ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ НАЧИНАЮЩИХ ДЗЮДОИСТОВ 6
1.1. Понятие базовой техники и ее значение в совершенствовании технико-тактического мастерства 6
1.2. Содержание и последовательность технико-тактической подготовки борцов 9
1.3. Методика формирования двигательных навыков в дзюдо 20
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 29
2.1. Методы исследования 29
2.1.1 Теоретический анализ и обобщение литературных источников 29
2.1.2 Педагогическое наблюдение 30
2.1.3 Педагогический эксперимент 30
2.1.4. Тестирование уровня физической подготовленности 31
2.1.5. Методы математико-статической обработки 31
2.2. Организация исследования 32
ГЛАВА 3. ОБОСНОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДИКИ БАЗОВОЙ ПОДГОТОВКИ ДЗЮДОИСТОВ 34
3.1. Методические подходы в обучении технике и тактике дзюдо начинающих борцов 34
3.2. Анализ структуры тактических действий при проведении бросков в дзюдо 43
3.3. Результаты педагогического эксперимента 46
ВЫВОДЫ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53
Актуальность исследования. Современное развитие дзюдо характеризуется возрастанием конкуренции на международной арене, повышением требований к технико-тактической подготовленности, особенно в связи с изменением условий соревновательной деятельности, обусловленных постоянным совершенствованием правил соревнований.
Повсеместное распространение отечественной школы дзюдо, а также возросшие возможности науки и техники, позволяющие основным конкурентам детально изучать особенности технико-тактического мастерства ведущих российских дзюдоистов, обусловили необходимость постоянного поиска и тщательного изучения, анализа и обобщения всего того огромного опыта, который накоплен как у нас в стране, так и за рубежом по проблемам разработки и научного обоснования содержания и методики формирования и совершенствования технико-тактического мастерства борцов на различных этапах многолетней тренировки (49).
Основные положения многолетней тренировки борцов-дзюдоистов, ее этапы и содержание частично отражены в работах А.Н.Ленца (1960, 1964, 1972), А.А.Новикова и А.И.Колесова (1972), Р.Петрова (1977), Г.С.Туманяна (1984), Р.А.Пилояна (1985,1988), Я.К.Коблева (1982,1990), В.М.Игуменова(1992), Ю.А.Шахмурадова (1978,1981,1997) и др.
При значительном числе исследований и методических работ по технике и тактике борьбы необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной методики обучения технике на начальных этапах подготовки и вопросы совершенствования содержания и последовательности изучения базовой техники борьбы.
Достижение высоких результатов по дзюдо невозможно без совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технико-тактических действий. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми.
До сих пор мало исследованными остаются вопросы: каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения оптимальной структуры и применения не только в учебно-тренировочных схватках, но и в условиях соревнований.
Объектом нашего исследования явился учебно-тренировочный процесс в учебно-тренировочных группах дзюдоистов 13-15 лет в ДЮСШ г.Кызыла.
Предмет исследования - особенности формирования базовой технико-тактической подготовленности дзюдоистов на этапе УТГ-2.
Цель исследования: теоретически разработать и опытно-экспериментальным путем проверить эффективность методики базовой технико-тактической подготовки мальчиков 13-15 лет, занимающихся дзюдо.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что процесс подготовки мальчиков, занимающихся дзюдо станет более эффективным, и будет способствовать улучшению результативности, если разработать и реализовать в тренировочном процессе методику спортивной подготовки юных спортсменов, включающую:
- современные физические упражнения на основе различных средств спортивной подготовки по дзюдо, направленные на все физические качества;
- систему современных физических упражнений, направленных на развитие физических качеств, проведение самостоятельных занятий;
- методы индивидуального контроля и коррекции специальной физической подготовленности спортсменов в процессе физического воспитания и самостоятельных занятий.
Задачи исследования:
1. Изучить основы базовой подготовки дзюдо как вида спорта
2. Теоретически разработать структуру и содержание методики базовой подготовки, занимающихся дзюдо.
3. Проверить в опытно-экспериментальной работе эффективность предложенной методики базовой подготовки, занимающихся дзюдо.
Научная новизна. Исследование и выявление базовой техники как фундамента для целенаправленного формирования у борцов широкого ареала технико-тактических действий, необходимого для успешного выступления на соревнованиях, явилось нашей основной целью исследования. Мы исходили из того, что овладение базовой техникой позволит эффективно и правильно построить процесс технико-тактической подготовки и сформировать у них индивидуальный комплекс коронных технико-тактических действий.
Практическая значимость. Реализация данной методики в физическом воспитании юных борцов-дзюдоистов позволит системно укреплять и поддерживать здоровье в учебной и повседневной жизнедеятельности.
Теоретическая значимость полученных результатов заключается в разработке методического подхода к теории педагогического руководства спортсменов, позволяющего построить его системную концепцию особенности тренировочного процесса борцов-дзюдоистов в зависимости от индивидуальных и групповых показателей подготовленности и установлены пути его оптимизации для достижения максимальных спортивных результатов. Все это позволит внести весомый вклад в теорию и методику дзюдо в Республике Тыва.
1. Борьба дзюдо относится к видам спорта с чрезвычайно сложной и многообразной техникой движений. Составляющими техники борьбы являются основные приемы и стойки, их модификации, сложные технико¬тактические действия (комбинации и контрприемы), элементарные действия (передвижения, захваты, выведения из равновесия, страховка партера и самостраховка).
Задачи, вытекающие из особенностей соревновательной деятельности дзюдоистов, осложняются еще и тем, что наибольшее отставание российских борцов от ведущих дзюдоистов мира лежит именно в области технической подготовки.
2. Необходимо уделить больше внимания технической подготовке на начальном этапе тренировочного процесса. Значимость целесообразного построения процесса технической подготовки юных борцов обостряется тем, что недостатки в этом компоненте не очень заметны в юном возрасте. Происходит это потому, что этот пробел компенсируется за счет высокого уровня физической подготовки. Однако недостатки в юношеском возрасте, пробелы в технике обнаруживаются даже у спортсменов высокого класса.причем недоработки, допущенные на ранних этапах трудно, а иногда невозможно наверстать. Ведь с одной стороны, сформированный неправильный навык мешает созданию нового, правильного (отрицательный перенос навыка), с другой стороны, время удобное для формирования ловкости (сентизитивный период), являющееся основой техники, упущено. Такое положение накладывает большую ответственность на техническую подготовку юного спортсмена.
3. При составлении тренировочных планов подготовки борцов в подготовительную часть необходимо целесообразно включать специальные упражнения, направленные на повышение физических качеств.
Скоростно-силовые упражнения в подготовительной части тренировки способствуют повышению взрывной силы, при выполнении следующих условий: упражнения выполняются без фона усталости, упражнения с малым весом, но с большой скоростью, отработка излюбленных приемов с максимальной скоростью, упражнения с весом 70%-90% от максимально допустимых кол-во повторений невысокое, упражнения на скорость реакции по свистку ( в кресте ) и т.д.
4. Результаты педагогического эксперимента показали, что важнейшим условием повышения физических качеств у борцов-юношей являются: систематическое включение в любой части тренировочного урока общеразвивающих и специальных упражнений физической подготовленности, а в основную часть - специализированных технико¬тактических заданий, ориентированных на развитие способностей быстрого решение различных ситуаций поединка. А для эффективного повышения физических качеств юных борцов нами предложен перечень комплексных упражнений.
1. Андреев В. М., Матвеева З. А., Сытник Б. И., Ратишвили Г. Г. Определение интенсивности тренировочных нагрузок в борьбе дзюдо//Спорт. борьба: Ежегодник. М., 1974. - С. 13-17.
2. Андреев В. М., Туманян Г. С. Классификация техники дзюдо //Теория и пр. физ. культуры, 1975, № 12. - С. 13-17.
3. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности /Философские аспекты теории функциональных систем: Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - С. 7-26.
4. Анохин П. К. Рефлекс цели, как объект физиологического анализа /Философские аспекты теории функциональных систем: Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - С. 292-310.
5. Анохин П. К. Философские аспекты теории функциональных систем. /Философские аспекты теории функциональных систем: Избранные труды. - М.: Наука, 1978. - С. 27-48.
6. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. - 287 с.
7. Болтиков Ю. В. Повышение мотивационных факторов в целях обеспечения массовости и результативности учебно-тренировочной работы в секциях спортивной борьбы: Автореферат дис. канд. пед. наук. - М.: МОГИФК, 2002. - 23 с.
8. Вахун М. ДЗЮДО (основы тренировки). Минск. «Полымя», 1983. - 126 с.
9. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки. Теор. и пр. ФК. 1997, № - 2. - С.21-26, 39-42.
10. Дзю-до. /Сокр. перевод с японского В. И. Силина. - М.: Физкультура и спорт, 1980. - 115 с.
11. Дзюдо. Учебная программа для учреждений дополнительного образования. - М.: Советский спорт, 2003. - 112 с.
12. Еганов А. В. и др. Структура показателей спортивного мастерства дзюдоистов/А. В. Еганов, О. А. Сиротин, В. Н. Коплин, А. И. Курашкин//Спортивная борьба: Ежегодник. М., 1982. - С. 12-15.
13. В. Н. Ельчанинов. Браво Япония. //Дзюдо, 2002, № 2. - С. 66-68.
14. Кано Дзигаро. Кодокан Дзюдо. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000. - 222 с.
15. Коблев Я. К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо. Дисс. на соиск. уч. степ. доктора пед. наук. - М.: ГЦОЛИФК, 1990. - 328 с.
16. Коблев Я. К., Чермит К. Д., Рубанов М. Н. Подвижные игры как средство подготовки юных дзюдоистов //Спортивная борьба: Ежегодник, 1985. - С. 25-27.
17. Коссов Б. Б. Психомоторное развитие школьников младшего возраста. М., 1989. - 109 с.
18. Купцов А. П. Эволюция и применение классификации, систематики и терминологии спортивной борьбы: Метод. рекомендации для студ. ГЦОЛИФК. - М., 1980. - 70 с.
19. Лебедев В. Н. Теоретическое и прикладное значение феномена двигательной асимметрии в спорте //Теория и практика физической культры, 1976, № 4. - С. 28-30.
20. Лейтес Н. С. К проблеме сенситивности пери-одов психического развития человека //Принципы развития в психологии. М. 1978. С. 196-211.
21. Ленц А. Н. Основы построения комбинаций в спортивной борьбе и их разновидности //Пути совершенствования в спортивной борьбе. - М., 1963. - С. 149-161.
22. Ленц А. Н. Тактика в спортивной борьбе. - М.: Физкультура и спорт, 1967. - 152 с.
23. Ленц А. Н. Повышение эффективности учебно-тренировочного процесса в спортивной борьбе //Теор. и практ. физич. культуры, 1972, № 12. - С. 21.
24. Лях В. И. Факторная структура ловкости с позиций многоуровневой системы управления произвольными движениями //Теория и практика физической культ. 1975, №5. - 51-54.
25. Лях В. И. Понятие «координационные способности» и ловкость. //Теория и практика ФК, 1984, № 1, - С. 48-50.
26. Лях В. И. О классификации координационных способностей. //Теория и практика ФК. 1987. № 7. С. 28-30.
27. Лях В. И. Сензитивные периоды развития координационных способностей детей в школьном возрасте. //Теория и пр. физ. культ. 1990, № 3. - 15-18.
28. Малиновский С. В. Моделирование тактического мышления в спорте. - М. Физкультура и спорт, 1981. - 189 с.
29. Малков О. Б. Основы тактики борьбы с позиций теории конфликтной деятельности//Теория и практ. Ф.К. - М., 1999, № 9. - С. 45-50.
30. Манолаки В.Г. Методика подготовки дзюдоисток различной квалификации. - СПб.: С.-Петербургский университет, 1993. - 180 с.
31. Мартиросов Э. Г., Новиков А. А. Зависимость атакующих действий от анатомо-морфологических особенностей борцов. //Спортивная борьба: Ежегодник, - М., 1972. - С. 51-53.
32. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Учебник для ИФК. М.: ФИС, 1991. - 542 с.
33. Миронов В. Д. Реализация действий атакующего борца на основе исследования признаков, характеризующих позу противника: Автореф. канд. дис. М., - 1975. - 22 с.
34. Моргунов Ю. А. Экспериментальное обоснование выбора атакующих действий, средств и методов их совершенствования в борьбе дзюдо в зависимости от пропорции тела спортсмена: Автореф. дис. канд. пед наук. - М., 1974. - 20 с.
35. Моргунов Ю. А. Влияние длины тела противника на двигательную структуру атакующих действий в борьбе дзюдо //Теор. и практ. физ. культ.,1980, № 9. - С. 24-29.
36. Моргунов. Ю. А., Харламов В. И., Юсупов Х. И. Совершенствование спортивного мастерства в борьбе дзюдо с учетом пропорций тела спортсменов. //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1975. - С. 46-48.
37. Наталов Г. Г. Историко-логический анализ предмета и структуры теории физического воспитания. Дисс. канд. пед. наук. М., 1975. - 180 с.
38. Наталов Г. Г. Теория физического воспитания (УМП для слушателей ФПК). - Алма-Ата. Казахский ИФК. 1976. - 62 с.
39. Наталов Г. Г. Спорт как социальный институт формирования культуры двигательной деятельности //Олимпийское движение и социальные процессы. Сборн. матер. междунар. конфер. - СПб, 1994. - С. 52-59.
40. Никитюк Б. А. Очерки теории интегральной антропологии. Москва - Майкоп. 1995. - 199 с.
41. Никитюк Б. А., Кузин В. В. Рациональное и иррациональное в человеке с позиций интегральной антропологии.//Интегративная антропология в решении задач здорового образа жизни. - Материалы Междунар. конфер. - Майкоп, 1995. - С. 236-238.
42. Новиков А. А., Оленик В. Г., Каргин Н. Н., Потратий Р. С. Моделирование в спортивной борьбе//Спортивная борьба: Ежегодник, - М.,1981. - С. 62-65.
43. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М.: «Советская энциклопедия», 1972. - 846 с.
44. Оленик В. Г., Каргин Н. Н., Рожков П. А. Специфика физической подготовленности борцов различных тактических манер ведения схватки //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1983. - С. 21-24.
45. Олзоев К. М., Геселевич В. А. Показатели стиля спортивной деятельности борца //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1983. - С. 59-60.
46. Пархомович Г. Основы классического дзюдо (УМП для тренеров и спортсменов). Пермь. «Уралпресс». 1993. - 302 с.
47. Платонов В. Н. Подготовка квалифицированных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 286 с..
48. Подливаев Б. А. Моделирование тренировочных заданий в спортивной борьбе. //Теория и практ. Ф. К. - М., 1999, № 9. - С. 55-57.
49. Ратишвили Г. Г., Кочичашвили Г. Л. Влияние установки на структуру бросков дзюдо //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1983. - С. 38-42.
50. Розенблат В. В. Проблема утомления. - М.: Медицина, 1961. - 220 с.
51. Рубанов М. Н. Тактико-техническая характеристика соревновательной деятельности дзюдоистов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - М., 1981. - 21 с.
52. Рублевский В. Е. Моделирование спортивной деятельности борца. Смоленск. СГИФК, 1989. - 31 с.
53. Рыбалко Б. М. и др. Спортивная борьба /Б. М. Рыбалко, М. Ш. Мирский, П. В. Григорьев, В. И. Рудницкий. - Минск: Белорусь, 1968. - С. 53-95.
54. Свищев И. Д. Моделирование технических действий и их поэтапное освоение дзюдоистами СДЮШОР 14-15-летнего возраста: Дисс. канд. пед. наук. - М., 1987. - 144 с.
55. Силин В. Коней на переправе не меняют. //Дзюдо, 2003. - С. 32-33.
56. Сиротин О. А. Психолого-педагогические основы индивидуализации спортивной подготовки дзюдоистов. - Челябинск, 1996. - 315 с.
57. Соломахин О. Б. Упорядочение педагогических принципов в методике начального этапа подготовки в спортивной борьбе: Автореф. дис. канд.пед наук. - М., 2002. - 38 с.
58. Спортивная борьба. (Учебник для ИФК). М.: ФИС. 1968. - 583 с.
59. Спортивная борьба. (Учебник для ИФК). М.: ФИС. 1978.- 422 с.
60. Станков А. Г., Климов Н. К., Письменский И. А. Индивидуализация подготовки борцов. - М.: Физкультура и спорт, 1984. - 240 с.
61. Сурков Е. Н. Антиципация в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 142 с.
62. Теория и методика физического воспитания. (Под общ. ред. Т. Ю. Курцевича). Том 1 - Киев: Олимпийская литература, 2003. - С. 442.
63. Тесетер Р. Как готовить чемпионов. М.: Журнал «Катера и яхты», 1985, № 6.
64. Толочек В. А., Горская Г. Б., Шулика Ю. А. Индивидуальный подход в обучении //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 1981. - С. 53-55.
65. Торопин Г. И. Чтобы оставаться сильнейшими (проблемы подготовки резервов). //Спортивная борьба: Ежегодник, 1984. - С. 41-43.
66. Туманян Г. С., Мартиросов Э. Г. Телосложение и спорт. М.: Физкультура и спорт, 1976. - 237 с.
67. Туманян Г. С., Коблев Я. К., Дементьев В. Л. Унифицированные критерии для оценки технико-тактической подготовленности борцов: Метод. разраб. для студентов ГЦОЛИФК. - М., 1986. - 23 с.
68. Узнадзе Д. И. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 450 с.
69. Учение о тренировке /под ред. Д. Харре. - М.: Физкультура и спорт, 1971. - 326 с.
70. Федякина Г.К. Развитие координационных и интеллектуальных способностей школьников младших классов на основе возрастных закономерностей организации движений //Ареф. канд. дисс. - Майкоп, 1998. - 22 с.
71. Фраде Клод. Дзюдо для нас. (Перевод Н. Дьячковой) //Журнал «Дзюдо». - М., 2002, № 3-4. - С. 94-97.