Введение 3
Глава 1. Современная поэзия в актуальном литературоведении 6
1.1. Современная поэзия: основные подходы к определению понятий 6
1.2. Представители поэзии постсоветского периода: биографическая справка и
основные этапы творчества 13
1.2.1. Алексей Петрович Цветков (1947 - 2022 гг.) 13
1.2.2. Евгений Абрамович Бунимович (р. 1954 г.) 18
1.2.3. Мария Михайловна Степанова (р. 1972 г.) 23
Глава 2 Современная поэзия в контексте классической и авангардной поэтической традиции 28
2.1. Поэзия А.П. Цветкова 28
2.2. Поэзия Е.А. Бунимовича 32
2.3. Поэзия М.М. Степановой 37
Глава 3. Изучение современной поэзии в системе школьного образования... 43
3.1. Обзор методического опыта по изучению современной поэзии в школе .. 43
3.2. Методические возможности изучения современной поэзии на уроках
внеклассного чтения 46
Заключение 53
Список использованных источников 55
Приложение 60
С 2021 года в действующем ФГОС обозначили требование к знанию современных художественных произведений обучающимися [ФГОС, 2021, с. 61]. В кодификаторах к ЕГЭ и ОГЭ обозначаются проза и поэзия второй половины XX - начала XXI веков. Однако рамки «современной поэзии» ограничиваются в школьном курсе именами Евтушенко, Бродского, Вознесенского и другими представителями старшего поколения.
Автор работы обращает внимание на современную литературу, а именно на поэзию постсоветского периода. Для анализа выбраны лирические произведения, потому что благодаря таким малым формам возможно обширно показать тематическую и проблемную сторону современного литературного процесса.
Цель выпускной квалификационной работы - анализ современной поэзии в контексте литературной поэтической (классической и авангардной) традиции и разработка методических возможностей для изучения современной поэзии на уроках литературы в средней школе.
Для реализации поставленной цели формируется круг задач:
1. обобщить основные подходы к определению современного литературного процесса в России;
2. выявить основные черты поэтического творчества А.П. Цветкова, Е.А. Бунимовича, М.М. Степановой;
3. провести анализ лирических текстов в контексте литературной традиции;
4. определить место современной литературы в системе школьного образования;
5. обозначить критерии отбора произведений для анализа в рамках школы;
6. разработать конспект внеурочного занятия по теме «Метапоэтика в современной поэзии».
Объект исследования - современная поэзия постсоветского периода.
Предмет исследования - особенности художественной рецепции современной отечественной поэзии в контексте классической и авангардной поэтической традиции; методические возможности изучения современной отечественной поэзии в средней школе.
Изучение современной поэзии в рамках школы сопровождается рядом проблем, которые четко определяет Т.Г. Кучина. К организационным трудностям относится прежде всего малое количество учебного времени, которого не хватает на внепрограммные произведения, к литературоведческим - отсутствие аналитических разборов современных текстов и методических разработок, которые можно было бы использовать на занятии. Кроме того, некоторые учителя признают, что для них самих иногда трудно понять нестандартные (с их точки зрения) художественные произведения, заинтересовавшие обучающихся. Последняя проблема заключается в выборе стихотворений для школьного урока. [Кучина, 2019, с. 115].
По этой причине материалом для исследования послужили лирические произведения постсоветского периода следующих авторов: Алексея Петровича Цветкова («Шекспир отдыхает» 2006; «смерть дидоны», 2014), Евгения Абрамовича Бунимовича («Когда заасфальтировали небо», 2014), Марии Михайловны Степановой («Песни северных южан», 2001; «Лирика, голос», 2010).
Основными методами, использованными в работе, являются интертекстуальный анализ и синтез, компаративный анализ, смысловой анализ, а также метод наблюдения...
Цель, поставленная в начале работы, достигнута посредством анализа лирики в контексте литературной традиции и проведения внеурочного занятия по литературе в 9 классе. Результаты рефлексии показали: для школьников открылось понятие «метапоэтика»; многие испытали трудности во время анализа произведений; в равной степени заинтересовало творчество предложенных авторов; 100% обучающихся захотело узнать о современной поэзии более подробно.
Исследование особенностей современного литературного процесса, в частности, творчества конкретных поэтов в контексте литературной традиции в перспективе преподавания их произведений в школе, приводит к следующим обобщениям и выводам теоретического и эвристического характера:
1. Современный литературный процесс - это мозаика различных направлений, что напоминает ситуацию в начале ХХ века. Авторы одновременно работают в рамках таких направлений, как постмодернизм, концептуализм, постакмеизм, метареализм и др. Современная поэзия характеризуется экспериментальностью, интертекстуальной насыщенностью, реконструкцией метрической структуры.
2. В творчестве А.П. Цветкова выделяется 4 этапа. В лирике модернизируются синтаксис и пунктуация текста. Его стихотворения - поток сознания, непрекращающаяся работа мысли. Лирического героя интересуют общефилософские вопросы смерти и вечной жизни, преодоления категории времени человеческим сознанием, темы богоискательства и богоборчества. Поэт обращается к античным мотивам, образам, сюжетам (в этом аспекте творчество сопоставимо с произведениями И.А. Бродского). В новом ключе открывается метапоэтическая природа творчества: интерпретация традиционного для классической лирики комплекса представлений о поэте-пророке снижает его предназначение в современном обществе.
3. Е.А. Бунимович - поэт-иронист, чья лирика отличается ироническим стилем, игрой со словом и структурой, в некоторых текстах выявляется основная черта метареализма - использование метаболы. Творческий путь условно делится на два этапа. Лирический герой Бунимовича смотрит на мир и себя иронично, специально подчёркивает свою простоту, асоциальность и даже никчемность, как поэта, чем располагает. Однако одновременно с этим он рассуждает о вопросах бытия. Кроме того, автор является преемником авангардного искусства начала 20 века (кубофутуристов). Сходства обнаруживаются на различных уровнях поэтики: метрическом, языковом (лексика, синтаксис), тематическом. Метапоэтика заключается в понимании творчества как средства ухода от обыденной реальности и ироническим отношением к поэтическому наследию.
4. Поэтическое наследие М.М. Степановой принадлежит постсоветскому периоду. Говорящий в произведениях скрыт, тяжело подается идентификации. Стихотворения отличаются синтезом лексики, варьированием метра и рифмы в рамках одного текста, а также использованием приёма остранения. В поэзии поднимаются темы социального насилия, исторических травм, личной и общественной идентичности. Ключевой является тема памяти, которая проходит через все творчество автора. Поэт обращается к традиции памятника в различных вариантах: отвергает идею вечного, утверждает тему смерти - в одном, увековечивает выражение любви через поэзию - в другом. Сравнение фольклорной поэтики с творчеством М.И. Цветаевой указало на распад традиционных, устоявшихся в народе ценностей: уходит понимание женщины как богородицы, разрушается концепт счастливого дома и святой Родины.
Перспектива дальнейшей работы состоит в более детальном анализе творчества перечисленных авторов и составлении антологии «Современная поэзия в школе». Планируется разработать конспекты 3 занятий - по одному на творчество каждого изучаемого поэта. Таким образом, обучающимся представится возможность не поверхностного знакомства с современным литературным процессов, а более детального рассмотрения лирики трёх авторов.
1. Абдуллаев Е. Десятилетие поэзии — или прозы? // Вопросы литературы. 2013. № 12. С. 216-240.
2. Автухович Т. Е. Прекрасное и безобразное в лирике М. Степановой. Гродно: изд. Грод. гос-ный универ. им. Я. Купалы. 2018. С. 205-220.
3. Беляева Н. В. Взгляд на современную поэзию // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2009. №. 2. С. 111-126.
4. Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб.: Паритет,
2007. 320 с.
5. Бродский И. А. Малое собрание сочинений. СПб.: Азбука, 2022. 880 с.
6. Бунимович Е. А. Когда заасфальтировали небо. М.: Время, 2014. 208 с.
7. Бунимович Е. А. Поэзия. Нина Искренко. Я просто буду рядом. Вступительное слово Евг. Бунимовича // Арион. 1995. № 2.
8. Бунимович Е. А. Стихи. М.: Союз писателей Москвы, 2008. 31 с.
9. Вестстейн В. Г. Как назвать “говорящего” в стихотворении? (“поэт”, “лирический субъект”, “лирическое ‘я’”, “лирический герой” и другие термины, применяемые в анализе лирической поэзии) // Russian Literature. 2019. № 109-110. С. 31-46.
10. Гайнутдинова А. Р. Элективный курс по современной поэзии как основа для развития полилингвальности // Филология и культура. 2019. №. 3 (57). С. 212-217.
11. Гаспаров Б. М. Из наблюдений над мотивной структурой романа МА Булгакова «Мастер и Маргарита» // Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: Очерки по русской литературы XX века. М.: Наука, 1994. С. 28-82.
12. Гинзбург Л. Я. О лирике. Л.: Советский писатель, 1974. 408 с.
13. Голубева А. «Наедине с книгой»: портрет одного автора - Мария Степанова // Псковская областная универсальная научная библиотека. 15 февраля 2019. URL: https://pskovlib.ru/novosti/8774-naedine-s-knigoj-portret- odnogo-avtora-mariya-stepanova (дата обращения: 16.04.2024).
14. Гутрина Л. Д. Физиология, история и поэзия: творчество Марии Степановой на уроках литературы в старших классах // Филологический класс. 2016. №. 3 (45). С. 49-53.
15. Загребская Н. Алексей Цветков // 24 СМИ. 5 июня 2022. URL:
https://24smi.org/celebrity/210643-aleksei-tsvetkov.html (дата обращения
15.03.2024)...66