ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ БЕРЕМЕННЫХ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К РЕБЕНКУ 11
1.1. Психологический анализ феномена материнства и мотивационной
готовности к материнству 11
1.2. Понятие «мотив» и «мотивация» в психолого-педагогической
литературе 18
1.3. Мотивационная готовность к материнству как один из аспектов
психологической готовности к материнству 22
1.4. Типы отношения к ребенку и факторы, определяющие специфику
выделенных типов 28
1.5. Факторы, определяющие особенности мотивационной готовности
к материнству беременных женщин 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 41
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ К МАТЕРИНСТВУ ЖЕНЩИН С РАЗЛИЧНЫМ ОТНОШЕНИЕМ К РЕБЕНКУ 43
2.1. Описание методов исследования и групп испытуемых 43
2.1. Обработка результатов исследования 51
2.2.1. Анализ результатов исследования отношения к будущему
ребенку у беременных женщин 51
2.2.2 Анализ результатов исследования мотивов сохранения беременности беременными женщинами с различным отношением к ребенку 56
7..7..Ъ. Статистический анализ результатов исследования 65
2.3. Рекомендации по психологическому сопровождению беременных женщин с особенностями мотивационной готовности, которые неблагоприятным образом могут сказаться на дальнейшем
развитии ребенка 78
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 87
ПРИЛОЖЕНИЕ 93
Материнство является важнейшей частью жизни женщины. Опыт материнства оказывает существенное влияние на жизненный путь женщины, становление ее личности. А мотивы, которыми она руководствуется при принятии решения стать матерью, часто не осознаваемые женщиной, имеют большое влияние на развитие последующих взаимоотношений матери и ребенка.
В настоящее время в России активно поднимаются проблемы защиты материнства и детства, внедряются программы поддержки матерей, имеющих детей. Но все же основной упор делается на повышение рождаемости. Мы считаем, что повышение качества жизни каждого отдельного человека, в том числе ребенка, также должно быть приоритетным направлением государственной политики и каждое государство должно быть в этом заинтересовано. Как отмечает Ю.И. Шмурак, в современном обществе появилась потребность в родителях, которые осознанно подходят к рождению ребенка [72].
В последнее десятилетие существенно возрос интерес исследователей к проблемам материнства. Анализ литературы показал, что существует несколько подходов в определении этого понятия:
1) материнство как психосоциальный феномен рассматривается со следующих основных позиций: как инстинкт и поведение;
2) материнство как функция по обеспечению развития ребенка;
3) материнство как часть личностной сферы.
Современные психологи (Г.Г. Филиппова, Ю.И. Шмурак,
С.Ю. Мещерикова) вместе с поднятием вопроса о качестве жизни ребенка, вводят понятие «психологическая готовность к материнству», которое они определяют как способность матери обеспечить адекватные условия для развития ребенка, стрежневой структурой которого является субъектная или объектная ориентация в отношении к будущему ребенку. Данную типологизацию отношения к будущему ребенку мы положили в основу нашего исследования при выделении типов мотивационной готовности к материнству беременных женщин.
Мотивационная готовность к материнству определяет качество материнства и определяется как зрелость мотивации к рождению ребенка, критерием которого является субъектная или объектная ориентация в отношении к будущему (а после рождения - настоящему) ребенку. Мотивационная готовность, по Г.Г. Филипповой, является одним из аспектов психологической готовности к материнству [63].
Большая часть исследований посвящена проблемам общения системы «мать-дитя» и доказывают, что отсутствие полноценного общения с ребенком приводят к негативным последствиям в развитии психики ребенка (Е.О. Смирнова, К.В. Солоед и др.) [59, 60].
В своем исследовании мы предлагаем понимать материнство как деятельность по обеспечению гармоничного развития ребенка. При данном определении материнства как деятельности мы опирались на деятельностный подход, разрабатываемый в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина. В структуре данной деятельности выделяется внешняя (операции, действия) и внутренняя (цели, задачи, мотивы) составляющие.
Действия матери, ее отношение к будущему ребенку, во многом определяются мотивами, которыми она руководствовалась при принятии решения стать матерью.
Много научных и научно-популярных изданий посвящено именно внешней стороне деятельности материнства. Наше исследование посвящено мало разработанной области научного знания - внутренней составляющей деятельности материнства, в частности мотивационной готовности к материнству.
Все вышесказанное и обусловило актуальность и научно-практическую значимость выбранной темы. Работа посвящена изучению особенностей мотивационной готовности беременных женщин к материнству.
Методологическая основа исследования.
Анализ феномена материнства и динамики представлений о нем рассматривался в рамках культурно-исторической концепции, сформированной в идеях Л.С. Выготского.
При трактовании материнства как деятельности мы опирались на деятельностный подход, разрабатываемый в трудах А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина.
При выделении типов отношения беременных женщин к своему будущему ребенку использовался принцип субъектности, разработанный в трудах А.В. Брушлинского, В.И. Слободчикова.
Кроме этого, мы руководствовались теоретическими положениями о структуре, особенностях и условиях развития материнской потребностно- мотивационной сферы Г.Г. Филипповой, С.Ю. Мещариковой, В.И. Брутмана, И.В. Добрякова.
Таким образом, цель диссертационной работы - выявить отличия в особенностях мотивационной готовности к материнству беременных женщин с различным отношением к ребенку.
Достижение этой цели осуществляется через постановку и решение следующих исследовательских задач:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по проблеме психологической готовности к материнству и мотивационной готовности к материнству, как одного из аспектов психологической готовности к материнству.
2. Описать три группы беременных женщин по отношению к будущему ребенку (субъектному, амбивалентному и объектному).
3. Исследовать особенности мотивационной готовности к материнству трех групп беременных женщин с различным отношения к ребенку.
4. Разработать рекомендации по психологическому сопровождению беременных женщин с особенностями мотивационной готовности, которые неблагоприятных образом могут сказаться на дальнейшем развитии ребенка.
Объект исследования: мотивационная готовность к материнству беременных женщин с различным отношением к ребенку.
Предмет исследования: особенности мотивационной готовности к материнству беременных женщин с различным отношением к ребенку.
Гипотеза исследования: особенности мотивационной готовности к материнству отличаются у женщин с субъектным, амбивалентным и объектным отношением к ребенку: женщины с субъектным отношением к ребенку руководствуются конструктивными мотивами сохранения беременности, они воспринимают ребенка как уникальную личность; для женщин с объектным отношением к будущему ребенку ребенок выступает объектом для реализации женщиной своих целей, далеких от интересов ребенка, неконструктивные мотивы сохранения беременности преобладают; для женщин с амбивалентным отношением к ребенку характерна противоречивость мотивов, наряду с наличием конструктивных мотивов сохранения беременности, имеют место и неконструктивные мотивы.
В исследовании приняли участие 35 беременных женщин репродуктивного возраста, вставших на учет по беременности в женскую консультацию № 1 г. Красноярска.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки гипотезы нами был использован комплекс взаимодополняющих исследовательских методов:
1. Теоретический анализ.
2. Психодиагностические методики:
• методика «Фигуры (В.И. Брутман, Г.Г.Филиппова, И.Ю. Хамитова),
• цветовой тест отношений (Е.Ф. Бажин, A.M. Эткинд);
• методика исследования мотивов сохранения беременности (Л.Н. Рабовалюк).
Статистический анализ результатов исследования осуществлялся с помощью критерия Крускала-Уоллеса и критерия Манна-Уитни.
Достоверность результатов и выводов, которые представлены в диссертации, обеспечивались репрезентативной выборкой, использованием апробированных методов, адекватных предмету и задачам исследования, комплексным применением надежных и валидных диагностических методов, содержательным анализом полученных результатов, а также применением приемов и методов математической статистики при обработке полученных данных. Это обеспечило необходимую достоверность и надежность результатов и выводов проведенного нами исследования....
В ходе исследования нами были изучены особенности мотивационной готовности к материнству беременных женщин с различным отношением к будущему ребенку, что позволило достичь поставленной цели и обосновать актуальность исследуемой проблемы в современной психологии. Проблема носит комплексный характер и затрагивает теоретические и практические аспекты психофизиологических и социально-психологических основ мотивации материнства.
Обосновано, что материнство возможно рассматривать как деятельность по обеспечению гармоничного развития ребенка, имеющую внутреннюю и внешнюю составляющие. Исследованию внутренней составляющей материнства как деятельности как раз и посвящено наше исследование особенностей мотивационной готовности к материнству.
Мотивационная готовность является одним из аспектов психологической готовности к материнству и определяется как зрелость мотивации рождения ребенка, при которой ребенок не становится: средством компенсации своих детско-родительских отношений; средством удержания супруга или укрепления семьи; средством полоролевой, личностной и возрастной самореализации женщины; средством достижения определенного социального статуса и т.п. Этот аспект психологической готовности к материнству определяет качество материнства.
При дифференциации беременных женщин на группы критерием выступает субъектное или объектное отношение к будущему ребенку. Нами были выделены три группы женщин: с субъектным отношением, где ребенок воспринимается как уникальная личность; объектным, где ребенок выступает объектом для реализации женщиной своих целей, далеких от интересов ребенка; амбивалентным - противоречивым, где некоторые черты личности ребенка гиперболизируются до сверхценности, а некоторые игнорируются.
Подтверждена гипотеза о том, что особенности мотивационной готовности к материнству значимо различается у женщин с субъектным, амбивалентным и объектным отношением к будущему ребенку: у женщин с объектным отношением к ребенку преобладают конструктивные мотивы сохранения беременности, такие как, стремление любить ребенка и заботиться о нем, о новой жизни; у женщин с амбивалетнтным отношением к ребенку наряду с наличием конструктивных мотивов сохранения беременности, присутствуют также неконструктивные мотивы сохранения беременности, такие как: стремление соответствовать социальным ожиданиям, стремление к укреплению своей семьи и связи с мужем. У них была выявлен высокий уровень страхов и компенсации их с помощью беременности, повышенная тревожность материальным положением. Это говорит о противоречивости в мотивах этой группы женщин, а также о том, что женщины с амбивалентным отношением к ребенку в рождении детей видят в первую очередь необходимость, а не личное желание; женщины с объектным отношением к ребенку отдают приоритет мотивам, далеким от самого материнства, то есть данные женщины заинтересованы, прежде всего, в беременности, чтобы укрепить свои позиции в отношениях с мужем и в связи с тем, что уже подошел возраст, когда детей «положено иметь». Но это не является личным и искренним желанием женщин.
Статистический анализ данных показал, что значимые различия между тремя выделенными группами беременных женщин были выявлены по следующим аспектам мотивационной готовности к материнству: стремление быть матерью как результат психофизиологической готовности к материнству, субъективное ощущение ограничения свободы, тревожность к материнству, пессимистический настрой, стремление соответствовать социальным ожиданиям, стремление к сохранению отношений в семье как средством манипулирования беременностью и ребенком, страхи и компенсация их при помощи беременности.
По следующим аспектам мотивационной готовности к материнству существенных различий выявлено не было: субъективное отношение к материальным затруднениям; негативно-обвиняющий стиль переживания беременности в пользу собственного здоровья; стремление матери иметь ребенка, который воплотит нереализованные планы, мечты и желания матери.
По результатам проведенного исследования даны рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению беременных женщин. Целью психологической работы с будущими родителями в рамках женских консультаций является содействие формированию ответственного и компетентного родителя. Работа может проводиться как отдельно с конкретной беременной женщиной в рамках индивидуального консультирования, так и в группе в рамках «Школы материнства». Кроме того, одной и форм такой работы может являться просветительская работа с молодыми девушками, учащимися ВУЗов, училищ, колледжей, которые в будущем планируют создать семью и молодыми семьями на стадии планирования беременности. Психолог, в отличие от большинства родителей, представляет перспективы формирования родительской сферы, качества, которые потребуются от родителя на разных этапах развития ребенка. В его задачу помимо других направлений работы с женщинами в рамках женской консультации может быть также диагностика мотивационной готовности к материнству на момент обращения и содействие в индивидуальной и групповой работе укреплению предпосылок для развития качеств, которые необходимы будущим мамам для взаимодействия с ребенком на самых ранних этапах его жизни.
Материнская ответственность начинается не после, а еще до рождения ребенка и его воспитанием можно и нужно начать заниматься уже в период беременности.
1. Авдеева Н.Н. [и др.]. Особенности психической активности ребенка первого года жизни // Мозг и поведение младенца / Под ред. О.С. Адрианова. М.: Институт психологии РАН, 2003. 248 с.
2. Авдеева Н.Н. [и др.]. Психология вашего младенеца: у истоков общения и творчества. М.: Издательство ACT, 1996. 384 с.
3. Анциферова Л.И. Психологическое содержание феномена субъекта и границы субъектно-деятельностного подхода // Проблема субъекта в психологической науке / Под ред. Брушлинского А.В. и др. М.: Академический проект, 2000. С. 27-42.
4. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М: Мысль, 1978. 158 с.
5. Безрукова О.Н. Репродуктивные мотивации женщин // Социологические исследования. 2000. № 12. С. 122-124.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М: Просвещение, 1968. 464 с.
7. Бойко В.В. Рождаемость: социально-психологические аспекты. М.: Мысль, 1985. 368 с.
8. Белова В.А. Некоторые аспекты изучения репродуктивного поведения // Рождаемость (Проблемы изучения). М.: Просвещение, 1976. С. 96-108.
9. Богданович Н.В. Субъект как категория отечественной психологии: автореф. дис. канд. псих. наук. М. 2004. 35 с.
10. Брехман Г.И. Пути многоуровневого взаимодействия матери и ее неродившегося ребенка // Перинатальная психология и медицина. Иваново, 2001. С. 164-179.
11. Брутман В.И. [и др.]. Семейные факторы девиантного материнства // Семейная психология и семейная терапия. 2009. № 3. С. 14-35.
12. Брутман В.И. [и др.]. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психологии. 2007. № 6. С. 38-47.
13. Брутман В.И [и др.]. Динамика психологического состояния женщин во время беременности и после родов // Вопросы психологии. 2002. № 1. С. 5967.
14. Брушлинский А.В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.:
Институт практической психологии, Воронеж: Модэк, 1996. 392 с.
15. В ожидании ребенка: полная энциклопедия для родителей / Под ред. Н. Доломанова. Балашиха: Астрель, 2013. 49 с...75