Введение 3
1 Социально-правовая сущность коррупции 9
1.1 Коррупция как социальное явление 9
1.2 История и состояние коррупции в России 14
2 Правовые и организационные основы борьбы с коррупцией 27
2.1 Организационно-правовой механизм противодействия коррупции в
Российской Федерации 27
2.2 Система противодействия коррупции в Пензенской области 41
2.3 Направления антикоррупционной работы с общественными
организациями 65
3 Проблемы совершенствования антикоррупционной деятельности 80
3.1 Изучение отношения населения к коррупции как условие успешной
антикоррупционной деятельности 80
3.2 Основные направления усиления борьбы с коррупцией 84
Заключение 94
Список источников информации 98
Приложение
Актуальность исследования. Из всего широчайшего комплекса проблем, существующих в мире, ни одна не приносит столько вреда, сколько коррупция. Если коррупция пускает корни в органах власти, возможность эффективно работать со всеми другими проблемами резко сокращается. В результате коррупции парализуются два существенных элемента любой стратегии, направленной на улучшение работы органов власти, - общественное доверие и способность руководителей контролировать и направлять деятельность подчиненных им должностных лиц.
Понятие «коррупция» происходит от латинского «corruption» - подкуп, что означает «разрушение» или «нарушение», и сложилось из сочетания латинских слов «corei» - «несколько участников в обязательном правоотношении по поводу единственного предмета спора» и «rumpere» - «нарушить что-либо», в частности, рассматривается нарушение индивидами сложившихся этических норм для получения выгоды.
Коррупция - сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить все ее существенные признаки. Общепринятым является понимание коррупции как использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам. Характерным признаком коррупции можно считать конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества.
Коррупция - сложное социальное явление, имеющее различные формы проявления, которые не всегда очевидны. Разнообразие формулировок коррупции не всегда позволяет выявить все ее существенные признаки. Общепринятым является понимание коррупции как использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащих установленным правилам.
Всестороннее, последовательное и решительное противодействие коррупционным правонарушениям - одна из главных политико-правовых задач, стоящих перед Россией в XXI веке. В Стратегии национальной безопасности до 2020 г. формирование и усовершенствование целостной совокупности мер по снижению уровня коррумпированности общественных отношений рассматривается среди приоритетных направлений государственной политики.
Коррупция существовала и продолжает существовать во всех государствах. В любой стране политическая и правящая элита, государственные должностные лица различного уровня имеют значительные возможности для использования своего положения в личных корыстных целях. В настоящее время коррупция (продажность власти) стала мировой проблемой. Во второй половине ХХ столетия исследования коррупции приобрели характер самостоятельного научного направления.
Степень научной разработанности темы исследования.
Исследованием отношений по противодействию коррупции в советский и в постсоветский период времени уделялось большое внимание в научной литературе. Специальному исследованию проблемы борьбы с коррупцией посвятили свои работы А.И. Алексеев, А.А. Аслаханов, С.А. Алтухов, В.В. Астанин, С.Е. Борисова, О.Н. Ведерникова, Л.Г. Дашкова, В.В. Лунеев, Л.В. Петелина, М.А. Семко, А.Д. Сафронов, Р.В. Скоморохов, А.А. Тирских, Т.А. Хабибулин, В.А. Шабалин, П.А. Шурыгин, П.С. Яни и другие авторы.
Анализ работ показывает, что данная проблема исследовалась ими преимущественно с уголовно-правовой или криминологической точек зрения и, как правило, в связи со взяточничеством.
Новый импульс в сфере противодействия коррупции придало утверждение Президентом Российской Федерации 13 апреля 2010 года Национальной стратегии противодействия коррупции и принятие пакета федеральных антикоррупционных законов 2008 года «О противодействии коррупции» и Национального плана по противодействию коррупции. Отдельные аспекты борьбы с коррупцией стали предметом исследования И.Н. Барциц, Н.В. Болвы, Е.И. Головановой, М.А. Долговой, А.М. Ломова, Л.З. Мачеладзе, А.В. Куракина, Н.М. Конина, Н.Ю. Хаманевой и других ученых.
В то же время проблема противодействия коррупции в системе государственной гражданской службы Российской Федерации в этих научных работах не рассматривалась. Не исследовался как отдельная проблема комплекс правовых и организационных мер по выявлению, предупреждению и пресечению коррупционных проявлений в системе государственной гражданской службы Российской Федерации.
Таким образом, есть потребность и необходимость в дальнейших фундаментальных исследованиях, теоретических разработках, практических рекомендациях раскрывающих сущность, причины и условия, формы и методы коррупционных проявлений в системе государственной гражданской службы Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения в сфере коррупции и антикоррупционная политика.
Предмет исследования: организационные, методические и правовые меры противодействию коррупции в РФ и на региональном уровне.
Цель исследования: проанализировать основные направления антикоррупционной деятельности в условиях современной России
Для достижения этой цели решены следующие задачи теоретического и эмпирического характера:
- выявить социальное содержание коррупционных отношений в современном обществе;
- показать развитие борьбы с коррупцией в историческом контексте;
- проанализировать правовые и организационные основы борьбы с коррупцией на федеральном и региональном уровне;
- рассмотреть перспективы совершенствования борьбы с коррупцией, показать роль общественных организаций в этом процессе.
Нормативную основу исследования составили международно¬правовые акты по вопросам коррупции, Конституция РФ, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативно- правовые акты Пензенской области, научная и учебная литература, статистические материалы.
Методологическую и теоретическую основу исследования составило использование методов системного и сравнительного анализа, методов социологических исследований, что позволило комплексно исследовать уровень коррупции и антикоррупционную политику в РФ, ее практическую реализацию на региональном уровне.
Новизна диссертационного исследования:
- коррупция рассмотрена как комплексная проблема, корни которой связаны не только с системой публичной власти, но с интересами, характерными для гражданской сферы общественной жизни;
- на примере Пензенской области проанализированы региональная специфика как коррупционных проявлений, так и социально-управленческих механизмов борьбы с коррупцией;
- выявлены антикоррупционный потенциал общественных организаций на федеральном и региональном уровне.
Положения, выносимые на защиту.
1. Коррупция представляет собой социальный феномен, предполагающий использование государственными служащими их должностного положения в личных корыстных целях и приносящее ущерб государственным и общественным интересам. Наиболее опасные коррупционные проявления связаны со срастанием интересов отдельных чиновников и их групп с интересами отдельных частных лиц (групп лиц).
2. Сложность процессов самоорганизации в социальных системах отразилась на существовании многообразных видов и форм коррупционных взаимодействий и практик. Для современного этапа развития системы отношений в российском обществе характерно воспроизводство множества форм проявления коррупционной деятельности, к которым относятся не только взяточничество, но и фаворитизм, коррупционный протекционизм, различные способы незаконного присвоения публичных средств для частного использования. Последнее может не только способствовать незаконному обогащению чиновников, но и нарушать принцип справедливой конкуренции, ставя в неравные условия субъекты, функционирующие в рамках гражданского общества.
3. Для снижения уровня распространенности коррупции и размеров ущерба от нее в современной России наиболее эффективна антикоррупционная политика, носящая комплексный характер. Осуществлению такой политики будет способствовать развитие институтов гражданского общества (как на федеральном, так и на региональном уровне) и усиление его воздействия на процессы государственного управления, формирование негативного отношения к коррупции у российских граждан при помощи идеологических и культурно-образовательных мер. Реализация такой комплексной антикоррупционной деятельности будет способствовать преодолению социальных оснований воспроизводства коррупции и достижению динамичного и устойчивого развития общества.
4. Особую роль в противодействии коррупции могут сыграть общественные организации, которые во взаимодействии с правоохранительными органами в состоянии содействовать в решении следующих ключевых проблем:
- антикоррупционная пропаганда в рамках гражданского общества;
- выявление на научной основе тех аспектов коррупции, которые вызывают наиболее сильный деморализующий эффект, тем самым угрожая общественной стабильности;
- включение в сферу общественного внимания самых ярких коррупционных проявлений, общественной контроль за их расследованием.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников и приложения.
Россия - страна с масштабной эндемической коррупцией. В таком состоянии коррупция из эпизодического отклонения от моральных и юридических правил превращается в несущую конструкцию власти, норму взаимоотношений граждан и государства. В таком критически болезненном состоянии практически каждое негативное последствие превращается в вызов. Перечень основных последствий-проблем-вызовов приведен ниже.
Коррупция становится источником коррупции. Речь идет о лавинообразном процессе, в котором коррупция порождает коррупцию. Мы исходим из общего положения, согласно которому коррупция является следствием неэффективности, наподобие дефектов управления или проблем общественных отношений. Масштабная коррупция порождает новые дефекты и проблемы, а они, в свою очередь, порождают новые разновидности коррупции и приводят к экспансии уже существующих ее видов. В итоге коррупция становится главным источником проблем для страны и общества, что и происходит сейчас в России.
Коррупция - гигантская институциональная ловушка. Большинством - во власти и в обществе - издержки, сопряженные с преодолением коррупции, воспринимаются как существенно превосходящие текущие издержки от самой коррупции. По разным социологическим данным, не менее половины российских граждан хотя бы раз в своей жизни попадали в коррупционную ситуацию. Коррупция стала неформальной практикой, носящей массовый характер. В такой ситуации неформальная практика превращается в неформальную норму, осуждаемую на словах, но приемлемую по факту применения, что сильно затрудняет противодействие ей.
Коррупция - угроза национальной безопасности. Эту мысль неоднократно высказывали как эксперты, так и представители власти. Масштабной коррупцией охвачены все силовые и правоохранительные ведомства, а коррупция в них эквивалентна их неэффективности.
Следовательно, неконтролируемо растут риски любых других угроз.
Коррупция обусловливает деградацию «человеческого капитала». Здравоохранение и образование относятся к числу наиболее развитых рынков бытовой коррупции. Поэтому в результате коррупции снижаются продолжительность жизни и уровень здоровья людей, деградирует интеллектуальный капитал. Не менее разрушительно влияние коррупции на базовые социальные отношения, на мораль, что опять же приводит к росту коррупции и равнодушию к возможным негативным последствиям этого роста. Коррупция формирует в России аномальную экономику. В такой экономике перестают действовать фундаментальные экономические законы. Частный пример: главным источником инфляции издержек становится коррупция. Причина очевидна: когда взятки становятся стандартными издержками бизнеса, компенсация этих издержек закладывается в цену товара [57].
Коррупция относится к тем факторам, которые способны обострить политическую жизнь в государстве, а также экономические и социальные проблемы, а в сочетании с другими обстоятельствами - дестабилизировать жизнь общества.
Результаты проведенного исследования показали, что коррупция как явление охватывает практически все сферы общественной деятельности. Большинство граждан прибегали к помощи взятки для решения вопросов личного характера. Следует отметить недостаточный уровень информированности населения о проводимых мероприятиях по противодействию коррупции в районе, т.к. более половины респондентам неизвестно о реализуемых мерах в антикоррупционной деятельности и они не могут оценить эффективность этих мероприятий.
Формирование антикоррупционной политики в Пензенской области является одним из важных направлений деятельности Губернатора и Правительства Пензенской области. Координирование региональной государственной антикоррупционной политики осуществляет созданный в 2008 году (постановление Правительства Пензенской области от 19.08.2008 № 521-пП) совещательный орган - Совет при Правительстве Пензенской области по противодействию коррупции, возглавляемый Губернатором Пензенской области.
В целях совершенствования и реализации комплекса правовых и организационно-практических мероприятий, направленных на развитие системы противодействия коррупции в Пензенской области, постановлением Правительства Пензенской области от 22.10.2013 № 782-пП утверждена
Антикоррупционная программа Пензенской области в 2014-2020 годах [41].
В целях обеспечения эффективного взаимодействия служащих и институтов гражданского общества с подразделениями по профилактике коррупционных и иных правонарушений в государственной гражданской и муниципальной службах во всех органах государственной власти Пензенской области и органов местного самоуправления Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» созданы соответствующие подразделы по вопросам противодействия коррупции.
В целях работы по совершенствованию антикоррупционной деятельности:
- необходимо привлечение институтов гражданского общества к антикоррупционной деятельности;
- повышение эффективности профилактической работы подразделениями кадровых служб органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также активизация деятельности подразделений по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В органах государственной власти и органах местного самоуправления проводятся разъяснительные занятия и беседы, семинары со служащими, на которых освещаются ключевые вопросы противодействия коррупции.
Кадровыми службами органов государственной власти организованы тестирования служащих для оценки знаний положений соответствующих антикоррупционных правовых актов;
- развитие сети многофункциональных центров по предоставлению гражданам и организациям государственных и муниципальных услуг;
- усовершенствовать механизм предоставления госуслуг (в том числе путем введения электронного документооборота) в целях ликвидации административных барьеров;
- усилить контроль за решением вопросов, содержащихся в обращениях граждан и юрлиц, а также за реализацией антикоррупционных планов и целевых программ в субъектах РФ;
- повысить ответственность должностных лиц федеральных,
региональных и муниципальных органов власти за непринятие своевременных мер по устранению причин и условий, способствующих коррупции;
- обеспечить надлежащую господдержку общественных организаций антикоррупционной направленности.
Поставленные задачи невозможно реализовать без мобилизации общественного потенциала. Борьба с коррупцией имеет высокую эффективность там, где активность общества высока, где каждый гражданин понимает, что благосостояние коррупционера строится за его личный - гражданина счет: в каждом продукте заложен «коррупционный сбор». Только уважая себя можно требовать уважения в ответ. Коррупции нужно противостоять системно и организованно. Важно понимать - дело здесь не только в желании и способности верховной власти бороться с коррупцией, эта работа - в значительной степени в интересах самого общества, неравнодушных граждан.
Предварительный теоретический анализ и полученные эмпирические данные позволяют сделать вполне однозначный вывод: коррупция давно и прочно превратилась в фактор российского государства и экономики, пронизывающий все сферы жизнедеятельности нашей страны. Это свидетельствует о тяжелейшей болезни властной «элиты» и общества в целом.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками) [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31 октября 2003 года) [ Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
3. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18
декабря 2001 г. № 174-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления:
15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63 -ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной
правовой системы «Гарант» - 2015.
5. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской
Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции: Федеральный закон от 04.05.2011 № 97-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015.
Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
6. О внесении изменения в статью 31.1 Федерального закона «О
некоммерческих организациях: Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 325-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из
Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
7. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
8. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
9. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих
государственные должности, и иных лиц их доходам: Федеральный закон от 03 декабря 2012 г № 230-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления:
15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
10. О муниципальной службе в Российской Федерации: Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ [ Электронный ресурс] Дата обновления:
15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
11. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
12. О противодействии легализации (отмыванию) доходов,
полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Федеральный закон от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ [Электронный ресурс] Дата
обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
13. О Счетной палате Российской Федерации»: Федеральный закон от 11 января 1995 года № 4-ФЗ [Электронный ресурс] Дата обновления:
15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
14. О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 -
2015 годы: Указ Президента РФ от 11 апреля 2014 г. № 226 [Электронный
ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
15. О Национальной стратегии противодействия коррупции и
Национальном плане противодействия коррупции на 2010 - 2011 годы: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г. № 460 [Электронный ресурс] Дата
обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
16. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации
до 2020 года: Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный
ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
17. Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 3 декабря 2013 г. № 878
[Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
18. О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях: Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
19. О противодействии коррупции в Пензенской области: Закон Пензенской области от 14 ноября 2006 г. № 1141-ЗПО [Электронный ресурс] Дата обновления: 15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
20. О некоторых вопросах организации деятельности
исполнительных органов государственной власти Пензенской области по противодействию коррупции: Распоряжение губернатора Пензенской области от 08 апреля 2014 года № 100-р [Электронный ресурс] Дата обновления:
15.12.2015. Доступ из Справочной правовой системы «Гарант» - 2015.
21. Абалдуев В.А. Российская антикоррупционная политика в сфере труда: новые правила и нерешенные проблемы // Государство и право. - 2013. - № 3. - С. 50 - 55.
22. Александрова И.А., Кондрашкин В.М. Современная уголовная политика по противодействию коррупции // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2013. - № 22. - С. 29 - 32.
23. Антикоррупционная деятельность 1.07.2015 (Опубликовано)
[Электронный ресурс] // Против коррупции: Официальный сайт
Правительства Пензенской области Доступ из: // http://corrupt.pnzreg.ru.
(дата обращения: 15.12.2015).
24. Астанин В.В. Борьба с коррупцией в России XVI-ХХ веков. - М., 2003.
25. Барабашев А.Г. и др. Коррупция и конфликт интересов // Общественные науки и современность / А.Г. Барабашев, В.И. Александров, Е.П. Стружак. - 2010. - № 2. - С. 94 - 102.
26. Барсукова С.Ю. Коррупция: научные дебаты и российская реальность // Общественные науки и современность. - 2008. - № 5. - С. 36 - 47.
27. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Административно-правовые аспекты контроля за склонением государственных и муниципальных служащих к совершению коррупционных правонарушений // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 4. - С. 43 - 48.
28. Безверхов А. О некоторых вопросах квалификации коррупционных преступлений // Уголовное право. - 2013. - № 5. - С. 28 - 30.
29. Беляков В. В Пензенской области за коррупцию осуждено 115 человек // Пензенская правда. - 2013. - 9 декабря. - С. 2
30. Бляхер Л.Е., Пегин Н.А. Коррупция как политическая проблема: кто, как и зачем сражается с коррупцией в России // Полития. - 2012. - № 4. - С. 26 - 29.
31. Борьба с коррупцией: Роль Счетной Палаты РФ в реализации антикоррупционной стратегии государства [Электронный ресурс] Доступ из: http://www.ach.gov.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
32. Борьба с коррупцией требует совершенствования правовой культуры [Электронный ресурс] // РИА Новости. - 2015. - 9 сентября. Доступ из:http://ria.ru.(дата обращения: 15.12.2015).
33. Бочарова А. Э. Коррупция в России / А. Э. Бочарова // Молодой ученый. - 2014. - №21. - С. 499 - 501.
34. Братановский С.Н., Зеленов М.Ф. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе как объект антикоррупционного контроля // Государство и право. - 2012. - №. 6. - С. 16 - 23.
35. Букалерова Л.А., Копылов М.Н. К вопросу о понятии «коррупционные преступления» // Общество и право. - 2012. - № 1. - С. 105¬109.
36. В Пензе полицейские рассказали о результатах борьбы с коррупцией в 2014 году [Электронный ресурс] // Управление МВД России по Пензенской области Доступ из: https://58.mvd.ru. (дата обращения:
15.12.2015) .
37. В Пензенской области принята Программа противодействия коррупции [Электронный ресурс] Доступ из: Правительство Пензенской области // http://www.pnzreg.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
38. В прокуратуре Пензенской области состоится заседание
координационного совещания руководителей правоохранительных органов области 25.03.2015 (Опубликовано) [Электронный ресурс] Доступ из: Прокуратура Пензенской области: Официальный сайт //
http://www.procpenza.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
39. Генпрокуратура РФ: средний размер взятки в 2014 году сократился на 20% [Электронный ресурс] Доступ из: http://ok-inform.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
40. Голова И. Борзые щенки мельчают // Российская бизнес-газета. -
2014. - 23 сентября [Электронный ресурс] Доступ из: http://www.rg.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
41. Государственная программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Пензенской области в 2014-2020 годах [Электронный ресурс] Доступ из: Против коррупции: Официальный сайт Правительства Пензенской области // http://corrupt.pnzreg.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
42. Дахин А.В. Коррупция: элементы социологической модели //
Коррупция в органах государственной власти: природа, меры
противодействия, международное сотрудничество. - Н.Новгород, 2011. 218 с.
43. Добробаба В.В. Традиции и новации в правовом регулировании института дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 3. - С. 29 - 30.
44. За 10 месяцев 2014 года в России выявлено 5,5 тыс. коррупционных преступлений [Электронный ресурс] Доступ из: Справочно¬правовой системы «Гарант» - 2015 (дата обращения: 15.12.2015).
45. Заказчиков ждут новые штрафы 28.07.02015 [Электронный ресурс] Доступ из: НАИЗ: Национальная Ассоциация Института Закупок // http://naiz.org. (дата обращения: 15.12.2015).
46. Заседание президиума Совета по противодействию коррупции
25.04.2015 (Опубликовано) [Электронный ресурс] Доступ из: Против
коррупции: Официальный сайт Правительства Пензенской области // http://corrupt.pnzreg.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
47. Идрисова С.З. Становление и развитие законодательного обеспечения противодействия коррупции в сфере деятельности государственных служащих // Арбитражный и гражданский процесс. - 2013. - № 9. - С. 49 - 57.
48. Информация о результатах выполнения мероприятий по противодействию коррупции в Пензенской области в 2014 году [Электронный ресурс] Доступ из: Против коррупции: Официальный сайт Правительства Пензенской области // http://corrupt.pnzreg.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
49. Кабанов К.В. Коррупция: общая ситуация и текущие реалии // Общественные науки и современность. - 2011. - № 5. - С. 34 - 36.
50. Кабашов С.Ю. Урегулирование конфликта интересов и противодействие коррупции на государственной и муниципальной службе. - М.: Инфра-М, 2012.
51. Клейнер В.Г. Кризис и коррупция: взаимосвязь и перспективы. -
2015. - № 3. - С. 63 - 77.
52. Козлов Т.Л. О развитии института декларирования доходов публичными служащими // Вопросы правоведения. - 2012. - № 2. - С. 207 - 217.
53. Костюк О.Н. Порядок разрешения конфликта интересов на государственной службе // Мир современной науки. - 2012. - Т. 3. - С. 83 - 91.
54. Кузнеченкова В.Е. Роль Счетной Палаты Российской Федерации в противодействии коррупции в финансово-бюджетной системе // Финансовое право. - 2012. - № 6. - С. 31 - 33.
55. Лазарев Е.А. Коррупция и политическая стабильность: институциональная перспектива // Полития. - 2011. - № 1. - С. 50 - 68.
56. Левин М. Мифы о коррупции, которые мешают с ней бороться
[Электронный ресурс] Доступ из: Саратовский центр по исследованию
проблем организованной преступности и коррупции НП «Центр научно- правовых инициатив Н.А. Лопашенко» // http://sartraccc.ru. (дата обращения:
15.12.2015) .
57. Левин М., Сатаров Г. Коррупция в России: классификация и
динамика [Электронный ресурс] Доступ из: http://institutiones.com. (дата
обращения: 15.12.2015).
58. Межрегиональная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»
[Электронный ресурс] Доступ из: http://com-cor.ru. (дата обращения:
15.12.2015) .
59. Михайлов В.И. Нормативное обеспечение государственной политики противодействия коррупции // Государственная служба. - 2011. - № 4. - С. 47 - 51.
60. На официальном сайте областного правительства пензенцы могут сообщать о фактах коррупции [Электронный ресурс] // Пензенская правда. - 2015. - 29 января Доступ из: http://www.pravda-news.ru. (дата обращения:
15.12.2015) .
61. Нисневич Ю.А. Коррупция в исторической ретроспективе с уточнениями и дополнениями // Общественные науки и современность. - 2015. - № 3. - С. 90 - 100.
62. Об Управлении по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области [Электронный ресурс] Доступ из: Управление по регулированию контрактной системы и закупкам Пензенской области // http://goszakaz.pnzreg.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
63. Оболонский А. В. Мораль и право в политике и управлении. - М.: ГУ-ВШЭ, 2009.
64. Общественный контроль как средство борьбы с коррупцией 19.08.2014 [Электронный ресурс] Доступ из: НАИЗ: Национальная Ассоциация Института Закупок // http://naiz.org. (дата обращения: 15.12.2015).
65. Охотский Е.В. Коррупция: сущность, меры противодействия // Социс. - 2009. - № 9. - С. 26 - 33.
66. Печенкин Г. Transparency International: по уровню коррупции Россия - это Нигерия [Электронный ресурс] Доступ из: http://www.mk.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
67. Попов М.Ю., Сельцовский П.А. Генезис коррупции в России // СГЗ. - 2010. - № 4. - С. 191 - 199.
68. Правовые средства противодействия коррупции: научно¬
практическое пособие / Н.А. Власенко, С.А. Грачева, Е.Е. Рафалюк и др.; отв. ред. Н.А. Власенко. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации; ИД «Юриспруденция», 2012.
69. Принят закон, предусматривающий изменение наказаний за
коррупционные преступления [Электронный ресурс] Доступ из: Против
коррупции: Официальный сайт Правительства Пензенской области //
http://corrupt.pnzreg.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
70. Программа Межрегиональной общественной организации «Комитет по борьбе с коррупцией» [Электронный ресурс] Доступ из: http://com-cor.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
71. Прокуратурой Малосердобинского района поддержано
государственное обвинение по уголовному делу по факту покушения на дачу взятки 23.07.2015 16:15 (Опубликовано) [Электронный ресурс] Доступ из: Прокуратура Пензенской области: Официальный сайт //
http://www.procpenza.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
72. Против коррупции [Электронный ресурс] Доступ из:
Администрация Малосердобинского района: Официальный сайт //
http://rmserd.pnzreg.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
73. Размер взятки в РФ вырос за год в три раза. - 2015. - 3 сентября
[Электронный ресурс] Доступ из: http://www.politgazetavrn.ru. (дата
обращения: 15.12.2015).
74. Римский В.Л. Коррупция во взаимодействиях российских граждан с представителями органов власти // Общественные науки и современность. - 2008. - № %. - С. 59 - 67.
75. Ростовцева Ю.В. Административная ответственность за коррупционные правонарушения в системе государственной службы // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2012. - № 3. - С. 47 - 52.
76. Саванкова Н. В Пензенской области выявили 342 коррупционных преступления // Российская газета. - 2012. - 3 декабря.
77. Сведения о работе прокурора по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и результатах расследования уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности за 3 месяца 2015 г. [Электронный ресурс] Доступ из: Прокуратура Пензенской области: Официальный сайт // http://www.procpenza.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
78. Сидоров А.И. Коррупция: диагноз и приговор // Социс. - 2008. - № 2.
79. Синицына Е. В Пензенской области 124 человека признаны
коррупционерами // Пензенская правда. - 2014. - 27 октября.
80. Синицына Е. В Пензенской области 79 человек осудили за
коррупцию // Пензенская правда. - 2014. - 14 августа.
81. Синицына Е. В Пензенской области возбуждено более 200
антикоррупционных дел // Пензенская правда. - 2014. - 30 января.
82. Смирнова Е. Видеонаблюдение на рабочих местах: законодательство, позиции судов и Роскомнадзора // Управление персоналом. - 2015. - № 21. - С. 34-36.
83. Состояние преступности - январь-август 2015 года [Электронный ресурс] Доступ из: Министерство внутренних дел Российской Федерации // http://www.mvd.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
84. Состояние преступности 2014 год [Электронный ресурс] Доступ
из: Министерство внутренних дел Российской Федерации //
http://www.mvd.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
85. Состояние преступности 2013 год [Электронный ресурс] Доступ
из: Министерство внутренних дел Российской Федерации //
http://www.mvd.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
86. Состояние преступности 2012 год [Электронный ресурс] Доступ
из: Министерство внутренних дел Российской Федерации //
http://www.mvd.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
87. Софронова Е.В. Исполнение государственными гражданскими и муниципальными служащими обязанности по представлению сведений о доходах // Государственная власть и местное самоуправление. - 2012. - № 10. - С. 29 - 31.
88. Тавокин Е.П. и др. Коррупция в органах государственной власти / Е.П. Тавокин, Ж.А. Шишова, О.В. Широкова // Социс. - 2014. - № 5. - С. 80 - 88.
89. Тимошенко Я. В Пензенской области 125 человек оказались в суде по обвинению в коррупции // Пензенская правда. - 2014. - 15 января.
90. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: Одобрен решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол №21) [Электронный ресурс] Доступ из: Справочно-правовой системы «Гарант». (дата обращения: 15.12.2015).
91. Тихонов С. Непобедимое зло? [Электронный ресурс] Доступ из: Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции НП «Центр научно-правовых инициатив Н.А. Лопашенко» // http://sartraccc.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
92. Толкачев В.В. Понятие и виды коррупции [Электронный ресурс] Доступ из: Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции НП «Центр научно-правовых инициатив Н.А. Лопашенко» // http://sartraccc.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
93. Управлением по профилактике коррупции и контролю Правительства Пензенской области проведены встречи с руководителями общественных объединений 2.07.2015 (Опубликовано) [Электронный ресурс] Доступ из: Против коррупции: Официальный сайт Правительства Пензенской области // http://corrupt.pnzreg.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
94. Устав межрегиональной организации «Комитет по борьбе с
коррупцией» [Электронный ресурс] Доступ из: http://com-cor.ru. (дата
обращения: 15.12.2015).
95. Чанов С.Е. Некоторые вопросы развития законодательства о противодействии коррупции // Вестник саратовской государственной юридической академии. - 2014. - № 4 (99). - С. 52 - 55.
96. Чашин К.В. Посредничество в механизме коррупционного подкупа // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2013. - № 10. - С. 70 - 75.
97. Чередниченко Е. Верховный суд России приравнял к взятке откат и добровольную плату чиновнику [Электронный ресурс] Доступ из: Саратовский Центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции // http://sartraccc.ru. (дата обращения: 15.12.2015).
98. Чукичев Ю.В. Ретроспективный анализ норм отечественного законодательства об ответственности за незаконное участие государственных служащих в предпринимательской деятельности // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 2. - С. 8 - 13.
99. Шакель Н.В. Обоснованность введения некоторых запретов и ограничений для государственных служащих // Проблемы укрепления законности и правопорядка: наука, практика, тенденции. - 2012. - № 5. - С. 180 - 188.
100. Шишов М.А. Актуальные вопросы урегулирования конфликта интересов // Административное право и процесс. - 2014. - № 6. - С. 64 - 67.
101. Шугрина Е.С. Особенности ответственности государственных и муниципальных служащих // Муниципальная служба. - 2013. - № 3 (63). - С. 2 - 11.