с управлением - способами воздействия на организацию культурной жизни в виде механизмов, методов, средств, социальных технологий регулирования культурной жизни и, в конечном счете, организации процесса практической реализации целей культурной политики в социально-культурной сфере.
Государство должно целенаправленно и активно осуществлять свою функцию главного заказчика произведений искусства, способствующих формированию в обществе позитивного мироощущения и благоприятного морально-нравственного климата. Эта функция, как и многие другие, возложена государством на Министерство культуры РФ. Являясь основным проводником государственной политики в области культуры, Министерство определяет для себя ряд стратегических направлений по сохранению и развитию национальной культуры.
В последние годы в России наблюдается некоторое смещение акцента в системе централизованного управления культурной политикой, следствием чего выступает ослабление вертикальных связей, перенесение центра тяжести решения задач культурной политики с федерального на региональный уровень, передача ряда объектов культурного наследия с федерального уровня в ведение субъектов РФ...
1. Конституция Российской Федерации. - М.: Айрис-Пресс, 2014г. - 64с.
2. Об утверждении основ государственной культурной политики: Указ Президента РФ от 24 декабря 2014 г. № 808. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 24.12.2014г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
3. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: Постановление Верховного Совета РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 28.11.2015г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
4. О федеральной целевой программе «Культуры России (2012 — 2018
годы»: Постановление Правительства РФ от 3 марта 2012 г. № 186. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 20.01.2016г. Доступ из
Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
5. Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма» на 2013 — 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 317. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 10.10.2015г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
6. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 08.08.2009г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
7. Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года:
Распоряжение Правительства РФ от 29 февраля 2016 г. № 326-р.
[Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.02.2016г. Доступ из
Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
8. Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие культуры и туризма в Пензенской области на 2014 — 2020 годы»: Постановление Правительства Пензенской области от 22 октября 2013 г. № 783-пП. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 30.12.2015г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
9. Об утверждении Положения об Управлении культуры и архива Пензенской области: Постановление Правительства Пензенской области от 30 января 2012г. № 45-пП. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 29.09.2015г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
10. Об утверждении Концепции развития культуры в Пензенской области на период до 2020 года: Распоряжение Правительства Пензенской области от 3 июля 2012г. № 358-рП. [Электронный ресурс]. Дата обновления: 26.09.2013г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
11. Об Общественном совете по культуре при Управлении культуры и архива
Пензенской области: Приказ Управления культуры и архива Пензенской области от 24 августа 2012г. № 158 [Электронный ресурс]. Дата
обновления: 15.05.2015г. Доступ из Справочной правовой системы «Консультант Плюс» - 2016.
12. Анализ проектов «Основ государственной культурной политики». [Электронный ресурс]. URL: http://sec.chgik.ru/analiz-proektov-osnov- gosudarstvennoy-kulturnoy-politiki/ (дата обращения 27.04.2016)
13. Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и
управленческая деятельность. - М.: РАГС, 2012. - 154 с.
14. Астафьева О.Н. Теоретические основы культурной политики и
интегрирование идеи культуры в общественный дискурс. //Библиотековедение. - 2014. - № 6. - С. 13-19.
15. Астафьева О.Н. Теория и практика культурной политики: смыслы - образы - действия. //Государственная служба. -2014. - № 1 (87). - С. 71-
79...49