Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения взаимосвязи Интернет-технологий и психологического здоровья младших школьников 7
1.1. Основные концепции психологического здоровья. Возрастные особенности
психологического здоровья младших школьников 7
1.2. Интернет-технологии как фактор психологического здоровья младших
школьников 19
1.3. Способы укрепления психологического здоровья младших
школьников 24
Выводы по Главе 1 31
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению взаимосвязи вовлеченности в применение интернет-технологий и психологического здоровья младших школьников 33
2.1. Методическая организация исследования 33
2.2. Результаты эксперимента и их обсуждение 45
2.3. Программа развития психологического здоровья школьников,
использующих интернет-технологии 66
Выводы по Главе 2 77
Заключение 79
Список используемых источников 81
Приложение А 89
Приложение Б 93
Приложение В 102
Приложение Г 110
Вопрос психологического здоровья растущего поколения в минувшие годы заинтересовывает внимание профессионалов разных областей. От состояния самочувствия растущего поколения находятся в зависимости качественные и численные характеристики не только лишь нынешнего, но и будущего населения, его общественно-демографическая структура и общественно-психологические свойства.
Современная медицина утверждает, что 30-40% хронических заболеваний имеет психогенную основу. У других те же ситуации пробуждают скрытые ранее ресурсы, духовное совершенствование и успешную самоактуализацию. Поэтому с особой остротой встает вопрос о том, что позволяет человеку в современных условиях не только сохранить здоровье и душевный комфорт, но и пребывать в активной созидательной позиции.
Психологическое здоровье - это база жизнеспособности ребенка, которому в ходе детства и отрочества доводится регулировать вовсе непростые проблемы собственной жизни: осваивать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, трудиться, обучаться и нести ответственность за себя и иных, изучать систему научных познаний и общественных навыков, совершенствовать собственные возможности и строить образ «Я».
В отечественной науке проблемой психического, психологического здоровья детей занимались учёные В.В. Лебединский, О.В. Хухлаева, М.М. Безруких. Они рассматривали здоровье учащихся в контексте проблем поведения и обучения, разрабатывали систему специализированных занятий и консультаций.
Сегодня забота о психологической безопасности и здоровье школьников является неотъемлемым целевым ориентиром в работе каждого образовательного учреждения, признаком достижения им современного качества образования. Психологическое здоровье ребенка, вероятно, одно из тех немногих условий, которое в одинаковой мере показано в ожиданиях абсолютно всех заказчиков образовательных услуг, по этой причине его возможно рассматривать как интегрирующую часть консолидированного заказа на качественное сегодняшнее образование со стороны государства, сообщества, и индивидуума.
В настоящее время проблема влияния интернет-технологий на психологическое здоровья младших школьников и подростков считается одной из наиболее важных. Подрастающее поколение с раннего возраста имеет доступ к электронной технике (персональным компьютерам, планшетам, смартфонам): смотрят мультфильмы, играет в виртуальные игры и т.д. Сегодняшнее обучение требует выполнение домашнего задания при помощи компьютера, подросткам доводится искать материал в Интернете, значительную долю задач им следует выполнять в электронном варианте в виде отчетов, презентаций, рефератов и т. д. Проблема, на наш взгляд, состоит в том, в какой степени младший школьник, включенный в такого рода учебный процесс, сумеет в последующем социализироваться в обществе.
Проведение времени за компьютером и в сети Интернет способно как благоприятно, так негативно воздействовать на формирование личности младшего школьника. С точки зрения позитивного воздействия, работа за персональным компьютером может помочь учащимся развивать интеллектуальные возможности, увеличивать уровень эрудиции, содействует формированию памяти, а так же социальные сети помогают обретать наиболее обширный круг друзей и товарищей, содействуя формированию коммуникативных навыков. Он-лайн игры могут помочь совершенствовать воображение.
К отрицательному воздействию сети Интернет на личность школьников ученые причисляют интернет-аддикции, то есть зависимость от персональных компьютеров. Сюда мы можем отнести пристрастие к играм, компульсивную навигацию по интернету, зависимость от общения в чатах, групповых играх и телеконференциях, что может в результате послужить причиной к смене имеющихся в реальной жизни семьи и друзей виртуальными. Это неконтролируемая тяга тянет за собою большое количество неблагоприятных последствий для школьников в области коммуникации. Сменяя непосредственное общение виртуальным, младшие школьники упускают вероятность показать собственные эмоции и чувства, а кроме того осознать эмоции и чувства иного человека.
Цель работы: на основе изучения взаимосвязи вовлеченности в применение интернет-технологий и психологического здоровья младших школьников составить программу по укреплению психологического здоровья младших школьников.
Объект исследования: психологическое здоровье, вовлеченность в применении интернет-технологий младшими школьниками.
Предмет исследования: взаимосвязь вовлеченности в применение интернет-технологий и психологического здоровья младших школьников.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по
проблеме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для изучения уровня
вовлеченности в применение интернет-технологий; уровня
психологического здоровья младших школьников.
3. Изучить вовлеченность в применение интернет-технологий,
психологическое здоровье младших школьников.
4. Провести анализ и описать взаимосвязь вовлеченности в применение интернет-технологий и психологического здоровья младших школьников.
1. Составить программу по укреплению психологического здоровья младших школьников, вовлеченных в применение интернет-технологий.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что:
1) в младшем школьном возрасте вовлеченность в применение интернет-технологий находится преимущественно на уровне увлеченности;
2) для младших школьников характерно высокое развитие потребностно-мотивационного компонента психологического здоровья, аксиологический компонент развит на среднем уровне, а инструментальный компонент развит недостаточно;
3) для младших школьников, имеющих зависимость от интернет-
технологий, характерен ассимилятивно-аккомодативный уровень
психологического здоровья: ассимилятивный уровень отличают тревожность, неуверенность, аккомодативный уровень характеризуется враждебностью, агрессивностью, конфликтностью;
4) психологическое здоровье младших школьников, вовлеченных в применение интернет-технологий может быть сохранено и укреплено в процессе целенаправленной психолого-педагогической работы.
В работе были применены следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Опросные методы.
4. Методы количественного и качественного анализа.
5. Методы математической обработки.
Экспериментальная база исследования: В нашем исследовании приняло участие 50 респондентов, возраст которых составляет от 9 до 11 лет. Все респонденты, обучающиеся МАОУ «СОШ № 98» г. Красноярска.
Работа апробирована на конференции «Современное начальное образование: проблемы и перспективы развития» в рамках XX Международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в г. Красноярске.
По теме исследования опубликована статья: Кардава А.В. Интернет- технологии как фактор психологического здоровья младших школьников // Международный студенческий научный вестник. - 2018. - № 5 (РИНЦ).
Проблема профилактики вовлеченности в применение интернет- технологий в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем в практике психолого-педагогического направления. Формирование взаимосвязи вовлеченности в применение интернет-технологии и психологического здоровья младшего школьника способно оказать существенное влияние на дальнейшую жизнь аддиктивной личности, препятствуя ее нормальному личному и социальному развитию.
Свободный от зависимостей человек менее подвержен манипулятивному воздействию со стороны окружающих, оказывается менее втянут в социальные психологические игры, которые психически разрушают индивидуальность, такой человек больше способен созидать и привносить действительную пользу не только себе и своим близким, но и обществу, у него больше шансов, по сравнению с аддиктом, достигнуть истинной самореализации посредством творческого отношения к жизни, а не суррогатного удовлетворения своих потребностей, как это свойственно аддикту.
В ходе теоретического анализа литературы нами были изучены теоретические аспекты проблемы: понятие «интернет-технология», типы и стадии зависимости от компьютера, рассмотрены особенности интернето- технологии младших школьников и возможные подходы к преодолению компьютерной зависимости, а также понятие «психологического здоровья», критерии психологического здоровья.
Для проведения исследования был подобран диагностический комплекс методик для выявления взаимосвязи вовлеченности применения интернет-технологий и психологического здоровья младших школьников.
В ходе исследования выявлено, что наличиенеблагополучной обстановки в семье или в школе негативно отражается на младшем школьнике с зависимостью от интернет-технологий. Он становится агрессивным, вспыльчивым и не может держать под контролем свои эмоции, старается обратить на себя внимание и утвердится в глазах взрослых. Из-за неблагополучия в межличностных отношениях у ребенка возникает пристрастие к компьютеру или другим интернет-технологиям.
Анализ проведенной работы позволяет оценить теоретическую и практическую её значимость.
Теоретическая значимость и новизна исследования заключается в выявлении причин возникновения и дальнейшего развития тенденции к аддиктивному поведению, в рассмотрении предпосылок для формирования вовлеченности в применение интернет-технологий младших школьников, выявлении при сопоставлении различных точек зрения на природу зависимости, а также анализе приёмов и средств, способствующих, профилактически воздействовать и предупреждать возникновение и развитие зависимости от интернет-технологий.
Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть полезны для психологов занимающихся исследованиями в данной области, а также в практической работе учителей и психологов, а также студентам, интересующимся данной проблемой.
1. Аветисова А.А. Психологические особенности игроков в компьютерные игры // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2011. Т. 8. № 4.
2. Алексеевец О.Г. Личностные особенности подростков, склонных к интернет-аддикции // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. 2011. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/lichnostnye-osobennosti-podrostkov- sklonnyh-k-internet-addiktsii (дата обращения: 22.06.2019).
3. Антоненко А.А. Интернет-зависимость подростков от компьютерных игр и онлайнобщения: клинико-психологические особенности и профилактика: автореф.... канд. психол. наук //Дисс... канд. псих. наук. - 2014.
4. Багдасарян А.А., Саргсян М.Э. Влияние компьютеров и интернета на младших школьников // Наука и образование сегодня. 2019. №1 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-kompyuterov-i-interneta-na-mladshih- shkolnikov (дата обращения: 22.06.2019).
5. Бажин П. Шокирующая статистика Facebook. //«Игромания» от 21.10.2010. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https: //www.igromania.ru/news/38978/SHokiruyuschaya_statistika_Facebook.html ?cpage=3
6. Бажин П. Игровая зависимость под микроскопом. //«Игромания» от 17.01.2011. [Электронный ресурс]/ Режим доступа: https: //www.igromania.ru/news/39681/Igrovaya_zavisimo st_pod_mikro skopom.ht ml
7. Баранов А.А., Матвеева Н. А. Здоровье школьников: пути его укрепления. Красноярск: Изд-во Красноярск. ун-та, 2009. 231 с.
8. Безруких Н.А. О сущности здорового образа жизни /Н.А.Безруких //Культура здоровья и безопасность жизнедеятельности: сборник статей по материалам Всероссийской с международным участием научнопрактической конференции. Балашов: Изд-во «Арья», 2011. С. 59.
9. Быкова Н.Г. Формирование культуры здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении «открытого типа»: Дис. канд. пед. наук: Ставрополь, 2012. 182 с.
10. Винокурова Г.А. Гендерные аспекты психологического здоровья участников образовательного процесса / Г.А. Винокурова, О.И. Ключко, Н.Ф. Сухарева // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Педагогика и психология». 2012. № 1 (19). С. 46-59.
11. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от Интернета / А. Е. Войскуновский // Психологический журнал, 2004. Т. 25. № 1.
12. Гринина О.О. Здоровье - основной раздел программы медикосоциальной характеристики семьи / Гринина О.О., Кича Д.И., Важнова Т.В., Хило Е.В. // Здравоохранение РФ. 2012. № 1 С. 53.
13. Дементьева Е.В. Понимание психического состояния как элемент практического компонента психологической культуры будущего специалиста / М.В. Алаева, Е.В. Дементьева // Гуманитарные науки и образование. 2010. № 4 (4). С. 78-83.
14. Дзапарова Н.К. Педагогические основы формирования культуры здоровья младших школьников. // Этническая педагогика: теория и практика. Материалы всероссийской конференции. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2012.С. 63.
15. Дзапарова Н.К. К вопросу о здоровье-сберегающем образовании младших школьников // Высшее образование сегодня. № 9, 2009. С.64....67