Методика базовой подготовки юных дзюдоистов
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ ДЗЮДОИСТОВ 6
1.1. Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании технико-тактического мастерства 6
1.2. Содержание и последовательность технико-тактической подготовки борцов 9
1.3. Методика формирования двигательных навыков в дзюдо 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.1.1 Теоретический анализ и обобщение литературных источников 29
2.1.2 Педагогическое наблюдение 30
2.1.3 Педагогический эксперимент 30
2.1.4. Тестирование уровня физической подготовленности 31
2.1.5. Методы математико-статической обработки 31
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ 34
3.1. Методические подходы в обучении технике и тактике дзюдо начинающих борцов 34
3.2. Анализ структуры тактических действий при проведении бросков в дзюдо 43
3.3. Результаты педагогического эксперимента 46
ВЫВОДЫ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ ДЗЮДОИСТОВ 6
1.1. Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании технико-тактического мастерства 6
1.2. Содержание и последовательность технико-тактической подготовки борцов 9
1.3. Методика формирования двигательных навыков в дзюдо 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.1.1 Теоретический анализ и обобщение литературных источников 29
2.1.2 Педагогическое наблюдение 30
2.1.3 Педагогический эксперимент 30
2.1.4. Тестирование уровня физической подготовленности 31
2.1.5. Методы математико-статической обработки 31
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ 34
3.1. Методические подходы в обучении технике и тактике дзюдо начинающих борцов 34
3.2. Анализ структуры тактических действий при проведении бросков в дзюдо 43
3.3. Результаты педагогического эксперимента 46
ВЫВОДЫ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность исследования. Современное развитие дзюдо характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к технико-тактической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований.
Повсеместное распространение отечественной школы дзюдо, а также возросшие возможности науки и техники, позволяющие основным конкурентам детально изучать особенности технико-тактического мастерства ведущих российских дзюдоистов, обусловили необходимость постоянного поиска и тщательного изучения, анализа и обобщения всего того огромного опыта, который накоплен как у нас в стране, так и за рубежом по проблемам разработки и научного обоснования содержания и методики формирования и совершенствования технико-тактического мастерства борцов на различных этапах многолетней тренировки (49).
Основные положения многолетней тренировки борцов-дзюдоистов, ее этапы и содержание частично отражены в работах А.Н.Ленца (1960, 1964, 1972), А.А.Новикова и А.И.Колесова (1972), Р.Петрова (1977), Г.С.Туманяна (1984), Р.А.Пилояна (1985,1988), Я.К.Коблева (1982,1990), В.М.Игуменова(1992), Ю.А.Шахмурадова (1978,1981,1997) и др.
При значительном числе исследований и методических работ по технике и тактике борьбы необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной методики обучения технике на начальных этапах подготовки и вопросы совершенствования содержания и последовательности изучения базовой техники борьбы.
Достижение высоких результатов по дзюдо невозможно без совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми.
До сих пор мало исследованными остаются вопросы: каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения оптимальной структуры и применения не только в учебно-тренировочных схватках, но и в условиях соревнований.
Объектом нашего исследования явился учебно-тренировочный процесс в учебно-тренировочных группах дзюдоистов 13-15 лет в ДЮСШ г.Кызыла.
Предмет исследования - особенности формирования базовой технико-тактической подготовленности дзюдоистов на этапе УТГ-2.
Цель исследования: теоретически разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методики базовой технико-тактической подготовки мальчиков 13-15 лет, занимающихся дзюдо.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что процесс подготовки мальчиков, занимающихся дзюдо станет более эффективным, и будет способствовать улучшению результативности, если разработать и реализовать в тренировочном процессе методику спортивной подготовки юных спортсменов, включающую:
- современные физические упражнения на основе различных средств спортивной подготовки по дзюдо, направленные на все физические качества;
- систему современных физических упражнений, направленных на развитие физических качеств, проведение самостоятельных занятий;
- методы индивидуального контроля и коррекции специальной физической подготовленности спортсменов в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий.
Задачи исследования:
1. Изучить основы базовой подготовки дзюдо как вида спорта
2. Теоретически разработать структуру и содержание методики базовой подготовки, занимающихся дзюдо.
3. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность предложенной методики базовой подготовки, занимающихся дзюдо.
Научная новизна. Исследование и выявление базовой техники как фундамента для целенаправленного формирования у борцов широкого ареала технико-тактических действий, необходимого для успешного выступления на соревнованиях, явилось нашей основной целью исследования. Мы исходили из того, что овладение базовой техникой позволит эффективно и правильно построить процесс технико-тактической подготовки и сформировать у них индивидуальный комплекс коронных технико-тактических действий.
Практическая значимость. Реализация данной методики в физическом воспитании юных борцов-дзюдоистов позволит системно укреплять и поддерживать здоровье в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в разработке методического подхода к теории педагогического руководства спортсменов, позволяющего построить его системную концепцию особенности тренировочного процесса борцов-дзюдоистов в зависимости от индивидуальных и групповых показателей подготовленности и установлены пути его оптимизации для достижения максимальных спортивных результатов. Все это позволит внести весомый вклад в теорию и методику дзюдо в Республике Тыва.
Повсеместное распространение отечественной школы дзюдо, а также возросшие возможности науки и техники, позволяющие основным конкурентам детально изучать особенности технико-тактического мастерства ведущих российских дзюдоистов, обусловили необходимость постоянного поиска и тщательного изучения, анализа и обобщения всего того огромного опыта, который накоплен как у нас в стране, так и за рубежом по проблемам разработки и научного обоснования содержания и методики формирования и совершенствования технико-тактического мастерства борцов на различных этапах многолетней тренировки (49).
Основные положения многолетней тренировки борцов-дзюдоистов, ее этапы и содержание частично отражены в работах А.Н.Ленца (1960, 1964, 1972), А.А.Новикова и А.И.Колесова (1972), Р.Петрова (1977), Г.С.Туманяна (1984), Р.А.Пилояна (1985,1988), Я.К.Коблева (1982,1990), В.М.Игуменова(1992), Ю.А.Шахмурадова (1978,1981,1997) и др.
При значительном числе исследований и методических работ по технике и тактике борьбы необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной методики обучения технике на начальных этапах подготовки и вопросы совершенствования содержания и последовательности изучения базовой техники борьбы.
Достижение высоких результатов по дзюдо невозможно без совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми.
До сих пор мало исследованными остаются вопросы: каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения оптимальной структуры и применения не только в учебно-тренировочных схватках, но и в условиях соревнований.
Объектом нашего исследования явился учебно-тренировочный процесс в учебно-тренировочных группах дзюдоистов 13-15 лет в ДЮСШ г.Кызыла.
Предмет исследования - особенности формирования базовой технико-тактической подготовленности дзюдоистов на этапе УТГ-2.
Цель исследования: теоретически разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методики базовой технико-тактической подготовки мальчиков 13-15 лет, занимающихся дзюдо.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что процесс подготовки мальчиков, занимающихся дзюдо станет более эффективным, и будет способствовать улучшению результативности, если разработать и реализовать в тренировочном процессе методику спортивной подготовки юных спортсменов, включающую:
- современные физические упражнения на основе различных средств спортивной подготовки по дзюдо, направленные на все физические качества;
- систему современных физических упражнений, направленных на развитие физических качеств, проведение самостоятельных занятий;
- методы индивидуального контроля и коррекции специальной физической подготовленности спортсменов в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий.
Задачи исследования:
1. Изучить основы базовой подготовки дзюдо как вида спорта
2. Теоретически разработать структуру и содержание методики базовой подготовки, занимающихся дзюдо.
3. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность предложенной методики базовой подготовки, занимающихся дзюдо.
Научная новизна. Исследование и выявление базовой техники как фундамента для целенаправленного формирования у борцов широкого ареала технико-тактических действий, необходимого для успешного выступления на соревнованиях, явилось нашей основной целью исследования. Мы исходили из того, что овладение базовой техникой позволит эффективно и правильно построить процесс технико-тактической подготовки и сформировать у них индивидуальный комплекс коронных технико-тактических действий.
Практическая значимость. Реализация данной методики в физическом воспитании юных борцов-дзюдоистов позволит системно укреплять и поддерживать здоровье в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в разработке методического подхода к теории педагогического руководства спортсменов, позволяющего построить его системную концепцию особенности тренировочного процесса борцов-дзюдоистов в зависимости от индивидуальных и групповых показателей подготовленности и установлены пути его оптимизации для достижения максимальных спортивных результатов. Все это позволит внести весомый вклад в теорию и методику дзюдо в Республике Тыва.
1. Борьба дзюдо относится к видам спорта с чрезвычайно сложной и многообразной техникой движений. Составляющими техники борьбы являются основные приемы и стойки, их модификации, сложные технико¬тактические действия (комбинации и контрприемы), элементарные действия (передвижения, захваты, выведения из равновесия, страховка партера и самостраховка).
Задачи, вытекающие из особенностей соревновательной деятельности дзюдоистов, осложняются еще и тем, что наибольшее отставание российских борцов от ведущих дзюдоистов мира лежит именно в области технической подготовки.
2. Необходимо уделить больше внимания технической подготовке на начальном этапе тренировочного процесса. Значимость целесообразного построения процесса технической подготовки юных борцов обостряется тем, что недостатки в этом компоненте не очень заметны в юном возрасте. Происходит это потому, что этот пробел компенсируется за счет высокого уровня физической подготовки. Однако недостатки в юношеском возрасте, пробелы в технике обнаруживаются даже у спортсменов высокого класса.причем недоработки, допущенные на ранних этапах трудно, а иногда невозможно наверстать. Ведь с одной стороны, сформированный неправильный навык мешает созданию нового, правильного (отрицательный перенос навыка), с другой стороны, время удобное для формирования ловкости (сентизитивный период), являющееся основой техники, упущено. Такое положение накладывает большую ответственность на техническую подготовку юного спортсмена.
3. При составлении тренировочных планов подготовки борцов в подготовительную часть необходимо целесообразно включать специальные упражнения, направленные на повышение физических качеств.
Скоростно-силовые упражнения в подготовительной части тренировки способствуют повышению взрывной силы, при выполнении следующих условий: упражнения выполняются без фона усталости, упражнения с малым весом, но с большой скоростью, отработка излюбленных приемов с максимальной скоростью, упражнения с весом 70%-90% от максимально допустимых кол-во повторений невысокое, упражнения на скорость реакции по свистку ( в кресте ) и т.д.
4. Результаты педагогического эксперимента показали, что важнейшим условием повышения физических качеств у борцов-юношей являются: систематическое включение в любой части тренировочного урока общеразвивающих и специальных упражнений физической подготовленности, а в основную часть - специализированных технико¬тактических заданий, ориентированных на развитие способностей быстрого решение различных ситуаций поединка. А для эффективного повышения физических качеств юных борцов нами предложен перечень комплексных упражнений.
Задачи, вытекающие из особенностей соревновательной деятельности дзюдоистов, осложняются еще и тем, что наибольшее отставание российских борцов от ведущих дзюдоистов мира лежит именно в области технической подготовки.
2. Необходимо уделить больше внимания технической подготовке на начальном этапе тренировочного процесса. Значимость целесообразного построения процесса технической подготовки юных борцов обостряется тем, что недостатки в этом компоненте не очень заметны в юном возрасте. Происходит это потому, что этот пробел компенсируется за счет высокого уровня физической подготовки. Однако недостатки в юношеском возрасте, пробелы в технике обнаруживаются даже у спортсменов высокого класса.причем недоработки, допущенные на ранних этапах трудно, а иногда невозможно наверстать. Ведь с одной стороны, сформированный неправильный навык мешает созданию нового, правильного (отрицательный перенос навыка), с другой стороны, время удобное для формирования ловкости (сентизитивный период), являющееся основой техники, упущено. Такое положение накладывает большую ответственность на техническую подготовку юного спортсмена.
3. При составлении тренировочных планов подготовки борцов в подготовительную часть необходимо целесообразно включать специальные упражнения, направленные на повышение физических качеств.
Скоростно-силовые упражнения в подготовительной части тренировки способствуют повышению взрывной силы, при выполнении следующих условий: упражнения выполняются без фона усталости, упражнения с малым весом, но с большой скоростью, отработка излюбленных приемов с максимальной скоростью, упражнения с весом 70%-90% от максимально допустимых кол-во повторений невысокое, упражнения на скорость реакции по свистку ( в кресте ) и т.д.
4. Результаты педагогического эксперимента показали, что важнейшим условием повышения физических качеств у борцов-юношей являются: систематическое включение в любой части тренировочного урока общеразвивающих и специальных упражнений физической подготовленности, а в основную часть - специализированных технико¬тактических заданий, ориентированных на развитие способностей быстрого решение различных ситуаций поединка. А для эффективного повышения физических качеств юных борцов нами предложен перечень комплексных упражнений.
Подобные работы
- ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ДЗЮДОИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ ГРУПП НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ)
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2018 - Особенности скоростно-силовой подготовки дзюдоистов 14 лет
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2021 - Особенности скоростно-силовой подготовки дзюдоистов 14 лет
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Методика обучения технико-тактическим действиям
юных дзюдоистов 12-13 лет
Бакалаврская работа, физическая культура в избранном виде спорта. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - Использование специальных упражнений дли развития выносливости юных дзюдоистов
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ КАЧЕСТВ ДЗЮДОИСТОВ 14-15 ЛЕТ НА ЭТАПЕ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ
Дипломные работы, ВКР, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИКА НАЧАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ БРОСКОВ В ДЗЮДО У
ДЕТЕЙ 10-12 ЛЕТ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2018 - Здоровьесберегающий потенциал дистанционных тренировок дзюдоистов 11-12 лет
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2022



