Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование коммуникативных умений старших дошкольников в игровой деятельности

Работа №157725

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы165
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
8
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования проблемы формирования коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе игровой деятельности 9
1.1 Проблема формирования коммуникативных умений в психолого-педагогической литературе 9
1.2 Возрастные особенности развития коммуникативных умений у детей
старшего дошкольного возраста 18
1.3 Игра и игровая деятельность как средство формирования
коммуникативных умений старших дошкольников 26
Глава 2 Эмпирическое исследование формирования коммуникативных умений у старших дошкольников в игровой деятельности 40
2.1 Организация и результаты констатирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 40
2.2 Содержание и реализация формирующего этапа опытно -
экспериментальной работы 53
2.3 Анализ результатов реализации модели формирования
коммуникативных умений у старших дошкольников в игровой 64
деятельности
Заключение 88
Список использованных источников 90
Приложения 95


Актуальность исследования. На современном этапе развития общества к системе образования предъявляются большие требования, т. к. именно в процессе образовательной деятельности, начиная с самых малых лет, дети готовятся к самостоятельной жизни. Особое внимание сегодня уделяется уровню развития дошкольного образования.
Залогом успешной адаптации ребенка в современном социокультурном пространстве на выходе из дошкольного учреждения является его уровень коммуникации, заключающийся в степени овладения навыками общения и умения взаимодействовать с другими людьми, как сверстниками, так и взрослыми. Данное требование закреплено на государственном уровне и сформулировано в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования [29].
В современной педагогической науке известны исследования в области изучения коммуникативных умений в развитии ребенка старшего дошкольного возраста. В основе ведущих публикаций заложена концепция деятельности, которая разработана А. Н. Леонтьевым, В. В. Давыдовым и Д. Б. Элькониным.
Согласно упомянутой концепции, именно уровень развития коммуникативности у ребенка является основополагающим фактором, определяющим успешный переход из дошкольного образования к начальному общему образованию и успех в последующей учебной деятельности.
На данную тему было проведено множество психолого-педагогических исследований, подтверждающих, что уровень развития ребенка дошкольного возраста определяется различными аспектами: содержанием и характером общения с воспитателем, родителями, отношениями со сверстниками, культурой общения, деятельностью и достижением успеха в ней. Данным вопросам посвящены работы М. И. Лисиной, В. Р. Лисиной, В. А. Петровского, З. М. Богуславской, C. B. Корницкой, А. Г. Рузской, Л. H. Башлаковой, Т. И. Ерофееевой, A. A. Роякома, P. C. Буре, Т. А. Репиной, Р. Б. Стеркиной, Т. А. Антоновой, М. В. Ильяшенко, Н. С. Малетиной, C. B. Петериной.
Уровень развития коммуникативной деятельности зависит от многих аспектов и в том числе обуславливается различными формами взаимодействия педагога (воспитателя) и ребенка (Н. Я. Михайленко, H. A. Короткова). К таким формам можно отнести различные кружки, дидактические игры, театрализованные игры и т.д. Содержание таких занятий детально прорабатывается педагогом в соответствии с потребностями и интересами ребенка. М. И. Лисина и А. Г. Рузская отмечают, что выбор педагогом (воспитателем) той или иной формы занятий с детьми продиктован формирующимися ситуативно-деловыми и внеситуативными (познавательной и личностной) формами коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Недостаток коммуникативных умений приводит к отрицательному результату, особенно проявляющемуся в виде эмоционального отторжения ребенка со стороны сверстников, что в конечном счете вредит его психическому состоянию и уровню морально -нравственного развития.
Процесс развития коммуникативных умений у детей происходит поэтапно от зоны актуального, т.е. от заявленного уровня развития ребенка без вмешательства взрослого, к зоне возможного развития, характеризующегося обладанием ребенком на выходе из дошкольного учреждения такими коммуникативными навыками и умениями, которые могут быть сформированы при правильном педагогическом сопровождении.
Стоит отметить, что федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подчеркивает значимость игровой деятельности на всех этапах организации образовательного процесса детей дошкольного возраста.
В связи с этим возникает явное противоречие между существующей потребностью в развитии коммуникативных навыков и умений у детей дошкольного возраста, которая может быть реализована в форме игровой деятельности и недостаточной освещенностью данного вопроса в научно - педагогических исследованиях. Этим обусловлена проблема исследования, которая заключается в изучении способов и современных методик, направленных на формирование коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в процессе игровой деятельности, а также их практическая реализация с целью оценки эффективности их использования.
Большое количество исследований на тему изучения процесса игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста дает нам основу для рассуждения о характере их использования на практике, однако, исследований, сосредоточенных именно на рассмотрении игры как эффективного способа развития коммуникативных навыков дошкольников очень мало.
Цель данной работы - разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях дошкольных образовательных организаций...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были изучены теоретические основы формирования коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
В первой главе была проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме управления формированием коммуникативных умений у старших дошкольников, а также рассмотрены особенности коммуникативных умений у старших дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Таким образом, как показал анализ научной психолого-педагогической литературы, коммуникативные умения характеризуется группой обобщенных сложных умений, включающих в себя передачу, сообщения и прием информации; регуляцию, коррекцию поведения, деятельности; изменение эмоционально-аффективного состояния коммуникаторов.
Вторая глава посвящена практическому исследованию сформированности коммуникативных умений в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Также мы описали методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, синтез, обобщение, моделирование), эмпирические (констатирующий и формирующий эксперимент), оценка сформированности коммуникативных умений дошкольников с помощью следующих методик:
- методика «контекстного общения» со взрослым (по Е. Е. Кравцовой);
- наблюдение по методике Н. Ф. Комаровой;
- по методике «Коммуникативные качества личности» А. М. Щетининой и М. А. Никифоровой.
Также в данной главе представлены результаты, полученные в ходе констатирующего эксперимента.
На основании проведенного эмпирического исследования нами были отобраны 26 детей для участия в программе формирования управления формированием коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе игровой деятельности в условиях дошкольного образовательного учреждения, у которых уровень развития коммуникативных навыков находится на низком и средней уровнях, такие дети затруднялись выполнять задания даже с помощью взрослого, при этом они понимали смысл задания, но не проявляли к нему интереса, при взаимодействии с партнером не видели его действий, не было никакого их согласования.
Задачи программы:
1) подготовить предметно-развивающую среду с учетом возрастных особенностей развития детей данного возраста;
2) развить умения детей принимать и передавать информацию;
3) развить умение взаимодействовать с партнером, решать конфликтные ситуации и межличностные конфликты конструктивными способами ;
4) сформировать умение воспринимать другого человека, воспринимать межличностные отношения.
Гипотеза исследования экспериментально подтверждена: формирование коммуникативных умений детей у старших дошкольников будет эффективным при реализации опытно-экспериментальной работы, включающей: обоснование и апробацию модели формирования коммуникативных умений у старших дошкольников в процессе игровой деятельности, внедрение данной разработки в конкретное образовательное учреждение, а также в качестве рекомендаций родителям.



1. Акрушенко, А. В. Психология развития и возрастная психология:
учебное пособие / Акрушенко А.В., Ларина О.А., Катарьян Т.В. - Электрон. текстовые данные. - Саратов: Научная книга, 2014. - 127 с. - Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/6328. - ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения 12.12.2020).
2. Арцишевская, И. Л. Тренинг коммуникативных навыков у дошкольников / И.Л. Арцишевская. - М.: ООО «Национальный книжный центр», - 2016. - 48 с.
3. Батюта, М. Б. Возрастная психология: учебное пособие / М. Б. Батюта, Т. Н. Князева - Электрон. текстовые данные. - М.: Логос, 2016. - 304 c. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/9057. - ЭБС «IPRbooks», по паролю (дата обращения 21.01.2021).
4. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия для пед. вузов / сост. И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 4-е изд., стер. - М.: Академия, 2017. - 368с.
5. Воронич, Е. А. Особенности коммуникативных умений старших дошкольников в процессе диалога со сверстниками / Е. А. Воронич // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. - Краснодар: Хорс. - 2015. - № 21. - С. 321-323.
6. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Москва : Издательство Юрайт, 2019. - 160 с.
7. Выготский, Л. С. Собр.соч. в 6 т. Т. 4. «Мышление и речь». Детская психология. - Под ред. Д. Б. Эльконина, 1984. - 432 с.
8. Гаврилушина, О. Развитие коммуникативного поведения в условиях детского сада / О. Гаврилушина // Ребенок в детском саду. - 2003. - №2. - С. 43 - 49
9. Горшкова, Е. Учите детей общаться / Е. Горшкова // Дошкольное воспитание. - 2000. - №12. - С. 67 - 73
10. Давыдов, В. В. Виды обобщения в обучении / В. В. Давыдов. - М. : Педагогика - 2000. - 398 с.
11. Долгова, В.И. Инновационные технологии взаимодействия педагога-психолога с дошкольниками: монография. // В. И. Долгова, О. А. Шумакова - Челябинск: АТОКСО, 2010. - 115 с.
12. Дубинина, Л. Развитие у детей коммуникативных способностей / Л. Дубинина // Дошкольное воспитание. - 2005. - №11. С. 48-55
13. Когурт, А. А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников / А.А. Когурт // Человек и образование № 4. - 2012. - С 161-164.
14. Коноваленко, С. В. Коммуникативные способности и социализация детей / С. В. Коноваленко // Комплекс коррекционно-развивающих занятий. - М.: Гном и Д, 2001. - С. 5-20.
15. Косова, Н. М. Формирование коммуникативной активности будущего учителя / Н.М. Косова. - М., 1989. - 15 с...48


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ