ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ
МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 6
1.1. Феномен детской тревожности 6
1.2. Гендерные особенности психического развития детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Подходы к психологической коррекции тревожности в детском
возрасте 26
ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 37
2.1. Характеристика экспериментальных групп и методик
исследования 37
2.2. Результаты исследования 39
2.3. Психолого-педагогические рекомндации по снижению
тревожности мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 56
Дети - самая чувствительная часть социума, они наиболее подвержены разнообразным отрицательным воздействиям. В последние годы, как свидетельствуют экспериментальные исследования, наиболее
распространёнными психологическими проблемами у детей являются тревожность и страхи (И. В. Дубровина, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, Е. Б. Ковалёва и др.). В настоящее время увеличилось количество тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, страхами, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. В связи с этим проблема детской тревожности и ее своевременной коррекции на раннем этапе является актуальной. Решение этой проблемы в старшем дошкольном возрасте поможет «сгладить» переходный период в кризисе 7 лет, а именно трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей в связи с переходом из детского сада в школу, его адаптацию к новой социальной реальности и учебной деятельности.
Тревожность имеет возрастную специфику, что отражается в причинах ее возникновения, содержании, формах проявления. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства детей в независимости от наличия реальной угрозы или тревожности как устойчивого образования. Дошкольники нередко боятся темноты, сказочных персонажей, воображаемых существ. Высокую ситуативную тревожность у детей могут провоцировать такие ситуации, как возможность разлуки с матерью, расставание с родителями, резкое изменение привычной обстановки, поступление в детский сад и многое другое [17, 27, 28, 29, 30].
Тревожности могут быть подвержены как мальчики, так и девочки, но специалисты считают, что в дошкольном возрасте более тревожными являются мальчики, к 9 - 11 годам - соотношение становится равномерным, после 12 лет происходит резкое повышение уровня тревожности у девочек.
А. И. Захаров выявил, что к 7 - 8 годам тревожность переходит как качество характера, 3, 5 г - мальчики более тревожны в 7, 4 раза, чем девочки. 4 г - в 2, 9 раза, 5 лет - 1, 4 раза, 6 лет - 1, 8 раза [32]. Вышеизложенные данные получены А. И. Захаровым пару десятилетий назад, современные же дети отличаются по эмоциональной сфере, так как они находятся в более информационно насыщенном пространстве, изменились мультфильмы, которые они смотрят, изменились игрушки, изменились гендерные роли родителей в семье, растет число неполных семей и т.д. Все это может значительно повлиять на переживаемые ими страхи.
Цель работы - изучить гендерные особенности развития тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования - тревожность детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - гендерные особенности развития тревожности детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: у мальчиков высокий уровень тревожности встречается чаще, чем у девочек, что связано с особенностями их социализации в современном обществе.
Задачи:
1. Изучить научную литературу по проблеме детской тревожности.
2. Выявить гендерные особенности развития тревожности детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать психолого-педагогические рекомендации по профилактике тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретико-методологическая основа: теоретические представления Прихожан А. М., Изард К. Е., Захарова А.И. о проявлении детской тревожности как формирующегося свойства личности, заключающегося в переживании потенциальной опасности объектов, явлений и др. [27, 32, 45].
База и методы исследования: данное исследование проводилось в дошкольном образовательном учреждении детский сад № Х пгт. Большая Мурта, в котором принимали участие 30 детей, из них 15 мальчиков и 15 девочек. Для подтверждения выдвинутой гипотезы применялись следующие методы психологического исследования:
1) Анализ литературных источников.
2) Проективная методика «Выбери нужное лицо» (Тэммпл Р., Амен В., Дорки М.) - позволяет определить тревожность по отношению к ряду типичных для ребенка (3 - 7 лет) жизненных ситуаций взаимодействия с другими людьми [38].
3) Опросник - анкета для выявления тревожного ребенка дошкольного возраста путем опроса окружающих взрослых - родителей, педагогов (Костина Л.И.) [42].
Структура и объем работы - дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы.
Выпускная квалификационная работа посвящена актуальным теоретическим и практическим проблемам эмоционально - личностного развития детей, сохранения их здоровья. Проведенный теоретический анализ показал, что в целом многообразие толкований понятия «тревожность». В зарубежной литературе тревожность рассматривается, как устойчивое индивидуальное свойство (Дж. Тейлор), эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности (Ч. Спилбергер), состояние беспокойства без осознания его источника (Д. Фейдимен, Р. Фрейгер). В отечественной психологической науке тревожность определяется как психологическое состояние, возникающее под воздействием стресса (Ф. Б. Березин, Ю. Л. Ханин), психическое состояние, возникающее под воздействием внешней неопределенности (В. А. Ананьев), состояние, связанное с неопределенной угрозой или неясным чувством опасности (Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова). Вместе с тем, исследователи сходятся во мнении, что состояние тревоги, в первую очередь, связано с когнитивной активностью и существующим опытом. Состояние опасности характеризуется когнитивными, физиологическими изменениями и опосредуется личностными факторами, которые отвечают за индивидуальную предрасположенность и особенности протекания состояния тревоги. В целом, было выявлено, что тревожность представляет собой внутреннее ощущение эмоционального дискомфорта, которое связано с ожиданием мнимого или реального неблагополучия в сочетании с предчувствием грозящей опасности. В литературе тревожность рассматривается в двух формах: 1) эмоциональное состояние - это тревога; 2) устойчивую черту личности. Тревога как состояние чаще всего возникает в ситуациях неопределенной опасности, в ситуации ожидании неблагополучного развития событий и представляет собой генерализованный 48
беспредметный страх. Такое состояние проявляется в ощущении бессилия, перед какими-либо объективными внешними факторами, собственной беспомощности и неуверенности в себе. Причем важно заметить, что угрожающий характер воздействия этих факторов зачастую индивидом сильно преувеличивается. В поведенческом аспекте данное состояние проявляется в дезорганизации деятельности и снижении продуктивности, переориентации задач и целей. Склонность к повторяющемуся и нередко интенсивному ощущению, и переживанию тревоги обычно называют тревожностью, являющаяся одним из основных показателей индивидуальных различий и субъективным проявлением неблагополучия взаимодействия личности с окружающей средой. Таким образом, основным психологическим показателем, отличающим тревожность от других эмоциональных состояний, выступает оценка ситуации как содержащей опасность, осознание возможности неуспеха Проблема детской тревожности требует особого внимания со стороны психологов, воспитателей, родителей, так как своевременное выявление ее симптомов, изучение тревог формирующего воздействия позволят предотвратить негативные проявления тревожности. В дошкольном возрасте часто встречаются две формы выражения тревожности: открытая (сознательное переживание и проявляется в поведении и деятельности) и скрытая (чрезмерное спокойствие, нечувствительность к реальному неблагополучию и даже в отрицании). Важно отметить, что детская тревожность в большей мере опосредована внутрисемейными неблагополучными факторами: традиционализм отношений в семье, открытые посылы и прямые угрозы, недоверие ребенку, отдаленность родителей. На основе теоретических и эмпирических исследований можно утверждать, что, представляя собой сложное явление, имеющее различные формы и виды, периодичность и степень проявления, не поддающееся однозначной оценке, тревожность может нести в себе как положительное
(мобилизующее), так и отрицательное (разрушительное) влияние на формирование личности ребенка....
1. Аликин И.А. Нормативность родительского // Современная семья: проблемы сопровождения: сборник статей Краснояр. гос. пед. Университет им. В.П. Астафьева. Красноярск, 2006. С. 31-34.
2. Ананьев В.А. Психология здоровья. СПб: Речь, 2006. 384 с.
3. Белогай К. Н. Культурные модели материнства и отцовства как факторы формирования родительского отношения // Журнал практического психолога. 2005. № 5. С. 41-46.
4. Берн Ш. Тендерная психология. СПб: Прайм-Еврознак, 2001. 320 с.
5. Бендас Т.В. Гендерная психология: Учебное пособие. СПб: Питер, 2008. 431 с.
6. Божович Д.И. Личность и ее формирование в детском возрасте, 2009. 215с.
7. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей: Академический Проект, 2006. 232 с.
8. Бунина Л. Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учетом гендерного подхода // Дошкольное воспитание. 2011. № 6. с. 57-62.
9. Большая энциклопедия. Здоровье и развитие ребенка. М.: Олма Медиа Групп, 2009. 800 с.
10. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов, 2011. 322 с.
11. Веккер Л.М. Психические процессы, 2009. 145 с.
12. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность:
Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. / Сост. и научный ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. М.: Издательский центр "Академия", 2010. 340 с.
13. Волкова Е. О Специфике взаимодействия с тревожными детьми // Дошкольное воспитание. 2005. № 10. С. 39-45.
14. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / под ред. И. С. Клециной. СПб: Питер, 2009. 496 с.
15. Гидденс Э. Социология., 1999. 153 с.....49