ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГЕНДЕРНОЙ
СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 9
1.1. Гендерная социализация детей дошкольного возраста как
психолого-педагогическая проблема 9
1.2. Характеристика гендерных особенностей мальчиков и девочек
старшего дошкольного возраста 22
1.3. Факторы и условия влияния на развитие гендерных
особенностей детей старшего дошкольного возраста 27
1.4. Основные психологические характеристики детей дошкольного
возраста из полных и неполных семей 33
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 38
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 41
2.1. Методы изучения и группы испытуемых 41
2.2. Результаты изучения гендерной социализации детей старшего
дошкольного возраста 43
2.3. Методические рекомендации родителям и педагогическому
коллективу в вопросах гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 70
ПРИЛОЖЕНИЯ 75
В условиях изменений в социокультурной жизни общества наблюдается общая тенденция трансформации культурных стереотипов мужественности и женственности, центром ценностных ориентиров которых становится индивидуальность человека, свобода выбора им путей самореализации вне зависимости от половой принадлежности. Многочисленные исследования ученых (О.А. Воронина, Д.В. Колесов, И.С. Кон, Л.В. Попова, Т.А. Репина, Л.Л. Рыбцова) показывают, что высокая феминность у женщин и маскулинность у мужчин в современном обществе не являются гарантией их социального и психического благополучия. Образование как педагогическое явление, неразрывно связанное с культурой социума, нуждается в переосмыслении, корректировке своих позиций в вопросах гендерной социализации детей.
Актуальность исследования на социально-педагогическом уровне определяется тем, что стратегия государства по отношению к социальной составляющей, направленной на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни: в политику, экономику, культуру, образование. По определению Организации Объединенных Наций, именно гендерные отношения (социальные отношения между полами) являются одной из главных проблем XXI века. Возрастание роли гендерных исследований в педагогике получило также законодательное обоснование в указаниях Комиссии по вопросам положения женщин в Российской Федерации при правительстве РФ от 22 января 2003 года и приказе Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2003 г. «Об освещении гендерных вопросов в системе образования», в которых были даны официальные рекомендации по изучению основ гедерных знаний в системе образования.
Под гендерной социализацией понимается процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. Становление гендера продолжается на протяжении всего периода онтогенеза. Но одним из сенситивных и, следовательно, наиболее благоприятных периодов для формирования гендерной структуры личности является дошкольный период детства. После 5-6 лет воспитательные воздействия на отдельные стороны гендерной социализации гораздо менее эффективны.
Содержательный анализ формирующей среды современных дошкольников позволяет выделить некоторые ее особенности, не совсем соответствующие происходящим социальным изменениям:
1) феминизация педагогической среды, которая окружает ребенка на протяжении длительного периода времени и предъявляет, как правило, фемининные требования к его поведению независимо от половой принадлежности;
2) в средствах массовой информации образы мужчины и женщины представляются как диаметрально противоположные: мужчина предстает личностью творческой, профессиональной, способной принимать решения и одерживать победы, для женщины достаточно иметь привлекательную внешность и уметь создавать домашний уют;
3) многие детские книги способствуют укреплению устаревших гендерных стереотипов, где мужчины предстают в качестве активного и творческого начала, а героини чаще всего бывают жертвами, объектами защиты и поклонения;
4) в группе сверстников наблюдается ярко выраженная половая консолидация между детьми одного пола: мальчики играют с мальчиками, девочки с девочками, между детьми разного пола отсутствует или очень ограничен опыт общения и сотрудничества.
Таким образом, возникает противоречие между научно-обоснованными представлениями о психологически благополучном содержании моделей поведения и их реальным содержанием, с одной стороны, и объективными условиями воспитания - с другой. До недавнего времени проблема заключалась в основном в том, что фемининная педагогическая среда дезориентирует мальчиков, маскулинные качества которых не поощряются, фемининные осуждаются, то сегодня можно говорить и о несоответствии педагогической среды требованиям к содержанию модели поведения современной женщины. Как результат у дошкольников формируются неадекватные представления о содержании будущих социальных ролей, нарушается процесс половозрастной идентификации, возникают проблемы в общении со сверстниками.
Среди современных отечественных исследований, посвященных начальным стадиям половой социализации, генезису гендерной идентичности, выделяются работы В.В. Абраменковой, А.И. Захарова, М.Н. Зыковой, Д.В. Ильченко, Д.Н. Исаева, В.Е. Кагана, Д.В. Колесова, И.И. Лунина, В.С. Мухиной, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, И.В. Романова, А.Г. Хрипковой, А.А. Чекалиной.
Теоретический анализ работ позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время ведутся исследования по проблемам гендерной социализации современной семьи; предпринимаются попытки разработки концепций гендерного образования детей дошкольного возраста (И.С. Клецина, Е.А. Конышева, Т.А. Репина, Л.В. Штылева), что предполагает актуальность на научно-теоретическом уровне.
На научно-методическом уровне актуальность обусловлена тем, что дошкольное образовательное учреждение как социальный институт продолжает воспроизводить стандарты традиционной культуры в отношении женственности и мужественности, способствовать формированию стереотипов самовосприятия и самооценки личности дошкольника по половому признаку, что, в свою очередь, нивелирует проявления индивидуальности воспитанников в выборе дальнейшего жизненного самоопределения. Это связано с отсутствием пособий, дидактического материала, методических рекомендаций как для гендерной социализации детей дошкольного возраста, так и для совершенствования профессиональной деятельности педагогов и родителей в вопросах гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Ввозрасте 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом. В возрасте с 3 до 7 лет у детей формируется гендерная устойчивость. Детям становится понятно, что пол (гендер) не меняется: мальчики становятся мужчинами, девочки - женщинами и эта принадлежность к полу не изменится в зависимости от ситуации или личных желаний ребенка.
Нейропсихологи, физиологи, психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребенку, от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Однако содержание работы с дошкольниками с учетом их гендерных особенностей разработано недостаточно, что, по мнению, исследователей (С.А. Марутян, Н.В. Плисенко, Т.А. Репиной, Л.Г. Таранниковой, С.В. Шаповаловой и др.) приводит к отсутствию у детей специфических черт характерных для пола: мальчики порой лишены эмоциональной устойчивости, выносливости, решительности, девочки - нежности, скромности, терпимости, стремления к мирному разрешению конфликтов (Т.А. Репина).
Таким образом, в настоящее время объективно существуют противоречия между:
• объективной потребностью общества в воспитании детей дошкольного возраста на основе гендерного подхода и практикой полоролевого подхода в организации обучения и воспитания в дошкольных образовательных учреждениях;
• необходимостью гендерной социализации начиная с дошкольного детства и недостаточной теоретической разработанностью педагогических условий гендерной социализации детей дошкольного возраста;
- требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и неразработанностью практических аспектов гендерной социализации детей дошкольного возраста.
Актуальность выделенной проблемы и обозначенные противоречия определили выбор темы исследования - «Гендерная социализация детей старшего дошкольного возраста из неполных семей».
На основе анализа психолого-педагогической литературы была определена и сформулирована проблема исследования, которая заключается в поиске психолого-педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.
Цель исследования заключается в изучении гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста из неполных семей .
Объект исследования - гендерная идентичность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - гендерная социализация детей старшего дошкольного возраста из неполных семей.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень гендерной идентичности у мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста из неполных семей, воспитывающихся в дошкольной образовательной организации городской местности будет отличаться от уровня гендерной идентичности детей из неполных семей, воспитывающихся в дошкольной образовательной организации сельской местности.
Задачи исследования:
1. Изучить состояние проблемы гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста в научной литературе.
2. Рассмотреть понятия «гендерная социализация», «гендерное
воспитание», «гендерное самопознание», «гендерная роль».
3. Осуществить подбор диагностического инструментария для изучения гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста.
4. Провести эмпирическое исследование изучаемых явлений, сделать выводы.
5. Разработать содержание коррекционно-развивающей работы с детьми и методические рекомендации для родителей и педагогического персонала по организации гендерного воспитания....
В исследовании дан анализ проблемы гендерной социализации воспитания детей старшего дошкольного возраста. Теоретическое изучение проблемы исследования и результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили сформулировать следующие выводы.
Анализ психолого-педагогической литературы определил содержание гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста, под которым мы понимаем целенаправленный процесс педагогического сопровождения жизнедеятельностью дошкольника, заключающийся в содействии накопления социального опыта в выполнении гендерных ролей, осознания себя как представителя определенного пола с позиции духовно-нравственных ценностей. Результатом гендерной социализации детей среднего дошкольного возраста является гендерная воспитанность, которая понимается как интегративное качество, в обобщенной форме отражающее систему личностных, социальных представлений и опыта в выполнении гендерных ролей на основе эмпатии, самоуважения, взаимоуважения.
В соответствии с выделенными нами критериями (коммуникативно- поведенческий, познавательный, эмоциональный и ценностный) и их показателями был осуществлен подбор диагностического инструментария для определения начального показателя и динамики гендерной идентичности детей старшего дошкольного возраста.
Мы предполагаем, что, учитывая и придерживаясь плана по организации гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста, уровень гендерной социализации детей и значимость гендера в сознании родителей и педагогического коллектива значительно возрастет; Дети станут более свободно вступать в игровое взаимодействие со сверстниками противоположного пола, повысится их эмоциональный настрой на роль в игре, соответствующую своему и противоположному полу. Расширится кругозор, увеличится объем знаний о профессиональной деятельности взрослых, повысится интерес к близким людям и ровесникам, их взаимоотношениями. Дошкольники научатся понимать различия между мальчиками и девочками, мальчики начнут пытаться проявлять заботу о девочках. Девочки научатся видеть и оценивать хорошие поступки мальчиков и положительные черты их характера, доброжелательно относиться, выражать благодарность за проявленное к ним внимание и доброту, оказывать помощь в совместной деятельности, следить за внешним видом.
Сопоставив данные всех методик и проанализировав результаты, полученные нами в ходе констатирующего и контрольного эксперимента, мы придем к выводу, что уровень гендерной социализации детей сильно изменится.
1. Абраменкова В.В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 70-78.
2. Абубакирова Н.И. Что такое гендер? // Общественные науки и современность. 1996. №6. С. 123-125.
3. Александрова Н.В. Гендерные стратегии в Европейском образовании: Германия и Франция/ Н.В. Александрова// Гуманитарное образование и социальный контекст: гендерные проблемы: Материалы Международной научной конференции. СПб 25-28 июня 2007 г., 2007.
4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 2003. 364 с.
5. Буянов М.И. Воспитание детей в неполной семье. М.: Аспект Пресс, 1980.
6. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: Прайм, 2001. 320 с.
7. Введение в гендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. М.: Изд-во МГУ, 2000. С. 201-215.
8. Гидденс Э. Социология. М., 1999. С. 152-153.
9. Гусева Ю.Е. Формирование гендерных представлений и полоролевого поведения у дошкольников в семье и детском саду // Гендерные проблемы в современном обществознании. Материалы первой межвузовской студенческой конференции. СПб.: СЗАГС, НИЯК, 2001. С. 141-146.
10. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду: пособие для дошкольных образовательных учреждений. М.: Линка-Пресс, 2009. - 212 с.
11. Доронова Т.Н. Пол или гендер?: (девочки налево, мальчики направо!) // Обруч: образование, ребенок, ученик. 2009. № 3. С. 3-6.
12. Евтушенко И.Н. Гендерное воспитание детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. канд. пед. наук : 13.00.07. Челябинск, 2008. 22 с.
13. Евтушенко И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс до и после. 2007. № 5. С. 6467.
14. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи учителям, воспитателям, родителям школьным психологам. СПб., 2001.
15. Здравомыслова Е., Темкина А. Социальное конструирование гендера как методология феминистского исследования // Российский гендерный порядок: социологический подход. Коллективная монография / Под ред. Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Изд-во Европейского университета СПб., 2007. С. 9-33....53