Введение 3
Глава 1. Теоретические основы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании 6
1.1 Психолого-педагогические основания использования информационно¬коммуникационных технологий в образовании 6
1.2 Стандартизация процессов в школьном образовании
15
1.3 Информационно-коммуникационные технологии в формировании
образовательных результатов школьников (на примере образовательных областей «физика» и «технология») 20
Выводы по первой главе 27
Глава 2. Разработка методических рекомендаций по использованию интерактивной доски в образовательном процессе 30
2.1. Методические рекомендации для использования интерактивной доски в
образовательном процессе по дисциплине «Технология» 30
2.2. Методические разработки учебных занятий по физике и технологии с
использованием интерактивной доски в образовательном процессе 60
2.3 Образовательные результаты внедрения интерактивной доски в
образовательный процесс 70
Выводы по второй главе 75
Заключение 76
Библиографический список 79
Российское общество, благодаря процессу информатизации образования, культуры и других отраслей жизнедеятельности человека достаточно быстро продвигается в современных инновационных направлениях. Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к современному образованию, так как переход российского образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) связано с повышением уровня информатизации всей системы образования. В соответствии с этим изменяются требования к выпускнику образовательной организации. Выпускник, освоивший образовательную программу общего образования, должен владеть технологиями получения информации; использования основных методов, способов и средств получения, хранения, переработки информации; быть готовым работать с компьютером как средством управления информацией; способным работать с информацией в глобальных компьютерных сетях и т.д.
В основе ФГОС основного общего образования (ООО) и среднего общего образования (СОО) лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает:
- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
- проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
- активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
- построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [28].
Чтобы реализовать системно-деятельностный подход, указанный в ФГОС, необходимо использовать информационно-коммуникационные технологии. Они являются новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка, также повышают интерес ребенка к учебе, позволяют находить источники информации, развивают дисциплину интеллектуальной деятельности, воспитывают самостоятельность при получении новых знаний [6].
Противоречия:
Требования ФГОС, Концепция технологического образования декларируют цифровизацию и применение информационно-коммуникационных технологий в образовании, однако отсутствуют необходимые условия цифровизации образовательного процесса.
Государство и общество формулируют требования к цифровизации образовательного процесса, однако существуют проблемы, затрудняющие выполнение данных требований:
- специальная подготовка учителя;
- материальная база;
- программная продукция.
Проблема состоит в отсутствии методических рекомендаций по использованию интерактивной доски в образовательном процессе.
Цель исследования: разработать методические рекомендации для учителей школы по использованию интерактивной доски в образовательном процессе...
В настоящей бакалаврской работе нами было выявлено и уточнено понятие: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.
Психолого-педагогическими основаниями использования ИКТ в образовании являются:
- выработка устойчивой мотивации и осуществления потребности в приобретении новых знаний;
- создание межпредметных связей;
- обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания.
Психолого-педагогический аспект введения ИКТ в образовательный процесс состоит:
- в выборе наиболее эффективных форм и методов получения информации;
- в повышении продуктивности учебно-воспитательного процесса в части реализации образовательных, воспитательных, развивающих задач.
Проанализированы следующие психолого-педагогические проблемы в связи с введением ИКТ в образование:
- отсутствие теории обучения и понятийного аппарата в современной информационной среде;
- отсутствие учебно-методических комплексов, позволяющих повысить эффективность обучения;
- проблема готовности к обучению ИКТ педагогов и обучающихся;
- появление побочных эффектов (отсутствие фантазии, создания собственных визуальных образов), нарушения в области психического и интеллектуального развития (снижение функционирования памяти, рост эмоциональной незрелости) от работы за компьютером [20, 21].
Анализ текста Закона «Об образовании Российской Федерации», ФГОС основного общего образования и среднего общего образования, Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации и рабочей программы по технологии 5-9 кл. В.М. Казакевич, Г.В. Пичугиной, Г.Ю. Семеновой показывает, что они описывают только требования к образовательным результатам и не дают точных формулировок основных понятий. Ориентирование в способах, формах, методах обучения основывается на декларации системно-деятельностного подхода в образовании. Формулируется требование использования ИКТ как ведущего средства обучения, играющего большую роль в образовательных программах.
Принято, что интерактивная доска является одним из эффективных инструментов, с помощью которого внедряются мультимедийные материалы в образовательный процесс. Она обладает рядом преимуществ по сравнению с меловой и маркерной доской. Выделяют следующие возможности использования инструментария интерактивной доски:
- создание разнообразных заданий, направленных на выработку устойчивой мотивации и осуществление потребности в приобретении новых знаний; создание межпредметных связей;
- обучение методам конструктивного взаимодействия и взаимопонимания.
Изучение психологических и педагогических аспектов введения ИКТ в образовательный процесс приобретает особую актуальность в настоящее время.
Разработан комплекс заданий по разделу «Технологии обработки пищевых продуктов» с использованием интерактивной доски. Данная работа может использоваться на занятиях по методике обучения технологии, в практике учителя технологии.
Задания с использованием интерактивной доски позволяют разнообразить деятельность на уроке и заинтересовать обучающихся в образовательном процессе.
Апробация методических рекомендаций «Использование интерактивной доски в образовательной области «Технология»» производилась в период педагогической практики с 01.10.2018 по 09.12.2018 в школе МАОУ «СОШ № 154 г. Красноярска». Результаты исследования изложены в статье «Интерактивная доска: приемы использования», которая была представлена на ХХ международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» на конференции «Педагог в условиях цифрового образования». Работа состоит из 2 глав, 6 параграфов, введения, заключения, библиографического списка.
Мы считаем, что задачи выполнены, цель достигнута.
1. Апатова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании. - М., 2013.
2. Горюнова М. А., Интерактивные доски и их использование в учебном процессе, Санкт-Петербург БХВ-Петербург, 2010, 336 стр.
3. Иванова О.В. Формирование профессиональных умений работы с интерактивной доской [Текст] Научно-теоретический журнал Российской академии образования «Педагогика» - 2018. № 12, стр. 54¬60.
4. Инновация нашего времени. Преимущества использования
интерактивной доски в учебном процессе. // Инфоурок. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/innovaciya-nashego-vremeni-
preimuschestva-ispolzovaniya-interaktivnoy-doski-v-uchebnom-processe- 2083957.html (Дата обращения: 10.02.2019)
5. Информационные и коммуникационные средства (ИКТ). Средства ИКТ // Студопедия [Электронный ресурс]. URL: https://studopedia.su/19_137735_informatsionnie-i-kommunikatsionnie- tehnologii-ikt-sredstva-ikt.html (Дата обращения: 11.04.2019)
6. Информационно-коммуникативные технологии в работе. // Открытый
урок. [Электронный ресурс]. URL:
https://открытыйурок.рф/статьи/639493/ (Дата обращения: 10.02.2019)
7. Информационно-коммуникационные технологии в системе образования. // Инфоурок. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-informacionnokommunikacionnie-tehnologii-v- sisteme-obrazovaniya-916893.html (Дата обращения: 10.02.2019)
8. Использование интерактивной доски в процессе обучения. // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. [Электронный ресурс].
URL: http://www.jurnal.org/articles/2012/ped9.html (Дата обращения: 10.02.2019)
9. Калитин С.В. Интерактивная доска. Практика эффективного применения в школах, колледжах и вузах, Москва, Солон-Пресс, 2013, 192 стр.
10. Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации.
11. Личностно-ориентированное обучение // nsportal.ru [Электронный
ресурс]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-
mo/2015/10/17/lichnostno-orientirovannoe-obuchenie (Дата обращения: 18.04.2019)
12. Междисциплинарная учебная программа «Формирование универсальных учебных действий».
13. Методическая разработка «Применение интерактивной доски на уроках технологии» // Инфоурок [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-primenenie-interaktivnoy- doski-na-urokah-tehnologii-1386205.html (Дата обращения: 10.04.2019)
14. Мультимедийные технологии в образовании: Инновационные технологии. Методические указания. Издательство ОмГТУ, 2010.
15. Пащенко О.И. Информационные технологии в образовании: Учебно¬методическое пособие. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун¬та, 2013. — 227 с...30