ВВЕДЕНИЕ 3
§1. Требования ФГОС НОО к формированию фонетических компетенций у младших школьников 6
§2. Реализация компетентностного подхода в начальном школьном образовании 14
§3. Фонетические ошибки учащихся начальных классов и их причины 19
§4. Предупреждение фонетических ошибок: рекомендации к изучению основных фонетических понятий 24
§5. Система фонетических упражнений для учащихся 1-2 классов 30
§6. Организация опытно-экспериментальной работы 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Проблема формирования фонетической компетентности учащихся начальной школы, то есть их фонетических знаний, способности правильного произношения всех звуков, звукосочетаний соответственно орфоэпическим нормам, ударений, хорошо развитый фонетический слух, который дает возможность дифференцировать фонемы; владение интонационными средствами выразительности речи (темп, тембр, сила голоса, логические ударения и т.п.) обуславливается современным пониманием проблемы языкового образования.
Правильность звучания речи, чёткость звукового произношения, интонирование, грамотность письменной речи - все эти коммуникативные качества весьма актуальны в процессе формирования высокообразованной личности.
Невозможно глубоко осознать многие понятия из области лексики, морфемики, грамматики, не обращаясь к фонетической стороне слова, без анализа его звучания. Знания о фонетической системе языка и умения звукового анализа создают базу для овладения чтением и письмом. Следует подчеркнуть, что при изучении фонетического материала в школьном курсе начальной школы особое внимание должно обращаться на умение детей слышать, верно произносить звуки и сочетания звуков. Львов, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин и др. указывали на необходимость формирования фонетических компетенций как непременное условие успешного овладения родным языком.
В работах Р. Е. Левиной, О. Н. Жовницкой, Мали Л. Д., а также в трудах Т. В. Кулюкиной и Н. А. Шестаковой проанализированы фонетические ошибки младших школьников[10; 25; 26].
Мали Л. Д. считает, что «самыми распространенными недостатками речи у детей младшего школьного возраста являются нарушения звукопроизношения»[27, с.3].
Методологическую основу исследования составляют деятельностный подход к проблеме порождения высказывания в рамках теории речевой деятельности [31].
Объект исследования: особенности процесса формирования фонетических компетенций у младших школьников в процессе изучения русского языка в начальной школе.
Предмет исследования: методические условия успешного формирования фонетических компетенций у младших школьников в процессе изучения русского языка в начальной школе
Цель работы: выявить особенности системы методических приемов формирования фонетических компетенций у младших школьников. Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1) .Проанализировать лингвистическую, психологическую и
методическую литературу по теме исследования.
2) . Дать характеристику основным понятиям исследования.
3) . Провести анализ требований ФГОС НОО, учебников русского языка Р.И. Бунеева, Е.В. Бунеевой (УМК «Школа 2100») в плане формирования фонетических компетенций у младших школьников в аспекте исследования.
4) . Рассмотреть особенности реализации компетентстного подхода в начальном школьном образовании.
5) . Проанализировать фонетические ошибки учащихся начальных классов, выявить их причины и составить рекомендации по их предупреждению.
6) . Проверить уровень сформированности у младших школьников фонетических компетенций.
7) . Подобрать дополнительные дидактические материалы,
способствующие формированию у младших школьников фонетической компетенции, проверить эффективность их использования.
Методы: обработка научных источников по теории методики обучения русскому языку в начальной школе; обобщение опыта преподавания русского языка в начальных учебных заведениях России; методы анализа и синтеза; опросные методики; наблюдение; педагогический эксперимент.
Данная работа состоит из введения, шести глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении обосновываются актуальность выбора темы исследования, его цель, предмет, объект, формулируются основные задачи, характеризуются практическая значимость, источники и методы исследования.
В первой главе проанализированы требования ФГОС НОО к формированию фонетических компетенций у младших школьников; во второй главе рассмотрены особенности реализации компетентстного подхода в начальном школьном образовании; в третьей главе проанализированы особенности фонетических ошибок учащихся начальных классов и выявлены их причины; в четвёртой главе даны рекомендации к изучению основных фонетических понятий на основе анализа методической литературы; в пятой главе представлена система фонетических упражнений для учащихся 1-2 классов; в шестой главе представлена опытно - экспериментальная работа.
В заключении излагаются вытекающие из выпускного исследования выводы.
Список использованных источников включает 33 наименования. Теоретическая значимость данного исследования заключается в том, что материал, представленный в нём, может быть использован в составлении специализированного курса по «методике преподавания русского языка в начальной школе», а также в написании комментариев по дисциплине. Практическая ценность работы заключается в том, что ее данные могут служить основой для исследований в заданной области, кроме того, они могут представлять некоторый интерес для учителей, студентов.
Новизна данного исследования заключается в создании системы упражнений для модернизации фонетической работы на уроках русского языка в начальной школе.
Итак, цель, поставленная в начале работы, достигнута.
Задачи работы выполнены.
Стоит также отметить, что важнейшей задачей современной начальной школы в рамках развития всесторонней, гармоничной личности и изучения русского языка является формирование фонетических компетенций. В настоящее время выявление методов преподавания, адекватных целям, задачам, характеру обучения младшего школьника, учитывающих особенности содержания того или иного предмета, специфику задач, требования ФГОС НОО является важной проблемой.
Это позволило сделать предположение, что эффективность развития фонетических компетенций зависит от соблюдения определенных условий:
- проводимая фонетическая работа, развитие речи обучающихся должны отвечать специфическим особенностям учебного предмета, возрастным возможностям учащихся и образовательным целям, сформулированным учебной программой;
- чередование видов деятельности и форм работ, в том числе использование новых педагогических технологий в урочной и внеурочной деятельности повышает результативность усвоения учебного материала;
- использование личностно-ориентированного подхода с акцентом на развитие самостоятельности ребенка, мотивации, опирающейся на личный интерес является актуальным и существенным.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы показал, что данная проблема прорабатывалась в течение долгого времени многими отечественными и зарубежными психологами и педагогами. Фонетика русского языка имеет фундаментальную базу, подкрепленную многолетними исследованиями в данной области. Современный русский язык имеет межпредметные связи с лингвистикой, педагогикой, психологией и другими науками. Изучение фонетики начинается на этапе обучения грамоте, начальным основам чтения и письма, но продолжается в течение всего периода обучения русскому языку, при изучении всех разделов. Построение материала обучения отвечает общедидактическим принципам научности, сознательности, связи с практикой, последовательности и систематичности, доступности и сообразованности с возрастными особенностями учащихся.
Мастерство учителя, проявляющееся в знании и сочетании различных форм и методов обучения фонетики на уроках русского языка в начальной школе позволяет добиться отличных результатов по освоению коммуникативных навыков учащихся, заложить прочные основы успешности обучения уже с первых дней учебы.
Вышеописанные теоретические и методические принципы послужили основой для разработки опытно-экспериментальной работы по теме исследования и позволили наметить следующие направления её ведения:
- выявить степень развития фонетических компетенций у учащихся начальных классов;
- уточнить специфику фонетической работы, разработать и апробировать матрицу вариативных упражнений по развитию фонетических компетенций, выполнение которых повысит эффективность обучению русскому языку учащихся начальной школы.
- изучить динамику развития фонетических компетенций детей после обучения по традиционной и экспериментальной методике.
В связи с этим были выявлены уровни и показатели развития фонетических компетенций младшего школьника.
Материалы данной дипломной работы могут быть полезны для студентов высших учебных заведений и для учителей начальных классов.
1. Азбука. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений / В.Г. Горецкий и [др.]. - М.:Школа-Пресс, 2011. - 128с.
2. Азимов, Э.Г., Щукин, А.И. Новый словарь методических терминов и понятий. М.,2009. - 340с.
3. Андрианова, Т.М. В мире звуков и букв: Учебно-методическое пособие / Т.М. Андрианова, И.Л. Андрианова. - М.: Астрель, 2014.
4. Бабаян, Л.К. Влияние фонематического слуха на успеваемость младших школьников в обучении русскому языку // Молодой ученый. - 2015. - №11. - 1270-1273с.
5. Борисенков, В. П. Стратегия образовательных реформ в России. / Педагогика. 2014. № 7. - 3с.
6. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в начальной школе :
метод. Рекомендации. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011. - 72 с. (Новые
образовательные стандарты).
7. Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике,
орфоэпии, графике и орфографии. Томск, 2002.- 79с.
8. Жедек, П.С. Вопросы теории и методики обучения фонетике,
орфоэпии, графике и орфографии. Томск, 2009.- 87с.
9. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации. — М., 1982. (Фонема в языке и речи: - 21с.).
10. Жовницкая, О. Н. Фонетико-фонематическое восприятие у младших школьников / О. Н. Жовницкая // Начальная школа. - 2001. - № 11. -41-46с.
11. Зеленина, Л.М. Русский язык. 1класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2011. - 144 с.
12. Зеленина, Л.М. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2011. - 110 с.
13. Зеленина, Л.М. Русский язык. 2 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2. / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2011. - 109 с.
14. Зеленина, Л.М. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2011.
- 176 с.
15. Зеленина, Л.М. Русский язык. 3 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2011.
- 191 с.
16. Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2012.
- 191 с.
17. Зеленина, Л.М. Русский язык. 4 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. - М.: Просвещение, 2012.
- 175 с.
18. Иванова, С.Ф., Горбушина Л.А. Изучение элементов фонетики и графики. / С.Ф.Иванова, Л.А.Горбушина. - Изд-во «Педагогика», 1997. - 157с.
19. Канакина, В. П., Манасова Г. Н. Русский язык. Методическое пособие с поурочными разработками. 2 класс. В 2 Ч. - М.: Просвещение, 2011.
20. Киселева, О.Н. Методика преподавания русского языка: Учебное пособие./ О.Н. Киселева - Томск.: изд.Томского университета 2009.- 93с.
21. Климанова, Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 1 / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2011. - 111 с.
22. Климанова, Л.Ф. Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразоват. учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. Ч 2 / Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева. - М.: Просвещение, 2011. - 127 с.
23. Концепция модернизации Российского коррекционно-развивающего образования на период до 2020 года. — М.: АПК и ПРО, 2015.
24. Кулюкина, Т. В., Шестакова Н. А. Фонетической ошибке нет! Начальная школа, 2002, № 4, 45-50с.
25. Левина, Р. Е. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями чтения и письма/Р. Е. Левина. — М.: Изд-во АПН РСФСР, 1953.¬3-18с.
26. Мали, Л.Д., Мали, Н.А. Работа над звукопроизношением младших школьников в условиях одновременного обучения английскому и русскому языкам / Л.Д. Мали,Н.А. Мали. -Пенза, ПГУ, 2015.
27. Мали, Л.Д., Мали, Н.А. Работа над звукопроизношением младших школьников в условиях одновременного обучения английскому и русскому языкам. Звукопроизносительные ошибки в речи детей, их классификация. / Л.Д. Мали,Н.А. Мали. -Пенза, ПГУ, 2015. - 3с.
28. Рамзаева, Т.Г. Уроки русского языка в 1 классе: Пособие для учителя трехлет.нач.шк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 17-18с.).
29. Рамзаева, Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» - 230-237с.).
30. Миронов, А.В. Как построить урок в соответствии с ФГОС. - Волгоград: Учитель, 2013. - 173 с.
Интернет-ресурсы
31. Ксенофонтова А. Н.педагогическая теория речевой деятельности.
[Электронный ресурс]. http: //velib.com/read book/litagent flinta-
ksenofontova a n/pedagogicheskaja teorija rechevojj(Дата обращения 11/ 2016).
32. Программы начальной школы // Школьный гид [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://schoolguide.ru/index.php/progs/,свободный.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы) // Независимое педагогическое издание «Учительская газета» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/3,свободный.