Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция тревожности младших школьников посредством сказкотерапии

Работа №14812

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1471
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1.Теоретические основы проблемы коррекции тревожности в младшем школьном возрасте посредством сказкотерапии 8
1.1. Сущность и понятие тревожности 8
1.2. Проявления тревожности у детей младшего школьного возраста 14
1.3. Сказкотерапия как средство коррекции тревожности младших школьников 23
Выводы по первой главе 30
Глава 2. Опытно - экспериментальная работа, направленная на коррекцию
тревожности в младшем школьном возрасте посредством сказкотерапии 32
2.1. Исследование тревожности младших школьников 33
2.2. Реализация комплекса занятий, направленного на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста посредством сказкотерапии 37
2.3. Анализ результатов опытно - экспериментальной работы 49
Выводы по второй главе 54
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложение 62


Число тревожных детей в настоящее время значительно увеличилось. Такие дети отличаются повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью. В нашем современном мире ребёнку приходится сталкиваться с различными проблемами, это и активный ритм жизни ребёнка, и всегда занятые родители, новые школьные программы, высокие требования, изменения социального статуса ребёнка, социального окружения и многое другое. С началом посещения школы у детей появляются обязанности, на них возлагают надежды, они чувствуют себя ответственными. В результате усиливается чувство тревожности несоответствия ожиданиям окружающих.
Неудовлетворение возрастных потребностей детей приводит к их тревожному состоянию. Среди детских эмоций часто присутствуют не только, положительные, но и отрицательные эмоции. Которые негативно влияют как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность, в том числе учебную. Дети с повышенной тревожностью начинают сомневаться в своих способностях и силах, что приводит к формированию заниженной самооценки. Дети очень часто начинают испытывать тревогу, беспокойство, потому как они более чувствительны, чем взрослые и оказываются совершенно незащищенными. Мир для таких детей кажется враждебным, поэтому у них затруднены контакты с окружающим миром. Они постоянно находится в подавленном состоянии.
Тревога разрушает не только учебную деятельность, но и личностные структуры детей. Поэтому нужно знать причины возникновения повышенной тревожности, это поможет создать и своевременно провести коррекционно-развивающую работу, которая поспособствует снижению тревожности и формированию правильного поведения у детей младшего школьного возраста.
Актуальность темы определяется широкой распространённостью эмоциональных комплексов, среди младших школьников. Которые являются причиной возникновения неврозов и различных расстройств. В связи с этим в настоящее время психологами используются разнообразные средства коррекции эмоционально-личностных расстройств у детей, одним из них является сказкотерапия. Многие психологи, педагоги, дефектологи, воспитатели и родители применяют воздействие сказки в своей работе и процессе воспитания.
Проблемой детской тревожности и снижением ее уровня занимались многие психологи и педагоги, это Н. Е. Лысенко, Р. С. Немов, Р. В. Овчарова, А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, С. Л. Рубинштейн и др.
Существенный вклад в развитие сказкотерапии внесли отечественные психологи и педагоги А. Н. Азовцев, И. В. Вачков, А. В. Гнездилов, Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, А. И. Константинова, Е. Н. Лисина, М. В. Осорина, Е. А. Петрова, Д. В. Соколов, а также зарубежные психотерапевты Э. Берн, Б. Беттельхейм, Р. Гарднер, Э. Фромм, А. Менечетти.
Цель исследования: выявление эффективности комплекса занятий с использованием сказкотерапии, направленного на коррекцию тревожности детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: тревожность детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: процесс коррекции тревожности младших школьников.
Гипотеза: разработанный комплекс занятий с использованием сказкотерапии, включающий в себя игры, упражнения, сказкотренинги, рефлексию, праздники способствует эффективной коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования были определены следующие задачи:
1. Теоретически обосновать проблему тревожности у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить уровень тревожности у младших школьников.
3. Разработать и реализовать комплекс занятий с использованием сказкотерапии, направленный на коррекцию тревожности младших школьников.
4. Проанализировать эффективность разработанного комплекса занятий с использованием сказкотерапии, направленного на коррекцию тревожности младших школьников.
Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования; наблюдение и тестирование; психолого- педагогический эксперимент и качественная и количественная обработка результатов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использовать результаты опытно - экспериментальной работы в социально - педагогической практике, в деятельности социальных педагогов, педагогов - психологов школьных и дошкольных учреждений.
Апробация результатов исследования: основные теоретические положения и результаты опытно-экспериментальной работы докладывались на XVIII и XX Всероссийской научно-практической конференции «Наука и образование: проблемы и перспективы» (г. Бийск, апрель 2016, 2018 г.). Доклады: «Коррекция тревожности в младшем школьном возрасте» и «Коррекция тревожности младших школьников посредством сказкотерапии» (имеются публикации).
База исследования: МБОУ «Смоленская средняя общеобразовательная школа № 2» Смоленского района.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, две главы, выводы к каждой главе, заключение, список использованной литературы, приложение.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, определяется: цель, объект, предмет, задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы проблемы коррекции тревожности в младшем школьном возрасте посредством сказкотерапии» раскрывается сущность и понятие тревожности, определяется проявление тревожности в младшем школьном возрасте, рассматривается сказкатерапия, как средство коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
Во второй главе «Опытно - экспериментальная работа, направленная на коррекцию тревожности в младшем школьном возрасте посредством сказкотерапии» даётся описание трёх этапов исследования: констатирующего, формирующего, контрольного.
Заключение содержит общие выводы по теме исследования.
Список использованной литературы состоит из 50 источников. Приложение содержит материалы по констатирующему, формирующему и контрольному этапам опытно - экспериментальной части исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании проведённой исследовательской работы, изучении и анализа литературы по теме исследования становится возможным сделать вывод о том, что проблема тревожности у детей остаётся актуальной.
Известно, что тревожность - это свойство человека находиться в состояние беспокойства, испытывать тревогу и страх в особых ситуациях, но тревожность в младшем школьном возрасте еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Поэтому вопрос коррекции тревожности младших школьников стоит очень остро, потому как повышенный уровень тревожности детей является проявление неблагополучия личности в дальнейшем.
Мальчики в младшем школьном возрасте наиболее тревожны, чем девочки. Больше всего их тревожит то, что можно назвать одним словом - это насилие. Они боятся несчастных случаев, физических травм, а больше всего наказаний от родителей или учителя и директора школы. Тревога девочек отличается от тревоги мальчиков. Девочки боятся темноты, грозы, пожаров, высоты. Девочек тревожит отношение окружающих людей, возможность ссоры или разлуки с кем то из близких, беспокойство за родных, опасения доставить им неприятности, переживания за их здоровье.
Повышенный уровень тревожности у детей может являться признаком их недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. Это вызывает установку на неуверенность в себе. Так же, тревожное состояние оказывает большое влияние и на самооценку детей. У тревожных детей появляются трудности в общении, которые проявляются в повышенной вербальной и невербальной агрессивности, за частую- в виде слез и депрессий.
Таким образом, вопросы изучения тревожности детей занимают важное место в современной психологии.
Целью исследования являлось выявление эффективности комплекса занятий, направленного на коррекцию тревожности младших школьников посредством сказкотерапии.
Была выдвинута гипотеза, что разработанный комплекс занятий с использованием сказкотерапии, включающий в себя упражнения, игры, сказкотренинги, рефлексию, праздники способствует эффективной коррекции тревожности детей младшего школьного возраста.
Результаты диагностической работы по выявлению уровня тревожности показали, что существенная часть младших школьников нуждается в коррекционной работе. На основании этих экспериментальных данных был разработан комплекс занятий с использованием сказкотерапии,направленный на коррекцию тревожности младших школьников.
В ходе проведения комплекса занятий с использованием сказкотерапии у большинства детей младшего школьного возраста экспериментальной группы заметно увеличился уровень самооценки, понизился уровень тревожности и уменьшилось число страхов.
Анализ данных результатов диагностики уровня тревожности младших школьников контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования показал малозначительные изменения.
Итак, в результате исследований выяснилось, что сказкотерапия является эффективным средством при работе с детьми младшего школьного возраста.
Таким образом, итоги контрольного этапа проведения исследования наглядно показали снижение уровня тревожности младших школьников экспериментальной группы. Гипотеза исследования подтвердилась, действительно, разработанный комплекс занятий, направленный на коррекцию тревожности младших школьников посредством сказкотерапии, является эффективным.



1. Абрамова, Г.С. Общая психология. [Текст]: Учебное пособие для вузов / Г.С. Абрамова. - М.: Академический Проект, 2013. - 496с.
2. Андрущенко, Т.Д. Диагностика принятия первоклассником нового возрастного статуса. [Текст]: Семейная психология и семейная терапия / Т.Д. Андрущенко. - 1998.
3. Беляева, Е.В. Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников [Текст] / Е.В. Беляева.- Курск, 2005. - 189 с.
4. Блонский, П.П. Психология младшего школьника [Текст] / П.П. Блонский.- М.: Воронеж: Институт практической психологии «МОДЭК»,
2007. - 575 с.
5. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер 2008.-400с.
6. Божович,Л.И. Проблемы формирования личности. [Текст]: Под ред. Д.И. Фельдштейна / Л. И. Божович. - М.: Воронеж. МОДЭК, 2011. - 349с.
7. Бремс, К. Полное руководство по детской психотерапии [Текст] / К. Бремс.- М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2012.- 640 с.
8. Вард, И. Фобия. [Текст] / И. Вард.- М.: Проспект, 2012. - 78с.
9. Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания черезпсихологическую сказку. [Текст] / И.В. Вачков.- М., 2011. - 213 с.
10. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников. [Текст] / А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман - ВЛАДОС-ПРЕСС; Москва; 2007
11. Венгер, А.Л. Психологическое консультирование и диагностика [Текст] / А.Л. Венгер. - М.: Генезис, 2011. - Ч.1. - 160с.
12. Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] / В.Вилюнас.- Питер, 2004. - 496 с.
13. Волков, Б. С. Психология младшего школьника. [Текст]: Учебное пособие для вузов / Б. С. Волков. - М.: Академический Проект, Альма Матер,2005. -208с.
14. Выготский, Л.С. Психология. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: ЭКСМО- Пресс, 2011. - 1008с.
15. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. [Текст] / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2008. - 668с.
16. Джемс, У. Психология. [Текст] / У. Джемс. - СПб.: 2012. - 375с.
17. Дмитриева, С.Т. Влияние социальных эмоций на положение ребенка в группе сверстников [Текст] / С.Т. Дмитриева // Вестник ХГУ - 2013.- С.22¬25.
18. Гнездилов, А.В. Авторская сказкотерапия [Текст] / А.В. Гнездилов.- СПб.: Речь, 2012.- 290с.
19. Захаров, А.И. Дневные и ночные страхи у детей [Текст]: Серия «Психология ребенка» / А. И. Захаров. - СПб.: «Издательство СОЮЗ», 2000.- 448с.
20. Защиринская, О.В. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: сказкотерапия. [Текст] / О. В. Защиринская.- СПб.: «Издательство ДНК», 2011. - 152 с.
21. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Практикум по сказкотерапии [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2012. - 168с.
22. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Путь к волшебству [Текст]: Теория и практика сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Златоуст, 1998.- 352с.
23. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д. Формы и методы работы со сказками [Текст] / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. - СПб.: Речь, 2008. - 240с.
24. Изард, К.Э. Психология эмоций [Текст] / К.Э. Изард. - СПб.: Питер,
2008. - 464с.
25. Ильин, Е.П. Эмоции и чувства [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011. -752с.
26. Исаев, Д.Н. Психопатология детского возраста [Текст] / Д.Н. Исаев. - СПб.: СпецЛит, 2011. - 464с.
27. Колесников, В.Г. Сказкотерапия [Текст] / В.Г. Колесников // Психология в ВУЗе. - 2006.- № 2.- С.30-44.
28. Колосов, Е.Н. Сказкотерапия [Текст] / Е.Н. Колосов // Специалист. -2006.- № 4.- С.29-31.
29. Кудинов, С.А. Психология младшего школьника [Текст] / С.А. Кудинов - М.: Юнити, 2001. - 631с.
30. Лебедев, Ю.А. Сказка как источник творчества детей [Текст] / Ю.А. Лебедев.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 288 с.
31. Лютова, Е.К. Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми [Текст]: шпаргалка для родителей/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. - М.: Генезис, 2010. -192 с.
32. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. - М.: Academia, 2008. - 532с.
33. Нартова-Бочавер, С.К. Народная сказка как средство стихийной сказкотерапии [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер.- М.: Просвещение, 2012. - 415 с.
34. Немов, Р.С. Психология [Текст]: учебник для студентов высш. пед. учеб. Заведений / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 576с.
35. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология [Текст]: учебник для бакалавров / Л.Ф. Обухова.- М.: Издательство Юрайт, 2013. - 460с.
36. Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: учеб.пособие для студ. психол. фак. Университетов / Р. В. Овчарова. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 448с.
37. Петровский, А.В. Введение в общую психологию [Текст] / А.В. Петровский. - М.: Просвещение, 2010.
38. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика [Текст] / А.М. Прихожан. - М.: НПО «МОДЭК», 2006. - 304с.
39. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - СПб: Питер, 2011. - 712с.
40. Рудякова, О.Н. Психологическая поддержка младших школьников: программы, конспекты занятий [Текст] / О.Н. Рудякова.- Волгоград: Учитель, 2008.- 89 с.
41. Смирнова, Е.О. Детская психология [Текст]: учебник для вузов / Е.О. Смирнова. - СПб.:Питер, 2009.- 304с.
42. Стрекозин, В.П. Актуальные проблемы начального обучения. [Текст]: пособие для учителя / В.П. Стрекозин. - М. Просвящение, 2013. - 207с.
43. Сухарев, А.В. Сказкотерапия [Текст] / А.В. Сухарев // Прикладная психология. - 2003. - № 6. - С.21 - 25.
44. Фрейд, З. Психология бессознательного [Текст] / З.Фрейд. - СПб.: Питер, 2007. - 144с.
45. Черняева, С.А. Психотерапевтические сказки и игры [Текст] /С. А. Черняева. - СПб.: «Речь», 2012. - 168 с.
46. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции [Текст] / Ю.В. Щербатых.- СПб.: Питер, 2006.- 256 с.
47. Элкин, А. Психология эмоций и методы коррекции [Текст] / А. Элкин. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013.- 372 с.
48. Юнг, К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души [Текст] / К.Г. Юнг. - М: Канон, 2015.
49. Юнг, К.Г. Феноменология духа в сказках [Текст] /К.Г. Юнг.- СПб.: «Знание», 2009. - 420 с.
50. Якбсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 2006. - 291 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ