Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты формирования грамматических навыков в средней общеобразовательной школе 6
1.1. Грамматический аспект обучения учащихся английскому языку в средней
общеобразовательной школе 6
1.2. Требования к уровню грамматических знаний учащихся среднего
школьного возраста 12
1.3. Задания, направленные на совершенствование грамматических умений и
навыков учащихся среднего школьного возраста 18
Выводы по Главе 1 24
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей обучения грамматике учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 26
2.1. Диагностика грамматических знаний учащихся 5 класса 26
2.2. Разработка и применение комплекса упражнений по обучению грамматике
учащихся 5 класса 32
2.3. Анализ результативности исследования особенностей обучения грамматике
учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе 39
Выводы по Главе 2 43
Заключение 44
Список использованной литературы 48
Приложение
В обучении иностранному языку грамматике принадлежит важное место, ведь грамматика представляет своего рода фундамент, на котором основано дальнейшее изучение языка. Федеральным Государственным Стандартом Общего Образования (далее по тексту - ФГОС ООО) предъявляются высокие требования к содержанию, условиям и результатам обучения. Обучение грамматике и правильному оформлению высказывания, а также распознавание грамматических форм в речи и письме происходит посредством формирования грамматических навыков. В процессе работы над грамматикой решаются многие образовательно-воспитательные задачи. Развивается логическое мышление, наблюдательность, память посредством введения новых синтаксических явлений, строгого порядка слов в английском предложении, а также изменения смысла предложения в зависимости от расположения слов в нем.
Изучение грамматики на среднем этапе обучения вызывает много трудностей из-за новых грамматических терминов и наличия исключений. Учащиеся зачастую не желают изучать грамматику английского языка, поскольку она сложна, нужно учить много правил, которые не являются интересными для учащихся. Следовательно, на данном этапе обучения педагогу необходимо сделать изучение этого аспекта интересным и познавательным. Поэтому педагог должен знать особенности обучения грамматике учащихся средней ступени обучения, в частности, учащихся 5 классов, и осуществлять выбор такого подхода к обучению, который будет способствовать формированию и совершенствованию соответствующих грамматических навыков, развитию когнитивных грамматических умений, расширению объема знаний, систематизации изученного грамматического материала, уже начиная с начальной школы. В этом заключается актуальность данного исследования.
Цель исследования: изучить особенности обучения грамматике учащихся 5 классов и разработать комплекс упражнений по обучению грамматике учащихся 5 класса.
Задачи исследования:
1. Исследовать грамматический аспект обучения учащихся английскому языку в средней общеобразовательной школе.
2. Рассмотреть требования к уровню грамматических знаний учащихся среднего школьного возраста;
3. Проанализировать задания, направленные на совершенствование грамматических умений и навыков учащихся среднего школьного возраста;
4. Провести эмпирическое исследование особенностей обучения грамматике учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе;
5. Разработать и применить комплекс упражнений по обучению грамматике учащихся 5 класса;
6. Выполнить анализ результативности исследования особенностей обучения грамматике учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
Объектом исследования является процесс обучения грамматике учащихся 5 класса.
Предметом исследования выступают особенности обучения грамматике учащихся 5 класса.
Реализация поставленных задач потребовала использования следующих методов исследования:
1) теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы; анализ источников по проблемам обучения грамматике в сети Интернет; анализ действующих учебных планов и примерных учебных программ по английскому языку для средней школы);
2) эмпирические (проведение эмпирического исследования особенностей обучения грамматике учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе).
Методики исследования:
- методика Г.А. Щеголевой «My home pet» - в рамках данной методики предусматривается проведение сочинения о своем домашнем любимце.
Данная методика подходит для изучения уровня сформированности письменной грамматической речи учащихся 5 классов и является удобной для использования, поскольку у многих учащихся есть домашние питомцы, ученики любят обсуждать их, говорить о них, следовательно, им будет интересно написать сочинение о своих домашних любимцах и прописать те или иные факты о своих питомцах, а проверяющему удобно будет проверить грамматические навыки учащихся на основании написанного ими сочинения.
- методика изучения уровня сформированности письменной речи учащихся начальных классов С.В. Титовой подразумевает прослушивание учащимися небольшого текста на тему, выбранную учителем - My vacations, my home, my room, my favorite book и так далее, и последующее написание учащимися данного текста.
База исследования: МОУ лицей № 6 г. Пензы. В исследовании принимали участие 20 учеников 5Б класса данного лицея.
Теоретическую основу данного исследования составляют работы ученых, посвященные исследованию аспектов обучения грамматике и методов обучения английскому языку; в данном исследовании использовались работы по методике обучения английскому языку: О.В. Акуловой, М.З. Биболетовой, А.А. Карачева; по психологии развития школьников А.Р. Лурия, Е.И. Казаковой, Н.Н. Михайлова, Т.Д. Новиковой, И.А. Сасова; по методологии формирования грамматических навыков М.Б. Романовской, В.Д. Шадрикова, И.В. Ярошинского и многих других исследователей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в рамках исследования был разработан и применен комплекс упражнений по обучению грамматике учащихся 5 класса. Материалы исследования могут быть использованы учителями английского языка при обучении грамматике учащихся средней школы.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения. В первой главе определены теоретические аспекты формирования грамматических навыков в средней общеобразовательной школе; проанализированы требования к уровню грамматических знаний учащихся среднего школьного возраста; выявлены пути совершенствования грамматических умений и навыков учащихся среднего школьного возраста
Во второй главе проведено эмпирическое исследование особенностей обучения грамматике учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе; разработан и применен комплекс упражнений по обучению грамматике учащихся 5 класса; выполнен анализ результативности исследования особенностей обучения грамматике учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе.
В заключении подведены итоги исследования.
Список литературы насчитывает 50 источников.
Цель исследования заключалась в необходимости изучить особенности обучения грамматике учащихся 5 классов и разработать комплекс упражнений по обучению грамматике учащихся 5 класса.
Грамматика является одним из важных аспектов языка, с помощью которого обеспечивается формирование умений устного и письменного общения. Грамматика существовала еще до нашей эры как самостоятельная область знаний. Ни одно речевое общение не обходится без грамматики. Выделяют ряд подходов в обучении: коммуникативный, дедуктивный, индуктивный, сознательно-ориентированный, структурный. В соответствии с коммуникативным подходом основой процесса обучения является образец реального общения. Коммуникативный подход предполагает овладение различными речевыми функциями, то есть формирование умений выражать ту или иную коммуникативную интенцию (просьбу, согласие, приглашение, отказ, совет, упрек и т. д.). Дедуктивный подход к обучению основан на дедукции - вывода от общего к частному. Применительно к обучению иностранному языку дедуктивный подход предусматривает объяснение правила и его отработку на практике, то есть путь от общего к частному, от формы к ее реализации. В рамках индуктивного подхода, напротив, подразумевается преодоление пути от частного к общему, от употребления лексического или грамматического явления к пониманию его формы. Все вышеуказанные подходы имеют свои положительные и отрицательные черты и взаимно дополняют друг друга в процессе обучения.
Классификации грамматических навыков разнообразны. Н.Д. Гальскова в своих исследованиях делит языковые навыки на продуктивные и рецептивные. Принято выделять следующие стадии формирования грамматического навыка - восприятие структуры, имитация, подстановка, трансформация, целенаправленное изолированное употребление, переключение.
В методике преподавания иностранного языка выделяют следующие подходы к формированию грамматических навыков: имплицитный и эксплицитный. Важную роль в формировании грамматических навыков на среднем этапе обучения играют правильно подобранные упражнения.
Обучение грамматике учащихся среднего звена - важный процесс, так как грамматический навык является одним из составляющих говорения. Для обучения английскому языку педагогу следует создать мотивы каждого речевого и неречевого действия детей как при обучении средствам общения, так и деятельности общения. Английский язык должен усваиваться учащимися как средство общения. Ключевые требования к грамматическим навыкам учащихся средних классов, согласно ФГОС ООО - это такие требования, как: знать/понимать языковой материал: оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках предлагаемой тематики; знать/понимать значения изученных видовременных глагольных форм, неличных форм глагола, средств и способов выражения модальности, придаточные предложения условия, причины, следствия; различать особенности структуры простых и сложных предложений.
На среднем этапе обучения можно использовать следующие виды упражнений, способствующие формированию грамматических навыков: упражнения в узнавании и дифференциации грамматического явления; упражнения в субституции; упражнения в трансформации (преобразования повествовательных предложений в вопросительные или отрицательные); вопросо-ответные упражнения; переводные упражнения. Формирование грамматических навыков у средних школьников является важным аспектом обучения иностранному языку, так как грамматический навык является одним из составляющих говорения.
Цель эмпирического этапа исследования заключалась в необходимости изучить особенности обучения грамматике учащихся 5 классов и разработать комплекс упражнений по обучению грамматике учащихся 5 класса. Базой исследования послужил МОУ лицей № 6 г. Пензы. В исследовании принимали участие 20 учеников 5Б класса данного лицея. Для определения уровня знаний грамматики английского языка использовались следующие методики исследования: беседа с учителем английского языка о успеваемости учащихся по английскому языку и выявлении уровня знаний грамматики учащимися; методика Г.А. Щеголевой «My home pet» - в рамках данной методики предусматривается проведение сочинения о своем домашнем любимце; методика изучения уровня сформированности письменной речи учащихся начальных классов С.В. Титовой.
Беседа с учителем английского языка показала, что учащиеся обладают средним уровнем знаний английского языка, в основном школьники получают такие оценки как «хорошо» и «удовлетворительно». Результаты методики Г.А. Щеголевой «My home pet» на констатирующем этапе исследования позволили определить, что 4 человека (10% учащихся) пребывают на высоком уровне сформированности грамматических знаний, большая половина учащихся - 10 человек (60%) - на среднем уровне, и 6 человек - 30% учеников - находятся на низком уровне сформированности знаний грамматики английского языка. Результаты методики изучения уровня сформированности письменной речи учащихся начальных классов С.В. Титовой подтвердили, что 4 человека (10% учащихся), пребывают на высоком уровне сформированности грамматических знаний, большая половина учащихся - 11 человек (65%) - на среднем уровне, и 5 человек - 25% учеников находятся на низком уровне сформированности знаний грамматики английского языка. При написании сочинений о своем домашнем любимце и выполнении упражнений на знание грамматики учащимися были допущены многочисленные ошибки, такие как несогласование времен, опущение смыслового глагола, несогласование глагола и местоимения.
Разработка и применение комплекса упражнений по обучению грамматике учащихся 5 класса заключались в следующих аспектах. Для обучения школьников грамматике английского языка нами были использованы следующие виды упражнений: упражнения на повторение, упражнения, направленные на изучение нового материала, репродуктивные упражнения, которые позволяют изучить новое грамматическое правило, продуктивные упражнения, упражнения для контроля изученного. Упражнения, что имеются в данном комплексе, были составлены на основании УМК Spotlight. Данные упражнения были использованы поэтапно - изначально был выполнен ряд упражнений на повторение; после того как были выполнены упражнения на повторение; учащиеся выполняли упражнения, направленные на изучение нового материала, репродуктивные упражнения. После выполнения ряда репродуктивных упражнений, направленных на изучение новых грамматических правил, и расширение лексики, последовал этап закрепления нового материала, для этого были использованы продуктивные упражнения. Завершающий этап работы - это этап контроля.
На этапе анализ результативности исследования особенностей обучения грамматике учащихся 5 классов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе по результатам методики Г.А. Щеголевой «My home pet» было определено, что 6 человек, что составляет 30% учащихся, пребывают на высоком уровне сформированности грамматических знаний, большая половина учащихся - 10 человек, что составляет 60% - на среднем уровне, и лишь 4 человека - 10% учеников находятся на низком уровне сформированности знаний грамматики английского языка. Результаты методики изучения уровня сформированности письменной речи учащихся начальных классов С.В. Титовой позволили подтвердить, что 5 человек, что составляет 30% учащихся, пребывают на высоком уровне сформированности грамматических знаний, большая половина учащихся - 11 человек, что составляет 60% - на среднем уровне, и лишь 3 человека - 10% учеников находятся на низком уровне сформированности знаний грамматики английского языка.
Следовательно, реализация комплекса упражнений по обучению школьников среднего звена грамматике английского языка, была успешной. Цель исследования достигнута.
1. Арнольд, И. В. Лексикология современного иностранного языка / И.В. Арнольд. - М.: Издательство литературы на иностранных языках, 2012. - 338 с.
2. Ананьев, Б.С. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания / Б.С. Ананьев. - М.: Педагогика, 2013. - 379 с.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2012. - 192 с.
4. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. - М.: Институт ПО Министерства образования России, 2016. - 203 с.
5. Биболетова, М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК для средней школы / М.З. Биболетова // ИЯШ. - 2018. - №3. - 20 с.
6. Бим, И.Л. Общая методика обучения иностранным языкам / И.Л. Бим. - М.: Просвещение, 2011. - 126 с.
7. Бреслаев, Г.М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности / Г.М. Бреслаев. - Рига: 1-я типография, 2015. - 167 с.
8. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Методика дистанционного обучения: учебное пособие для вузов / М.Е. Вайндорф-Сысоева. - М.: Издательство Юрайт, 2020. - 194 с.
9. Виленский, В.Я., Образцов, П.И., Уман, А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: учеб.пособие. 2-е изд. / под ред. В.А. Сластенина. - М.: Педагог.общество России, 2019. - 192 с.
10. Гез, Н.И. Методика обучения языкам в средней школе / Н.И. Гез. - М.: Высш. школа, 2012. - 373 с.
11. Горлова, Н.А. Оценка качества и эффективности УМК по иностранным языкам / Н.А. Горлова // Иностранные языки в школе. - 2018. - № 8. - С. 19-27.
12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов - М.: Интор, 2016. - 554 с.
13. Данилов, О. Е. Роль информационно-коммуникационных программ в современном процессе обучения / О.Е. Данилов // Молодой ученый. - 2018. - № 12. - С. 25-28.
14. Еремеева, О.В. Процесс обучения иностранному языку: принципы отбора невербальных средств коммуникации / О.В. Еремеева // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2018. - №2. - С.53-57.
15. Зимняя, И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И.А. Зимняя. - М.: Просвещение, 2011. - 163 с.
16. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2013. - 384 с.
17. Использование активных и интерактивных образовательных технологий: метод. рекомендации. / авт.-сост. М.Г. Савельева, Т.А. Новикова, Н.М. Костина; отв. ред. Е.Н. Анголенко. - Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2018. - 44 с.
18. Коджаспирова, Г.М. Технические средства обучения и методика их использования / Г.М. Коджаспирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 352 с.
19. Кунин. А.В. Фразеология современного английского языка / А.В. Кунин. - М.: Международные отношения, 2016. - 379 с.
20. Львова, О.В. Использование информационно-коммуникативных программ для организации и проведения проектной деятельности при обучении иностранным языкам в средней школе / О.В. Львова. - М.: АРС, 2017. - 120 с.
21. Методика обучения иностранным языкам: традиции и
современность / под ред. А. А. Миролюбова. - Обнинск: Титул, 2010. - 464 с.
22. Михайлова, Н.Н., Семенова, О.А. Комплексный подход к применению педагогических технологий. Учебно-методическое пособие / Н.Н. Михайлова, О.А. Семенова. - М.: МО РФ ИРПО, 2018. - 90 с.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. - М.: Нью Таймз, 2018. - 265 с.
24. Пассов, Е.И. Урок языка в средней школе / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение, 2014. - 324 с.
25. Пассов, Е.И, Кузнецова, Е.С. Формирование лексических навыков: учебное пособие / Е.И. Пассов, Е.С. Кузнецова. - Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2012. - 90 с.
26. Петрова, Н.Н. Новые технологии образования / Н.Н. Петрова //
«Вестник Российского Гуманитарного Научного Фонда» - 2020. - №1. - С.
154-164.
27. Рачкова, О.Н. Цикл уроков по дисциплине «Английский язык» / О.Н. Рачкова. - М.: АРСТ, 2016. - 180 с.
28. Рогова, Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова. - М.:АРС, 2014. - 199 с.
29. Рогова, Г.В., Рабинович, Ф.М., Сахарова, Т.Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова. - М.: Просвещение, 2015. - 190 с.
30. Саяхова, Л.Г. Языковая личность: Лингвокультурология.
Лингводидактика. Лексикография / Л.Г. Саяхова. - Уфа: 1-я типография, 2011.
- 270 с.
31. Саяхова, Л.Г. Языковая личность: Лингвокультурология.
Лингводидактика. Лексикография / Л.Г. Саяхова. - Уфа: 1-я типография, 2011.
- 287 с.
32. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2008. - 209 с.
33. Скульский, Р.П. Учимся быть учителем / Р.П. Скульский. - М.: Педагогика, 2014. - 200 с.
34. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2012. - 201 с.
35. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам / Е.Н. Соловова. - М.: Просвещение, 2017. - 88 с.
36. Старков, А.П. Обучение английскому языку в средней школе / А.П. Старков. - М.: Наука, 2013. - 190 с.
37. Смирнова, Е.О. Детская и возрастная психология / Е.О. Смирнова. - М.: НовПресс, 2013. - 190 с.
38. Сысоев, П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка / П.В. Сысоев // Иностранные языки в школе - М.: АРСТ, 2011. - С. 23-27.
39. Титова, С.В. Ресурсы и службы Интернета в преподавании иностранных языков / С.В. Титова. - М.: Изд-во МГУ, 2019. - 56 с.
40. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Использование ИКТ при обучении иностранным языкам. Учебное пособие / В.А. Трайнев, И.В. Трайнев. - М.: Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2019. - 280 с.
41. Цветкова, Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в средней школе / Л.А. Цветкова // Иностранные языки в школе. - 2018. - С. 43¬47.
42. Яляева, Д.Р. Использование Интернет-ресурсов и компьютерных презентаций на уроках английского языка / Д.Р. Ялаева. - М.: Рось, 2018. - 65 с.
43. Campbell, A. P. Weblogs for Use with ESL Classes / A.P. Campbell // The Internet TESL Journal. - Vol. IX. - 2018. - No. 2. - Р. 45-54.
44. Modern languages: learning, teaching, assessment: а common European framework of reference / Edited by Hugh Trappes-Lomax, Ian McGrath - Strasburg, 2006. - 260 p.
45. Изучение английского языка онлайн [Электронный ресурс]. URL: http://www.study-languages-online.com/ru/en/(дата обращения: 11.12.2021)
46. Приказ об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Основного Общего Образования №1897: утв. Мин. обр. и науки Рос. Федерации. - 2012. [Электронный ресурс] URL: ййр://минобрнауки.рф/проекты (дата обращения: 10.12.2021)
47. Федеральный Государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс] - URL: http://standart.edu.ru/(дата обращения: 19.12.2021)
48. Great Resources for Teaching & Learning English [Электронный ресурс] URL: http://www.eslgold.com/(дата обращения: 12.12.2021)
49. Oxford dictionary Online [Электронный ресурс] URL: http://oxford.org/(дата обращения: 12.12.2021)
50. Page for Teachers of English [Электронный ресурс] URL: http://www.teachers.co/(дата обращения: 11.12.2021)