Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Звукоцвет в текстах песен российских рок-групп «Мельница» и «Наутилуса Помпилиус»

Работа №157591

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы91
Год сдачи2021
Стоимость5550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Реферат
Введение 6
Глава 1.
1.1. Фоносемантика как наука. Информативность звуковых единиц 9
1.2. Цвет и «цветная» лексика 13
1.3. Цвет, лингвистика и психология 16
Глава 2. Звукоцветовые соответствия в песенных текстах рок-групп «Мельницы» и «Наутилус Помпилиус»
2.1. История создания группы «Наутилус Помпилиус» 20
2.2. История создания группы «Мельница» 21
2.3. Звукоцвет в песенных текстах рок-групп «Мельница» и «Наутилуса Помпилиус» . ...23
2.4. Особенности цветовосприятия. Модель Коленды 35
2.5. Выводы по второй главе 41
Глава 3. Изучение понятия «звукоцвет» в поликультурных классах 42
Заключение 55
Список литературы 60
Приложение 65

В данной магистерской диссертации рассматривается связь звука и цвета в текстах песен групп «Мельница» и «Наутилус Помпилиус».
Актуальность исследования состоит в обращении к творчеству известных российских рок-групп («Мельница» и «Наутилус Помпилиус») и объясняется, прежде всего, выразительностью и эмоциональностью песенных текстов. Творчество групп привлекает аудиторию разного возраста. Рассмотрение звукоцветовых соответствий в песенных текста групп «Мельница» и «Наутилус Помпилиус» актуально как в плане анализа выразительности самих текстов, так и в плане использования этих текстов в качестве дидактического материала в школьном курсе русского языка. Представляется, что изучение современных текстов наряду с традиционными, классическими будет наиболее интересно обучаемым.
Проблема информативности звука до сих пор является спорной в лингвистике и решается неоднозначно. Одни лингвисты (А.А. Леонтьев, А.П. Журавлев, И.Б. Голуб) утверждают, что звук имеет смысл и может передавать образы. Другие, например, Л.П. Крысин считает, что «звуковой облик слова и его содержание причинно не связаны, и в этом и состоит условность языкового знака, немотивированность значения слова его звуковой формой» [Л.П. Крысин 2004: 727].
Звуки речи не только наделены содержательностью по признаковым шкалам оценочного типа. Они еще и окрашены в нашем восприятии в различные цвета. Если фоносемантический ореол — атмосфера, то окраска звуков — радуга [А.П. Журавлев 1987: 56]. Определенно, овладение
выразительными средствами языка, в т.ч. фонетическими, является одним из обязательных условий создания качественных собственных текстов разных жанров и стилей. В связи с этим в школе должно уделяться большое внимание изучению образных ресурсов языка.
Если соответствия звуков речи определенным цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как- то функционировать в речи. И, пожалуй, прежде всего, нужно искать проявление звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна [А.П. Журавлев 1987: 62].
Теоретическая база исследования - работы А.П. Журавлева: «Звук и смысл» (1981), «Диалог с компьютером» (1987), И.Р. Гальперина «Звуки речи и их информативность» (1974).
Объект исследования - поэтическая речь.
Предмет исследования - звукоцвет в текстах песен групп «Мельница» и «Наутилус Помпилиус».
Цель исследования - рассмотреть звукоцветовые соответствия в текстах песен групп «Мельница» и «Наутилус Помпилиус».
Задачи исследования:
1) изучить литературу, связанную с темой исследования;
2) собрать материал для анализа;
3) проанализировать и сопоставить звуковые соответствия в песенных текстах групп «Мельница» и «Наутилус Помпилиус»;
4) разработать методический материал по русскому языку, связанный с темой исследования.
Материалы для исследования - тексты песен группы «Наутилус Помпилиус» (119 текстов), тексты песен группы «Мельница» (72 текста), всего проанализирован 191 текст.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема выразительности и информативности звуковых единиц актуальна в лингвистике и не имеет однозначного решения. Ученые разных научных направлений по-разному подходят к ее решению.
Традиционная точка зрения заключается в отрицании значения фонетических единиц языка: в русском языке принято различать лексическое грамматическое значение, а единицы фонетического уровня относить к уровню плана выражения.
Проблема информативности звуков рассматривается и в психолингвистике. Здесь обращается внимание на те звуковые ассоциации, которые тот или иной звук вызывает у говорящего или слушающего. Одним из представителей этой теории является А.П.Журавлев. Носителем звукового значения ученый считает фонему, но указывает на ее особый характер, называя звукобуквенным психическим образом - звукобуквой.
Несмотря на споры ученых по поводу состоятельности фоносемантики как науки, можно предположить, что звук имеет некое значение, но это необходимо изучать глубже, проводя многочисленные эксперименты.
Звуковая сторона речи может являться художественным элементом стиля и участвовать в воплощении художественно-эстетических задач. Одним из составных элементов художественной формы является фоника, которая служит наиболее полному воплощению замысла поэта. Различные соответствия звуков (аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора) возникают без умысла со стороны поэта, а иногда поэт сосредотачивает свое внимание на звуковом построении, чрезмерная насыщенность которого может «перебить семантическую информацию.
Сама по себе проблема звукоцветового восприятия еще мало исследована. На основе имеющихся работ были проанализированы с точки зрения соотношения звука и цвета песенные тексты:
1. Группы «Наутилус Помпилиус» (всего 119 текстов). Больше всего было выявлено текстов зеленого (33) и желтого (27) цветов; текстов красного цвета 11, цвета морской волны 9, синих текстов 7; фиолетовых и коричневых по 6 текстов, розовых и пурпурных по 5; меньше всего текстов серого цвета (4) и черного и бирюзового цветов (по 3 текста).
2. Группы «Мельница» (всего 72 текста). Больше всего было выявлено текстов зеленого цвета (43); текстов желтого цвета 9; коричневых текстов 5, синих и красных по 4 текста; бирюзовых текстов 3; цвета морской волны 2 текста и по одному тексту фиолетового и серого цветов.
У выбранных для анализа музыкальных групп есть общая черта - они обе относятся к жанру рок. Мы думаем, что сходность в доминирующих цветах обусловлена именно жанром, в котором выступают группы. При этом у группы «Наутилус Помпилиус» большая вариативность других цветов по сравнению с группой «Мельница». Также важно отметить разность стилей данных музыкальных групп. «Мельница» - это фолк-рок в чистом виде, а «Наутилус Помпилиус» - это альтернативный рок. Разные стили данного жанра подразумевают разное построение песен от текста до музыки. В связи с этим видна непохожая «разноцветность» текстов у двух групп. У фолк-рок представителя виден доминирующий зеленый цвет текстов, их больше половины во всем творчестве. У представителя альтернативного рока отрыв между зеленым и желтым не такой большой, а тексты других цветов по количеству у группы «Наутилус Помпилиус» идут не с таким большим отрывом, как у группы «Мельница».
...


1. Алмаев М.А. Семантика звука // Вопросы психолингвистики. М., 2012. №16.
2. Антонова Д.Н. Фонетика и интонация. Корректировочный курс для зарубежных преподавателей. М., 1988.
3. Апресян Ю.Д. Избранные труды. Т.1: Лексическая семантика. М.: Восточная литература РАН, 1995.
4. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека: сборник. 2-е изд., испр. М.: Языки русской культуры, 1995.
5. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. М.: Сов. энциклопедия, 1966.
6. Бахилина Н.Б. История цветовых определений на русском языке. М.: Наука, 1975. 292 с.
7. Бебриш Н.Н. РПД ДВ Выразительные фонетические средства языка. Красноярск, 2016.
8. Богомазов Г.М. Соотношение понятий чутье языка, чувство языка, языковая компетентность, языковая способность // Вопросы психолингвистики. М., 2007. №6.
9. Брагина А.А. Неологизмы в русском языке. М.: Изд-во Просвещение, 1993.
10. Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. М., 1984.
11. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык. 6- е изд., перераб. и доп. М., Логас, 2002. 528с.
12. Вежбицкая А. Обозначения цвета и универсалии зрительного восприятия // Язык. Культура. Познание / пер. с англ.; отв. ред. М. А. Кронгауз. М.: Русские словари, 1997. 417 с.
13. Виноградов В.В. Русский язык. М., Высшая школа, 1986.
14. Воронин С.В. Основы фоносемантики. М., Ленанд, 2009.
15. Гальперин И.Р. Звуки речи и их информативность // Гальперин И.Р. Информативность единиц языка. М., 1974. 180 с.
... всего 61 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ