Введение 2
Глава 1. Теоретико-методические основы кейс - технологии в образовательном процессе 5
1.1 История возникновения метода case-study 5
1.2 Особенности и структура кейс-технологий 9
1.3 Разновидности кейс технологий на уроках истории 18
Глава 2. Возможности применения кейс-технологии на уроках истории в
6 классе 20
2.1. Анализ современных учеников по всеобщей истории для 6 класса 20
2.2. Разработка кейса для применения на уроках всеобщей истории в 6 классе
34
Заключение 42
Список литературы 46
Список источников 49
Приложения 50
Данное исследование посвящено задаче и процессу формирования представлений о повседневной жизни в средневековье у учеников шестых классов с использованием современных методик обучения. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что тема повседневности является достаточно важной в ходе изучения и понимания процессов развития общества в средние века. Перед педагогом появляется необходимость раскрыть эту тему как можно шире, за небольшой промежуток времени, который выделен для урока, что приводит к необходимости внедрения новых способов для подачи материала. Так же, необходимость внедрения современных технологий, методов и приемов обучения основанных на самостоятельной работе учеников, в процесс школьного урока, обусловлена модернизацией современного образования, введением новых стандартов ФГОС, по которым задача школы и каждого педагога - создавать условия, позволяющие ребенку максимально самореализовываться и развивать свои способности, в т.ч интеллектуальные, педагог должен мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности . Подразумевается изменение дидактических элементов, определяющих содержание. Их становится больше при том же количестве часов на преподавание, отсюда — неизбежное изменение структуры уроков. Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Одна из современных методик, которая позволяет самостоятельно работать учащимся как в группах, так и каждому ученику отдельно - кейс-технология, которая соответствует современной государственной образовательной политике, нацелена на развитие личности ребенка и повышение качества работы педагога.
На сегодняшний день к целям и результатам образовательного процесса в ходе уроков истории предъявляются самые различные
требования, которые указаны в Федеральных государственных
образовательных стандартах и Историко-культурном стандарте.
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Кроме того, актуальной является ориентация на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий), обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Речь идёт о разнообразии организационных форм и учёте индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ОВЗ), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов школьников.
Историко-культурный стандарт представляет собой научное ядро содержания школьного исторического образования и может быть применим как к базовому, так и профильному уровню изучения истории. Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования, развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствии с требованиями ФГОС основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого культурно-исторического пространства РФ.
Таким образом, данная работа представляет собой изучение инновационного метода кейсов и возможностей его применения в современных условиях обучения совместно с используемыми в общеобразовательных школах УМК.
Объектом данного исследования образовательный процесс на уроках истории в школе, а предметом - кейс-технологии используемые на уроках истории в 6 классе.
...
В условиях активного развития и появления новейших концепций стратегии развития системы образования в России, появляется необходимость использования в учебном процессе современных средств обучения. Современный подход к преподаванию заключается в построении его на технологической основе. С помощью технологий обеспечивается возможность достижения эффективного результата (цели) в развитии личностных свойств, формировании заданных компетенций в процессе усвоения знаний, умений, навыков. Именно поэтому, кейс-технологии, попавшие к нам из Гарварда, сейчас становятся очень востребованными и активно используются на уроках в школах, позволяя сделать изучение материала более увлекательным, а мыслительные, познавательные и коммуникативные процессы учеников более углубленными и эффективными. Инновационная методика хорошо зарекомендовала себя в ходе использования в общеобразовательных школах, она позволяет научить работе с учебником, раздаточным материалом, историческими документами и источниками, картографическими материалами, решению различных проблемных задач, поиску альтернативных решений и развивает навыки самостоятельной работы. Метод постоянно совершенствуется, и сейчас становится возможным интегрировать в него другие методики. Его можно использовать на любом этапе урока. Для формирования у обучающихся полного представления о повседневной жизни средневековых людей, учителю необходимо правильно организовать образовательный процесс и использовать современные технологии обучения, которые стимулируют познавательную деятельность учеников. Сейчас, кейс-технология - одна из ведущих методик обучения, которая помогает перейти от пассивного усвоения знаний к активному присвоению, к активному включению учеников в образовательный процесс. Кейс как технология коллективного обучения интегрирует другие технологии. Прежде всего, это технологии развивающего личностно-ориентированного обучения, включающие в себя процедуры индивидуального, группового и коллективного развития. Популярность и востребованность метода кейс-стади очевидны.
В настоящее время обучение в Российских школах проходит по трем линейкам учебников по всеобщей истории, которые были утверждены Министерством Образования издательств «Дрофа», «Просвещение» и «Русское слово». В их основе лежит единая для всех методологическая концепция и единый содержательный стандарт, который утвержден «Российским Историческим обществом». Все эти учебники соответствуют ФГОС и входят в систему учебников «Инновационная школа» и «Школа 2100», помогают ученикам изучать историю человечества и формировать необходимые компетенции и применять их в учебной и социальной жизни, а также, формировать у учащихся целостную картину общества. Обучающиеся должны получать знания об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений. Обучающиеся должны понимать исторические закономерности и быть ориентированными прежде всего на общечеловеческие ценности, а также уметь применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий.
Одним из обязательных требований к результатам обучения истории - является воспитание патриотизма в учениках, что не представляется возможным без изучения культуры разных стран и народов, их взаимосвязи, поэтому так важно изучение всеобщей истории в общеобразовательных школах.
...
1. Артамонова, Е. И. Социология образования: основания, концепции и модели развития / Е. И. Артамонова. // Евразия. - 2002. - №4. - С. 89103.
2. Балаев А.А. Активные методы обучения. /А.А.Балаев // М., - 1986.
3. Бернар Г. История и историческая культура средневекового Запада / Бернар. Г - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 496 С.
4. Вяземский Е. Е., Алексашкина Л. Н., Хлытина О. М. О системном подходе к проектированию предметных результатов изучения истории в школе // Преподавание истории в школе. - 2018. - № 8. - С. 3-14.
5. Данилов А.А., Филиппов А.В. Ждать осталось не долго, потерпите. //
Время новостей. - 2018. [Электронный ресурс] URL:
http ://www.vremya.ru/2018/165/212216
6. Даутова О. Б. Проектирование учебно -познавательной деятельности школьника на уроке в условиях ФГОС. - СПб.: КАРО, 2016. - 184 с. - (Петербургский вектор внедрения ФГОС ООО).
7. Долгоруков А.М. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения. [Электронный ресурс] URL: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600.
8. Галутво Л. М. Историко-культурный стандарт как концептуальная основа модернизации исторического образования // Историкокультурный стандарт в системе ФГОС: систем. подход к преподаванию истории в школе и вузе: сб. материалов всерос. семинара. Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2016. С. 9-16.
9. Гузеев В. Метод проектов - как частный случай интегральной технологии. обучения // Директор школы. - 1995. - №6. - С. 39-47.
10. Екатеринославский, Ю.Ю. Управленческие ситуации: Анализ и решения / Ю. Ю. Екатеринославский. - М.: Экономика, - 1988. - 257 С.
11. Иванов К. А. Средневековый город и его обитатели / Иванов К. А. - Санкт-Петербург: Типо-литография М. П. Фроловой, 1900. - 123 с.
12. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс-стадии / под ред. Г.Н. Прозументовой. - Томск, 2003.
13. Капарис-Бережная, А. С. Кейс-стади как метод исследования процесса разделения знаний в организациях [Электронный ресурс] / А. Капарис- Бережная.
14. Корнев, ВВ. Вещи нашего времени: элементы повседневности [Электронный ресурс] / В.В. Корнев. - Режим доступа: http://ru.scribd.com/doc/36257136
15. Кром М.М. Повседневность как предмет исторического исследования (вместо предисловия) // История Повседневности. Сборник научных работ. (Серия «Источник. Историк. История»). Вып.3. / Отв.ред. М.М.Кром. СПб.: Изд-во Европейского ун-та, 2003.. С. 7 - 14.
16. Матяш Н. В., Павлова Т. А. Методы активного социально - психологического обучения. / Н.В.Матяш / - М.: - Академия, 2010, 96 с.
... всего 35 источников