Введение 3
Глава I. Теоретические основы формирования познавательного интереса в рамках предметных дисциплин в практике современной начальной школы 8
1.1. Сущность понятий «интерес» и «познавательный интерес» 8
1.2. Особенности формирования познавательного интереса у младших
школьников 11
1.3. Описание условий формирования познавательного интереса в
существующей практике современной школы 15
Выводы по первой главе 20
Глава II. Исследование актуального уровня сформированности познавательного
интереса у младших школьников 23
2.1. Изучение уровня сформированности познавательного интереса у
второклассников 23
2.2. Анализ результатов исследования 26
2.3. Интерактивная тетрадь, направленная на формирование познавательного
интереса у младших школьников 34
Выводы по второй главе 39
Заключение 41
Список литературы 43
Приложения 47
Приложение А 47
Приложение Б 51
Приложение В
То, каким будет наше общество в ближайшем будущем, напрямую зависит от того, как мы сейчас учим наших детей. Часто организация образовательного процесса не дает нам в полной мере развить ребенка. Не каждый педагог способен и готов дать немного больше, чем заложено программой, по которой учатся дети. А ведь нужно дать ребенку не только необходимую сумму знаний, но и развить его мышление, чтобы он дальше мог развиваться, заниматься самообразованием, быть успешным.
Актуальность исследования. Проблема развития познавательного интереса младших школьников - одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К.Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным [30].
В научных исследованиях в области педагогики и психологии подтверждается факт того, что познавательные интересы у ребенка возникают на ранних этапах развития. Информационное пространство с многообразным содержательным спектром, в котором развивается современный младший школьник, позволяет ему удовлетворять познавательные потребности различными способами. В связи с этим возникает необходимость создания познавательной среды в условиях начальной школы. В качестве одного из механизмов может выступать область математики, в процессе которой младший школьник имеет возможность на основе возникновения интересов, освоить новый материал [13].
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Математика является одним из основных предметов в начальных классах. Учащиеся усваивают основные математические понятия, овладевают навыки счета, учатся мыслить и рассуждать. Велико воспитательное значение математики: она открывает младшим школьникам дидактические игры занимательного характера. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Поэтому одной из актуальнейших, труднейших и важнейших задач дидактики как была, так и остается проблема воспитания интереса к учению.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в пункте 41.1.7. говорится о том, что познавательный интерес является важной частью ценности научного познания [32].
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в пункте 5, указывается, что «намного важнее пробудить в детях желание проявлять познавательный интерес к изучаемому» [26].
Актуальность выбранной нами темы обосновывается установками примерной программы по математике федерального государственного общеобразовательного стандарта начального образования, которые основываются на развитии навыков познавательных способностей учащихся [39].
Также развитие интереса у младших школьников рассматривается и в программе развития Российского образования [7].
С давних пор ученых, педагогов интересовала проблема познавательного интереса в обучении. Решение данной проблемы трактовалось в самых разнообразных подходах как приближение школьников к процессу обучения, формирование желания учиться, чтобы учение стало потребностью, а ученик стремился удовлетворить эту потребность. Всё это рассматривалось залогом эффективности обучения.
По мнению многих исследователей, учителей практиков, в частности К.М. Трубинова «проблема развития познавательного интереса является важной, потому что интерес проявляет особое внимание к чему-нибудь, желание вникнуть в суть, узнать, понять занимательность, значительность» [29].
Особую значимость для нашего исследования представляют работы отечественных ученых, таких как Морозова Н.Г. [18], Рубинштейн С.Л. [24], Щукина Г.И. [34] их работы посвящены анализу понятия «интерес» и его компонентов.
В практике современной школы описывается опыт применения форм, методов, средств, технологий, таких как: дифференцированный подход, исследовательская деятельность, поиск информации, догадки, активное оперирование имеющихся знаний, элементы занимательности, игровые методы они помогают развитию познавательного интереса [17].
Но, в данных опытах форм недостаточно уделено внимание методам, средствам, технологиям, направленным на развитие познавательного интереса на уроках математики в начальной школе.
Таким образом, проблема формирования познавательного интереса определяется следующими противоречиями:
- между требованиями ФГОС НОО к планируемым результатам в виде формирования познавательного интереса и недостаточной разработанностью педагогических средств по их достижению в образовательном процессе;
- между необходимостью формирования познавательного интереса у младших школьников в процессе обучения и недостаточной подготовленностью педагогов к данной работе...
Данное исследование посвящено изучению формирования познавательного интереса младших школьников.
На основании анализа нормативной документации психолого-педагогической литературы по теме исследования, мы пришли к выводу, что формирование познавательного интереса у учащихся начальных классов является одной из важнейших задач современной системы образования, актуальна на данном этапе развития педагогической науки и требует дальнейшего исследования.
Большинство авторов - исследователей познавательного интереса убеждены, что если в начальной школе складываются устойчивые познавательные интересы, то они оказывают в целом решающее влияние на ход дальнейшего обучения ребенка. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к учению и познанию во многом определяется успешным развитием и качеством содержания самой учебной деятельности, обеспечивающей переход от познавательной потребности к развитию познавательных интересов. Эти интересы выражаются в стремлении ребенка проявлять интеллектуальную активность, преодолевать возникающие в процессе познания трудности.
Мы выделили существенные подходы в образовательной практике, направленные на формирование познавательного интереса младших школьников в урочной и внеурочной деятельности. Во внеурочной деятельности главными способами формирования познавательного интереса выступает организация таких объединений дополнительного образования, как «ЮИД», «Проектная деятельность», «3D моделирование» и «Очки виртуальной реальности».
Для определения формирования познавательного интереса в урочной деятельности мы рассмотрели учебники и рабочие тетради по математике разных УМК. Так в УМК «Система Л.В. Занкова» обучающимся предлагаются интересные задачи на моделирование, математические игры, рубрики «Из истории математики» и «Математический калейдоскоп». В рабочих тетрадях представлены разнообразные по содержанию, способам выполнения и уровню сложности задания, а также цветные вкладки «Волшебные странички». В учебнике по математике УМК «Начальная инновационная школа» в каждом уроке имеется задание развивающего характера: это либо задача на развитие логического мышления, либо сочетание логики и начальных геометрических представлений, также имеются задачи-головоломки. УМК «Перспектива» формирует познавательный интерес, опираясь на интеграцию математики с другими предметными областями.
Для определения актуального уровня сформированности познавательного интереса мы выделили критерии, и подобрали соответствующие методики. Затем предложили детям выполнить задания, позволяющие определить уровень каждого ученика и класса в целом. По результатам констатирующего исследования мы выяснили, что у большей части обучающихся 2 класса преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса, что подтверждает нашу гипотезу. Результаты исследования представлены в виде таблиц и диаграмм.
Также было выявлено, что у большинства обучающихся вторых классов имеются проблемы со стремлением самостоятельно находить дополнительный материал к уроку для расширения знаний по заинтересовавшей теме, с отсутствием мотива самостоятельно выполнять домашние задания без напоминаний взрослых, также многие дети не всегда проявляют интерес к учебному процессу и отрицательно относятся к занятиям, связанным с умственным напряжением.
Для решения данных проблем мы разработали интерактивную тетрадь по формированию познавательного интереса, которая позволит вести ученические тетради по новому формату. Материалы в данной интерактивной тетради не объединены одной темой, не имеют сюжета. В тетрадь включены правила и конструкции, изучаемые на уроках математики. Она поможет оживить уроки, создать условия для практического использования теоретической информации, собрать изученные темы и конструкции в одном месте, многократно повторять их.
1. Амонашвили, Ш.А. Паритеты, приоритеты и акценты в теории и практике образования // Педагогика. - 2018. - № 2. - С. 14-16.
2. Асмолов, А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2015. №3.
3. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников/ Баранова, Э. А СПб.: Речь. 2017.
4. Божович, Л. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков. — М., 2016.
5. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные труды /Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Педагогика-Пресс, 2016. - С. 352.
6. Бороздина, Г. В. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / Г. В. Бороздина. - Минск: Вышэйшая школа, 2020. 255 с.
7. Г осударственная программа Российской Федерации "Развитие образования": утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642// Собр. законодательства Российской Федерации. -
2018. № 1642.- С. 267.
8. Заварина, М.С. Формирование познавательного интереса младших школьников как педагогическая проблема // Ярославский педагогический вестник. 2018, №1. - С. 15-17.
9. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: - М: Академия, 2012. - С. 208.
10. Зайцева, И.А. Формирование познавательного интереса к учению как способ развития креативных способностей личности. - Ноябрьск, 2021. - С. 124.
11.Зверева, Г. Ю. Развитие у школьников мотивации к учению // Молодой ученый, 2019. - №22. С. 787-792
12. Кочановская, Е.В. Формирование познавательной самостоятельности у школьников: Дисс. канд. пед. наук. - Калининград, 2020. - С. 197.
13. Лебедева, А.В. Уровни развития познавательного интереса у младших школьников // Среднее профессиональное образование. - 2017. - №2.-С 62-64.
14. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения.
М.: Смысл, 2015.
15. Лях, Ю.А. Формирование познавательной самостоятельности школьников в воспитательно-образовательном процессе гимназии: Автореф. дис. канд.
пед. наук. - Кемерово, 2020.- С. 14...44