ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ НА ПРИМЕРЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 7
1.1. Сущность понятий «представление» и «добро» 7
1.2. Особенности формирования представления о добре у второклассников 13
1.3. Формы и методы формирования представлений о добре у
второклассника на основе иллюстрации русской народной сказки 19
Выводы по первой главе 28
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ДОБРЕ У ВТОРОКЛАССНИКОВ НА ОСНОВЕ
РИСОВАНИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ РУССКОЙ НАРОДНОЙ СКАЗКИ 30
2.1. Организация и планирование констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 35
2.3. Тематический план занятий, направленных на формирование представлений о добре у второклассников посредством иллюстрации русской
народной сказки 42
Выводы по второй главе 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 60
Современный этап экономического и информационного развития породил увеличение скорости распространения процесса глобализации. Ситуация развития процесса глобализации в нынешнем мире стала неизбежной. С одной стороны глобализация дает возможность культурного обмена между людьми и странами, наличие единого научно- информационного пространства. С другой стороны стираются границы национальной идентичности, наблюдается упадок общего уровня нравственности и культуры, происходит расслоение общества на социальные и экономические слои населения. Особенно остро стоит ситуация воспитания подрастающего поколения, обучающиеся теряют нравственные ориентиры и в школе все чаще можно встретить жестокость и насилие, поэтому проблема нравственного воспитания становится все более актуальной.
В связи с серьезными изменениями в культурном и моральном облике общественного сознания, современные государственные стандарты призывают к развитию общей культуры в обществе. Школа и общество неотделимы. Общество живет и развивается так, как оно учится. И учится так, как оно хочет жить, путем повышения уровня нравственности у обучающихся [10]. На сегодняшний день итоговым продуктом школы выступает не столько обучение навыкам и умениям по общеобразовательным предметам, сколько процессу развития самостоятельной,
высоконравственной целостной личности обучающихся.
Развитие морально-нравственных ценностей происходит под влиянием множества факторов, таких как семья, формальное и не формальное общение, средства массовой информации, телевидение, интернет. Но наиболее упорядоченно и последовательно этот процесс происходит в условиях контроля со стороны системы общего образования. Поэтому правительством Российской Федерации было принято изменение курса развития системы образования в сторону духовно-нравственного воспитания. Так, к примеру, в приказе о концепции художественного образования сказано: «Реализация Концепции станет основой для духовного возрождения России, укрепления ее статуса в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры и искусства, развития человеческой индивидуальности, включая социально-культурную и творческую стороны личности» [18].
Формирование знаний о морально-нравственных ценностях важно и потому, что они не только информируют младших школьников о нормах поведения, утвержденных в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм, принятых в обществе, о влиянии совершенного обучающимся поступка на окружающих его людей. Вот поэтому все идеалы, признаваемые обществом, должны стать внутренней установкой человека, которая служит главным поведенческим регулятором, помогая различать добро и зло.
В начальной школе закладывается фундамент нравственных знаний и представлений. Именно в начальной школе происходит становление осознанного поведения обучающихся, основанного на полученных в школе знаниях о морали и нравственности. Одним из средств формирования нравственных представлений выступает занятие изобразительной деятельностью. Более того, предметы художественного цикла признаны наиболее действенными в процессе духовно-нравственного развития личности.
Актуальность проблемы определила выбор темы исследования «Иллюстрация русской народной сказки как средство формирования представлений о добре у второклассников»
Цель исследования: определить актуальный уровень сформированности представлений о добре у второклассников, разработать серию занятий на основе иллюстраций русской народной сказки и предложить методические рекомендации для педагогов...
Изучив психолого-педагогическую литературу по теме формирования представления о добре у второклассников, можно сделать выводы, что данная проблема актуальна, и рассматривается различными педагогами и психологами как А.А. Гусейнова, Л.С. Выготский, Е.В. Михайлова,
Н.П. Шитякова, Ю.В. Новиков.
Сформированные в начальной школе знание о добре влияют на морально-нравственные установки обучающихся и способствуют формированию здоровой и морально развитой личности.
Формировать нравственные нормы можно разными методами и способами, например методом убеждения, этической беседой или методом примера. В современной системе школьного образования важное место занимает воспитание духовно-нравственной личности обучающегося. Для реализации концепции гуманного образования, в учебной программе закреплены предметы художественно-литературного цикла: литература, музыка, изобразительное искусство. Также в учебный план вводятся новые предметы «Родной язык», «Родная литература», «Литературное чтение на родном языке», «Основы религиозной культуры и светской этики». На уроках по этим предметам идет наиболее эффективное воздействие на формирование духовно-нравственной и целостной личности обучающегося, развитие в нем качеств, необходимых для реализации в современном мире.
Для выявления уровня сформированности представлений о добре были подобраны критерии исследования и диагностический комплекс:
I Знание о понятии «добро». (Анкета « Нравственные понятия» Т.В. Павлова).
II. Отношение к понятию «добро». (Методика «Сюжетные картинки» Р.Р. Калининой ).
III. Способность к проявлению доброго поступка. (Адаптированный вариант теста «размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым); Методика «Рукавички» (Г.Л. Цукерман)(предназначена для детей 1 - 2 класса)).
Анализ результатов констатирующего эксперимента показал, что актуальный уровень сформированности представления о добре у большинства второклассников - средний с тенденцией к низкому. Полученные данные являются основой для разработки серии занятий, направленных на формирования представления о добре, на уроках рисования иллюстраций русских народных сказок.
Нами были предложены методические рекомендации, которые включали следующие пункты:
• Использование комплекса различных форм подачи информации (чтение сказки, обсуждение, иллюстрация, рефлексия).
• Необходимо правильно подбирать материал для занятий из учета индивидуальных и возвратных особенностей второклассников.
• Подготовка занятия и подбор материала должен осуществляется заблаговременно.
1. Алуева М.А. Специфика иллюстрирования детской
художественной книги в контексте ее интеграции с детской литературой и педагогикой детского чтения // Историческая и социально-образовательная мысль. 2010. №31. С. 21- 22.
2. Апресян Р.Г. Этика: учебник. Москва: Кнорус, 2017. 356 с
3. Балина Т.Г. Возможности художественно-творческих технологий
духовного воспитания в системе художественного образования педагогика искусства [Электронный ресурс] / Педагогика искусства: электрон.научн. журн. № 2, 2016. URL: http ://www. art-education. ru/electronic-
journal/vozmozhnosti-hudozhestvenno-tvorcheskih-tehnologiy-duhovnogo- vospitaniya-v (дата обращения 16.11.2019)
4. Белова А.С. Межкультурный диалог и духовно-нравственное развитие личности средствами искусства [Электронный ресурс] / Педагогика искусства: электронный научный журнал №4. 2011. URL: http://www.art- education.ru/electronic-journal/mezhkulturnyy-dialog-i-duhovno-nravstvennoe- razvitie-lichnosti- sredstvami. (дата обращения 16.11.2019)
5. Большой энциклопедический словарь / Ред. А. М. Прохоров . 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. 1456 с.
6. Боякова Е.В. Представления педагогов искусства о современных
детях и преподавании предметов эстетического цикла [Электронный ресурс] / Педагогика искусства: электрон.научн. журн. №2. 2012. URL:
http: //www.art-education.ru/electronic-j ournal/predstavleniya-pedago gov- iskusstva-o-sovremennyh-detyah-i-prepodavanii-predmetov. (дата обращения
14.11.2019)
7. Брудный А.А. Понимание и общение. М.: Знание, 1989. 64 с.
8. Бычков М. А. Иллюстрации и книги. СПб.: М.: Речь, 2017.
9. Волков Б.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебное посо-бие. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Кнорус, 2016. 348 с.
10. Временный научно-исследовательский коллектив "Школа" концепция общего среднего образования [Электронный ресурс] / URL:http://www.bimbad.ru/docs/conception of general education 1988.pdf. (дата обращения 17.11.2019)
11. Выготский Л.С. Психология. М.: Изд-во Эксмо-Пресс, 2000. 1008 с.
12. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.
13. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. 512с.
14. Герцог Г.А. Основы научного исследования: методология, методика, практика: учебное пособие / Г.А. Герцог. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2013. 208 с.
15. Гонина О.О. Психология младшего школьного возраста: учеб. Пособие. 2-е изд., стер. : ФЛИНТА; Москва; 2015 [Электронный ресурс] / URL: http://www.litres.ru/pages/biblio book/?art=11645659 (дата обращения 16.11.2019)...60