Прокурорский надзор за деятельностью в сфере расследования преступлений
|
Введение 2
1. Значение прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью
органов, осуществляющими предварительное расследование 5
1.1. История становления и развития прокурорского надзора за органами
предварительного расследования 5
1.2. Понятие, сущность и цели прокурорского надзора за уголовно¬
процессуальной деятельностью органов, осуществляющих расследование преступлений 11
1.3. Задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за уголовно¬
процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие 15
1.4. Правовые средства прокурорского надзора за уголовно-процессуальной
деятельностью органов, осуществляющих расследование преступлений 21
2. Содержание надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов
дознания и предварительного следствия 27
2.1. Организация и эффективность прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования 27
2.2. Использование прокурором криминалистических знаний при
осуществлении надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного расследования 33
2.3. Акты прокурорского реагирования как средства прокурорского надзора по
обеспечению разумного срока досудебного производства 39
2.4. Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование 47
Заключение 53
Список использованной литературы 56
1. Значение прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью
органов, осуществляющими предварительное расследование 5
1.1. История становления и развития прокурорского надзора за органами
предварительного расследования 5
1.2. Понятие, сущность и цели прокурорского надзора за уголовно¬
процессуальной деятельностью органов, осуществляющих расследование преступлений 11
1.3. Задачи, предмет и пределы прокурорского надзора за уголовно¬
процессуальной деятельностью органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие 15
1.4. Правовые средства прокурорского надзора за уголовно-процессуальной
деятельностью органов, осуществляющих расследование преступлений 21
2. Содержание надзора прокурора за процессуальной деятельностью органов
дознания и предварительного следствия 27
2.1. Организация и эффективность прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования 27
2.2. Использование прокурором криминалистических знаний при
осуществлении надзора за законностью процессуальной деятельности органов предварительного расследования 33
2.3. Акты прокурорского реагирования как средства прокурорского надзора по
обеспечению разумного срока досудебного производства 39
2.4. Повышение эффективности прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование 47
Заключение 53
Список использованной литературы 56
Актуальность темы заключается в том, что и в настоящее время необходимо проводить совместный анализ прокурорского надзора и расследования преступлений, так как он, с одной стороны, позволяет выработать предложения, направленные на совершенствование указанных направлений государственной деятельности, и таким образом достичь целей дипломного исследования, с другой - способствует решению задач, стоящих перед прокурором, так как эффективность прокурорского надзора во многом зависит от знания им существа деятельности по расследованию преступлений.
Роль прокуратуры в правильности и объективности предварительного расследования во все времена имела большое значение, так как прокуратура являлась и является «оком государевым». Значение прокурорского надзора за предварительным расследованием возрастает с каждым годом. Это обусловлено тем, что с каждым годом возрастает количество зарегистрированных сообщение о совершении преступлений. В свою очередь прокуратура обязана надзирать за тем, чтобы при проведении следственных действий не нарушались и не ущемлялись права граждан.
За последние годы в Российской Федерации произошло внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство и законодательство о прокуратуре РФ. В связи с этим, организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия в досудебном производстве становится одним из приоритетных направлений. Изменение объема и содержания прокурорского надзора за деятельностью лиц, осуществляющих предварительное расследование, вызвало противоречивые оценки как в науке, так и в правоприменительной практике.
Аргументируя необходимость параллельного анализа прокурорского надзора и предварительного расследования, следует отметить, что надзор за законностью - основная функция прокуратуры, а иные функции только развивают и дополняют ее. В уголовном судопроизводстве прокурор выполняет две самостоятельные функции: основную - надзор за исполнением законов - и производную от нее, дополнительную - уголовное преследование.
Цель работы являются рекомендации, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения комплекса следующих задач:
- определить понятие, сущность и цели прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование;
- исследовать теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
- оценить роль прокуратуры в обеспечении законности, защиты личных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении дознания и предварительного следствия;
- проанализировать становление и развитие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование;
- исследовать объем и характер правовых и организационных средств прокурорского надзора на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
- охарактеризовать средства прокурорского реагирования на нарушения закона органами, производящими предварительное расследование, определить перспективы развития прокурорского надзора в указанной сфере;
- выработать рекомендации по совершенствованию правовой регламентации и организации прокурорского надзора за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия.
Объектом работы являются урегулированные законодательством правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.
Предметом работы является деятельность прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, а также правовое регулирование прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью.
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование институтов прокурорского надзора и предварительного расследования, предпринятое с учетом нового уголовного законодательства и изменений уголовно-процессуального законодательства.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования выражается в том, что на основе выводов, сформулированных в ходе исследования теоретических проблем и изучения судебной и следственной практики, обосновываются предложения и рекомендации, которые могут быть использованы при совершенствовании уголовно-процессуального законодательства и практики уголовного судопроизводства. Законодательная и практическая реализация результатов исследования может содействовать повышению уровня работы органов дознания, предварительного следствия при расследовании преступлений.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, а также такие общенаучные и специальные методы, как: системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, структурно-логический, формально-юридический, статистический, социологический.
Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, международные договоры и соглашения Российской Федерации, применяемые при осуществлении прокурорского надзора, дознания и предварительного следствия.
Роль прокуратуры в правильности и объективности предварительного расследования во все времена имела большое значение, так как прокуратура являлась и является «оком государевым». Значение прокурорского надзора за предварительным расследованием возрастает с каждым годом. Это обусловлено тем, что с каждым годом возрастает количество зарегистрированных сообщение о совершении преступлений. В свою очередь прокуратура обязана надзирать за тем, чтобы при проведении следственных действий не нарушались и не ущемлялись права граждан.
За последние годы в Российской Федерации произошло внесение изменений в уголовно-процессуальное законодательство и законодательство о прокуратуре РФ. В связи с этим, организация прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия в досудебном производстве становится одним из приоритетных направлений. Изменение объема и содержания прокурорского надзора за деятельностью лиц, осуществляющих предварительное расследование, вызвало противоречивые оценки как в науке, так и в правоприменительной практике.
Аргументируя необходимость параллельного анализа прокурорского надзора и предварительного расследования, следует отметить, что надзор за законностью - основная функция прокуратуры, а иные функции только развивают и дополняют ее. В уголовном судопроизводстве прокурор выполняет две самостоятельные функции: основную - надзор за исполнением законов - и производную от нее, дополнительную - уголовное преследование.
Цель работы являются рекомендации, направленные на повышение эффективности прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и необходимость решения комплекса следующих задач:
- определить понятие, сущность и цели прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование;
- исследовать теоретические аспекты прокурорского надзора за исполнением законов на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
- оценить роль прокуратуры в обеспечении законности, защиты личных прав и свобод человека и гражданина при осуществлении дознания и предварительного следствия;
- проанализировать становление и развитие прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование;
- исследовать объем и характер правовых и организационных средств прокурорского надзора на досудебной стадии уголовного судопроизводства;
- охарактеризовать средства прокурорского реагирования на нарушения закона органами, производящими предварительное расследование, определить перспективы развития прокурорского надзора в указанной сфере;
- выработать рекомендации по совершенствованию правовой регламентации и организации прокурорского надзора за исполнением законов в процессе дознания и предварительного следствия.
Объектом работы являются урегулированные законодательством правовые отношения, складывающиеся в процессе реализации надзорной функции прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.
Предметом работы является деятельность прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, а также правовое регулирование прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью.
Научная новизна дипломной работы состоит в том, что она представляет собой комплексное исследование институтов прокурорского надзора и предварительного расследования, предпринятое с учетом нового уголовного законодательства и изменений уголовно-процессуального законодательства.
Теоретическая и практическая значимость проведенного исследования выражается в том, что на основе выводов, сформулированных в ходе исследования теоретических проблем и изучения судебной и следственной практики, обосновываются предложения и рекомендации, которые могут быть использованы при совершенствовании уголовно-процессуального законодательства и практики уголовного судопроизводства. Законодательная и практическая реализация результатов исследования может содействовать повышению уровня работы органов дознания, предварительного следствия при расследовании преступлений.
Методологическую основу исследования составили диалектический метод научного познания, а также такие общенаучные и специальные методы, как: системный, историко-правовой, сравнительно-правовой, структурно-логический, формально-юридический, статистический, социологический.
Нормативную базу исследования составляют положения Конституции Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации, нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, другие федеральные законы, международные договоры и соглашения Российской Федерации, применяемые при осуществлении прокурорского надзора, дознания и предварительного следствия.
Проведенное исследование проблем прокурорского надзора за уголовно-процессуальной деятельностью органов, осуществляющих предварительное расследование, позволило сформулировать ряд выводов, предложений и рекомендаций, основными из которых являются:
1. Основной причиной различного употребления в законах и подзаконных нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры РФ названия прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, является отсутствие законодательного регламентирования таких дефиниций, как «функция», «надзор», «прокурорский надзор», «исполнение законов», «соблюдение законов», «процессуальная деятельность», «отрасли прокурорского надзора».
2. Под прокурорским надзором за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, следует понимать самостоятельную отрасль прокурорского надзора, представляющую собой вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации уполномоченными на то Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уголовно-процессуальным законодательством
должностными лицами органов прокуратуры, перечень которых конкретизируется приказами Генеральной прокуратуры РФ, по наблюдению за точным и единообразным соблюдением и исполнением дознавателями, должностными лицами органов дознания, следователями положений Конституции РФ и действующих на территории РФ законов, посредством проведения проверок их деятельности.
3. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, следует рассматривать как самостоятельные направления исследуемой отрасли прокурорского надзора, различные по своей правовой основе, субъектам, поднадзорным субъектам, объектам, предмету, полномочиям и особенностям их реализации.
4. Порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях следует понимать как «порядок разрешения сообщений о преступлениях», охватывающий четыре взаимосвязанных этапа работы с данными сообщениями: прием, регистрацию, проверку и принятие решения. Действия органов, напрямую связаны с приемом, регистрацией и проверкой сообщений о преступлениях и принятием указанных в ст. 145 УПК РФ решений по делам публичного характера. Однако в силу разграничения компетенции прокуроров данный элемент прокурорского надзора следует относить к предмету прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
5. На современном этапе, в условиях динамично развивающего законодательства, органы прокуратуры, а также поднадзорные ей органы, осуществляющие предварительное расследование, имеют довольно широкий перечень нормативно-правовых актов, строго определяющих вопросы организации и порядка осуществления возложенных на них полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
6. В целях совершенствования реализации прокурорского надзора за предварительное следствие, на стадии возбуждения уголовного дела необходимо:
- внести соответствующие изменения в ст. 37 УПК РФ, дополнив частью 2.2, регламентирующей конкретный срок передачи материалов проверки в органы предварительного расследования для принятия решения;
- наделить прокурора правом на ознакомление с материалами проверки по сообщению о преступлении, установив сроки проведения проверок, как по предоставленным материалам предварительных проверок, так и по материалам уже возбужденных уголовных дел;
- распространить действие п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, устанавливающего полномочия прокурора при проверке исполнения законов, связанных с разрешением сообщений о преступлении и возбуждении уголовного дела, определив, что требование прокурора от органов дознания и предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства должно быть изложено в письменной форме, с указанием причин и возможных путей устранения допущенных нарушений, обязательных для исполнения.
7. Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, представляет собой результат, который выражается в реально достигнутом уровне задач, стоящих перед надзирающим прокурором, направленных на достижение высшей цели - укрепление законности, и определяется сопоставлением фактически достигнутых результатов за оцениваемый период с намечаемыми на этот период целями и результатами за предшествующий период.
8. При оценке уровня эффективности прокурорского надзора необходимо учитывать количественные показатели выполненной работы, а также факторы, влияющие на проведение каких-либо надзорных действий, а также условия, в которых они осуществлялись. При этом необходимо использовать различную информацию по иным видам деятельности не только органов прокуратуры, но и поднадзорных правоохранительных органов и судов.
Таким образом, цель дипломного исследования достигнута, поставленные задачи дипломного исследования выполнены. Необходимо заметить, что полномочия прокурора по надзору за предварительным расследованием преступлений с каждым годом увеличиваются, также на прокурора возлагается все больше ответственности за допущенные нарушения, которые допускают дознаватели и следователи в процессе расследования преступлений. Все это свидетельствует о том, что прокурорский надзор за предварительным расследованием преступлений является одним из важнейших направлений деятельности прокурора.
1. Основной причиной различного употребления в законах и подзаконных нормативных правовых актах Генеральной прокуратуры РФ названия прокурорского надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия, является отсутствие законодательного регламентирования таких дефиниций, как «функция», «надзор», «прокурорский надзор», «исполнение законов», «соблюдение законов», «процессуальная деятельность», «отрасли прокурорского надзора».
2. Под прокурорским надзором за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, следует понимать самостоятельную отрасль прокурорского надзора, представляющую собой вид государственной деятельности, осуществляемый от имени Российской Федерации уполномоченными на то Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», уголовно-процессуальным законодательством
должностными лицами органов прокуратуры, перечень которых конкретизируется приказами Генеральной прокуратуры РФ, по наблюдению за точным и единообразным соблюдением и исполнением дознавателями, должностными лицами органов дознания, следователями положений Конституции РФ и действующих на территории РФ законов, посредством проведения проверок их деятельности.
3. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, следует рассматривать как самостоятельные направления исследуемой отрасли прокурорского надзора, различные по своей правовой основе, субъектам, поднадзорным субъектам, объектам, предмету, полномочиям и особенностям их реализации.
4. Порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных или готовящихся преступлениях следует понимать как «порядок разрешения сообщений о преступлениях», охватывающий четыре взаимосвязанных этапа работы с данными сообщениями: прием, регистрацию, проверку и принятие решения. Действия органов, напрямую связаны с приемом, регистрацией и проверкой сообщений о преступлениях и принятием указанных в ст. 145 УПК РФ решений по делам публичного характера. Однако в силу разграничения компетенции прокуроров данный элемент прокурорского надзора следует относить к предмету прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
5. На современном этапе, в условиях динамично развивающего законодательства, органы прокуратуры, а также поднадзорные ей органы, осуществляющие предварительное расследование, имеют довольно широкий перечень нормативно-правовых актов, строго определяющих вопросы организации и порядка осуществления возложенных на них полномочий по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
6. В целях совершенствования реализации прокурорского надзора за предварительное следствие, на стадии возбуждения уголовного дела необходимо:
- внести соответствующие изменения в ст. 37 УПК РФ, дополнив частью 2.2, регламентирующей конкретный срок передачи материалов проверки в органы предварительного расследования для принятия решения;
- наделить прокурора правом на ознакомление с материалами проверки по сообщению о преступлении, установив сроки проведения проверок, как по предоставленным материалам предварительных проверок, так и по материалам уже возбужденных уголовных дел;
- распространить действие п. 3 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, устанавливающего полномочия прокурора при проверке исполнения законов, связанных с разрешением сообщений о преступлении и возбуждении уголовного дела, определив, что требование прокурора от органов дознания и предварительного следствия устранения нарушений федерального законодательства должно быть изложено в письменной форме, с указанием причин и возможных путей устранения допущенных нарушений, обязательных для исполнения.
7. Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование, представляет собой результат, который выражается в реально достигнутом уровне задач, стоящих перед надзирающим прокурором, направленных на достижение высшей цели - укрепление законности, и определяется сопоставлением фактически достигнутых результатов за оцениваемый период с намечаемыми на этот период целями и результатами за предшествующий период.
8. При оценке уровня эффективности прокурорского надзора необходимо учитывать количественные показатели выполненной работы, а также факторы, влияющие на проведение каких-либо надзорных действий, а также условия, в которых они осуществлялись. При этом необходимо использовать различную информацию по иным видам деятельности не только органов прокуратуры, но и поднадзорных правоохранительных органов и судов.
Таким образом, цель дипломного исследования достигнута, поставленные задачи дипломного исследования выполнены. Необходимо заметить, что полномочия прокурора по надзору за предварительным расследованием преступлений с каждым годом увеличиваются, также на прокурора возлагается все больше ответственности за допущенные нарушения, которые допускают дознаватели и следователи в процессе расследования преступлений. Все это свидетельствует о том, что прокурорский надзор за предварительным расследованием преступлений является одним из важнейших направлений деятельности прокурора.
Подобные работы
- Прокурорский надзор за деятельностью подразделений по противодействию коррупции
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2017 - ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2017 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования в досудебном производстве (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Курсовые работы, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1000 р. Год сдачи: 2022 - Прокурорский надзор в стадии предварительного расследования
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за процессуальной деятельностью следователя
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Проблемы прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека учреждениями, исполняющими наказание
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2019 - Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия при расследовании уголовных дел
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Прокурорский надзор за уголовно-процессуальной деятельностью Следственного комитета Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



