Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности эмоциональной устойчивости подростков из неполных семей

Работа №157798

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы60
Год сдачи2019
Стоимость4150 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 5
1.1. Теоретический анализ проблемы эмоциональной устойчивости
в зарубежных и отечественных исследованиях 5
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 15
1.3. Проблема неполных семей в отечественной и зарубежной
литературе 19
1.4. Формирование эмоциональной устойчивости подростков 23
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ 30
2.1. Организация и методы исследования эмоциональной
устойчивости подростков 30
2.2 Анализ результатов изучения эмоциональной устойчивости
подростков 32
Выводы по главе 2 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 41
ПРИЛОЖЕНИЯ 45

Актуальность исследования обусловлена социальной значимостью проблемы формирования эмоциональной устойчивости подростков. Эмоциональная устойчивость оказывает положительное влияние на успешное достижение цели в процессе напряженной деятельности, усвоение любой образовательной программы и результативность учащегося, на формирование ключевых компетенций и формирование социальной адаптивности к окружающему миру.
Л. С. Выготский придавал большое значение эмоциональному развитию растущего человека. Он замечал, что владение эмоциями, составляет задачу всякого воспитания, означает подчинение чувства, связывание его с остальными формами поведения, целесообразную его направленность, и подчеркивал, что эмоции, переживания оказывают существенное влияние на все формы поведения, учения и пронизывает все моменты воспитательного процесса [4]. Эмоциональное благополучие подростка напрямую связано с тем, как выстраивается система его отношений с окружающей средой, как он выполняет те задачи, которые перед ним возникают в тех или иных условиях. Таким образом, эмоции, испытываемые человеком, влияют на результат его деятельности, вместе с тем умение осознавать и регулировать возникающие эмоции, оказывают влияние не только на внешний результат, но и на личностное развитие ребенка.
Своевременная и качественная диагностика эмоциональной устойчивости подростков, адекватные коррекционные меры могут воспрепятствовать возникновению нежелательных тенденций в развитии личности, появлению различных форм отклоняющегося поведения, трудностей в школьной и внешкольной деятельности обучающихся. Эмоциональная устойчивость характеризуется возможностью личности сохранить свои сущностные позитивные характеристики в трудных жизненных обстоятельствах. Процесс формирования эмоциональной устойчивости у подростков в настоящее время является одним из объектов внимания психологов, педагогов и родителей.
Проблема эмоциональной устойчивости личности изучается достаточно давно, и ей посвящены работы Г. Айзенка, И. П. Павлова, Б. М. Теплова, П. В. Симонова, В. С. Мухиной и многих других исследователей, изучающих свойства и характеристики эмоциональной сферы личности. Таким образом, степень разработанности данной проблемы достаточно велика, однако требует дальнейшего изучения.
Цель исследования: изучить особенности эмоциональной
устойчивости подростков из неполных семей.
Объект исследования: эмоциональная устойчивость.
Предмет исследования: особенности эмоциональной устойчивости подростков из неполных семей.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что существуют различия в эмоциональной устойчивости у подростков из полных и неполных семей. В частности у подростков из неполных семей эмоциональная устойчивость ниже, чем у подростков из полных семей.
Для достижения поставленной цели нам предстоит решить ряд задач:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме эмоциональной устойчивости в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Дать психологическую характеристику подросткового возраста.
3. Рассмотреть проблему неполных семей в отечественной и зарубежной литературе.
4. Организовать и провести эмпирическое исследование эмоциональной устойчивости подростков.
5. Проанализировать результаты эмпирического исследования.
Методы, которые были использованы в ходе данного исследования.
• Теоретические: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме эмоциональной устойчивости подростков.
• Эмпирические: опрос, количественная и качественная обработка результатов.
Методики:
• « Шкала нейротизма» Г. Айзенка » (опросник EPQ);
• «Прогноз 2» В.Ю. Рыбникова.
Теоретическое значение. Настоящее исследование может быть использовано в дальнейшем рассмотрении этого вопроса в последующих научных трудах.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования данных в практической деятельности психологов, педагогов и социологов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав и заключения, библиографического списка, содержит приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была рассмотрена проблема эмоциональной устойчивости подростков. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что подростковый возраст является сензитивным для эмоционального развития. В этот период на особенности психического развития оказывает влияние половое и физиологическое развитие, что обуславливает его поведенческие реакции. Существует два подхода в изучении эмоциональной устойчивости: психофизиологический и
психологический.
В физиологии и психогенетике взгляд на проблему эмоциональной устойчивости основывается на понимании ее как биологически детерминированного свойства личности (Г. Айзенк, К.М. Гуревич, Л.Б. Ермолаева-Томина, Н.С. Лейтес, В.Д. Небылицын, И.П. Павлов, В.И. Рождественская, Б.М. Теплов).
В психологическом подходе авторы понимают эмоциональную устойчивость как интегративное свойство личности, которое объединяет различные качества личности (эмоциональные, волевые, интеллектуальные), которые в свою очередь препятствуют возникновению эмоциональной неустойчивости.
С помощью метода опроса мы провели исследование, используя методики «Шкала нейротизма» Г. Айзенка (опросник EPQ) и «Прогноз 2» В.Ю. Рыбникова.
Подводя итоги исследования, мы считаем, что наша гипотеза подтвердилась, что существуют различия в эмоциональной устойчивости у подростков из полных и неполных семей. В частности, у подростков из неполных семей эмоциональная устойчивость ниже, чем у подростков из полных семей.
При написании выпускной квалификационной работы и проведении эмпирического исследования были выполнены следующие задачи:
1. Проведен теоретический анализ литературы по проблеме эмоциональной устойчивости в отечественных и зарубежных исследованиях.
2. Дана психологическая характеристика подросткового возраста.
3. Выявлены психологические факторы эмоционального состояния подростков.
4. Изучена проблема неполных семей в отечественной и зарубежной литературе.
5. Организовано эмпирическое исследование эмоциональной устойчивости подростков.
6. Проанализированы результаты эмпирического исследования.



1. Аболин Л.М. Эмоциональная устойчивость и пути ее повышения // Вопросы психологии. 1989. № 4. С.141-149.
2. Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб.: Изд. Речь СПб., 2006. 384 с.
3. Ашихмина О.А. Эмоциональная устойчивость психологов системы образования на разных этапах профессионализации: Дис. ... канд. психол. наук. М.: 2010. 256 с.
4. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. 545 с.
5. Генгер М.А. Классификация детско-родительских отношений // V Съезд Общероссийской общественной организации «Российское психологическое общество» (г. Москва, 14-18 февраля 2012 г.). Москва, 2012. С. 132-133.
6. Грецов А.Г. Практическая психология для подростков и родителей. СПБ.: Питер, 2006. 268 с.
7. Данилова М.В, Наумова Д. В. Особенности воспитания в неполных семьях // Проблемы современной науки и образования. 2013. № 4 (18). С. 75-77.
8. Демидов А.М. Неполная семья: исследования финских
социологов // СоцИС. 1985. № 3. С. 9-12.
9. Дмитриева Л.И. Исследование эмоциональных отклонений у подростков зарубежными и отечественными психологами // Science. 2016. Т.12. № 7. С. 28-31.
10. Дубровина И.В. Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. Екатеринбург: Деловая книга, 2000. 320 с.
11. Евтихов О.В. Практика психологического тренинга. СПб.: Речь, 2005. 256 с.
12. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России: психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 319 с.
13. Иванов Д.В. Влияние образовательной среды на формирование эмоциональной устойчивости подростка: дис. ... канд. психол. наук. Курск. 2002. 115 с.
14. Иванов Д.В. Влияние оздоровительной среды на формирование эмоциональной устойчивости подростка: автореф. дис. . канд. психол. наук. 2002. 21 с.
15. Иванченко В.А. Некоторые аспекты воспитания личности в
неполной семье (по материалам исследований российских и зарубежных авторов) [Электронный ресурс] // Электронный журнал «Психологическая наука и образование». 2011. № 3. C. 15-18. URL:
http://psyedu.ru/journal/2011/3/2464.phtml/(дата обращения 14.06.2019).
...
45 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ