Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕКСТОВ ПЕСЕН НЕМЕЦКИХ РОК-МУЗЫКАНТОВ

Работа №39176

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

лингвистика

Объем работы143
Год сдачи2019
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
636
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПЕСЕННЫЙ ТЕКСТ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ 5
1.1 Определение понятия текст. Особенности текстов 5
1.2 Песня как разновидность поэтического текста 8
1.3 Языковые особенности текстов песен стиля рок 13
ГЛАВА II. ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТОВ ПЕСЕН НЕМЕЦКИХ РОК-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ 29
2.1 Лексические особенности текстов песен немецких рок-исполнителей 29
2.2 Грамматические особенности текстов песен немецких рок-
исполнителей 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЕ 64


Музыка, как и слово - методы идентификации человека как личности. Популярная музыка является неотъемлемой частью сферы массовой культуры. Рок-музыка, в частности, в течение многих десятилетий оставалась и, можно предположить, останется доминирующим музыкальным жанром. Несмотря на столь молодой возраст (чуть более полувека), рок-музыка функционирует как универсальная сила молодежных субкультур, а также получила свое развитие до уровня устойчивого жанра популярной музыки. Взаимосвязь песенного текста и музыки вот уже на протяжении нескольких веков является предметом размышлений и исследований прежде всего композиторов, писателей, историков литературы и музыки. Музыке, по своей природе, присуще сливаться со многими видами искусства, однако самая тесная связь музыки и текста песни прослеживается непосредственно в самой песне. В лингвистике же, в свою очередь, изучение музыкальных текстов вызывает интерес из-за большой распространенности комплекса языковых средств, характерных, прежде всего, для музыкальных текстов (начиная различными средствами выразительности и заканчивая способами передачи информации).
Актуальность настоящей работы связана со стремительными изменениями языка, связанные, прежде всего, с не всегда оправданными заимствованиями и обилием молодежной лексики и сленгов, а также большим количеством привлекаемой к тому или иному жанру музыки аудитории.
В связи с этим целью нашего исследования станет определение лексико-грамматических особенностей текстов песен немецких рок-исполнителей.
Для достижения цели данного исследования будут решены следующие задачи:
1. Провести литературный обзор на предмет определения понятия текст.
2. Определить характерные особенности песенного текста.
3. Рассмотреть лексические особенности текстов песен немецких рок- исполнителей.
4. Рассмотреть грамматические особенности текстов песен немецких рок- исполнителей.
Объектом исследования выступят тексты песен немецких рок- исполнителей. Предметом же нашего исследования будут выступать лексико-грамматические особенности этих песен.
Материалом для исследования послужили тексты песен немецких рок- исполнителей в количестве 50 композиций, которые были отобраны методом контролируемого отбора.
В основу исследования был положен метод наблюдения и теоретический анализ всех описанных в настоящей работе лингвистических явлений для составления субъективного вывода о лексическом и грамматическом составе песен немецких рок-исполнителей.
Теоретическая значимость данной работы состоит в том, что музыка любого жанра окружает человечество, а наши теоретические исследования могут послужить базой для написания других научных работ в области исследования особенностей текстов песен.
Практическая значимость данной работы заключается в возможности использования результатов настоящего исследования для написания специализированного глоссария музыкальных слов, использованных авторами той или иной песни, а также для написания подобных научноисследовательских работ.
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Выпускная квалификационная работа прошла апробацию на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского университета (11 апреля 2019 года) в секции "Актуальные вопросы дискурса и текста".


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении следует отметить, что цель нашего исследования, состоявшая в определении лексико-грамматических особенностей текстов песен немецких рок-исполнителей, была достигнута, а стоявшие перед нами задачи успешно выполнены. В рамках настоящей работы можно сделать нижестоящие выводы.
Мы проанализировали понятие текст и выделили основные принципы, по которым можно приравнять песенный текст к поэтическому. Помимо этого, нами были выделены основные лексические и грамматические особенности текстов песен немецких рок-исполнителей. На материале текстов песен разных исполнителей, мы пришли к выводу о том, что рок-исполнители пишут свои композиции исключительно на литературном языке. Однако, ввиду приближенности рок-исполнителей ко своей аудитории, в текстах песен наблюдается обилие разговорной лексики, а также того или иного жаргона, зависящий от выбранной тематики. Помимо разговорной лексики авторы песен используют большое количество высокопарных слов и выражений для придачи особой окраски своим текстам. Помимо всего, как было сказано в теоретической части настоящего исследования, использование высокопарных слов и выражений свойственно поэтическим текстам, что в очередной раз доказывает приближенность песенного текста к поэтическому.
С точки зрения грамматики мы пришли к следующим выводам: в ходе анализа было установлено, что из 50 выбранных для исследования текстов песен редукция была обнаружена в 37 текстах в количестве 215 проявлений. Количество используемой редукции напрямую зависело от темпа звучания музыкального сопровождения. Например, в специфичном жанре как рэп-рок количество используемой редукции больше, чем в обычном тексте жанра рок. В данных текстах основной функцией редукции являлось создание стихотворного текста, что позволяет исполнителям попадать в такт звучания музыки. Стоит отметить также, что большое количество редукции в текстах свойственно рэпу, где темп звучание музыки выше, чем в рок-композициях.
Помимо редукции нами был проанализирован и другой способ языковой экономии - эллипсис. В ходе исследования было установлено, что из 919 простых предложений, насчитанных в 50 текстах рок-исполнителей, эллиптических предложений было обнаружено лишь 63. Несмотря на небольшое количество эллипсиса в текстах песен рок-исполнителей, нами было установлено, что эллипсис наряду с высокопарными словами, помимо динамизма, придает текстам песен особый окрас, что необходимо для передачи особого эстетического удовольствия слушателям данных композиций.
Наряду с эллипсисом и редукцией нами было проанализировано использование императива рок-исполнителями в своих песнях. Было установлено, что в 50 текстах было обнаружено 114 императивных конструкций. Наиболее употребительным оказались императивы,
выполняющие функции распоряжения, просьбы и призыва. Выбор использования той или иной императивной конструкции напрямую зависело от выбранной тематики. Помимо этого, было установлено, что рок-исполнители косвенно обращаются ко своей аудитории. Использование императива свойственно року, что в очередной раз отличает тексты данного жанра от рэпа.
Данное исследование показало, что песня любого жанра максимально приближена к массам, а выбор той или иной стилистически окрашенной лексики или тематики, затрагиваемой в песне, напрямую зависит от выбора автора композиции, что доказывает доминирующую роль исполнителя, а также факт того, песня - та сфера деятельности, которая не ограниченна жесткими рамками.



1. Азначеева Е.Н. Интрасемиотические связи между литературнохудожественным и музыкальным текстами (на материале немецкоязычной художественной прозы): автореф. дис. ... док. филол. наук / Е.Н. Азначеева. - СПб., 1996. - 36 с.
2. Аникеева Л. А. Англицизмы в немецком языке [Электронный ресурс] //
режим доступа: https://xn--i 1 abbnckbmcl9fb.xn--
p 1 ai/%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B0%D 1 %82%D 1 %8C%D0%B8/415089/, дата
обращения 06.06.2019.
3. Валгина Н. С. Современный русский язык: учебник / Н. С. Валгина, Д. Э. Розенталь, М. И. Фомина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.
4. Виноградов В.В. О теории художественной речи / В.В. Виноградов. - М.: Высш. шк., 1971. - 240 с.
5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. - М.: Наука, 1981. - 128 с.
6. Гончарова Е.А. Текст - дискурс - стиль // Когнитивные и коммуникативные функции языка: сб. статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - С. 96103.
7. Езан И. Е. Эллиптические Конструкции В Немецкой Разговорной Речи / И. Е. Езан, Л. Н. Неборская // Международный научно-исследовательский журнал. — 2016. — № 11 (53) Часть 2. — С. 27—30.
8. Зеленецкий А. Л. Введение в общее и частное языкознание. Наиболее трудные темы курса/ А. Л. Зеленецкий.- М.: Восточная книга, 2010. - 248 с.
9. Ибрагимова М. Языковая экономия в немецком языке / М. Ибрагимова [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://news.flarus.ru/?topic=4440. дата обращения 06.06.2019.
10. Исаев И. О территориальных и социальных диалектах, лингвистических особенностях русских говоров и «Диалектологическом атласе русского языка» / Исаев И. [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/60031, дата обращения 06.06.2019.
11. Казарин Ю.В. Филологический анализ поэтического / Ю.В.Казарин - М.: Академический Проект, 2004. - 432 с.
12. Калита И.В. Стилистические трансформации русских субстандартов, или книга о сленге / И.В. Калита. - М.: Дикси Пресс, 2013. - 240 с.
13. Кёстер-Тома З. Стандарт, субстандарт, нонстандарт // Русистика. - Берлин, 1993, №2. - С.15-31
14. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка / Г. В. Колшанский. - М.: Наука, 1984. - 176 с.
15. Королева Е.А. О месте молодежного жаргона в немецком разговорном языке / Е.А. Королева [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/o-meste-molodyozhnogo-zhargona-v-nemetskom- razgovornom-yazyke, дата обращения 06.06.2019.
16. Кубрякова Е.С. О тексте и критериях его определения // Текст. Структура и семантика. Т. 1. - М.: Наука, 2001. - С. 72-81.
17. Литвинов В.П. Мышление по поводу языка в традиции Г.П. Щедровицкого // Познающее мышление и социальное воздействие. Наследие Г.П. Щедровицкого в контексте отечественной и мировой философской мысли. - М.: Ф.А.С.-медиа, 2004. - С.249-305.
18. Лосева Л.М. Как строится текст / Л.М. Лосева. - М.: Просвещение, 1980. - 94 с.
19. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера - история / Ю.М. Лотман. - М.: Наука, 1999. - 164 с.
20. Мокрова Н.И. Песня как явление комплексного характера. / Н.И. Мокрова [Электронный ресурс] // Режим доступа: https: //cvberleninka.ru/article/n/pesnva- kak-vavlenie-kompleksnogo-haraktera, дата обращения 06.06.2019.
21. Национальная психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://vocabularv.ru, дата обращения 17.05.19
22. Немецко-русский словарь разговорной лексики / под ред. В.Д. Девкина. - М.: Русский язык, 1994. - 768 с.
23. Новый полный словарь иностранных слов, вошедших в русский язык с указанием происхождения их, ударений, отраслей знания и с расширенной энциклопедической частью / Сост. Е. Ефремов / под ред. И. А. Бодуэн-де Куртенэ. Изд. 2-е., 1912. - 605 с.
24. Омельченко М.С. Классификация англо-американских заимствований в немецком языке. / М.С. Омельченко [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/klassifikatsiva-anglo-amerikanskih-zaimstvovaniv-v- nemetskom-vazvke, дата обращения 06.06.2019.
25. Патрикеева А. А. Англицизмы в немецком языке (на материале языка рекламы): дис. ... канд. филол. наук: 10.02.20 / А. А. Патрикеева. - М., 2009. - 172 с.
26. Реформатский А. А. Введение в языковедение / А. А. Реформатский. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 275 с.
27. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / под ред. А.Н. Чудинова. - СПб.: Типография С.Н. Худекова, 1910. — 1004 с.
28. Словарь лингвистических терминов / под ред. О.С. Ахмановой. - 2-е изд., стер. - М: УРСС : Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.
29. Словарь лингвистических терминов / под ред. Т.В.Жеребило. - 5-е изд., испр. и доп. — Назрань: Пилигрим, 2010. — 486 с.
30. Советский энциклопедический словарь / Научно-редакционный совет: А. М. Прохоров (пред.). — М.: Советская энциклопедия, 1981.— 1600 с.
31. Тимралиева Ю.Г. Поэтический язык лирики немецкого экспрессионизма: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 /Ю.Г. Тимралиева.- СПб., 2000. - 148 с.
32. Ткаченко И. Г., Мурка Ю. Г. Подходы к трактовке текста и художественного концепта в современной лингвистике // Филологические науки в России и за рубежом: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт- Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 173-175.
33. Уракова Ф.К. Текст как объект лингвистики. / Ф.К. Уракова [Электронный
ресурс] // Режим доступа: https://cvberleninka.ru/article/n/tekst-kak-obekt-
lingvistiki, дата обращения 06.06.2019.
34. Штайн К.Э. Повседневное - художественное мышление: отечественная ономато-поэтическая парадигма // Этика и социология текста: Сб. статей научно-методического семинара «TEXTUS». - Вып. 10. - СПб-Ставрополь: СГУ, 2004. - С. 12-23.
35. Штайн К.Э. Предисловие // Текст. Узоры ковра: Сб. Статей научнометодического семинара «TEXTUS». Вып. 4. Часть 1. Общие проблемы исследования текста. - Спб-Ставрополь: СГУ, 1999. - С. 4.
36. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона/ под ред. Ф.А.Брокгауз. - (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
37. Duden [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://www.duden.de/, дата обращения 17.05.19.
38. Wolf Schneider Speak German! Warum Deutsch manchmal besser ist / Schneider Wolf . - Rowohlt Verlag GmbH, 2008. - 196 S.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ