Формирование социокультурной компетенции учащихся 6 классов с использованием страноведческого материала в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку 5
1.1 Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам.
Понятие социокультурной компетенции 5
1.2 Средства формирования социокультурной компетенции 10
1.3 Показатели и уровни сформированности социокультурной компетенции 14
Вывод по первой главе 19
Глава 2. Методика использования страноведческого материала на уроках английского языка 21
2.1 Способы и методические приёмы использования страноведческого
материала на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции учащихся 6 классов СОШ 21
2.2 Анализ УМК «Spotlight» для 6-ого класса общеобразовательных
учреждений. Эффективные способы формирования социокультурной компетенции на примере действующего УМК 29
2.3 Комплекс упражнений по формированию социокультурной компетенции
детей младшего школьного возраста на уроках английского языка 35
Вывод по второй главе 39
Заключение 40
Список литературы 43
Глава 1. Теоретические аспекты формирования социокультурной компетенции в процессе обучения английскому языку 5
1.1 Культуроведческая направленность обучения иностранным языкам.
Понятие социокультурной компетенции 5
1.2 Средства формирования социокультурной компетенции 10
1.3 Показатели и уровни сформированности социокультурной компетенции 14
Вывод по первой главе 19
Глава 2. Методика использования страноведческого материала на уроках английского языка 21
2.1 Способы и методические приёмы использования страноведческого
материала на уроках английского языка для формирования социокультурной компетенции учащихся 6 классов СОШ 21
2.2 Анализ УМК «Spotlight» для 6-ого класса общеобразовательных
учреждений. Эффективные способы формирования социокультурной компетенции на примере действующего УМК 29
2.3 Комплекс упражнений по формированию социокультурной компетенции
детей младшего школьного возраста на уроках английского языка 35
Вывод по второй главе 39
Заключение 40
Список литературы 43
Культура и язык идут рука об руку и сосуществуют в диалоге. Язык не может быть использован как средство коммуникации без достаточного свода знаний о культуре страны, в которой говорят на данном языке. Исходя из этого можно сказать, что урок иностранного языка представляет своего рода межкультурным пространством, а каждое изученное на уроке иностранное слово является отражением особенностей иноязычного мышления и в целом дает представление об иноязычной культуре.
Так же, очень важно отметить, что в свете очень быстрого развития экономических, политических, культурных и социальных контактов между государствами, культурологическая направленность обучения иностранному языку приобретает наивысшую степень актуальности на сегодняшний день. На наш взгляд, социокультурные подходы к обучению иностранным языкам основывается на тесном взаимодействии языка и культуры как страны изучаемого языка, так и родной страны обучаемого.
Актуальность данной темы определяется тем, что учителя редко используют дополнительные страноведческие материалы на своих уроках для развития социокультурной компетенции учащихся.
Объект исследования -- процесс обучения английскому языку в шестом классе СОШ.
Предмет исследования формирование социокультурной компетенции учащихся 6класса СОШ в процессе обучения английскому языку с использованием страноведческого материала.
Цель исследования: описать и систематизировать страноведческий материал, позволяющий формировать и развивать социокультурную компетенцию учащихся 6 класса в процессе обучения английскому языку и обосновать методические приёмы его эффективного использования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Описать содержание и структуру социокультурной компетенции; обосновать актуальность социокультурной направленности обучения иностранным языкам.
2. Описать средства формирования социокультурной компетенции.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования и развития социокультурной компетенции
4. Описать способы и методические приёмы использования страноведческого материала на уроках английского языка в 6 классах СОШ для формирования и развития социокультурной компетенции учащихся
5. Выявить содержание и методические рекомендации в УМК «Spotlight» для 6 класса СОШ, позволяющие эффективно формировать социокультурную компетенцию учащихся и реализовать их на практике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), общедидактический (анализ программ, учебной литературы), системный подход (педагогическое проектирование и моделирование), разработка учебных материалов.
Практическая значимость исследования заключается в подборе разнообразного страноведческого материала и разработке упражнений, способствующих эффективному формированию социокультурной компетенции учащихся 6 классов на уроках английского языка в СОШ.
Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, определяются объект, цель, задачи и методы исследования, излагается теоретическая база и объясняется практическая значимость работы.
В первой главе анализируется научная литература по теме исследования, описываются и сопоставляются различные точки зрения на определение понятия «социокультурная компетенция», анализируются различные средства формирования социокультурной компетенции, педагогические условия, способствующие формированию и развитию социокультурной компетенции учащихся, а так же показатели и уровни ее сформированное™.
Во второй главе описываются различные подходы к формированию межкультурной компетентности, обосновываются принципы, методы и методические приемы работы со страноведческим материалом на уроках английского языка, анализируются эффективные способы формирования социокультурной компетенции на примере УМК «Spotlight» для 6-ого класса общеобразовательных учреждений, представлены фрагменты уроков, на примере которых показывается формирование отдельных компонентов социокультурной компетенции.
В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы по теме.
Теоретическая основа исследования: В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, С.Г. Тер-Минасова, И.А. Зимняя, Г.В. Сороковых, Н.А. Тарасюк
Так же, очень важно отметить, что в свете очень быстрого развития экономических, политических, культурных и социальных контактов между государствами, культурологическая направленность обучения иностранному языку приобретает наивысшую степень актуальности на сегодняшний день. На наш взгляд, социокультурные подходы к обучению иностранным языкам основывается на тесном взаимодействии языка и культуры как страны изучаемого языка, так и родной страны обучаемого.
Актуальность данной темы определяется тем, что учителя редко используют дополнительные страноведческие материалы на своих уроках для развития социокультурной компетенции учащихся.
Объект исследования -- процесс обучения английскому языку в шестом классе СОШ.
Предмет исследования формирование социокультурной компетенции учащихся 6класса СОШ в процессе обучения английскому языку с использованием страноведческого материала.
Цель исследования: описать и систематизировать страноведческий материал, позволяющий формировать и развивать социокультурную компетенцию учащихся 6 класса в процессе обучения английскому языку и обосновать методические приёмы его эффективного использования.
Для достижения поставленной цели в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Описать содержание и структуру социокультурной компетенции; обосновать актуальность социокультурной направленности обучения иностранным языкам.
2. Описать средства формирования социокультурной компетенции.
3. Выявить и обосновать педагогические условия формирования и развития социокультурной компетенции
4. Описать способы и методические приёмы использования страноведческого материала на уроках английского языка в 6 классах СОШ для формирования и развития социокультурной компетенции учащихся
5. Выявить содержание и методические рекомендации в УМК «Spotlight» для 6 класса СОШ, позволяющие эффективно формировать социокультурную компетенцию учащихся и реализовать их на практике.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретико-аналитический (анализ методической литературы), общедидактический (анализ программ, учебной литературы), системный подход (педагогическое проектирование и моделирование), разработка учебных материалов.
Практическая значимость исследования заключается в подборе разнообразного страноведческого материала и разработке упражнений, способствующих эффективному формированию социокультурной компетенции учащихся 6 классов на уроках английского языка в СОШ.
Во введении обосновывается выбор и актуальность темы, определяются объект, цель, задачи и методы исследования, излагается теоретическая база и объясняется практическая значимость работы.
В первой главе анализируется научная литература по теме исследования, описываются и сопоставляются различные точки зрения на определение понятия «социокультурная компетенция», анализируются различные средства формирования социокультурной компетенции, педагогические условия, способствующие формированию и развитию социокультурной компетенции учащихся, а так же показатели и уровни ее сформированное™.
Во второй главе описываются различные подходы к формированию межкультурной компетентности, обосновываются принципы, методы и методические приемы работы со страноведческим материалом на уроках английского языка, анализируются эффективные способы формирования социокультурной компетенции на примере УМК «Spotlight» для 6-ого класса общеобразовательных учреждений, представлены фрагменты уроков, на примере которых показывается формирование отдельных компонентов социокультурной компетенции.
В заключении подводятся итоги исследования, делаются выводы по теме.
Теоретическая основа исследования: В.В. Сафонова, П.В. Сысоев, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, С.Г. Тер-Минасова, И.А. Зимняя, Г.В. Сороковых, Н.А. Тарасюк
Овладение иностранным языком неотделимо от приобщения к культуре страны изучаемого языка и предполагает не только усвоение культурных знаний, но и формирование способности и мотивации к пониманию менталитета представителя иноязычной культуры, изучающего язык, и коммуникативного поведения, характерного для жителей этой страны.
Социокультурный компонент обучения иностранному языку играет важную роль в формировании личности учащихся, так как дает им возможность не только познакомиться с культурным наследием страны изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, тем самым способствуя формированию их общей культуры. Данная работа направлена на изучение способов и методов расширение общего, социального и культурного кругозора учащихся, а также на стимулирование их познавательных и интеллектуальных процессов.
Поэтому формирование и развитие социокультурной компетенции является одной из задач современного образования. Социокультурный компонент содержания обучения английскому языку обладает большим потенциалом для достижения конкретных качественных результатов в иноязычном общении и реализации стратегической цели обучения иностранным языкам - развития межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся и их способности стать адекватными участниками межкультурной коммуникации. Потенциал огромен.
Когда учащиеся понимают, ценят и уважают культуру, обычаи, традиции и языки других стран и народов и могут с уверенностью выражать свою собственную культуру и традиции своего народа, перестают существовать вражда, соперничество и чувство превосходства. Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где отношения между народами часто ухудшаются и где патриотизм и международное воспитание имеют большое значение. Социокультурная компетентность означает готовность и способность жить и взаимодействовать в современном мультикультурном обществе.
Навыки критического мышления, проектная деятельность, навыки сотрудничества и игры, а также навыки развивающего обучения повышают интерес к иноязычному общению и расширяют его тематическое содержание. Развитие социокультурной компетенции включает сравнительный анализ, чтение текстов лингвострановедческого содержания, в том числе публицистических текстов, использование песенного материала и применение национального-регионального компонентов.
Обобщая результаты этого исследования, нами были сделаны следующие выводы:
Иностранные языки являются реальным средством для общения между людьми из разных стран, а также средством понимания мира и развития культуры. Использование иностранного языка в коммуникативных целях требует определенного уровня языковой, лингвистической и социокультурной компетенции. Необходимо развивать готовность к культурному диалогу. Обучение иностранным языкам предоставляет учащимся прекрасную возможность продемонстрировать национальные особенности (как лингвистические, так и поведенческие) и особенности изучаемого языка.
Развитие социокультурной компетенции необходимо, так как без знаний и навыков социокультурного характера невозможно практическое овладение языком. Кроме того, социокультурный компонент способствует повышению эффективности обучения учащихся на всех этапах общего образования.
Использование метода проектов, метода кооперативного обучения, игрового метода, метода сравнительного анализа, чтение текстов лингвокультурного содержания, например, газетных статей, использование песенного материала, применение национально-региональных компонентов имеют отношение к развитию социокультурной компетенции. Метод сравнения и контраста, метод ключевых событий, метод культурной капсулы и метод движения дискурса также являются эффективными методами для формирования социокультурной компетенции.
Таким образом, методика преподавания иностранного языка не может представлять собой обучение без включения в процесс обучения социокультурного компонента, который может быть сформирован при регулярном и систематическом использовании вышеуказанных методов и приемов обучения.
Социокультурный компонент обучения иностранному языку играет важную роль в формировании личности учащихся, так как дает им возможность не только познакомиться с культурным наследием страны изучаемого языка, но и сравнить его с культурными ценностями своей страны, тем самым способствуя формированию их общей культуры. Данная работа направлена на изучение способов и методов расширение общего, социального и культурного кругозора учащихся, а также на стимулирование их познавательных и интеллектуальных процессов.
Поэтому формирование и развитие социокультурной компетенции является одной из задач современного образования. Социокультурный компонент содержания обучения английскому языку обладает большим потенциалом для достижения конкретных качественных результатов в иноязычном общении и реализации стратегической цели обучения иностранным языкам - развития межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся и их способности стать адекватными участниками межкультурной коммуникации. Потенциал огромен.
Когда учащиеся понимают, ценят и уважают культуру, обычаи, традиции и языки других стран и народов и могут с уверенностью выражать свою собственную культуру и традиции своего народа, перестают существовать вражда, соперничество и чувство превосходства. Развитие социокультурной компетенции играет особую роль в современном мире, где отношения между народами часто ухудшаются и где патриотизм и международное воспитание имеют большое значение. Социокультурная компетентность означает готовность и способность жить и взаимодействовать в современном мультикультурном обществе.
Навыки критического мышления, проектная деятельность, навыки сотрудничества и игры, а также навыки развивающего обучения повышают интерес к иноязычному общению и расширяют его тематическое содержание. Развитие социокультурной компетенции включает сравнительный анализ, чтение текстов лингвострановедческого содержания, в том числе публицистических текстов, использование песенного материала и применение национального-регионального компонентов.
Обобщая результаты этого исследования, нами были сделаны следующие выводы:
Иностранные языки являются реальным средством для общения между людьми из разных стран, а также средством понимания мира и развития культуры. Использование иностранного языка в коммуникативных целях требует определенного уровня языковой, лингвистической и социокультурной компетенции. Необходимо развивать готовность к культурному диалогу. Обучение иностранным языкам предоставляет учащимся прекрасную возможность продемонстрировать национальные особенности (как лингвистические, так и поведенческие) и особенности изучаемого языка.
Развитие социокультурной компетенции необходимо, так как без знаний и навыков социокультурного характера невозможно практическое овладение языком. Кроме того, социокультурный компонент способствует повышению эффективности обучения учащихся на всех этапах общего образования.
Использование метода проектов, метода кооперативного обучения, игрового метода, метода сравнительного анализа, чтение текстов лингвокультурного содержания, например, газетных статей, использование песенного материала, применение национально-региональных компонентов имеют отношение к развитию социокультурной компетенции. Метод сравнения и контраста, метод ключевых событий, метод культурной капсулы и метод движения дискурса также являются эффективными методами для формирования социокультурной компетенции.
Таким образом, методика преподавания иностранного языка не может представлять собой обучение без включения в процесс обучения социокультурного компонента, который может быть сформирован при регулярном и систематическом использовании вышеуказанных методов и приемов обучения.
Подобные работы
- Использование аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4385 р. Год сдачи: 2018 - «Использование аутентичных видеоматериалов на уроках английского языка
в средней общеобразовательной школе»
Бакалаврская работа, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Метод предметно-языкового интегрированного обучения иностранному(английскому) языку в средней общеобразовательной школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСЕННОГО И
ПОЭТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКЕ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕЙ
СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Англоязычные блоги как средство развития коммуникативной компетенции на старшем этапе обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2020 - АУТЕНТИЧНЫЕ ВИДЕОМАТЕРИАЛЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОБУЧЕНИЮ ЧТЕНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - Информационно - коммуникационные технологии в развитии творческих способностей школьников в процессе обучения английскому языку
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016



