ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНГЛИЙСКОГО И ФРАНЦУЗСКОГО
ПРОСВЕЩЕНИЯ XVII-XVIII В 9
Просвещение в Англии XVII века 14
Просвещение во Франции XVIII века 20
ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В АНГЛИИ,
ФРАНЦИИ И АМЕРИКЕ 28
Изменения в Англии в конце XVII века 28
Изменения в Америке. Образование США 34
Изменения во Франции в конце XVIII века 41
ГЛАВА III. ПРОБЛЕМА ВНЕДРЕНИЯ И РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТИВНЫХ
КУРСОВ В ШКОЛАХ 44
Элективный курс. «Эпоха Просвещения» 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Приложение А 67
Приложение Б 69
Приложение В 70
Приложение Г 71
Влияние идей эпохи «Просвещения» на дальнейшее изменение социально-политической структуры стран Западной Европы и Америки неоспоримо огромно, но слабое изучение данной эпохи в школах, а именно в 8 классе, ставит перед нами проблему: разработка и апробирование элективного курса “Эпоха Просвещения”, который сможет объяснить ученикам дальнейшие изменения в странах Западной Европы и Америки.
Практический и теоретический интерес к теме достаточно высок, так как изучение эпохи «Просвещения» в целом, а именно, французской и английских школ, дает нам широкую и развернутую картину причинно - следственных связей в направленности дальнейшего политического и социального переустройства многих европейских стран. Применение на практике элективного курса «Эпоха Просвещения» для 8 класса, представленного в третьей главе исследовательской работы, будет способствовать развитию у учащихся предметных и метапредметных связей; выработке критического мышления при работе с различными историческими источниками; формированию самостоятельных выводов и оценок учениками, согласно требованиям ФГОС и ИКС.
Межпредметная значимость изучения «Эпохи Просвещения» огромна, особенно для обществознания. Те общественные нормы, которые мы считаем незыблемыми в современном мире, такие как естественные права, народный суверенитет, теория общественного договора, разделение властей на судебную, административную и исполнительную, подотчетность власти гражданам, понятие гражданского общества, появляются именно в Эпоху Просвещения. Изучение данного периода истории позволяет нам дать знания детям об основах политологии и социологии.
Первые две главы данной работы являются основным содержанием элективного курса для 8 класса. В третьей главе приведен анализ имеющего материала по «Эпохе Просвещения» в школьных учебниках, рекомендованных Министерством образования, и проблематика внедрения и разработки элективных курсов в школах.
Объектом исследования являются социально-политические идеи и теории просветителей в Англии и Франции, а также их влияние и воплощение в Англии, Франции и Северной Америке.
Предметом работы является разработка элективного курса “Эпоха Просвещения” для учеников 8-х классов средней школы.
Целью исследования является разработка содержания занятий элективного курса.
Для выполнения цели исследовательской работы были поставлены следующие задачи:
1. Отобрать работы «просветителей» из Англии и Франции, для анализа и доказательства влияния Эпохи Просвещения на социальнополитические изменения в странах Западной Европы и Северной Америки.
2. Классифицировать и охарактеризовать причины и последствия социально-политических изменений в странах Западной Европы и Северной Америки, для дальнейшего преподавания.
3. Разработать программу элективного курса «идеи
«просветителей»», которая будет направлена на углубленное изучение политического, социально-экономического изменения в ряде стран Европы и Америки.
В соответствии с целями и задачами определена структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, приложения, в котором представлена рабочая программа элективного курса. Первая глава освещает идеи просветителей в Англии, Франции. Вторая глава посвящена анализу социально-политических изменений в Англии, Франции и Америке, на которые в значительной степени повлияли идеи Просвещения. Две революции в Англии в XVII веке, Великая Французская Революция и Американская революция. Третья глава посвящена проблеме организации и внедрения элективных курсов в школе и представляет методическую разработку курса.
...
При проведении исследовательской работы по влиянию идей Просвещения на социально-политические изменения в странах Западной Европы, а именно Англии и Франции, а также в Северной Америке, были отобраны работы английских и французских просветителей, для анализа их влияния на последующие изменения в вышеперечисленных странах. При исследовании Эпохи Просвещения, была выявлена взаимосвязь структурных изменений в Англии, Франции и Америке с мировоззрениями просветителей.
В соответствии с задачей исследовательской работы, были отобраны работы таких просветителей, как Томас Гоббс, Джон Локк, Дени Дидро, Вольтер, Монтескье, Руссо, для анализа их влияния на социальнополитические изменения в Англии, Франции и США. Основные теории, которые были рассмотрены в работе: теория естественного права, теория общественного договора, теория народного суверенитета, теория разделения властей, теория «просвещенного» абсолютизма. Все эти учения говорили о закреплении либерально-демократических норм в обществе; образовании светского государства, посредством отделения религии от правительства; уничтожению сословного строя старой феодальной эпохи; уравнению прав граждан; внедрению всеобщего избирательного права и разделения ветвей власти; узаконивание частной собственности.
В Англии происходят следующие социально-политические изменения: образование новой формы государственного управления - конституционной парламентской монархии; оформление двухпалатного парламента с двумя противоборствующими партиями (тори и виги); избирательное право собственниками представителей в Палату общин; оформление нового класса «джентри», усиление позиций торгово-финансовой буржуазии. Наибольшее влияние на эти изменения оказали идеи естественного права и общественного договора Джона Локка.
В США социально-политические изменения представлены: образование нового суверенного государства - США с федеративным устройством и президентской республикой, и разделением властей. Принятие прогрессивной Конституции, которая объявляла суверенитет народа. Появление избирательного права у собственников. Закрепление на законодательном уровне социальных и политических прав и свобод. Наибольшее влияние на эти изменения оказали идеи естественного права Джона Локка, теория общественного договора Томаса Гоббса, теория разделения властей Монтескье, теория народного суверенитете Руссо.
Во Франции социально-политические изменения были следующего характера: ликвидация Старого порядка, с его феодальными традициями, сословным строем и привилегиями. Образование Первой республики с всеобщим избирательным правом у всех мужчин с 21 года, за исключением прислуги. Законодательное закрепление либерально-демократических прав и свобод. Объявление всеобщего равенства в правах. Наибольшее влияние на эти изменения оказали теория естественного права Джона Локка, теория разделения властей Монтескье, теория народного суверенитета Руссо, теория «просвещенного» абсолютизма Вольтера.
В XVII-XVIII веках в одно время с Эпохой Просвещения происходят колоссальные социально-политические изменения в странах Европы и Северной Америки. Причинами этих структурных изменений послужили работы просветителей, которые напомнили людям об их «естественном состоянии» и «естественных правах». Заново открыли людям справедливые формы правления в государстве и указали на абсурдность сословности.
Данная работа является основой для элективного курса для школьников 8 класса, которая охватывает не только изучение исторических событий, но и развивает понимание основ политологии и социологии, которые включены в курс обществознания. Методика преподавания данного курса подобрана с учетом возрастных особенностей учащихся: объяснительно-иллюстративная, репродуктивная, проблемная,
исследовательская, частично-поисковая.
1. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 8 класс. Учебник. М. 2016 - 176 с.
2. Боголюбов Л.Н. Обществознание. 9 класс. Учебник. М. 2014 - 208 с.
3. Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. Инфа-М, 2018.
4. Бовыкин Д.Ю. Всеобщая история. Новое время. 8 класс. Учебник. 2021. 112 с.
5. Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М., Киев, 1994. 704 с.
6. Вольтер Ф.-М. Простодушный. Вита-Нова, 2009. 256 с.
7. Вольтер Ф.-М. Философские письма. АСТ. 2011. 752 С.
8. Вольтер Ф.-М. Кандид или оптимизм. Эксмо-Пресс. 2018. 244 С.
9. Вольтер Ф.-М. Философский словарь. Мир книги. 2006. 368 С.
10. Воронина Г.А. Элективные курсы. Алгоритмы создания. Примеры программ. Практическое руководство для учителя. Айрис-Пресс. 2006. 128 с.
11. Гоббс Т. Левиафан. Рипол-Классик, 2017. 624 С.
12. Декларация прав человека и гражданина. 1789. URL:// https://www.concourt.am/hr/rus/un/6 5.htm (дата обращения: 05.07.2021)
13. Дидро Д. Племянник Рамо. 1956. 104 с.
14. Дидро Д., Д’Аламбер Ж.Л. Энциклопедия, или Толковый словарь наук,
искусств и ремёсел. Избранные статьи. URL://
http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/Encycl/index.html (дата посещения: 17.09.2021)
15. Загладин Н.Г. Всеобщая история. История Нового времени. 8 класс. Учебник. 2018. 248 с.
... всего 63 источников