Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование социокультурной компетенции учащихся 6 классов с использованием страноведческого материала в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе

Работа №157468

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы54
Год сдачи2022
Стоимость4370 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку 5
1.1 Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам.
Понятие социокультурной компетенции 5
1.2 Средства формирования социокультурной компетенции 10
1.3 Показатели и уровни сформированности социокультурной компетенции 14
Вывод по первой главе 19
Глава 2. Методика использования страноведческого материала на уроках английского языка 21
2.1 Способы и методические приёмы использования страноведческого
материала на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции учащихся 6 классов СОШ 21
2.2 Анализ УМК «Spotlight» для 6-ого класса общеобразовательных
учреждений. Эффективные способы формирования социокультурной компетенции на примере действующего УМК 29
2.3 Комплекс упражнений по формированию социокультурной компетенции
детей младшего школьного возраста на уроках английского языка 35
Вывод по второй главе 39
Заключение 40
Список литературы 43

Культура и язык идут рука об руку и сосуществуют в диалоге. Язык не может быть использован как средство коммуникации без достаточного свода знаний о культуре страны, в которой говорят на данном языке. Исходя из этого можно сказать, что урок иностранного языка представляет своего рода межкультурным пространством, а каждое изученное на уроке иностранное слово является отражением особенностей иноязычного мышления и в целом дает представление об иноязычной культуре.
Так же, очень важно отметить, что в свете очень быстрого развития экономических, политических, культурных и социальных контактов между государствами, культурологическая направленность обучения иностранному языку приобретает наивысшую степень актуальности на сегодняшний день. На наш взгляд, социокультурные подходы к обучению иностранным языкам основывается на тесном взаимодействии языка и культуры как страны изучаемого языка, так и родной страны обучаемого.
Актуальность данной темы определяется тем, что учителя редко используют дополнительные страноведческие материалы на своих уроках для развития социокультурной компетенции учащихся.
Объект исследования -- процесс обучения английскому языку в шестом классе СОШ.
Предмет исследования формирование социокультурной компетенции учащихся 6класса СОШ в процессе обучения английскому языку с использованием страноведческого материала.
Цель исследования: описать и систематизировать страноведческий материал, позволяющий формировать и развивать социокультурную компетенцию учащихся 6 класса в процессе обучения английскому языку и обосновать методические приёмы его эффективного использования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Описать содержание и структуру социокультурной компетенции; обосновать актуальность социокультурной направленности обучения иностранным языкам.
2. Описать средства формирования социокультурной компетенции.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования и развития социокультурной компетенции
4. Описать способы и методические приёмы использования страноведческого материала на уроках английского языка в 6 классах СОШ для формирования и развития социокультурной компетенции учащихся
5. Выявить содержание и методические рекомендации в УМК «Spotlight» для 6 класса СОШ, позволяющие эффективно формировать социокультурную компетенцию учащихся и реализовать их на практике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), общедидактический (анализ программ, учебной литературы), системный подход (педагогическое проектирование и моделирование), разработка учебных материалов.
Практическая значимость исследования заключается в подборе разнообразного страноведческого материала и разработке упражнений, способствующих эффективному формированию социокультурной компетенции учащихся 6 классов на уроках английского языка в СОШ.
Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, определяются объект, цель, задачи и методы исследования, излагается теоретическая база и объясняется практическая значимость работы.
В первой главе анализируется научная литература по теме исследования, описываются и сопоставляются различные точки зрения на определение понятия «социокультурная компетенция», анализируются различные средства формирования социокультурной компетенции, педагогические условия, способствующие формированию и развитию социокультурной компетенции учащихся, а так же показатели и уровни ее сформированное™.
Во второй главе описываются различные подходы к формированию межкультурной компетентности, обосновываются принципы, методы и методические приемы работы со страноведческим материалом на уроках английского языка, анализируются эффективные способы формирования социокультурной компетенции на примере УМК «Spotlight» для 6-ого класса общеобразовательных учреждений, представлены фрагменты уроков, на примере которых показывается формирование отдельных компонентов социокультурной компетенции.
В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы по теме.
Теоретическая основа исследования: В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, С.Г. Тер-Минасова, И.А. Зимняя, Г.В. Сороковых, Н.А. Тарасюк

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Овладение иностранным языком неотделимо от приобщения к культуре страны изучаемого языка и предполагает не только усвоение культурных знаний, но и формирование способности и мотивации к пониманию менталитета представителя иноязычной культуры, изучающего язык, и коммуникативного поведения, характерного для жителей этой страны.
Социокультурный компонент обучения иностранному языку играет важную роль в формировании личности учащихся, так как дает им возможность не только познакомиться с культурным наследием страны изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, тем самым способствуя формированию их общей культуры. Данная работа направлена на изучение способов и методов расширение общего, социального и культурного кругозора учащихся, а также на стимулирование их познавательных и интеллектуальных процессов.
Поэтому формирование и развитие социокультурной компетенции является одной из задач современного образования. Социокультурный компонент содержания обучения английскому языку обладает большим потенциалом для достижения конкретных качественных результатов в иноязычном общении и реализации стратегической цели обучения иностранным языкам - развития межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся и их способности стать адекватными участниками межкультурной коммуникации. Потенциал огромен.
Когда учащиеся понимают, ценят и уважают культуру, обычаи, традиции и языки других стран и народов и могут с уверенностью выражать свою собственную культуру и традиции своего народа, перестают существовать вражда, соперничество и чувство превосходства. Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где отношения между народами часто ухудшаются и где патриотизм и международное воспитание имеют большое значение. Социокультурная компетентность означает готовность и способность жить и взаимодействовать в современном мультикультурном обществе.
Навыки критического мышления, проектная деятельность, навыки сотрудничества и игры, а также навыки развивающего обучения повышают интерес к иноязычному общению и расширяют его тематическое содержание. Развитие социокультурной компетенции включает сравнительный анализ, чтение текстов лингвострановедческого содержания, в том числе публицистических текстов, использование песенного материала и применение национального-регионального компонентов.
Обобщая результаты этого исследования, нами были сделаны следующие выводы:
Иностранные языки являются реальным средством для общения между людьми из разных стран, а также средством понимания мира и развития культуры. Использование иностранного языка в коммуникативных целях требует определенного уровня языковой, лингвистической и социокультурной компетенции. Необходимо развивать готовность к культурному диалогу. Обучение иностранным языкам предоставляет учащимся прекрасную возможность продемонстрировать национальные особенности (как лингвистические, так и поведенческие) и особенности изучаемого языка.
Развитие социокультурной компетенции необходимо, так как без знаний и навыков социокультурного характера невозможно практическое овладение языком. Кроме того, социокультурный компонент способствует повышению эффективности обучения учащихся на всех этапах общего образования.
Использование метода проектов, метода кооперативного обучения, игрового метода, метода сравнительного анализа, чтение текстов лингвокультурного содержания, например, газетных статей, использование песенного материала, применение национально-региональных компонентов имеют отношение к развитию социокультурной компетенции. Метод сравнения и контраста, метод ключевых событий, метод культурной капсулы и метод движения дискурса также являются эффективными методами для формирования социокультурной компетенции.
Таким образом, методика преподавания иностранного языка не может представлять собой обучение без включения в процесс обучения социокультурного компонента, который может быть сформирован при регулярном и систематическом использовании вышеуказанных методов и приемов обучения.



1. Азимов, Э.Г. Словарь методических терминов (теоретическое и практическое преподавание языков) / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин - СПб.: Златоуст, 1999 - 334 с
2. Андронкина, Н.М. Формирование лингвосоциокультурной
компетенции в обучении иностранному языку / Н.М. Андронкина // Литература и общественное сознание: варианты интерпретации
художественного текста. - Бийск, 2002 - С. 42 - 43.
3. Верещагин, Е.М. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного / Е.М. Верещагин, В.Г Костомаров // руководство, 3-е изд., перераб. и доп. — М., 1983. — 374 с.
4. Головлёва, Е.Л. Основы межкультурной коммуникации / Е.Л. Головлёва - М.: Феникс, 2008 - 86 с.
5. Григорьева, Е.И. Социально-культурные условия личностного саморазвития молодежи в деятельности студенческих научных обществ / Е.И. Григорьева, В.В. Гладких, Е.И. Панкова // Культура и образование. - Москва: МГИК, 2018 - № 4 (31). - С. 106-115.
6. Груздева, И.В. Социокультурность: подходы к определению структуры и функции / И.В. Груздева - Тамбов: Грамота, 2015 - 57 с.
7. Горячева Е.Ю., Майорова О.Н., Полякова Н.П., Райкова А.И. Формирование социокультурной компетенции на уроках иностранного языка. [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» - Режим доступа: https://urok.1sept.ru(Дата обращения: 10.04.22)
8. Губокский, Е.Ф. Философский энциклопедический словарь / Е.Ф. Губовский, В.А. Кораблева, Г.В. Лутченко / под ред. Е. Ф. Губского / - М.: Инфра, 2000 -114 с.
9. Гумбальдт В. Язык и философия культуры / В. Фон Гумбальдт - М.: Прогресс, 1985 - 448 с.
10. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия / В.И. Даль - М.: ЭКСМО-Пресс, 2002 - 736 с.
11. Дахин, А.Н. Открытое образование и компетентность его участников /А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2008. - №1.
12. Дахин, А.Н. Образовательная компетентность: от существующего знания к возникающей инновационной культуре/ А.Н. Дахин // Школьные технологии. - 2006. - №5.
13. Иванов, Д.И. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов // Завуч. - 2008. - №1.
14. Костикова, Л. П. Оценивание результата формирования межкультурной компетенции как целостности / Л. П. Костикова // Психологопедагогический поиск. - 2016. - № 3 (39). - С. 135-142.
15. Кошеляева, Е.Д. Методика развития социокультурных умений
студентов посредством социального сервиса «ВИКИ». Автореферат дисс. [URL: http://www. dissercat.com/content/metodika-razvitiya-sotsiokulturnykh-
umeniistudentov-posredstvom-sotsialnogo-servisa-viki]
16. Кричевская, К. С. Прагматические материалы, знакомящие учеников с культурой и средой обитания жителей страны изучаемого языка/ К. С. Кричевская// Иностранные языки в школе. — 1996. — № 1. — С. 13-17.
17. Куприянов, Б.В., Дынина С.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник Костромского гос. университета им. Н.А. Некрасова. - 2001. - № 2. -102 с.
18. Лукьянова, Л.А. О функционально-содержательной основе
формирования социокультурной иноязычной компетенции
старшеклассников. [Электронный ресурс] Режим доступа:
URL:http://www.emissia.org/offline/2014/2194.htm(Дата обращения: 11.05.22)
19. Маргус, Т.О. О социолингвистической компетенции студентов - Высшее образование в России, 2007 - №2. - 118 с
20. Милосердова, Е.В. Национально-культурные стереотипы и проблемы межкультурной компетенции - ИЯШ, 2004 - №3.
21. Мильруд, Р. П. Коммуникативная компетенция: владение языком или готовность к иноязычному общению / Р. П. Мильруд, И. Р. Максимова // Иностранные языки в школе - Москва, 2017 - №7.
22. Наумова, О.В. Культурологический аспект как основа формирования иноязычной культуры в процессе обучения английскому языку - ИЯШ, 2014. - № 6 - 28 с.
23. Ощепкова, В. В. Страноведческий материал на уроке английского языка // Иностранные языки в школе. — 1998. — № 1. — С. 77-83.
24. Панчук, Е.Т. Педагогические условия формирования интеллектуальной компетентности у школьников в образовательном процессе / Е.Т. Панчук / - Саратов - 2011. - 6 с.
25. Починок, Т. В. Формирование социокультурной компетенции как основы межкультурного общения // Иностранные языки в школе. — 2007. — № 7. — С. 37-40.
26. Рогова, Г.В. Методика обучения иностранным языкам в школе / Г.В. Рогова, Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова / Под редакцией Роговой Г.В. - М.:Просвещение, 1996 - 242 с.
27. Сафонова В.В. Социокультурный подход: основные социально педагогические и методические положения // Иностранные языки в школе. - 2014. - №11. - с.2-13.
28. Сафонова В.В. Социокультурный подход к обучению иностранным языкам - М.: Амскорт Интернэшнл, 1991. - с. 153-154
29. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // ИЯШ, 2001, - №4 - с.67
30. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций / Е.Н. Соловова — М.: Просвещение, 2003. — с.239
31. Соловова Е.Н. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы. - М.: Пед. унив-т "Первое сентября", 2010. - с.23
32. Томахин, Г. Д. Реалии в языке и культуре // Иностранные языки в школе. — 1997. — № 3. — с. 13-18.
33. Федеральный государственный образовательный стандарт
основного общего образования: приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 // Национальная ассоциация развития образования и науки. -
[Электронный ресурс] URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 16.03.2021).
34. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. Технология конструирования // Народное образование. - 2003. - № 5. - с. 55
35. Шамов А.Н. Язык и культура немецкого народа: лингвострановедческий аспект: учебное пособие /А.Н. Шамов - Н.Новгород: ФГБОУ ВПО «НГЛУ», 2013. - с.264
36. Шилина Н. В. Анализ уровня сформированности компонентов иноязычной социокультурной компетенции у обучающихся / Н. В. Шилина // Мир науки. - 2018. - Т. 6. - № 6. - С. 78-82.
37. Kostikova L. P. Culture in teaching english as a foreign language / L. P. Kostikova, V. V. Prishvina, A. V. Ilyushina [at al.] // Proceedings of the 2nd International Conference on Culture, Education and Economic Development of Modern Society (ICCESE 2018). Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2018. - S. 13-17.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ