Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция тревожности младших школьников средствами сказкотерапии

Работа №157573

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы75
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ У
ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Понятие тревожности в психологических исследованиях. Способы
изучения 6
1.2. Школьная тревожность как социально-психологический феномен 10
1.3. Методы коррекции школьной тревожности. Сказкотерапия 15
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ КОРРЕКЦИИ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ 23
2.1. Описание исследования уровня тревожности младших школьников 26
2.2. Разработка и применение коррекционно-развивающей программы, с
элементами сказкотерапии 36
2.3.Оценка эффективности применения коррекционно-развивающей программы, с элементами сказкотерапии в процессе снижения уровня школьной
тревожности у детей младшего школьного возраста 42
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ II 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 52

Тревожность представляет собой общераспространенное психическое состояние, возникающее у представителей всех возрастных категорий. Тем не менее наиболее уязвимой группой являются младшие школьники. Данный факт обусловлен тем, что в младшем школьном возрасте происходит активное формирование личности ребенка. Дети сталкиваются с новыми социальными и академическими требованиями, что может вызывать у них беспокойство и тревожность. Дети младшего школьного возраста еще не обладают полностью развитыми навыками совладания со стрессом и регулирования эмоций. Это делает их более уязвимыми к развитию тревожности в условиях стре ссовых ситуаций.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что тревожность является одной из наиболее распространенных проблем среди младших школьников. По данным российских исследователей Щеблановой Е. И., Петрова С. О., от 15 до 20% детей имеют повышенный уровень тревожности. Это может привести к различным проблемам в обучении и социальной адаптации ребёнка. Кроме того, тревожные дети часто испытывают трудности в общении со сверстниками, что также негативно влияет на их социальную адаптацию .
Выготский Л. С., Прихожан А. М. в своих исследованиях утверждают, что тревожность оказывает в основном отрицательное и дезорганизующее влияние на результаты деятельности младших школьников . Именно поэтому своевременная диагностика и коррекция школьной тревожности у детей младшего школьного возраста является важной задачей для педагогов, психологов и родителей. Необходимо уделять особое внимание созданию благоприятной образовательной среды, которая будет способствовать эмоциональному благополучию детей и снижению уровня тревожно сти.
Одним из перспективных направлений в работе с тревожными детьми является использование элементов сказкотерапии. Сказкотерапия представляет собой метод психологической помощи, основанный на использовании сказок как инструмента для работы с эмоциональными и психологическими проблемами.
Применение сказкотерапии в работе с младшими школьниками может способствовать улучшению их психологического благополучия, снижению уровня тревожности и развитию адаптивных стратегий поведения.
Цель:обосновать теоретически, разработать и проверить результативность коррекционной программы «Сказочный мир» по снижению уровня тревожности у младших школьников.
Задачи исследования:
1. изучить, проанализировать отечественную и зарубежную психолого-педагогическую и методологическую литературу по проблеме тревожности;
2. раскрыть ключевые понятия исследования: «тревожность», «школьная тр ев ожно сть», « сказкотерапия»;
3. подобрать диагностические методики, направленные на измерение уровня школьной тревожности;
4. провести коррекцию уровня школьной тревожности с применением методов сказкотерапии;
5. осуществить анализ результатов исследования.
Объект исследования: коррекция школьной тревожности детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: программа «Сказочный мир» как средство коррекции школьной тревожности.
Гипотеза: предполагается, что коррекция школьной тревожности у младших школьников будет результативной, если
• будут изучены ситуации школьной жизни, вызывающие тревогу;
• обоснованы и раскрыты механизмы коррекции школьной тревожности при применении сказки;
• разработан диагностический комплекс и выявлен актуальный уровень школьной тревожно сти у младших школьников;
• разработан и реализован цикл занятий с применением сказкотерапии;
- проведен сравнительный анализ уровня тревожности у детей, прошедших коррекционную программу.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
2. Методика «Школьная тревожность» Б. Филлипса
3. Карта наблюдений Д. Стотта
4. Методики «Незаконченные предложения» Г.Г. Румянцева
5. Тест «Дерево с человечками» автор Д. Лампен в адаптации Л.П. Пономаренко
База исследования: МАОУСШ№121

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализируя психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме, было выяснено, что тревожность понимается как комплексное психологическое состояние, характеризующееся чувством беспокойства, напряженности и неопределенности, вызванное различными факторами внутренней или внешней среды.
Школьная тревожность представляет собой психологическое состояние, которое проявляется у учеников в различных ситуациях, связанных со школой. Среди основных ситуаций, способствующих развитию школьной тревожности, можно выделить конфликты с одноклассниками или страх быть отвергнутым, повышенное внимание к оценкам, особенно актуальное для младших школьников. Отрицательные оценки, полученные учениками, могут способствовать возникновению тревожности у младших школьников. Кроме того, ситуации, требующие демонстрации знаний перед всем классом или ответы на вопросы, могут вызывать у младших школьников чувство тревожно сти.
В исследовании мы предположили, что уровень школьной тревожности у детей младшего школьного возраста может быть скорректирован путем проведения занятий с использованием элементов сказкотерапии. В ходе практического этапа работы было проведено экспериментальное исследование для проверки данной гипотезы.
Исследование проводилось на базе МАОУ СШ № 121 г. Красноярск. В исследовании принимали участие 26 человек 2 «Б» класса. Исследование проводилось с февраля по май 2024 года.
В ходе исследования мы применили следующие методики для оценки уровня школьной тревожности у детей младшего школьного возраста: тест «Школьная тревожность» Б. Филлипса, карта наблюдений Д. Стотта, методика «Незаконченные предложения» Г.Г. Румянцева в адаптации, тест Д. Лампен «Дерево с человечками» в адаптации Л.П. Пономаренко.
Мы разработали программу занятий по коррекции школьной тревожности у младших школьников, включающую элементы сказкотерапии. На занятиях использовались методы «Рассказывание и сочинение сказки» и «Рисование сказки».
Результаты подтвердили гипотезу исследования, показав, что сказкотерапия оказывает положительное воздействие на эмоциональное состояние детей. В результате коррекционно-развивающей работы были получены следующие результаты: доля детей с высоким уровнем тревожности, согласно показателям методик, сократилась на 20%, с 62% (16 человек) до 42% (11 человек). Параллельно увеличилось количество детей с низким уровнем тревожности с 15% (5 человек) до 39% (10 человек).
В ходе анализа экспериментальных данных было выявлено, что сказкотерапия как метод психолого-педагогической коррекции оказывает значительное воздействие на эмоциональную сферу детей, способствуя снижению уровня школьной тревожности. Это подчеркивает важность внедрения сказкотерапии в образовательные учреждения для помощи ученикам в преодолении ситуаций, вызывающих тревожность в школе.
Таким образом, результаты нашего исследования подтвердили, что программа с элементами сказкотерапии «Сказочный мир», является эффективным средством для коррекции школьной тревожности у младших школьников.


1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. N 2 Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» // Требования к организации образовательного процесса, таблица 6.6 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL:https://base.garant.ru/400274954/#p_61198 (дата обращения 02.05.2024)
2. Александров Е.А., Аверина, А.В. Эффективность когнитивно-поведенческой терапии в лечении тревожных расстройств // Журнал психологии и педагогики, 2018. - 47 с.
3. Барлоу Д.Х., Краске М.Г. Совладание с тревогой и паникой. Руководство психотерапевта // Диалектика, 2021. - 114 с.
4. Бусидо К.Н., Кнаппе С.Т., Пине Д.П. Тревога и тревожные расстройства у детей и подростков: проблемы развития и последствия // Интеллектуальное чтение (Smart reading) 2009. - 32 с.
5. Белов В.Г. Психологические особенности тревожности у учащихся младших классов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2011. - 36-41 с.
6. Бенсон Герберт. Ключевые идеи книги: Чудо релаксации // Интеллектуальное чтение (Smart reading) 2022. 10 c.
7. Будакова А.В. Математическая тревожность: этиология, развитие и связь с успешностью в математике // Вопросы психологии. 2020. 109—118 c.
8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: Проблемы детской (возрастной) психологии // Педагогика, 1984. 243-432 с.
9. Данилина И.А. Коррекция тревожности у детей младшего школьного
возраста // Электронный научный журнал Наука в мегаполисе 2021 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: https://mgpu-media.ru/issues/issue-35/psycho-pedagogical-science/correction-anxiety.ht ml (дата обращения 07.04.2024)
10. Зимбардо Ф.Д. Стэнфордский тюремный эксперимент: что это было,
как это началось и что из этого вышло // Журнал Развитие личности, 2016 [Электронный ресурс].—Режим доступа:
URL:https://cyberleninka.ru/article/n/stenfordskiy-tyuremnyy-eksperiment-chto-eto-byl o-kak-eto-nachalos-i-chto-iz-etogo-vyshlo (дата обращения 29.04.2024)
11. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Формы и методы работы со сказками // Санкт-Петербург: Речь, 2008 34 с .
12. Ковпак Д.В., Тихомиров А.С. Социальные факторы развития тревожности // Вестник Московского университета. Психология. 2018. 5-17 с.
13. Коновалова К.В., Ваньков А. Б., Причины появления школьной тревожности. // Журнал Инновационная наука, 2016. 101 - 103 с.
14. Кочубей Б.И. Эмоциональная устойчивость школьника // Москва: Знание, 1988. 80 с.
15. Киселева М.В. АРТ - терапия в практической психологии и социальной работе. // Речь. 2007. 336 с.
16. Литвиненко Н. В., Чернова Н. Н. Направления психологической коррекции школьной тревожности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт» 2017 51-55 с. [Электронный ресурс].—Режим доступа: URL: http://e-koncept.ru/2017/770284.htm (дата обращения 23.03.2024)
17. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция // СПб.: Речь, 2004. 248 с.
... всего 32 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ