Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Наглядные методы изучения миграций населения Красноярского края

Работа №157330

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Система средств обучения географии и работа с ними
1.1. Система средств обучения географии в школе 5
1.2. Наглядные средства обучения в географии 9
1.3. Таблицы как средство наглядности в обучении
социально-экономической географии 16
Глава 2. География миграций населения Красноярского края
2.1. Понятие миграции; причины и виды 24
2.2. Динамика миграций населения Красноярского края 29
2.3. География миграций населения Красноярского края 38
2.4. Структура мигрантов 45
Глава 3. Использование материалов дипломной работы в школе
3.1. Изучение миграций населения на школьных уроках географии ... 50
3.2. Урок «Использование наглядных средств обучения при изучении миграций населения Красноярского края» 57
Заключение 65
Библиографический список 66

Актуальность темы определяется тем, что миграции населения - сложный общественный процесс, затрагивающий различные стороны социально-экономической жизни многих стран мира. В настоящее время в мире насчитывается более 214 млн. мигрантов. К 2050 году число международных мигрантов почти удвоится, превысив 405 млн. (Международная организация по миграции при ООН).
Миграции населения сыграли выдающуюся роль в истории человечества, с ними связаны процессы заселения, хозяйственного освоения земли, развития производительных сил, образования и смешения рас, языков и народов. Велик вклад мигрантов как в развитие стран их пребывания, так и в экономику стран происхождения. В 2010 г. мигранты перевели на родину 340 млрд, долларов, что сравнимо с валовым продуктом таких стран, как Саудовская Аравия, Бельгия, Украина, занимающих по его величине место в третьем десятке среди стран мира.
В последние двадцать лет, за годы экономических реформ, Россия стала вторым в мире по величине центром притяжения зарубежных мигрантов, но и сама дала большое количество выездов граждан страны за её пределы. Эти процессы оказывают значительное влияние на демографическую ситуацию в стране, половозрастную структуру населения, величину и структуру трудовых ресурсов, национальный и религиозный состав.
В связи с новыми экономическими условиями увеличился размах миграций населения и в России. Красноярский край тоже втянут в миграционные процессы. Сколько мигрантов выехало за пределы края, какова их половая, возрастная структура, география, каково их образование, чем они занимаются - это важные с практической и интересные с научной точки зрения вопросы, изучением которых сейчас занимаются многие дисциплины, н-р, демография, экономика, география, социология, статистика, этнография и др. Данные исследования имеют большое значение для отраслевого и регионального планирования, более гармоничного развития экономики, особенно в период кризиса, начавшегося в 2008 г.
Проблемы, порождаемые миграцией, затрагивают Красноярский край, т.к. они оказывают влияние на структуру населения, экономику, будущее региона.
Объект исследования - процесс изучения миграции населения Красноярского края на уроках экономической и социальной географии в школе
Предмет исследования - применение наглядных средств при изучении миграции населения в школе
Цель исследования - выявление возможностей лучшего усвоения социально-экономической информации школьниками с помощью наглядных средств.
Задачи исследования:
о выявить потенциал применения наглядных средств на уроках экономической и социальной географии
о оценить масштабы и динамику миграции населения Красноярского края, демографическую и социальную структуру мигрантов о выявить географию мигрантов.
Источниками для написания работы явились исследования учёных- демографов А.Г.Вишневского, Ж.А. Зайончковской, Г.И.Глущенко и др. Большое значение имели статистические материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Красноярского отделения Госкомстата.
Методы исследования: аналитический, исторический, статистический, картографический, сравнительный и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Внешние мигранты составляют примерно пятую часть всех мигрантов Красноярского края. Гораздо больше мигрантов перемещаются внутри Красноярского региона, главным образом из периферийных районов в центральные, в Красноярскую агломерацию. Но передвижение внутренних мигрантов не меняет общую численность населения Красноярского края и его трудовых ресурсов.
А вот внешняя миграция может изменить численность и населения, и трудовых ресурсов. Правда, это палка о двух концах, потому что изменения численности могут быть как со знаком «плюс», так и со знаком «минус».
В межрайонной миграции у Красноярского края сформировалась миграционная убыль населения, в международной - миграционный прирост. Также неоднозначно качество рабочей силы, участвующей в разных видах движения: среди межрайонных мигрантов высока доля лиц с высшим и средним профессиональным образованием, профессиональная квалификация международных мигрантов гораздо ниже.
Главные районы оседания межрайонных мигрантов, убывающих из региона - Центральный, Южный и Северо-Западный экономические районы России, т. е районы с более высоким уровнем жизни, заработной платы, большим количеством мест приложения труда. Главные районы выхода прибывающих мигрантов - Украина, Таджикистан, Казахстан, Азербайджан, Узбекистан, т. е. бывшие республики СССР. В этих странах уровень жизни заметно ниже российского, что и объясняет стремление этих мигрантов попасть в Россию.
Такое распределение мигрантов позволяет сделать вывод, что главные причины миграции населения в Красноярском крае - экономические.



1. Закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// Российская газета, 31.12.2012, № 5976.
2. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего, основного общего, среднего общего образования) по географии утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 05.03.2004 года № 1089,- В кн.: Сборник нормативных документов «География». Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план. Примерная программа по географии/ составитель Э.Д.Днепров. - М.: Дрофа, 2007.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный Приказом министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», с изменениями и дополнениями от 26.11.2010 № 1241, от 22 сентября 2011 №2357- https://www.google.ru/
4. Алексеев А.И., Николина В.В. География России. Хозяйство и экономические районы. 9 класс. - М.: Дрофа, 2011.
5. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии. М.: Просвещение, 1990.
6. Баринова И.И. География России. Методическое пособие 8-9 класс. - М.: «Дрофа», 2013г.
7. Вишневский А.Г. Миграция и демографическая безопасность России. // Миграция и безопасность в России / под ред. Г. Витковской и С. Панарина. - М.: Интердиалект, 2000, с.55-83.
8. Глущенко Г. И. Миграция и развитие: мировые тенденции //Вопросы статистики" - 2008, №2, с. 65-79.
9. Дмитрук Н.Г, Низовцев В.А., Васильев С.В. Методика обучения географии.- М.: Академия, 2012.
10. Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И., Клюев Н.Н. География. Население и хозяйство России. 9 класс. - М.: Русское слово, 2013
11 .Дронов В.П., Ром В.Я. География России. Население и хозяйство. Учебник для 9 класса,- М.: 2011.
12. Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б., Шилина И.Б., Бахчиева О.А. Практикум по методике обучения географии. — М.: Экзамен, 2008.
13. Житии Д.В. Территориальные особенности локализации миграционных потоков в Российской Федерации И Изв. Русск. геогр. об-ва. - 2011. - Т.143, вып.З.
14.3айончковская Ж.А. Миграционные тенденции в СНГ /Миграции в постсоветском пространстве: Политическая стабильность и международное сотрудничество.- М., 1997.
15.3айончковская Ж.А. О трудовой миграции. И Социальная сфера: проблемы и суждения. М.: Высшая школа экономики, 2002, с.138-143.
16.Заславская Т.П. Миграция сельского населения - М.: Мысль, 1970.
17. Иванов С. Международная миграция в России: динамика, политика, прогноз // Вопросы экономики. 2011, N10, с.35-52.
18. Ионцев В.А. Международная миграция населения: Россия и современный мир//Социологические исследования. 1998. №3.
19. Кузнецов А. П. География. Население и хозяйство мира. - М.: Дрофа, 2004.
20. Лавров С. Б. и Гладкий Ю. Н. Глобальная география. - М.: Дрофа, 2009.
21 .Максаковский В. П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. - М.: Просвещение, 2013.
22. Международная миграция: экономика и политика/ Под ред.В.А.Ионцева// Научная серия: Международная миграция населения: Россия и современный мир, вып.18. - М.: ТЕИС, 2006.
23. Методика обучения географии в школе /Под ред. Панчешниковой Л.М.- М.: Просвещение; Учебная литература, 1997.
24. Миграция и развитие / Г. И. Глущенко, В. А. Пономарев. - М. : Экономика, 2009.
25. Мкртчян Н. Внутренняя миграция: великое прошлое и скромное будущее - Миграционные процессы и актуальные вопросы миграции. - Миграция в России 2000-2012. Хрестоматия в 3 томах. Т.1, ч. 1.-М.: Спецкнига, 2013, с.22-27.
26. Моисеенко В.М. Снижение масштабов внутренней миграции населения России.// Вопросы статистики, 2004, №7, с. 47-56.
27. Население России. 2010-2011. Восемнадцатый- девятнадцатый ежегодный демографический доклад/ под ред. Вишневского А.Г. - М.: Высшая школа экономики, 2013.
28. Новое освоение Сибири и Дальнего Востока/ под ред. В.Н.Лексина и А. Н. Швецова. - М.: Совет по внешней и оборонной политике, 2001.
29.Октябрьская И. В., Соболева С. В., Антропов Е. В. Оценка рисков и перспектив развития человеческого потенциала г. Новосибирска в контексте современной миграционной ситуации в Сибирском федеральном округе // Перспективы и риски развития человеческого потенциала в Сибири / отв. ред. В.В. Кулешов. - Новосибирск: Изд- во СО РАН, 2014, № 47, с. 22- 27.
30. Социально-экономическая география: понятия и термины. Словарь-справочник / под ред. А. П. Горкина. - Смоленск: Ойкумена, 2013.
31. Сушкова О.Ю. Методика преподавания географии. - Воронеж, Воронежский государственный университет, 2009.
32. Трансформация миграционных процессов на постсоветском пространстве/ под ред. Л.Л. Рыбаковского - РАН, Инс-т соц.-полит, иссл,- М.: 2006.
33. Холина В. Н. Общественная география современного мира. -М.: Дрофа, 2007
г.
34.Численность и миграция населения Российской Федерации в 2009 году: (стат, бюл.) / Федер, служба гос. статистики. - М., 2010.
35. Шелестов С. Д., В. Минаев. Миграционные процессы в России// Родина, № 10, 1996 год.
36. Юдина Т. Н. Социология миграции- М.: Академический проект, 2006.
Ресурсы Интернета
37.3айончковская Ж. Демографическое будущее Сибири и Дальнего Востока, 2003 г. 1. http://polit.ru/article/2003/01/27/578167/
38. Красноярский краевой статистический ежегодник 2016- http://krasstat.gks.ni/wps/wcm/connect/rosstat ts/krasstat/ru/publications/pubKras/of fici al publ i cati on s/el ectronic versi on s/
39. Международная миграция. Обзор Организации экономического сотрудничества и развития - http://dsclick.infospace.com/ClickHandler.ashx?ni=
40. Ми грация населения Красноярского края - http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/krasstat/ru/statistics/krsnStat/popul ation/
41 .Рыбаковский Л. Л. Миграция населения. Три стадии миграционного процесса (Очерки теории и методов исследования) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: httр://www.viperson.ru/wind.php?ID=250095&soch=1.
42. Российский статистический ежегодник, 2015 г. -
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/publications/ca talog/doc l 135087342078
43. Социально-экономическое положение Красноярского края в 2016 году. Доклад - http://krasstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat ts/krasstat/ru/publications/pubKras/of ficial publications/electronic versions/
44. Статистический сборник Красноярский край в цифрах в 2016 году - http://krasstat.gks.ni/wps/wcm/connect/rosstat ts/krasstat/ru/publications/pubKras/of fi ci al publ i cati on s/el ectron i c versi on s/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ