Информационные войны XXI в
|
Введение 3
Глава I. Информационные войны XXI века 9
§ 1. Цели, задачи, причины информационных войн 9
§ 2. Формы и виды информационных войн 14
§ 3. Информационные войны в сфере политики 18
§ 4. Информационные войны в сфере экономики 21
§ 5. Информационные войны в религии 26
Глава II. Меры противодействия информационным войнам и информационная безопасность 32
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 40
§ 1. Методическое обоснование темы урока 40
§ 2. Технологическая карта урока 43
§ 3. Планирование мероприятий по обеспечению информационной
безопасности в средней общеобразовательной школе 55
Заключение 61
Список использованных источников и литературы
Глава I. Информационные войны XXI века 9
§ 1. Цели, задачи, причины информационных войн 9
§ 2. Формы и виды информационных войн 14
§ 3. Информационные войны в сфере политики 18
§ 4. Информационные войны в сфере экономики 21
§ 5. Информационные войны в религии 26
Глава II. Меры противодействия информационным войнам и информационная безопасность 32
Глава III. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 40
§ 1. Методическое обоснование темы урока 40
§ 2. Технологическая карта урока 43
§ 3. Планирование мероприятий по обеспечению информационной
безопасности в средней общеобразовательной школе 55
Заключение 61
Список использованных источников и литературы
Выпускная квалификационная работа «Информационные войны XXI в.» посвящена анализу феномена информационных войн в их политическом, экономическом, религиозном, социальном аспектах. Рассматриваются особенности, формы и типы этого явления современной общественной жизни, оценивается место и роль структур государства в противодействии этому явлению, анализируются конкретные общественные проблемы, которые при-влекли внимание современных исследователей в контексте тематики информационных войн.
Большинство современных государств не принимают участие в открытых военных конфликтах, так как они стали бессмысленными, но эти же государства активно участвуют в информационных войнах.
Компьютеры, сотовые телефоны, интернет стали частью нашей жизни и очень сильно ее изменили. В современном мире, насыщенном информацией, стало возможным такое явление, как информационная война. В наше время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней политики.
Существует огромное число СМИ, которые с каждым годом всё увеличиваются. Газеты, журналы, радио, телевидение, интернет - всё это является средством воздействия на наши умы, сознание, нашу культуру и мировосприятие. Средства массовой информации всегда были и будут оружием в умелых руках. С помощью этих технологий можно проводить различные манипуляции, внедрять в умы людей свою точку зрения, вести пропаганду, давать информацию в нужном контексте. Грамотно представленная информация может, как созидать, так и разрушать. Поэтому очень важно, с одной стороны правильно её использовать, а с другой, грамотно интерпретировать.
Последствия информационных войн могут быть столь же глобальными и долговременными, что и результаты войн настоящих. Именно информация является самым грозным оружием XXI века, поэтому очень важно уметь найти, отобрать и правильно её подать.
Информационно психологическое оружие позволяет оказывать интенсивное воздействие на различные процессы практически на всех уровнях государственного и общественного устройства в любой стране или регионе.
В массовом сознании граждан не сформировалось понимание опасности, которую могут нести современные коммуникационные технологии при их скрытом информационно психологическом воздействии.
Актуальность данной темы исследования обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, в настоящее время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней и внутренней политики. Поэтому сейчас, как никогда, Россия нуждается в со-здании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно психологической войны.
Во-вторых, Россия находится в информационном противоборстве со странами Запада и США. С одной стороны, современная Россия занимает первое место в мире по площади и входит в 10-ку крупнейших стран по количеству населения. Армия современной России не уступает по силе объединенной армии НАТО, по некоторым позициям даже превосходит. С другой стороны, множество возможностей, в том числе и в информационной сфере, по нашему мнению, используется недостаточно эффективно. В этом направлении необходим дальнейший анализ, так как сегодня информация играет ключевую роль в функционировании имиджа общественных и государственных институтов.
В-третьих, на настоящем этапе отсутствует какая-либо методология, позволяющая описывать противоборства в информационной сфере так же целостно и логично, как военная история описывает классические войны. Целый ряд конкретных проблем, связанных с заявленной тематикой, которые затронули в своём анализе современные исследователи, заслуживает дальнейшего осмысления.
Все это подчеркивает актуальность выбранной нами темы.
Объектом нашего исследования является период новейшей истории начала XXI века, а предметом - феномен информационной войны в ряде важнейших сфер общественной жизни: политике, экономике, религии, а так же способы защиты и методы противодействия.
Исходя из актуальности темы, объекта и предмета исследования, автор ставит своей целью проанализировать сущность и особенности осуществления информационных войн в ХХ1 веке, выявить уязвимые аспекты современной общественной реальности, испытывающие максимальное напряжение в контексте рассматриваемой проблематики.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «информационная война» и рассмотреть структуру феномена информационных войн;
- определить основные виды информационных войн;
- рассмотреть роль информационных войн в обеспечении внешней политики государств;
- проанализировать воздействие информационных войн на важнейшие сферы общественной жизни;
- проанализировать механизмы возможного противодействия информационным войнам;
- разработать методический аспект педагогической стороны преподавания исследуемого материала в средних общеобразовательных учреждениях.
Теоретическая основа работы. В исследовании в качестве основополагающего инструмента познания используется диалектический метод. Также используются принципы историзма и научной объективности. Изучаемые явления рассматриваются в их взаимосвязи, противоречивости, в совокупности всех факторов, качественных и количественных характеристик.
При написании данной работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ, наблюдение, обобщение, описание, изучение информационных материалов, изучение текущих репортажей СМИ.
Источниковая база исследования включает в себя анализ информации из СМИ, информационных программ центрального телевидения: программы «Время», «Вести», «Первая студия», общественно политического шоу «Время покажет», авторской программы «Познер».
Кроме того, привлекаются работы ученых, исследовавших феномен информационных войн, общая и специальная литература по проблеме.
Историография проблемы.
Тематика информационных войн новая для исторической науки. Тем не менее, назовём современных исследователей, которые попытались осмыслить феномен информационных войн, исходя из существующего, хоть и предварительного материала. Это работы таких авторов как Ю. П. Буданцев, С. А. Иванов, В. Г. Крысько, И. Н. Панарин, Г. Г. Почепцов, С. П. Расторгуев, Д. Танскотт. Эти работы учитываются нами в рамках данной выпускной квалификационной работы и позволяют говорить предметно о целом ком-плексе проблем, связанных с понятием информационной войны.
Отдельно остановимся на работе А. А. Зиновьева «Запад. Феномен западнизма». В этой работе, по нашему мнению, предприняты первые попытки обосновать общеметодологическую базу под исследование феномена информационных войн XXI века.
Однако в целом предметное поле исследований пока находиться в стадии формирования самой проблематики. Настолько тема нова и дискуссионна. Таким образом, данная выпускная квалификационная работа представляет собой попытку теоретического анализа исторической составляющей феномена информационных войн XXI века. Применительно к современной ситуации в сфере гуманитарного знания это позволит, по нашему мнению, посмотреть на эту тему под углом зрения политической прагматики. Кроме того, тема рассматривается в контексте педагогической составляющей.
Научная новизна исследования. Выпускная квалификационная работа представляет собой опыт системного комплексного анализа феномена ин-формационных войн начала XXI века, авторской интерпретации важнейших проблем, связанных с информационным противоборством в разных сферах общественной жизни, выявлении теоретических принципов, которые были положены в основу анализа интересующей его тематики, методического аспекта педагогической стороны преподавания исследуемого материала в средних общеобразовательных учреждениях.
Актуализация собственно исторической тематики применительно к феномену информационных войн начала XXI века, на основе имеющихся в свободном доступе источников и литературы и применительно к уровню выпускной квалификационной работы, по-прежнему представляет интерес.
Практическая значимость работы заключается в необходимости знать опасность информационно психологического воздействия в современном мире и способствовать противодействию реальным угрозам манипулирования. Материалы и выводы работы могут быть использованы в преподавании школьного курса всеобщей и отечественной истории, факультативов по культурологии, при написании докладов, рефератов, курсовых работ студентами и школьниками.
Кроме того, работа может привлекаться для углубленного изучения отдельных тем в рамках курсов гуманитарных дисциплин самого широкого профиля.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.
В первой и второй главах выпускной квалификационной работы реализовывается теоретическая часть исследования, которая раскрывает сущность информационной войны, варианты информационных войн в сферах экономики, политики, религии.
В третьей главе предлагаются план мероприятий по информационной безопасности для проведения в общеобразовательной школе и разработанный план урока и технологическая карта по проведению дополнительного урока - классного часа в 11 классе «Информационные войны в XXI веке». Урок, обобщающий полученные знания по истории России в рамках темы «Внешняя политика России в XXI веке» и по обществознанию в рамках темы «Политическая жизнь общества».
Большинство современных государств не принимают участие в открытых военных конфликтах, так как они стали бессмысленными, но эти же государства активно участвуют в информационных войнах.
Компьютеры, сотовые телефоны, интернет стали частью нашей жизни и очень сильно ее изменили. В современном мире, насыщенном информацией, стало возможным такое явление, как информационная война. В наше время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней политики.
Существует огромное число СМИ, которые с каждым годом всё увеличиваются. Газеты, журналы, радио, телевидение, интернет - всё это является средством воздействия на наши умы, сознание, нашу культуру и мировосприятие. Средства массовой информации всегда были и будут оружием в умелых руках. С помощью этих технологий можно проводить различные манипуляции, внедрять в умы людей свою точку зрения, вести пропаганду, давать информацию в нужном контексте. Грамотно представленная информация может, как созидать, так и разрушать. Поэтому очень важно, с одной стороны правильно её использовать, а с другой, грамотно интерпретировать.
Последствия информационных войн могут быть столь же глобальными и долговременными, что и результаты войн настоящих. Именно информация является самым грозным оружием XXI века, поэтому очень важно уметь найти, отобрать и правильно её подать.
Информационно психологическое оружие позволяет оказывать интенсивное воздействие на различные процессы практически на всех уровнях государственного и общественного устройства в любой стране или регионе.
В массовом сознании граждан не сформировалось понимание опасности, которую могут нести современные коммуникационные технологии при их скрытом информационно психологическом воздействии.
Актуальность данной темы исследования обусловлена рядом обстоятельств.
Во-первых, в настоящее время многие государства рассматривают информационную войну как эффективный инструмент реализации внешней и внутренней политики. Поэтому сейчас, как никогда, Россия нуждается в со-здании эффективной системы государственного противодействия операциям информационно психологической войны.
Во-вторых, Россия находится в информационном противоборстве со странами Запада и США. С одной стороны, современная Россия занимает первое место в мире по площади и входит в 10-ку крупнейших стран по количеству населения. Армия современной России не уступает по силе объединенной армии НАТО, по некоторым позициям даже превосходит. С другой стороны, множество возможностей, в том числе и в информационной сфере, по нашему мнению, используется недостаточно эффективно. В этом направлении необходим дальнейший анализ, так как сегодня информация играет ключевую роль в функционировании имиджа общественных и государственных институтов.
В-третьих, на настоящем этапе отсутствует какая-либо методология, позволяющая описывать противоборства в информационной сфере так же целостно и логично, как военная история описывает классические войны. Целый ряд конкретных проблем, связанных с заявленной тематикой, которые затронули в своём анализе современные исследователи, заслуживает дальнейшего осмысления.
Все это подчеркивает актуальность выбранной нами темы.
Объектом нашего исследования является период новейшей истории начала XXI века, а предметом - феномен информационной войны в ряде важнейших сфер общественной жизни: политике, экономике, религии, а так же способы защиты и методы противодействия.
Исходя из актуальности темы, объекта и предмета исследования, автор ставит своей целью проанализировать сущность и особенности осуществления информационных войн в ХХ1 веке, выявить уязвимые аспекты современной общественной реальности, испытывающие максимальное напряжение в контексте рассматриваемой проблематики.
Данная цель предполагает решение следующих задач:
- дать определение понятию «информационная война» и рассмотреть структуру феномена информационных войн;
- определить основные виды информационных войн;
- рассмотреть роль информационных войн в обеспечении внешней политики государств;
- проанализировать воздействие информационных войн на важнейшие сферы общественной жизни;
- проанализировать механизмы возможного противодействия информационным войнам;
- разработать методический аспект педагогической стороны преподавания исследуемого материала в средних общеобразовательных учреждениях.
Теоретическая основа работы. В исследовании в качестве основополагающего инструмента познания используется диалектический метод. Также используются принципы историзма и научной объективности. Изучаемые явления рассматриваются в их взаимосвязи, противоречивости, в совокупности всех факторов, качественных и количественных характеристик.
При написании данной работы были использованы следующие методы научного исследования: анализ, наблюдение, обобщение, описание, изучение информационных материалов, изучение текущих репортажей СМИ.
Источниковая база исследования включает в себя анализ информации из СМИ, информационных программ центрального телевидения: программы «Время», «Вести», «Первая студия», общественно политического шоу «Время покажет», авторской программы «Познер».
Кроме того, привлекаются работы ученых, исследовавших феномен информационных войн, общая и специальная литература по проблеме.
Историография проблемы.
Тематика информационных войн новая для исторической науки. Тем не менее, назовём современных исследователей, которые попытались осмыслить феномен информационных войн, исходя из существующего, хоть и предварительного материала. Это работы таких авторов как Ю. П. Буданцев, С. А. Иванов, В. Г. Крысько, И. Н. Панарин, Г. Г. Почепцов, С. П. Расторгуев, Д. Танскотт. Эти работы учитываются нами в рамках данной выпускной квалификационной работы и позволяют говорить предметно о целом ком-плексе проблем, связанных с понятием информационной войны.
Отдельно остановимся на работе А. А. Зиновьева «Запад. Феномен западнизма». В этой работе, по нашему мнению, предприняты первые попытки обосновать общеметодологическую базу под исследование феномена информационных войн XXI века.
Однако в целом предметное поле исследований пока находиться в стадии формирования самой проблематики. Настолько тема нова и дискуссионна. Таким образом, данная выпускная квалификационная работа представляет собой попытку теоретического анализа исторической составляющей феномена информационных войн XXI века. Применительно к современной ситуации в сфере гуманитарного знания это позволит, по нашему мнению, посмотреть на эту тему под углом зрения политической прагматики. Кроме того, тема рассматривается в контексте педагогической составляющей.
Научная новизна исследования. Выпускная квалификационная работа представляет собой опыт системного комплексного анализа феномена ин-формационных войн начала XXI века, авторской интерпретации важнейших проблем, связанных с информационным противоборством в разных сферах общественной жизни, выявлении теоретических принципов, которые были положены в основу анализа интересующей его тематики, методического аспекта педагогической стороны преподавания исследуемого материала в средних общеобразовательных учреждениях.
Актуализация собственно исторической тематики применительно к феномену информационных войн начала XXI века, на основе имеющихся в свободном доступе источников и литературы и применительно к уровню выпускной квалификационной работы, по-прежнему представляет интерес.
Практическая значимость работы заключается в необходимости знать опасность информационно психологического воздействия в современном мире и способствовать противодействию реальным угрозам манипулирования. Материалы и выводы работы могут быть использованы в преподавании школьного курса всеобщей и отечественной истории, факультативов по культурологии, при написании докладов, рефератов, курсовых работ студентами и школьниками.
Кроме того, работа может привлекаться для углубленного изучения отдельных тем в рамках курсов гуманитарных дисциплин самого широкого профиля.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа включает введение, три главы, заключение и список использованных источников и литературы.
В первой и второй главах выпускной квалификационной работы реализовывается теоретическая часть исследования, которая раскрывает сущность информационной войны, варианты информационных войн в сферах экономики, политики, религии.
В третьей главе предлагаются план мероприятий по информационной безопасности для проведения в общеобразовательной школе и разработанный план урока и технологическая карта по проведению дополнительного урока - классного часа в 11 классе «Информационные войны в XXI веке». Урок, обобщающий полученные знания по истории России в рамках темы «Внешняя политика России в XXI веке» и по обществознанию в рамках темы «Политическая жизнь общества».
В XXI веке информационная война не угроза, информационная война это действительность, в которой Россия является не последним участником.
Россия ведет эту войну не всегда успешно, но на сегодняшний момент начинает быстро осваивать стратегию, тактику, формы и методы ведения информационной войны.
Главная цель информационных войн - разрушение исторической памяти народа, его духовных ценностей и многовековых традиций, без которых страна может только деградировать и распадаться, а не развиваться и совершенствоваться.
Целью данной работы было изучение информационных войн в XXI веке. Для этого была изучена литература по этой теме. А так же проводился анализ информации в периодической печати, информационных программах телевидения, на сетевых ресурсах.
В первой главе работы было дано понятие «информационной войны», была рассмотрена структура информационных войн, выделены формы и основные виды информационных войн. В работе рассмотрена роль информационных воздействий в обеспечении внешней и внутренней политики. В главе проанализировано воздействие информационных войн в сфере экономики. В религиозной жизни общества информационное воздействие не менее сильно, чем воздействие в сфере политики.
Во второй главе рассмотрены меры противодействия информационным войнам на разных уровнях защиты государства, общества и человека.
В третьей главе была проделана работа по практическому применению в школе результатов исследования по информационным войнам. Был разработан план урока по истории в 11 классе на тему «Информационные войны». Был разработан план мероприятий по информационной безопасности для учеников средней школы.
По результатам работы можно сделать следующие выводы, что Россия сейчас находится в состоянии информационной войны, которая ведется во всех сферах жизни общества и затрагивает практически все возрасты, представителей всех социальных слоев и касается как центральных районов, так и провинциальных регионов страны. Россия разрабатывает новые методы за-щиты в информационном противоборстве для получения преимуществ в информационных войнах.
Школа не может быть изолирована от процессов, которые происходят в мире, в обществе. Школьники должны быть подготовлены к информационным угрозам и манипуляциям. И система современного образования должна научить детей уметь противостоять этим угрозам.
Технологии обороны давно известны - это патриотическое воспитание молодёжи, правдивое освещение событий. Надо защищать наше духовное, информационное пространство, оно - главный театр войны. И надо говорить больше правды об истории. Надо гордиться нашей великой Историей, нашими культурными традициями.
Россия ведет эту войну не всегда успешно, но на сегодняшний момент начинает быстро осваивать стратегию, тактику, формы и методы ведения информационной войны.
Главная цель информационных войн - разрушение исторической памяти народа, его духовных ценностей и многовековых традиций, без которых страна может только деградировать и распадаться, а не развиваться и совершенствоваться.
Целью данной работы было изучение информационных войн в XXI веке. Для этого была изучена литература по этой теме. А так же проводился анализ информации в периодической печати, информационных программах телевидения, на сетевых ресурсах.
В первой главе работы было дано понятие «информационной войны», была рассмотрена структура информационных войн, выделены формы и основные виды информационных войн. В работе рассмотрена роль информационных воздействий в обеспечении внешней и внутренней политики. В главе проанализировано воздействие информационных войн в сфере экономики. В религиозной жизни общества информационное воздействие не менее сильно, чем воздействие в сфере политики.
Во второй главе рассмотрены меры противодействия информационным войнам на разных уровнях защиты государства, общества и человека.
В третьей главе была проделана работа по практическому применению в школе результатов исследования по информационным войнам. Был разработан план урока по истории в 11 классе на тему «Информационные войны». Был разработан план мероприятий по информационной безопасности для учеников средней школы.
По результатам работы можно сделать следующие выводы, что Россия сейчас находится в состоянии информационной войны, которая ведется во всех сферах жизни общества и затрагивает практически все возрасты, представителей всех социальных слоев и касается как центральных районов, так и провинциальных регионов страны. Россия разрабатывает новые методы за-щиты в информационном противоборстве для получения преимуществ в информационных войнах.
Школа не может быть изолирована от процессов, которые происходят в мире, в обществе. Школьники должны быть подготовлены к информационным угрозам и манипуляциям. И система современного образования должна научить детей уметь противостоять этим угрозам.
Технологии обороны давно известны - это патриотическое воспитание молодёжи, правдивое освещение событий. Надо защищать наше духовное, информационное пространство, оно - главный театр войны. И надо говорить больше правды об истории. Надо гордиться нашей великой Историей, нашими культурными традициями.
Подобные работы
- Информационные войны XXI века
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2017 - Информационная война и социально-политическая безопасность
Контрольные работы, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2015 - ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В ПЕРИОД ГРУЗИНО-ЮГООСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА: ПРИЧИНЫ ПОРАЖЕНИЯ РОССИИ.
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 2900 р. Год сдачи: 2009 - Информационные войны в системе современных международных отношений на примере России и США в XXI в.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Информационная война как феномен международных отношений в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ИНФОРМАЦИОННЫЕ ВОЙНЫ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - КОНФЛИКТОГЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЕ
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Масс-медийная практика информационной войны
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2016 - ИНФОРМАЦИОННАЯ ВОЙНА В НАГОРНОМ КАРАБАХЕ
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2017



