ВВЕДЕНИЕ 5
1 ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ В РОССИИ 8
1.1 Органы прокуратуры в дореволюционной России 8
1.2 Организация и деятельность прокуратуры на социалистическом этапе
развития российского государства 17
2 ПРАВОВОЙ СТАТУС ПРОКУРАТУРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 34
2.1 Законодательные основы организации и деятельности прокуратуры
в Российской Федерации , 34
2.2 Структура органов прокуратуры в Российской Федерации 41
2.3 Задачи и функции прокуратуры Российской Федерации 49
3 ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ИНЫМИ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 55
3.1 Система государственных органов Российской Федерации:
общая характеристика 55
3.2 Взаимодействие прокуратуры с органами исполнительной и судебной власти 60
3.3 Взаимодействие прокуратуры с органами законодательной власти 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Прокуратура Российской Федерации - это уникальный государственный орган, который осуществляет надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов на территории России.
В современных условиях глубоких социально-экономических перемен деятельность прокуратуры очень важна, так как она призвана обеспечивать верховенство закона, защиту прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор, вся многогранная правоохранная деятельность российской прокуратуры являются одной из важнейших гарантий защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, независимо от формы собственности и подведомственности, и государства в целом. Поэтому государство, общество заинтересованы в том, чтобы надзорная и иная деятельность прокуратуры была максимально эффективной, приводила к реальному укреплению законности и правопорядка.
Важнейшими предпосылками успешного осуществления прокурорского надзора и иной деятельности прокуратуры являются прочные знания прокурорами и следователями специфики и особенностей разносторонней работы прокуратуры, своих полномочий применительно к конкретным направлениям деятельности, умение правильно, на научной основе организовать работу на порушенных участках, мастерское владение тактикой и методикой осуществления прокурорского надзора и иной деятельности. Прокуратура призвана служить обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и человечества.
Законность, то есть строгое и точное исполнение правовых предписаний - главнейший организационный фактор стабилизации общества. Обязанность строгого и точного исполнения законов, подзаконных актов имеет в правовом государстве всеобщий характер: она присуща всем без исключения государственным органам, общественным организациям, должностным лицам и гражданам. Строгое соблюдение законности - наиболее существенный и характерный признак правового государств а< Законность нуждается в постоянной охране, одним из действенных способов обеспечения которой выступает эффективный прокурорский надзор. С возрастанием роли законности возрастает и роль прокурорского надзора в ее укреплении.
Цель настоящей квалификационной работы - изучение системы органов прокуратуры в качестве государственных органов Российской Федерации, их задач и функций, а также взаимоотношений с иными государственными органами Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- проанализировать историю создания и развития прокуратуры;
- изучить нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность прокуратуры;
- охарактеризовать систему органов прокуратуры и ее структуру;
- определить задачи и компетенцию органов прокуратуры РФ;
- определить контрольные функции;
- рассмотреть соотношение прокуратуры и органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Объектом исследования являются общественные отношения по организации и функционированию прокуратуры в системе государственных органов, обладающих властными полномочиями.
Предмет исследования - эволюция, структура и полномочия органов прокуратуры Российской Федерации, а также их взаимодействие и иными государственными органами.
Методология основана на использовании исторического метода, с помощью которого исследуются исторические, социально-политические и иные предпосылки создания и этапов развития российской прокуратуры. С помощью метода анализа и синтеза исследуются: система, задачи и компетенция органов прокуратуры.
Теоретическую основу данной квалификационной работы составили труды Бессарабова В.Г+, Ергашева Е.Р,, Ласкиной Н.В., Исаева И. А. и других авторов.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», другие законодательные акты Российской Федерации, а также подзаконные норматив но-правовые акты.
Структурными элементами квалификационной работы работы являются введение, 3 главы, включающих в себя 9 параграфов, заключение, список литературы. В первой главе «Формирование и развитие органов прокуратуры в России» рассматривается процесс создания и формирование органов прокуратуры до настоящего времени. Вторая глава «Правовой статус прокуратуры в Российской Федерации» посвящена рассмотрению законодательных основ организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации, структуры органов прокуратуры, а также задач и функций. Третья глава «Взаимодействие органов прокуратуры с иными государственными органами Российской Федерации» включает в себя сферы взаимодействия органов прокуратуры с законодательными, исполнительными и судебными органами власти.
Прокуратура Российской Федерации - многофункциональный орган, что обусловлено направленностью ее деятельности на обеспечение единого законодательного и единообразного правоприменительного пространства на всей территории страны.
Система органов прокуратуры — единая и централизованная. Это означает, что все органы прокуратуры (независимо от уровня) является федеральными, субъекты РФ не имеют собственных органов прокуратуры и не вправе их создавать; все прокуроры подчинены Генеральному прокурору, а также вышестоящим прокурорам.
Современная российская прокуратура не идеальна. Ей трудно, но она, как может, старается противостоять беззаконию. Укрепление российской прокуратуры и совершенствование ее деятельности возможны на основе конкретных и реализуемых принципов (идей), отражающих решимость государства обеспечивать законность в стране и не допускающих каких-либо отступлений в чьих бы то пи было интересах.
Прокуратура взаимодействует с исполни гель я ой властью как самостоятельный государственный институт, обеспечивающий исполнение законов, принятых законодательной властью. Но при этом органам прокуратуры не присущ ни один характерный признак исполнительной власти.
В процессе своей деятельности прокуратура, как никакой другой орган, сталкивается е конкретными проблемами реализации законов, обеспечения прав и свобод граждан. Поэтому органы прокуратуры в наибольшей степени обладают информацией о состоянии законности в стране, пробелах и коллизиях правового регулирования. Выступая с правотворческой инициативой, прокуратура может самым положительным образом влиять на совершенствование всей правовой системы государства. Однако органы прокуратуры не обладают правом законодательной инициативы па федеральном уровне, В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» не содержится указания на такое право органов прокуратуры и на уровне субъектов РФ. В статье 9 ФЗ «О прокуратуре РФ» говорится лишь о том, что прокурор при установлении в ходе осуществления своих полномочий необходимости совершенствования действующих нормативных правовых актов вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов. Таким образом, мы полагаем необходимым закрепить в статье 104 Конституции РФ за органами прокуратуры право законодательной инициативы по вопросам, связанным с их профессиональной деятельностью.
В изначальной редакции Конституции РФ единственная статья о прокуратуре, (статье 129 Конституции РФ) была помещена в главу, посвященную судебной власти. В феврале 2014 года был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ № 2-ФКЗ 110 Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации", и глава 7 Основного Закона страны получила новое, соответствующее ее содержанию название — «Судебная власть и прокуратура». Сущность указанного Закона, с одной стороны, не позволяет поставить знак равенства между судебной властью и прокуратурой, с другой - фактически усиливает позицию, позволяя воспринимать прокуратуру как особый государственный орган.
Также, следует отметить, что как и другие государственно-правовые структуры, прокуратура подвержена изменениям, которые должны соответствовать направлениям развития общества и государства. Дальнейшее развитие должно получить все отрасли надзора и участки деятельности прокуратуры, однако в зависимости от происходящих в стране преобразований, новых задач, встающих перед обществом, должны уточняться приоритеты, задачи, пределы отраслей надзора и участков деятельности прокуратуры, полномочия прокуроров*
1, Конституция РФ* Принята 12 декабря 1993 г* всенародным голосованием (ред. от 21*07.2014)//Собрание законодательства РФ, - 2014. -21 июля - № 3. - Ст. 4398.
2* Федеральный закон от 17*01.1992 № 2202-1 (ред. от 03,08*2018) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ.- 1995*- №47.- Ст. 4472,
3. Федеральный закон от 17*11.1995 № 168-ФЗ (с изм. от 05.062007) «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ.- 1995.-№47.- Ст* 4472,
4. Федеральный закон от 05.06,2007 № 87-ФЗ (ред. от 22.12.2014) «О внесении изменений в Уголовио-процессуаггьный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»» (с изм, и доп., вспуп. в силу с 01.0L2017)// Собрание законодательства РФ.- 2007.-№ 24.- Ст* 2830,
5. Федеральный закон от 25*12.2008 № 280-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции »»//Собрание законодательства РФ * - 2008. - №52.- Ст. 6235.
6. Указ Президента РФ от 01.082007 № 1004 (ред. от 04.01*2009) «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации» (вместе с «Положением о Следственном комитете при прокуратуре Российской Федерации») (утратил силу)//Собрание законодательства РФ. - 2007.-№32 .-Ст. 4122.
7. Указ Президента РФ от 18.05+2009 № 558 (ред. от 23.06.2014) «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015)//Собрание законодательства РФ. - 2009 №21. - Ст. 2543.
8. Указ Президента РФ от27.09.2010№ 1182 (ред. от 14.01.2011) Вопросы
Следственного комитета Росс и й ско й Федерации»//Собрание
законодательства РФ, - 2010.*№40.- Ст. 5043.
9. Указ Президента РФ от 11.12.2010 № 1535 (ред. от 26.06.2013) «О дополнительных мерах по обеспечению правопорядка»//«Собраиие законодательства РФ». - 2010. - № 50. - Ст. 6656.
10. Приказ Генпрокуратуры России от 07.05.2008 № 84 (ред. от 24.09,2018) «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и' других специализированных прокуратур» (официально не оубликован).
11. Постановление ВЦИК от 11.11.1922 «О введении в действие Положения О'судоустройстве Р.С.Ф.С.Р,» (утратил силу)// СУ РСФСР. - 1922. - №. 69. - Ст. 902.
12. Постановление ЦИК СССР № 84 СНК СССР № 2621 от 17.12.1933 «Положение о прокуратуре Союза ССР» (утратил силу)//СЗ СССР. - 1934. - №1. - Ст. 26.
13. Постановление ЦИК СССР № 68 СНК СССР № 1299 от 20.07.1936 «Об образовании Народного Комиссариата Юстиции Союза ССР» (утратил силу) // Известия I (ПК СССР и ВЦИК. - 1936. -№ 168 - Ст. 33 8*
14, Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 05,12.1936 (утратил силу)// Известия ЦИК СССР и В ЦИК. - 1936.-№283,- Ст. 412.
15. Указ Президиума ВС СССР от 24.05.1955 «Об утверждении Положения о прокурорском надзоре в СССР» (утратил силу) // Ведомости ВС СССР.- 1955. - № 9.- Ст. 222.
16* Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик от 07*10.1977 (утратил силу) //Ведомости ВС СССР. - 1977. - №
41. -Ст. 617.
17. Закон СССР от 30.11.1979 №1162-Х «О прокуратуре СССР» (утратил силу) //Ведомости ВС СССР. - 1979. - № 49, - Ст, 843.
18. Постановление Президиума ВС СССР от 06.02.1989 № 10105-Х1 «О структуре Прокуратуры Союза ССР» (утратил силу)//Ведомости ВС СССР.- 1989*-№ 6. * Ст. 42.
19. Приказ Генпрокуратуры РФ от 23.10.1998 № 207-ш «Об образовании информационно-аналитического центра Генеральной прокуратуры Российской Федерации» (утратил силу)//Сборник основных приказов и указаний Генерального прокурора РФ. - М, -1999. - Ст.25.
Научная и учебная литература
20. Басков, В*И, Курс прокурорского надзора. Учебник для вузов / В.И. Басков - М.: - «Зерцало», 2002. - 480 с.
21. Басков, В.И., Коробейников, Б.В* Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов /В,И, Басков, Б,В. Коробейников -Мл «Зерцало», 2001. - 512 с.
22. Брагин, А.П., Пронякин, А.Д. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Учебное пособие / А.ГР Брагин, А.Д. Пронякин - М,; Изд. центр ЕАОИ, 2012.-204 с.
23. Верстунина, Л. В. Регулирование труда прокурорско-следственных работников /Л.В. Верстунина - Мл Проспект, 2015* - 212 с.
24. Воронин, О.В. Теоретические основы современной прокурорской деятельности / О.В. Воронина - Томск: Изд-во НТ Л, 2013. - 164 с,
25. Гасанов, Р. М. Организация работы районной прокуратуры в современных условиях / Р.М. Гасанов* - М.: Камерон, 2016. - 178 с.
26. Жидких, А* А. Правотворчество. Законность* Прокуратура / А.А. Жидких - М.: Юрлитинформ, 2015* - 176 с,
; 27. 1 Звягинцев, АТ., Орлов, Ю.Г. Око государево* Российская прокуратура. XV11T век / А.Г. Звягенцев, Ю.Г. Орлов - Мл Российская политическая энциклопедия, 1994. - 320 с.
28. Звягинцев* А* Г., Орлов, Б,Г* Призванные Отечеством. Российские прокуроры 1722 - 1917 / АТ. Звягинцев, Ю.Г. Орлов. - М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. - 815 с*
29. Звягинцев, А* Г*, Орлов, ЮТ. Тайные советники империи* Российские прокуроры. XIX век: моногр. / А.Г. Звягинцев, ЮТ. Орлов. - М.: Высшая школа, 2012.-384 с.
30. Исаевой. А. История государства и права России / И.А* Исаев - М.: Юристь, 2004* — 797 с*
31* Карпов, Н. Н. Прокуратура в системе государственной власти Российской Федерации / Н.Н* Карпов - М.: Юнити-Дана, 2012. - 512 с.
32. Ласкина, Н.В. Прокурорский надзор: Учебное пособие для вузов / Н.В. Ласкина - М.: «Юстицияформ», 2012. - 224 с.
33. Рохлин, В, И. Прокурорский надзор и государственный контроль* История, развитие, понятие, соотношение / В.И. Рохлин* - М.: Юридический центр Пресс, 2016* - 328 с.
34. Фарбер, И. Конституционные основы прокурорского надзира в Советском государстве / И. Фарбер - Саратов.: Советская прокуратура на страже законности, 1973. -418 с.
Публикации в научных журналах, сборниках и СМИ
35* Бай кин, И.М* Прокуратура - орган государственной власти / И.М Байкин // Современное право. - 2013 - № 12. - С. 25-40*
36* Бессарабов, В.Г. Дореформенная (петровская) прокуратура (1772 - 1864 гг.) / В.Г. Бессарабов // Журнал российского права*- 2012.- № 8. - С, 55- 65.
37. Бессарабов, В.Г. Пореформенная российская прокуратура (1864 - 1917) / В*Г* Бессарабов // Журнал российского права.- 2014.- № 10. - С. 141- 152.
38. Бессарабов, В*Г. Прокуратура и органы местного самоуправления. /
B. Г. Бессарабов// Законность. - 2001. - № 5* - С. 30 - 64.
39. Бобырев, В.В., Ьфимичев, С.П., Ефимичев, П.С* Изменения в УПК РФ и полномочия прокурора / В*В. Бобырев, С.. Ефимичев, П.С. Ефимичев // Вестник Академии Генеральной прокуратуры России* -2008, - № 1.-С.55-83*
40* Бойков, А А., Скворцов, В*К*? Рябцев, М.В. Проблемы развития правового статута российской прокуратуры (в условиях переходного периода)/ А*А. Бойков, В.К. Скворцов, М*В* Рябцев// Уголовное право 1999. *№ 2. - С. 3-29.
41. Ванькаев, А.Н. Прокуратура России: исторический опыт и перспективы / А.Н. Ванькаев // История государства и права. - 2007. - № 15. -
C. 96-98.
42. Васюшкин, В.В. Пределы прокурорского надзора* / В,В, Васюшин // Законность. “ 2010. - № 11* - С. 10-39.
43* Виноградов, О.В. Прокуратура в системе органов государственной власти. /О.В. Виноградов // Законность. - 2001. -№4. - С.58-64.
44. Ергашев, Е.Р. Принципы института надзора за исполнением законов / Е.Р. Ергашев // Исполнительное право. — 2006. - № 3. - С. 50-58.
45. Ергашев, Е.Р, Принципы правового института надзора за исполнением законодательства при исполнении мер принудительного характера, назначаемых судом / Е.Р, Ергашев // Российский судья. - 2007. - № 12 - С. 31- 51.
46. Казанцев, С.М. Изменения в системе прокурорского надзора после судебной реформы- 1864 г./ С.М. Казанцев // Вестник Ленинградского университета. - 1986. - №1,- С. 81-89.
47. Коток, В.Ф. О системе науки советского государственного права/
B. Ф. Котов // Советское государство и право. - 1959. - № 6. - С.35-48.
48. Лукоянов, Д.В. Место прокуратуры в н>сударственном механизме/ Д.В. Лукоянов // Законность. - 2006.-№11.-С. 48-64.
49. Опарин, Д.А. Прокуратура в системе органов государственной власти в период правления Петра L / Д.А. Опарин // История государства и права. - 2009. -№ 11.- С. 79-96.
50. Паламарчук, А.В., Бессарабов, В.Г. История становления общего надзора и задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением федерального законодательства / А.В. Паламарчук, В.Г. Бессарабов // Вестник Академии ГП РФ. - 2011.- № 6. - С. 35-60.
51. Черепанов, М.М. Система принципов организации и деятельности российской прокуратуры / М.М. Черепанов // Рос. юрид. жури. — 2007. - № 5. -C.64-66,
52. Шобухин, В. В. Возникновение и историческое развитие прокурорского надзора в России / В,В, Шопухин // История государства и права.-2011.-№ 14. - С. 68-96.