ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АПСПЕКТЫ ИЗУЧАЕМОЙ ПРОБЛЕМЫ 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности юных дзюдоистов 10-11 лет 6
1.2. Морфо-функциональные особенности детей младшего
школьного возраста 10
1.3. Характеристика общих принципов, содержания и организации
тренировочного процесса в дзюдо 15
1.4. Особенности построения тренировочного процесса дзюдоистов на
начальном этапе подготовки 24
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1. Организация исследования 30
2.2 Методы исследования 31
Глава III. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ ... 33
3.1. Обоснование экспериментальной методики 33
3.2. Анализ эффективности разработанной методики 38
ВЫВОДЫ 43
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. Современный уровень развития спорта предъявляет повышенные требования к качеству подготовки дзюдоистов на различных этапах тренировочного процесса. Поединки характеризуются высокой интенсивностью технико-тактических действий, требующих от спортсменов максимальных мышечных усилий, и умения проявлять их в быстроизменяющейся обстановке [8].
Повсеместное распространение отечественной школы борьбы, а также возросшие возможности науки и техники, позволяющие основным конкурентам детально изучать особенности технического мастерства ведущих российских борцов, обусловили необходимость постоянного поиска и тщательного изучения, анализа и обобщения всего того огромного опыта, который накоплен как у нас в стране, так и за рубежом по проблемам разработки и научного обоснования содержания и методики формирования и совершенствования технического мастерства борцов на различных этапах многолетней тренировки [5].
При значительном числе исследований и методических работ по технике борьбы необходимо отметить, что одной из проблем теории и практики спортивной борьбы остается отсутствие разработанной методики обучения технике на начальных этапах подготовки и вопросы совершенствования содержания и последовательности изучения базовой техники борьбы.
Эта проблема имеет актуальность, которая объясняется постоянным острым соперничеством борцов на международных соревнованиях, расширением арсенала технических действий, наличием большого количества школ с различной направленностью в технической подготовке спортсменов и частым изменением правил соревнований.
Достижение высоких результатов по борьбе невозможно без совершенствования системы начального обучения, где важно заложить основы правильного выполнения технических действий. К сожалению, в теории борьбы этому вопросу уделено мало внимания, подавляющее большинство исследований проведено со спортсменами высокой квалификации. Методика начального обучения в недостаточной степени учитывает возрастные особенности юных борцов, во многом повторяет методику обучения, используемую взрослыми.
До сих пор мало исследованными остаются вопросы: каким приемам, защитам и контрприемам необходимо обучать в течение года, в какой последовательности, скольким приемам, сколько раз следует повторять изучаемый прием в одном занятии, сколько раз выполнять его до усвоения оптимальной структуры и применения не только в учебно-тренировочных схватках, но и в условиях соревнований.
Объект исследования - тренировочный процесс в группе начальной подготовки дзюдоистов.
Предмет исследования- методика технической подготовки дзюдоистов 10-11 лет.
Цель исследования -разработать методику технической подготовки юных дзюдоистов, основанную на использовании специальных комплексов и теоретических заданий в тренировочном процессе.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по исследуемой проблеме;
2. Разработать экспериментальную методику подготовки юных дзюдоистов;
3. Выявить эффективность экспериментальной методики;
4. Разработать практические рекомендации по технической подготовке начинающих дзюдоистов.
Гипотез исследования. Предполагалось, что методика технической подготовки дзюдоистов в группах начальной подготовки будет более эффективна, если в тренировочном процессе использовать специальные комплексы и теоретические задания.
Новизна исследования заключается в теоретической разработке и экспериментальном обосновании разработанных комплексов и теоретических заданий для технической подготовки юных дзюдоистов.
Практическая значимость заключается в том, что разработанная методика технической подготовки начинающих дзюдоистов с использованием специальных комплексов и теоретических заданий может быть использована в тренировочном процессе групп начальной подготовки у дзюдоистов в ДЮСШ.
Для решения задач применялись следующие методы:
1. Теоретический анализ и обобщение литературных источников;
2. Тестирование;
3. Экспертная оценка;
4. Педагогический эксперимент;
5. Методы математической статистики.
1. Анализ литературных источников показал, что в теории и методике спортивной борьбы недостаточно внимания уделено вопросам технической подготовки дзюдоистов 10-11 лет.
2. Разработана экспериментальная методика технической подготовки юных дзюдоистов, основанная на использовании в тренировочном процессе специальных комплексов и теоретической подготовки.
3. В результате педагогического эксперимента доказана эффективность экспериментальной методики. Получены достоверные данные, свидетельствующие о повышение результативности выполнения заданий по технической подготовке деятельности юных дзюдоистов за счет рациональности применения технических действий в различных ситуациях.
Выявлен наибольший прирост показателей технической подготовленности в экспериментальной группе в следующих контрольных испытаниях: удержание верхом (результат улучшился на 4,45 с, и бросок через бедро (результат улучшился на 4,03 с).
При оценивании экспертами оценки за выполнение технических приемов были выявлены улучшения в таких действиях как, бросок через спину (результат улучшился на 3,3 балла), бросок через спину с сопротивлением (улучшился на 3,1 балл), зацеп изнутри (улучшение на 2,3 балла) и зацеп изнутри с сопротивлением (в экспериментальной группе изменился на 1,5 балла, но здесь произошел не значительный прирост результатов, хотя достоверность обнаружена, и отмечено улучшение абсолютных показателей у занимающихся дзюдоистов экспериментальной группы.
При теоретическом тестирование в экспериментальной группе были выявлены следующие результаты: высокий уровень готовности (1-2 ошибки) - 7 человек, средний уровень готовности (2 - 5 ошибок) - 7 человек, низкий уровень готовности (5 и более ошибок) - 1 человека
4. На основании разработанной методики были разработаны практические рекомендации для дзюдоистов 10-11 лет.
1. Абашин А.И. Исследование подходов к построению технико- тактических комбинаций в комплексных видах единоборств [Текст]/Конаков А.В. - Теорияи практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2008. - С. 64-66.
2. Авдеев Ю.В. Влияние регламента соревновательных поединков на спортивно-технические показатели квалифицированных борцов [Текст]/ Воробьев В.А., Тараканов Б.И., Ундаганов М.У. /Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- 2009. - С. 36.
3. Актуальные проблемы спортивной борьбы [Текст]/Сост. проф.
И.Д.Свищев. - М.: СпортУнивер Пресс.- 2004.- 232 с.
4. Баранова А.В. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся [Текст]/А. В. Баранова, Кисляков А.В. - М.: Просвещение. - 2013. - 96 с.
5. Блах В.Я. Принцип построения биологически обоснованной концепции физической подготовки борцов (самбои дзюдо) [Текст]/Елисеев С.В., Табаков С.Е., Селуянов В.Н. /Теория и практика физической культуры. 2005. - С. 30- 35.
6. Бойко В.Ф. Физическая подготовка борцов [Текст]/Данько Г.В. -Киев: Олимпийская литература. - 2004. - 223 с.
7. Васильков А.А. Теория и методика спорта [Текст]/А.А. Васильков Ростов н/Д: Феникс. - 2008. - 179с.
8. Виленский М.Я. Физическая культура 1- 4 классы: учебн. Для
общеобразоват. организаций [Текст]/М.Я. Виленский. - 3е изд. - М.:
Просвещение. -2014. - 239 с.
9. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов [Текст]/М.В. Гамезо, Е.А.Петрова, Л.М. Орлова. -М.: Педагогическое общество России.- 2012.- 512 с.
10. Гожин В. Теоретические аспекты техники и тактики спортивной борьбы: монография [Текст]/- М.: Физкультура и спорт. - 2005. - 168 с.
11. Горбунов А.В. Соревновательная деятельность борцов как фактор целенаправленного совершенствования технико-тактической подготовки сотрудников ОВД [Текст]/ Орлов В.В. Теория и практика физической культуры.-2008. - С. 6.
12. Горский В.А. Примерные программы внеурочной
деятельности; [Текст]/под ред.В.А. Горского. - 2е изд. - М. : Просвещение,. - 2011. - 111 с.
13. Григорьев Ю. В. Методический конструктор «Внеурочная деятельность школьников» [Текст]/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов - М.: Просвещение. - 2011. -225с.
14. Губа В.П. Индивидуализация подготовки юных спортсменов. [Текст]/ Квашук П.В., Никитушкин В.Г. - М.: Физкультура и Спорт.- 2009. 197 с.
15. Давыдов В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьника [Текст]/В.В. Давыдов // Формирование учебной деятельности школьников. - М.:Педагогика. - 2010. - 238 с.
16. Джанбырбаев Б.О. Управление учебно-тренировочным процессом квалифицированных дзюдоистов на различных этапах подготовки: автореф. дис. канд. пед. наук.[Текст]/ Б.О. Джанбырбаев. - Республика Казахстан.- Алматы.- 2010. - 28 с.
17. ДугаеваН.С.Развитие внимания школьников средствами
дзюдо [Текст]/Н.С. Дугаева / Физическая культура в школе.- 2014. - С. 41 - 44.
18. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС[Текст]/Е. Б. Евладова // Теоретический и научно методический журнал«Воспитание школьников». - 2012.- с. 15-26.
19. Евладова Е. Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст]/Е. Б. Евладова // Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». - 2012. - с. 15-21.
20. Еганов В.А. Методика обучения оборонительным тактико-техническим действиям в ситуационных видах единоборств координационной направленности [Текст]/- Современные проблемы науки и образования. -2009. - с.29-31.
21. Еганов В.А. Обоснование направленности педагогических
воздействий и подбора средств тренировки при развитии координационных способностей в спортивных видах единоборств [Текст]/Миронов А.О. /Современные проблемы науки и образования. - 2011. - С. 18- 22.
22. Ерегина С.В. Дзюдо: программа для учреждений дополнительного образования и спортивных клубов Национального Союза дзюдо и Федерации дзюдо России [Текст]/С.В. Ерегина//- М.: Советский спорт.- 2008.- 194 с.
23. Ерегина С.В., Комплексная оценка физической подготовленности дзюдоистов [Текст]/Тарасенко, К.Н. /Детский тренер.- 2007. - С. 10-14.
24. Железняк Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]/Петров П.К. - М.: Академия.- 2005. 118 с.
25. Закиров Р.М. Исследование взаимосвязи показателей защитных тактико-технических действий и физической подготовленности с уровнем развития координационных способностей дзюдоистов [Текст]/ Миллер А.Е., Перевозников А.С. - Спорт и личность: Материалы науч. практ. конф. Челябинск: Урал ГАФК.- 2012.- С. 58- 61.
26.Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. Основы теории и методики воспитания [Текст]/В.М. Зациорский - М.: Советский спорт.- 2009. 19- 23 с.
27.Зекрин Ф.Х. Динамика совершенствования средств общей и специальной физической подготовки дзюдоистов на различных этапах многолетней тренировки [Текст]/Ф.Х. Зеркин /Детский тренер. - 2011. - С. 71-74.
28.Зекрин Ф.Х. Обоснованность физиологической направленности
применения средств специальных тренировочных воздействий в подготовке дзюдоистов 15-18 лет [Текст]/Ф.Х. Зеркин - физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -2007. - С. 74-75.
29. Иванюженков Б.В. Координационные способности борца
[Текст]/Нелюбин В.В./Проблемы физкультурно-спортивной деятельности и подготовки физкультурных кадров. СПб,.- 2013. - С. 55-107.
30. Куванов В.А. Взаимосвязь прочности освоения двигательных действий и уровня развития координационных способностей юных борцов: [Текст]/ автореф. дис. канд. пед. наук. Санкт-Петербург.- 2015. - 24 с.
31. Куприянов Б.В. статья: Дополнительное образование и внеурочная
деятельность: проблемы взаимодействия и интеграции [Текст]/Б. В.
Куприянов //Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников». -2012. - с. 37.
32. Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической
культуры [Текст]/Ю.Ф. Курамшин - М.: Советский спорт.- 2014. - 219 с.
33. Лях В.И. Программа общеобразовательных учреждений физического воспитания учащихся 1 - 11 классов [Текст]/В.И.Лях, А.А. Зданевич - М.: Просвещение.- 2010. - 130 с.
34. Федеральный стандарт спортивной подготовки по дзюдо, приказ Минспорта России от 19.09.2012 N 231.