ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Сущность понятия логического мышления 8
1.2. Особенности развития логического мышления детей старшего
дошкольного возраста 19
1.3. Развивающие логические игры в развитии логического мышления
детей старшего дошкольного возраста 32
Выводы по Главе 1 44
ГЛАВА 2 ИЗУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 47
2.1 Диагностика развития логического мышления детей старшего
дошкольного возраста 47
2.2 ПРОЕКТ по развитию логического мышления детей старшего
дошкольного возраста через использование логических развивающих игр 56
Выводы по Главе 2 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
Приложение А 71
Приложение Б 73
Приложение В 77
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развития логических приемов умственных действий, учитывая потребности и интересы дошкольников.
В соответствие с современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, понимающего живое, обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления - это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее.
Повышенная познавательная активность дошкольников и тесно связанная с ней проблема развития логического мышления детей старшего дошкольного возраста является актуальной в настоящее время. В современных условиях значение компьютерной грамотности возрастает, одной из теоретических основ которой является логика. Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.
Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». ФГОС дошкольного образования в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности [49].
Кроме того, игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Развивающие логические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности. Развитие логического мышления у детей через развивающие логические игры имеет важное значение для успешности последующего школьного обучения, для правильного формирования личности школьника, что в дальнейшем обучении поможет успешно овладеть основами математики и информатики.
Особенности формирования мышления дошкольников изучали многие психологи: Л.С. Выготский, Жан Пиаже, А.Н. Леонтьев, А.А. Венгер и др.
Они считали, что возникновение мышления у ребенка представляет собой качественно новую ступень развития познания, которая характеризуется переходом от восприятия внешних признаков предметов, явлений к отражению внутренних, существенных связей и взаимосвязей между ними.
В дошкольном возрасте происходит переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и затем к логическому. Решающим условием для перехода является приобретение ребенком опыта решения задач.
Способность четко логически мыслить, ясно излагать свои мысли в настоящее время требуется каждому. В этих качествах нуждаются врач и руководитель предприятия, инженер и рабочий, продавец и юрист, и многие другие. Логическое мышление формируется к старшему дошкольному возрасту.
Именно в этом возрасте необходимо уделять больше времени для работы с детьми по развитию у них мыслительных операций. Вот почему вопросы развития мыслительных операций являются основными в подготовке дошкольников к школе.
...
Основным условием развития мышления детей является целенаправленное воспитание и обучение их. В процессе воспитания ребёнок овладевает предметными действиями и речью, научается самостоятельно решать сначала простые, затем и сложные задачи, а также понимать требования, предъявляемые взрослыми, и действовать в соответствии с ними.
Развитие мышления выражается в постепенном расширении содержания мысли, в последовательном возникновении форм и способов мыслительной деятельности и изменении их по мере общего формирования личности. Одновременно у ребёнка усиливаются и побуждения к мыслительной деятельности - познавательные интересы.
Вся жизнь дошкольника связана с игрой, поэтому, если опираться в обучении детей на их природу, на их возрастные возможности, если хотим двигаться от простого к сложному, мы должны использовать игру - как удивительный феномен детства.
Проблема развития логического мышления через развивающие игры актуальна и сегодня. Обществу требуется личность, которая бы легко осваивала современное производство, внедряла новые технологии, работала на современных компьютерах. Поэтому в первые годы жизни человека необходимо заниматься развитием его мышления, чтобы не упустить благоприятное для этого время.
В процессе изучения научной литературы выделены виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, вербально-логическое. Каждый из видов мышления формируется на основе предыдущего и не исчезает, а совершенствуется на протяжении всей жизни человека. Также определили особенности логического мышления в дошкольном возрасте и средства развития логического мышления у детей этого возраста.
Роль равивающей игры в развитии ребенка, осознавали еще в глубокой древности. И в настоящее время этой проблеме уделяется должное внимание.
Развивающая игра является одним из средств, способствующих развитию математических представлений детей, развитию логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Мыслительные операции, определенные современными требованиями, в основном усваиваются детьми, но необходима углубленная работа по развитию логических структур мышления в процессе проведения развивающих игр для более успешного их формирования.
В процессе изучения научной литературы были выявлены и раскрыты особенности развития логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста, охарактеризованы основные средства и методы их развития. На данный момент существует огромное количество
разнообразных средств и методов логических операций мышления
дошкольников. На основе этого сделан вывод о том, что развитию логических операций мышления у детей способствует применение педагогом на занятиях обучающих математических игр.
Развивающая игра имеет большое значение во всестороннем развитии воспитанников, она является нужной и неотъемлемой частью образовательного процесса в дошкольном учреждении.
В экспериментальной работе рассмотрели развивающую игру как одну из форм увеличения логических показателей мышления у детей старшего дошкольного возраста и сделали вывод о том, что применяемые нами способы формирования логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста являются эффективными.
Анализ результатов экспериментальной работы подтвердил выдвинутую нами гипотезу и позволил сформулировать следующие выводы:
Развитие логических операций мышления у детей старшего дошкольного возраста осуществляется более успешно, если:
использовать в своей работе с детьми различные виды развивающих игр, соблюдать последовательность в обучении дошкольников способам действий;
...
1. Абдулова А.Х. Формирование основ логического мышления через математические игры. Дошкольное воспитание. 2009. № 4. С. 22-23.
2. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2001.С.44-45.
3. Белошистая А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики. Курс лекций для студентов дошкольных факультетов высш. уч. завед. М.: Гуманит. изд. центр. ВЛАДОС, 2004. С. 400.
4. Белошистая А.В. Развитие логического мышления у дошкольников. Владос, 2013. С. 296-298.
5. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М:1998. С.287
6. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Математика. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. М.: ТЦ "Учитель", 2007.
7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования. М.: 1956. С.257-258.
8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М.: 2004
9. Гетманова А.Д. Логика: учебник для студентов высших учебных заведений. Омега Л, 2013. 415с
10. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозайка-Синтез, 2015. 128 с.
11. Гусев Д.А. Удивительная логика. М.: Энас Книга, 2010. 240с.
12. Гусева М.А. Дидактические игры на развитие навыков сотруднечииства у старших дошкольников. «Методист ДОУ» Выпуск 11, 2013.
13. Давидчук А.Н., Селихова Л.Г. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. 2-е изд. М.: ТЦ Сфера, 2015. 176 с.
14. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина: Изд. 3-е, переработанное. СПб.: Детство-Пресс, 2004. 244 с.
15. Ефимова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково
- словообразовательный. 2001 - 2002.
... всего 56 источников