Реферат 3
Введение 6
Глава I. Теоретические предпосылки изучения текстовых задач на пропорциональную зависимость
1.1 Явление пропорциональности как предмет теоретического анализа 11
1.2 Психовозрастные особенности младшего школьника 21
1.3 Методические особенности организации деятельности обучающихся в процессе обучения решению сюжетных арифметических задач на
пропорциональную зависимость 30
Выводы по главе I 52
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по использованию приёма визуализации обучающимися начальных классов в процессе решения текстовых задач на пропорциональную зависимость
2.1 Исследование актуального уровня сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи на пропорциональную зависимость,
используя приёма визуализации в начальной
школе 55 2.2 Методика использования приёма визуализации в процессе обучения младших школьников решению сюжетных арифметических задач на
пропорциональную зависимость (опытно-экспериментальное
обучение) 67 2.3. Динамика уровня сформированности умения решать сюжетные арифметические задачи на пропорциональную зависимость, используя
приёма визуализации в начальной школе 81
Выводы по главе II 89
Заключение 92
Список литературы 96
Приложение
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования указана главная цель образовательного процесса - формирование универсальных учебных действий. На основании стандарта второго поколения основанием развития у обучающихся УУД на ступени начального образования является предмет «Математика». Согласно действующему в настоящее время ФГОС НОО одним из предметных результатов освоения обучающимися образовательной программы в области математики считается умение решать сюжетные арифметические задачи [59, с. 45].
Выдающиеся методисты Л.Г. Петерсон и Н.Б. Истомина считают задачу «мощнейшим средством обучения и саморазвития, средством контрольно-оценочного материалом как усвоенных знаний, предусмотренных программой, так и уровня умственных способностей» [56, с. 201]. Текстовые задачи - специальный вид упражнений, неотъемлемый и важный для уроков математики.
Формирование умения решать текстовые задачи принадлежит к одной из основных задач базового курса математики. А как показывает практика - это умение формируется довольно сложно и не у всех обучающихся на высоком уровне. На первых этапах обучения математике в начальной школе ученики знакомятся с понятием математическая задача, а в последующем, расширяя свои знания по данной теме, дети учатся выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей их жизни. Решение задач позволяет ребёнку осознать практическую значимость тех математических понятий, которыми он овладевает в начальном курсе математики, дает возможность применять изучаемые теоретические положения на практике [37 с. 202]...
На основании анализа психолого-педагогической и методической литературы мы пришли к выводу, что проблема обучения младших школьников решению сюжетных арифметических задач на пропорциональную зависимость актуальна на данном этапе развития педагогической науки и требует дальнейшего исследования.
Многие школьники сталкиваются с затруднениями при решении задач, в большей степени с задачами на пропорциональную зависимость. Происходит это из-за того, что детей не учат решать такие задачи, само явление «пропорциональность» не наблюдается на уроках учениками. Во многих традиционных программах именно обучению решения задач не уделяется достаточно времени или не уделяется вовсе. Обучение детей младшего школьного возраста решению сюжетных арифметических задач очень важно, так как задача является ценным упражнением, которое развивает логическое мышление, формирует интерес к уроку математики. В программе по математике нет ограничений в отношении подбора задач, поэтому учитель может включать и другие задания в структуру урока. Важно при этом помнить, что они должны отвечать требованиям ФГОС НОО.
Также одной из основных задач начального курса обучению математики является обучение младших школьников представлению задач в графическом, наглядном виде. В новом образовательном стандарте оно представлено как важное УУД: выпускники начальной школы должны научиться использовать знаково-символические средства, то есть уметь выполнять визуализацию в любом виде с видимой стратегией решения. В современной системе образования визуализация рассматривается и как содержание, которое должно быть усвоено в процессе обучения, и как способ познания, которым должны овладеть учащиеся, и как одно из основных учебных действий.
Явление «пропорциональности» встречается как в повседневной жизни, так и на уроках математики, но в начальной школе для наблюдения этого явление уделяется недостаточно времени, так как это явление само по себе трудное...