Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Проектная деятельность по ознакомлению с народной культурой как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Работа №157477

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2020
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Понятие и сущность патриотического воспитания 7
1.2. Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного
возраста 10
1.3. Использование проектной деятельности в педагогическом процессе
ДОО 16
1.4. Содержание, формы и методы проектной деятельности по ознакомлению с
народной культурой, направленной на патриотическое воспитание старших дошкольников 20
ГЛАВА II. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С НАРОДНОЙ КУЛЬТУРОЙ КАК СРЕДСТВА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Изучение исходного уровня патриотического воспитания детей старшего
дошкольного возраста 28
2.2. Разработка содержания НОД с использованием проектной деятельности по
ознакомлению с народной культурой, направленной на патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста 35
2.3. Проверка эффективности проведенной работы 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
ПРИЛОЖЕНИЯ 64

На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к Родине включает: заботу об интересах и исторических судьбах страны и готовность ради них к самопожертвованию; верность Родине, ведущей борьбу с врагами; гордость за социальные и культурные достижения своей страны; сочувствие к страданиям народа и отрицательное отношение к социальным порокам общества; уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям; привязанность к месту жительства (городу, деревне, области, стране в целом).
Системе образования принадлежит ведущая роль в гражданском становлении подрастающего поколения, воспитании у молодёжи любви к Родине, преданности своему отечеству.
Патриотизм, как нравственное качество, является результатом целенаправленного воспитания, и дошкольное детство - благоприятный период для приобщения ребёнка к национальной культуре. Поэтому очень важно начинать воспитывать настоящего патриота своей Родины именно в этом возрасте, когда ребенок начинает интенсивно развиваться в социальном плане. Этот период по своим психологическим особенностям наиболее благоприятен для формирования патриотизма, так как для детей дошкольного возраста характерны высокая восприимчивость, легкая обучаемость, безграничное доверие взрослым, стремление подражать им, эмоциональная отзывчивость и интерес ко всему окружающему.
В последние годы повысился интерес исследователей к разработке вопросов, связанных с ознакомлением дошкольников с различными сторонами окружающей действительности и воспитанием у них на этой основе любви к родному краю, стране. Доказана важность отбора доступных детям сведений об окружающем мире, их систематизации, необходимость формирования у детей положительного отношения к получаемым знаниям, организации деятельности по их закреплению. Однако высказанные авторами полезные идеи, касающиеся проблемы патриотического 4
воспитания детей дошкольного возраста, носят, к сожалению, разрозненный характер. Недостаточная научная разработанность основ процесса патриотического воспитания дошкольников не могла не сказаться на практике работы учреждений дошкольного образования, результатах деятельности воспитателей.
Различные аспекты патриотического воспитания исследовались философами, педагогами, психологами (К.Д. Ушинский, А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, Н.К. Крупская, В.А. Сухомлинский, Р.И. Жуковская, Виноградова, С.А. Козлова и др.).
В содержательном аспекте патриотизм включает: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах Родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности Родине; гордость за её социальные и культурные достижения; отстаивание её свободы и независимости; уважительное отношение к историческому прошлому и традициям; стремление посвящать свой труд, способности процветанию Родины.
Результаты исследований российских ученых, практиков (Н.В. Алешина, Н.Ф. Виноградова, Л.Н. Воронецкая, А.Д. Жариков, Р.И. Жуковская, Е.А. Казаева, С.А. Козлова) указывают на актуальность и необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в учреждениях дошкольного образования.
Для эффективной организации воспитательного процесса, направленного на формирование патриотизма как качества личности, педагогам учреждений дошкольного образования необходимо владеть соответствующей методикой, организационными формами и методами.
Важнейшей задачей патриотического воспитания является систематическая, целенаправленная деятельность педагога по ознакомлению дошкольников с народной культурой.
Объект исследования - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - организация проектной деятельности по ознакомлению с народной культурой как средство патриотического воспитания старших дошкольников.
Цель исследования - изучить проблему организации проектной деятельности по ознакомлению с народной культурой как средства патриотического воспитания старших дошкольников.
Задачи исследования:
1) изучить научную психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования;
2) изучить исходный уровень патриотического воспитания старших дошкольников;
3) разработать и внедрить содержание НОД на основе проектной деятельности по ознакомлению с народной культурой как средства патриотического воспитания старших дошкольников;
4) проверить эффективность разработанного содержания НОД на основе проектной деятельности по ознакомлению с народной культурой как средства патриотического воспитания старших дошкольников.
Поставленные задачи обусловили выделение четырех этапов работы:
I этап (май-сентябрь 2019 года) посвящен изучению и анализу литературы по теме исследования;
II этап (сентябрь-ноябрь 2019 года) предполагает подбор методик для
исследования уровня патриотического воспитания дошкольников;
III этап (ноябрь 2019 года - март 2020 года) включает проведение
экспериментального исследования;
IV этап (апрель-май 2020 года) предусматривает описание эксперимента, анализ его результатов.
Гипотеза исследования - целенаправленная и систематическая организация проектной деятельности по ознакомлению с народной культурой будет способствовать патриотическому воспитанию старших дошкольников.
Методы исследования: анализ педагогической и психологической литературы по теме исследования, первичная и вторичная диагностика, качественный и количественный анализ результатов диагностических методик, анкетирование детей и педагогов, анализ планов образовательной работы воспитателей старших групп учреждений дошкольного образования, беседа с детьми.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды Н.В. Алешиной, Н.Ф. Виноградовой, Л.Н. Воронецкой, А.Д. Жарикова, Р.И. Жуковской, Е.А. Казаевой, С.А. Козловой, К.Д. Ушинского, А.Н. Радищева, В.Г. Белинского, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского, Р.И. Жуковской, Н.Ф. Виноградовой, С.А. Козловой и др.
Практическая значимость работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами-практиками в педагогическом процессе ДОО.
Исследование проводилось на базе филиала №1 МБДОУ д/с №109 г. Пензы.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы и приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема, которой посвящено исследование, имеет актуальный характер для практики воспитания и обучения детей дошкольного возраста, раскрывая вопросы патриотического воспитания детей в процессе ознакомления с народной культурой посредством проектной деятельности.
Уже с детства человек должен любить свою Родину, гордиться своей национальной принадлежностью, знать родной язык, любить родной край, увлекаться его культурой и историей. Ведь если все лучшее заложить в дошкольном возрасте, который является наиболее сенситивным периодом для воспитания высоких социально - нравственных чувств и качеств детей, для которых характерны податливость, известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию и огромный авторитет взрослого, это останется с ними на всю жизнь.
Особенности воспитания патриотизма у старших дошкольников - это воспитание положительного отношения детей к истории и современности родного края, к людям, его населяющим, его культуре и традициям, к своей Родине.
Достижение высокого уровня в воспитании у детей патриотизма становится возможным и наиболее качественным при создании определенных системообразующих условий: готовность самого педагога к патриотическому воспитанию старших дошкольников; переход на новый уровень понимания необходимости приобретения теоретических знаний, практических умений, способности к моделированию единой системы блочно-тематического планирования, отражающей последовательность и постепенность введения детей в многообразный, многогранный и многоликий окружающий мир с направленностью на формирование целостного образа своего родного края.
Воспитание у старших дошкольников патриотизма должно быть повседневным делом, естественным образом вплетаться в ткань педагогического процесса.
Ознакомление с родным краем, его достопримечательностями должно происходить в доступных формах (наблюдение, экскурсия, игра, труд и т. д.) с применением различных видов предметно-практической деятельности (художественный труд, труд в природе, исследование, поиск, моделирование, сочинительство, игра, конструирование и т. д.), что обеспечит полноту восприятия окружающего мира, поможет ребенку осознать свое место в нем.
В первой главе представлен анализ научных источников по проблеме исследования, раскрывающих понятие и сущность патриотического воспитания детей, возрастные особенности развития детей старшего дошкольного возраста и формы, способы и средства патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с народной культурой посредством проектной деятельности.
Проанализировав уже имеющиеся проекты практикующих педагогов, мы пришли к выводу, что проектная деятельность, в частности по ознакомлению с народной культурой, имеет безграничное пространство для фантазии, а также множество подходов к осуществлению деятельности, которая способна не только увеличить объем знаний по данному направлению, но и заинтересовать детей, вызвать у них эмоциональный отклик на подобную работу.
Во второй главе дипломной работы освещён экспериментальный этап исследования. Он был посвящен проверке эффективности работы по развитию патриотического детей старшего дошкольного возраста в процессе участия в проекте по знакомству с народной культурой. Экспериментальную работу мы начали с констатирующего эксперимента. В соответствии с задачами исследования констатирующий эксперимент был направлен на диагностику исходного уровня патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста. Диагностическая методика включала диагностическую беседу, позволяющую оценить уровень патриотической воспитанности дошкольников, задание «Нарисуй свою страну» и диагностическую игру.
На основании полученных в ходе констатирующего эксперимента данных на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент. На этом этапе осуществлялась непосредственная работа с детьми. Постепенно повышался уровень патриотической воспитанности детей, повышался интерес к своему родному краю, своему народу и их культуре, традициям, обычаям и др.
Основной задачей на завершающем этапе эксперимента явилось изучение результатов экспериментальной работы и подтверждение гипотезы исследования. Для проверки эффективности разработанных нами НОД была использована та же диагностическая методика, что и на констатирующем этапе. При сравнении результатов, оказалось, что дети продемонстрировали более высокий уровень патриотической воспитанности.
Обобщение итогов дипломной работы показало: в ходе работы удалось изучить проблему развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста в процессе формирования представлений об истории создания предметов быта.
Таким образом, полученные результаты исследования дают основание сделать обобщенный вывод о том, что в ходе проведенной работы нам удалось изучить проблему патриотического воспитания детей посредством проектной деятельности по ознакомлению с народной культурой, что и являлось целью данного исследования, и наша гипотеза подтверждена.



1. Акинина Т.М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста. / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012. - 248 с.
2. Андреева Н.Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ. // Управление ДОУ. - 2012. - №1. - С. 12-17.
3. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. - М.: Вече, 2009. - 139 с.
4. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 208 с.
5. Бахтин Ю.К. Патриотическое воспитание как основа формирования
нравственно здоровой личности. // Молодой ученый. - 2014. - №10. - С. 349-352.
6. Быков А.К. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации: на стыке двух государственных программ. // Педагогика. - 2011. - №1. - С. 14-24.
7. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.
8. Виноградова Н.Ф. Дошкольникам о родной стране. - М.: Просвещение, 2009. - 112 с.
9. Виноградова Н.А. Образовательные проекты в детском саду. / Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 208 с.
10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников. / Под ред. А.М. Виноградовой. - М., 2010. - 158 с.
11. Воспитательная система «Маленькие россияне». / Под ред. Т.И. Оверчук. - М., 2014. - 280 с.
12. Гасанов З.Т. Цель, задачи и принципы патриотического воспитания граждан. // Педагогика. - 2015. - №6. - С. 59-63
13. Деркунская В. Воспитание гражданской позиции старших дошкольников. // Ребенок в детском саду. - 2010. - №4. - С.12-15.
14. Ермакова Т.В. Воспитание чувств патриотизма у дошкольников. // Методист.
- 2014. - №3. - С. 66-68.
15. Жуковская Р.И. Родной край: пособие для воспитателей детского сада. / Р.И. Жуковская, Н.Ф. Виноградова, С.А. Козлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985. - 268 с.
16. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. Пособие. - Волгоград: Учитель, 2011. - 302 с.
17. Как научить детей любить Родину: руководство для воспитателей и учителей. / Авторы-составители: Ю.Е. Антонов, Л.В. Левина, О.В. Розова, И.А. Щербакова. - М.: АРКТИ, 2013. - 345 с.
18. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Куликова, Т.А. Куликова. - М.: Издательский центр Академия, 2001. - 416 с.
19. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. Мир, в котором я живу. Методическое пособие по ознакомлению детей 3-7 лет с окружающим миром. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 186 с.
20. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет: методическое пособие, М., 2009. - 400 с.
21. Лузина С.Г., Перешивко В.М. Наша Родина-Матушка - Россия. // Воспитатель ДОУ. - 2008. - №11. - С. 15-17.
22. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. - М.: Сфера, 2010. - 89 с.
23. Молчанов С.Г. Проектирование инновационной методической работы в ДОУ. // Управление ДОУ. - 2007. - №7. - С. 25-29.
24. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно - патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ . // Авт.-сост. В.И. Натарова и др. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2015. - 315 с.
25. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет (методическое пособие). - М., 2014. - 365 с.
26. Никонова Л.Е. Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста: пособие для педагогов. - Минск: Народная асвета, 1991. - 112 с.
27. Овчинникова Н.П. Идея патриотизма и Отечества в истории русской педагогики. // Педагогика. - 2017. - №1. - С. 93-101.
28. Патранова И. Проектный метод. // Дошкольное воспитание. - 2007. - №3. - С. 81-84.
29. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист. - 2004. - №1. - С. 42-44.
30. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 640 с.
31. Педагогическое проектирование - ресурс развития дошкольного образования: сборник / Отв. ред. Г.Н. Масич. - Красноярск: КИМЦ, 2010. - 78 с.
32. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом». - М.: Владос, 2005. - 136 с.
33. Проектный метод в деятельности ДОУ: пособие. / Л.С. Кисилева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода и др. - М.: АРКТИ, 2003 - 96 с.
34. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. // Журнал «Завуч». - 2003. - №6. - С. 11-14.
35. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий. / Авт.-сост. Александрова Е.Ю. и др. - Волгоград: Учитель, 2017. - 370 с.
36. Сухомлинский В.А. О воспитании. - М.: Школьная пресса, 2003. - 345 с.
37. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. / Л.Л. Тимофеева. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. - 80 с.
38. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. - М.: Просвещение, 2002. - Т. 10. - 668 с.
39. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования. // Дошкольное воспитание. - 2014. - №2. - С. 4-18.
40. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации: от 29 декабря
2012 года №273-ФЗ: по состоянию на 2014 год: с комментариями юристов компании «Гарант». / Сост.: А.А. Кельцева. - М.: Эксмо, 2014. - 787 с.
41. Харламов И.Ф. Теория нравственного воспитания: историческая и
современная проблематика и основные педагогические идеи. - Минск: ИВЦ Минфина, 1972. - 559 с.
42. Цветкова И.М. Любовь к Родине воспитывается с раннего возраста. //
Управление дошкольными образовательными учреждениями . - 2005. - №1. - С. 75-78.
43. Шаламова Е. Патриотическое воспитание: создание предметно-развивающей среды. // Ребенок в детском саду. - 2009. - № 1. - С. 47-50.
44. Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. - М.: Педагогика,1980. - 304 с.
45. Шульженко М.Э. Патриотическое воспитание современной молодежи. // Молодой ученый. - 2017. - №47. - С. 240-243.
46. Якушева Т.А. Воспитание гражданско-патриотических чувств у ребенка старшего дошкольного возраста. // Дошкольная педагогика. - 2006. - №6. - С. 75-77.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ