Введение 3
Глава 1 Использование технологии проектного обучения иностранному
языку в педагогической практике 7
1.1. Сущностная характеристика проектной методики и условия её
эффективности 7
1.2. Цели и содержание обучения ИЯ на начальном этапе 14
1.3. Основные требования к проектному обучению и виды проектов ... 18
1.4. Показатели готовности учащихся начальной школы к проектной
деятельности 24
Выводы по главе 1 27
Глава 2 Использование проектной методики в обучении английскому языку во 2 классе 30
2.1. Анализ УМК Биболетовой М.З. «Enjoy English-2» на предмет
использования проектной методики 30
2.2. Экспериментальное обучение английскому языку учащихся 2
класса в рамках проектной методики 31
Выводы по главе 2 45
Заключение 46
Глоссарий основных терминов 48
Список использованных источников и литературы 50
В настоящее время происходит стремительное изменение социальноэкономической ситуации в мире в целом и в России в частности: повышается конкурентоспособность экономики, улучшается качество жизни населения за счет развития производства, образования, науки, культуры, общественных отношений. В результате этих изменений, а также в условиях активного межнационального сотрудничества стран требования к выпускнику школы возрастают.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности учащегося были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка ( ИЯ ).
Реформирование школьного образования и внедрение новых педагогических технологий в практику обучения следует рассматривать как важнейшее условие интеллектуального, творческого и нравственного развития учащегося. Именно развитие становится ключевым словом педагогического процесса, сущностным, глубинным понятием обучения.
ИЯ, как учебный предмет, обладает большими возможностями для создания условий культурного и личностного становления школьников. Социальный заказ общества в области обучения ИЯ выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика. Поэтому не случайно, что основной целью обучения ИЯ на современном этапе развития образования является личность учащегося, способная и желающая участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности.
Задача, стоящая перед школой, заключается в первую очередь во внедрении и эффективном использовании новых педагогических технологий, какой является проектная методика
Метод проектов получил широкое применение в педагогике двадцатого века и продолжает оставаться предметом исследований многих ученых и научных деятелей, освещающих различные аспекты этого метода: Бехтеновой Е.Ф., Евдокимовой Е., Березиной Т.В., Гребенниковой О.А., Полат Е.С., Малой В.В. и многих других.
Значительное количество исследований посвящено использованию метода проектов в обучении иностранным языкам.
Актуальность выбранной темы обусловлена, в первую очередь, недостаточным исследованием условий и факторов эффективности использования проектной методики в обучении иностранному языку. Кроме того, изучение проектной методики является необходимым для её эффективного использования в будущей педагогической деятельности автора.
Новизна темы исследования заключается в использовании метода проектов на начальном этапе обучения учащихся школы английскому языку. В настоящее время имеется ряд работ, посвященных изучению использования метода проектов в обучении старших школьников, тогда как нам видится эффективным применение данной методики уже в начальных классах.
Объектом исследования является процесс обучения английскому языку учащихся начальных классов.
Предметом исследования выступает проектная методика на уроках английского языка.
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и апробировать проектную методику в системе учебных и внеучебных занятий доказать эффективность её использования при обучении ИЯ в младших классах средней общеобразовательной школы.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть различные подходы в понимании сущности метода проектов в процессе его становления;
2) описать сущностную характеристику метода проектов, требования к его применению и классифицировать виды проектов;
3) выявить особенности использования метода проектов при обучении иностранным языкам и условия его эффективности;
4) определить специфику применения метода проектов в обучении английскому языку на начальном этапе обучения;
5) разработать проекты обучения умениям говорения на английском языке у учащихся начальных классов и апробировать их на практике с учащимися второго класса СОШ.
Гипотеза исследования заключается в том, что использование метода проектов на уроках английского языка в начальных классах позволит не только сформировать необходимые базовые умения говорения на английском языке, но и вызовет устойчивый интерес к английскому языку как к учебному предмету, снизив риск формирования «языкового барьера».
Теоретическая значимость исследования заключается в выявлении специфики и условий эффективного использования проектной методики в работе с учащимися начальных классов, а также в расширении методического арсенала будущего преподавателя английского языка.
Практическая ценность данного исследования заключается в разработке и апробировании проектной методики обучения английскому языку учащихся начальных классов, которая может быть использована в дальнейшем учителями английского языка в своей практике.
Методы исследования:
1) теоретический анализ лингвистической, психологической,
педагогической и методической литературы по теме исследования;
2) анализ учебников и учебных пособий по обучению английскому языку на начальном этапе обучения в СОШ;
3) беседа, анкетирование, наблюдение за учебным процессом учащихся второго класса СОШ с целью проверки эффективности разработанных проектов;
4) эксперимент для проверки гипотезы.
Структура исследовательской работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, выводы по каждой главе, заключение, список использованных источников и приложения.
В ходе написания данной работы получил подтверждение тот факт, что использование проектной методики на уроках иностранного языка является эффективной и целесообразной педагогической технологией. Проектная методика позволяет развить у школьников самостоятельность, творческие способности.
Формирование многих качеств личности происходит на начальном этапе образования. В связи с этим, повышается внимание к школе как к институту социального развития и основной из главных задач современного образования становится формирование смело и свободно мыслящего человека, который обладает широкими и глубокими знаниями, постоянно пополняющимися и расширяющимися.
Однако в сегодняшней школе отмечается недостаток внимания к функциям, развивающим учебные и творческие способности личности. Решением данной проблемы становится внедрение передовых образовательных технологий в современное образовательное пространство. Таковой технологией, на наш взгляд, является метод проектов,
Метод проектов не только выступает инновационной педагогической технологией обучения и альтернативой традиционной классно-урочной системе, но и представляет собой естественный компонент учебного процесса, где учитель выполняет роль помощника, наблюдателя, источника информации и координатора деятельности учащихся, которая основывается целиком и полностью на групповом взаимодействии.
Цель исследования состояла в теоретическом обосновании, разработке и внедрении проектной методики в систему учебных и внеучебных занятий. Доказательстве эффективности использования проектной методики при обучении ИЯ в младших классах средней общеобразовательной школы.
Для достижения данной цели нами были рассмотрены различные подходы в понимании сущности метода проектов; описана сущностная характеристика метода проектов, классификация проектов и требования к его применению; выявлены особенности использования метода проектов; определена специфика применения метода проектов в обучении английскому языку на начальном этапе обучения; проанализирована научно методическая литература. Для выявления эффективности данной педагогической технологии был проведен эксперимент, состоящий из трех этапов. Эксперимент включал в себя проекты обучения умениям говорения на английском языке у учащихся второго класса СОШ.
Проведенный эксперимент показал, что, несмотря на точку зрения многих методистов, согласно которой метод проектов наиболее эффективен на старшей ступени обучения, использование проектной методики в работе с учащимися начальной школы также позволяет добиться высоких результатов. По итогу проведённой работы мы установили, что применение метода проектов при обучении иностранному языку способствует:
• стимулированию мотивации учеников на приобретение знаний;
• лучшему запоминанию как изученной, так и недавно приобретённой лексики.
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что поставленные в исследовании задачи выполнены, цель нами достигнута.
1. Агапова И.А. Спортивные праздники. вып. 9: сценарии, игры, сказки, эстафеты для детей 5-10 лет: пособие для воспитателей, методистов, психологов и музыкальных руководителей детских дошкольных учреждений, групп продленного дня, для педагогов курсов подготовки детей к школе, а также для родителей / И.А. Агапова, М.А. Давыдова.— М. : Либерия- Бибинформ, 2009.— 111 с.
2. Биболетова М.З. Enjoy English -2 : Учебник англ. яз. для нач. шк / М.З.Биболетова, О.А.Денисенко, Н.В.Добрынина, Н.Н.Трубанева .— Обнинск : Титул, 1998 .— 224 с.
3. Биболетова М.З. Книга для учителя с поурочным планированием к учебнику анл. яз. для нач. шк. "Enjoy English"-2 .— 2-е изд., перераб. и доп.
• Обнинск : Титул, 1998 .— 64 с.
4. Бурлакова И.И. Проект: " Научно-практическая конференция на английском языке"/ И.И. Бурлакова// Иностранные языки в школе: Науч.- метод. Журнал / МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ; Методическая мозаика; Н.П. Каменецкая .— М., 2009 .— № 1 .— С. 37-40.
5. Василевич А.П. Учим детей английскому языку/ А.П. Василевич// Иностранные языки в школе: научно-методический журнал/ учредители: Министерство образования Российской Федерации, ООО "Методическая мозаика"; гл. ред. Н.П. Каменецкая.— М., 2009.— № 4. - С. 75-80.
6. Васильев В. Проектно-исследователькая технология: развитие мотивации /В.Васильев // Народное образование. - 2000. - № 9. - С. 177-180.
7. Венедиктова С.Л. Проектная деятельность учащихся на уроках немецкого языка / С.Л. Венедиктова // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 1.
• С. 11-14.
8. Витлин Ж.Л. Эволюция методов обучения иностранному языку в XX веке / Ж.Л. Витлин // Иностр. языки в школе. - 2001. - № 2. - С. 23-29.
9. Владыко О.А. Проектная методика - эффективное средство организации творческой и учебной деятельности на уроке иностранного языка// Иностранные языки в школе: научно-методический журнал/ учредители: Министерство образования и науки Российской Федерации [и др.]; гл. ред. Н.П. Каменецкая.— М. — 2007.— № 4 .— С. 60-63.
10. Волков Б.С. Возрастная психология : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям : в 2 ч. / Б. С. Волков Н.В. Волкова ; под ред. Б.С. Волкова .— М.: Владос, 2008.
11. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. - М.: Академия, 2004. - С.275.
12. Даниленкова Г.Г. Педагогическое проектирование учебного процесса / Г.Г. Даниленкова // Сб. научн. ст. / Калинингр. ун-т. - 2000. - С. 25-27.
13. Кулинич Г.Г. Предметные недели и открытые уроки английского языка: 2 - 4 классы: учебно-методическое пособие / М.: ВАКО, 2010. -222 с.
14. Мухина В.С. Возрастная психология: феномен развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2002.
15. Нехорошева А.В. Из опыта работы по проектной методике / А.В. Нехорошева // Иностр. языки в школе. - 2002. - № 1. - С. 18-21....34