Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы внедрения инноваций в педагогическом коллективе 8
1.1 Понятие «педагогические инновации» в гуманитарных науках 8
1.2 Факторы, влияющие на результативность внедрения инноваций в
педагогическом коллективе 17
1.3 Способы психолого-педагогической деятельности по преодолению
психологических барьеров у педагогов на пути внедрения педагогических инноваций 27
Выводы по первой главе 44
Глава 2. Исследование барьеров внедрения инноваций в педагогическом
коллективе 46
2.1 Цель, этапы и программа исследования 46
2.2 Результаты изучения барьеров внедрения инноваций в
педагогическом коллективе 49
2.3 Апробация способов психолого-педагогической деятельности по
снятию барьеров внедрения инноваций в педагогическом коллективе... 63
Выводы по второй главе 79
Заключение 81
Список литературы 86
Приложения 91
Актуальность исследования. В настоящий момент в современном обществе разворачивается с особой активностью процесс внедрения самых разных инноваций. Такие тенденции характерны для политики, экономики, техники, культуры, и, конечно, для образования.
Преобразования в обществе не могут не захватить и систему образования. В связи с введением Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения, ориентацией на компетентностный подход в образовании, развитии творческой личности учащихся, готовых к активному освоению окружающего мира и результативной деятельности в нем, с особой актуальностью можно говорить о важности внедрения инновационных технологий в образовательный процесс. Важно отметить и то, что глубокая неудовлетворенность общества состоянием образования в целом и осознание особой необходимости преобразований приводят к тому, что инновационные процессы стали носить все более массовый характер. Тому есть ряд причин, среди которых особенно выделяются демократические перемены настоящего времени, предоставившие исследователям и педагогам-новаторам дополнительные возможности в плане свободы педагогического творчества и реализации самых смелых идей и начинаний. Как итог - в литературе и научных статьях на настоящий момент описывается довольно много педагогический новшеств, показывающих высокую результативность в образовательном процессе.
Инновационная деятельность занимает особое место в организации педагогического коллектива. Она является наиболее универсальным и эффективным средством достижения совместного результата образовательной деятельности педагогов. Внедрение инноваций в образовании - процесс довольно сложный и ответственный, поскольку тесным образом зависит от человеческого фактора.
Процесс внедрения инноваций в педагогический процесс на настоящий момент активно изучается учеными. Наиболее значимыми являются исследования нововведений как части деятельности современного педагога в процессе его профессионального саморазвития; работы, в которых анализируется уровень готовности педагогов к внедрению инноваций; исследования причин затруднений при внедрении инноваций и другие. Среди авторов, занимающихся данной проблемой, можно назвать К. Ангеловски, В.И. Андреева, В.Л. Аношкину, В.И. Загвязинского, С.В. Иванову, В.А. Канн-Калика, В.Д. Никандрова, А.И. Пригожина, В.Г. Рындак и других. Тем не менее, работ по изучению барьеров педагогов к внедрению и реализации инновационной деятельности явно недостаточно.
Практика показывает, что не все педагогические инновации успешно внедряются в образовательных учреждениях, многие остаются невостребованными в силу разных причин, в том числе из-за личной позиции отдельных педагогов, их неприятия нововведений, боязни пробовать нового, склонности к традиционному и привычному образовательному процессу и пр. Разумеется, внедрение инноваций зависит и от самого их содержания, от возможностей образовательного учреждения, государственной и административной политики и т.д. Данные факторы тесно взаимосвязаны, но главными среди них мы полагаем именно позицию педагогов-практиков, их личное отношение к инновации.
Одновременно практика настойчиво диктует важность более тщательного изучения инновационных процессов, проблем оптимизации их внедрения, ведущих факторов, препятствующих и способствующих внедрению и распространению педагогических новшеств, а именно индивидуально-личностных и психологических особенностей педагога - как основополагающего двигателя нововведений.
В настоящее время возникла особая необходимость более тщательного изучения процесса внедрения инноваций, а также факторов, которые стимулируют или препятствуют их воплощению на практике, в том числе взглядов и особенностей педагогов, как основных проводников новшеств в современном образовании.
Цель данной работы - изучить барьеры внедрения инноваций в педагогическом коллективе и предложить рекомендации по их преодолению.
Гипотеза исследования заключается в том, что препятствуют внедрению новшеств в педагогических коллективах психологические барьеры, которые могут быть сняты с помощью специальной психо лого- педагогической деятельности с применением социально-психологического тренинга.
Объект исследования: внедрение инноваций в педагогическом коллективе МБОУ «Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов».
Предмет исследования: содержание и способы психолого-педагогической деятельности по преодолению барьеров внедрения инноваций в педагогическом коллективе.
Достигалась цель с помощью решения таких задач, как:
1) Определить понятие «педагогические инновации»;
2) Проанализировать основные факторы, влияющие на результативность внедрения инноваций в педагогическом коллективе, выделенные в научных исследованиях;
3) Охарактеризовать оптимальные способы преодоления психологических барьеров педагогов на пути внедрения педагогических инноваций;
4) Подобрать диагностический инструментарий и определить роль индивидуально-личностных и психологических особенностей педагога в применении нововведений;
5) Определить комплекс педагогических условий, способствующих повышению эффективности внедрения инноваций;
6) Составить рекомендации по внедрению педагогических новшеств в педагогическом коллективе.
Методы исследования:
- Теоретический анализ и обобщение литературы;
- Анкетирование, беседа, наблюдение, изучение документации;
- Количественный и качественный анализ данных.
Методики:
- Авторская анкета;
- Тест «Определение удовлетворенности личности своим трудом» А.В. Батаршева1;
- Опросник «Уровень субъективного контроля» Дж. Роттера ;
- Опросник «Психологический портрет учителя» Г.В. Резапкиной ;
- Опросники «Барьеры педагогической деятельности», «Самоанализ стимулов и препятствий в педагогической деятельности» .
Надежность и достоверность достигается при помощи использования комплекса методов и методик, соответствующих предмету, объекту, целям и задачам исследования.
Теоретическая значимость работы заключается в расширении существующих представлений об особенностях реализации процесса внедрения инноваций в педагогическом коллективе, выделены основные трудности и условия внедрения новшеств в образовательной среде..
Практическая значимость: полученные результаты исследования могут быть использованы в ходе управления деятельности образовательной организации, при привлечении педагогов к изучению и внедрению передового опыта в образовании, что в конечном итоге повысит эффективность их деятельности.
Научная новизна исследования заключается в разработке рекомендаций по внедрению педагогических новшеств в педагогическом коллективе, в выделении критериев для оценки барьеров для внедрения инноваций педагогами.
Структура работы: работа состоит из введения, теоретической части, практической части, заключения, списка литературы и приложений.
Целью данной работы было изучить барьеры внедрения инноваций в педагогическом коллективе и предложить рекомендации по их преодолению. Связан выбор темы был с тем, что инновационная деятельность занимает особое место в организации педагогического коллектива. Внедрение инноваций в образовании - процесс довольно сложный и ответственный, поскольку тесным образом зависит от человеческого фактора. В настоящее время возникла особая необходимость более тщательного изучения процесса внедрения инноваций, а также факторов, которые стимулируют или препятствуют их воплощению на практике, в том числе взглядов и особенностей педагогов, как основных проводников новшеств в современном образовании.
В ходе изучения теоретических аспектов темы было выявлено, что инновационная деятельность педагога может быть представлена как комплексный интегративный вид педагогической деятельности, который направлен на реализацию инновационного развития и обеспечение качественного образования с помощью разработки и использования различных нововведений в ходе профессиональной деятельности. Иными словами, это целенаправленная деятельность по разработке и применению разнообразных инноваций для обеспечения качества работы. Нововведение или новшество в этом случае трактуется как идея, результат практических и фундаментальных исследований, экспериментальных и теоретических разработок в области образования, воспитания, управления, информационных технологий, который при его применении ведет к увеличению эффективности и развитию системы педагогического образования.
Педагогические инновации - это изменения в системе образования, нацеленные на улучшение качества деятельности за счет ранее не практикуемых методов, способов преподнесения теории и получения практических навыков.
Инновационная деятельность педагогов является условием их непрерывного личностного и профессионального развития и становится ведущим средством качественного преобразования системы педагогической деятельности, в основе которой находится отказ от стереотипов в профессиональной сфере, выход за пределы действующих механизмов, поиск новых оригинальных вариантов решения профессиональных задач.
Педагогика компетентностной парадигмы представляет собой педагогику развития, а в современной образовательной практике ведущим становится режим внедрения инновационных технологий обучения. Компетентный специалист отличается от квалифицированного тем, что он не только обладает необходимым уровнем знаний, умений и навыков, но способен эффективно реализовать их в своей профессиональной сфере. Компетентностный подход в образовании неразрывно связан с внедрением в учебный процесс новых образовательных технологий. Инновации - это непосредственный путь интеграции в сфере образования, науки и производства, сопоставимый с экономикой знаний. Содержательная сторона инноваций педагогов представляет собой творческое преобразование деятельности образовательного учреждения, учащихся, а также самих педагогов.
Эффективность внедрения инноваций в образовании связана со следующими аспектами, среди которых выделяются: личностные особенности педагогов и характеристика целостного педагогического коллектива образовательного учреждения; специфика самого процесса внедрения инноваций в образовании с учетом требований поэтапности, индивидуальных, личностно-творческих и психологических особенностей каждого отдельного педагога.
Можно выделить три основных критерия готовности к инновациям: психологический (личная потребность, мотивация к внедрению чего-то нового); теоретический (система знаний об осваиваемых инновациях, о технологиях их внедрения и т.д.); практический (совокупность умений реализовывать эти новшества).
Актуальным является изучение механизмов внедрения инновационных методов обучения и воспитания в современную систему образования, поскольку перед педагогами нередко возникают проблемы, связанные с провалами инновационных моделей и возвратом к прошлому состоянию. Необходимость разработки и внедрения новых образовательных технологий продиктована состоянием современного образования. Это позволит значительно повысить эффективность образовательного процесса и качество образования в целом.
Чтобы эффективно управлять инновационными процессами, важно реализовать переход от деятельности с однородными коллективами к деятельности с разнофункциональными коллективами; переход от диффузного, единичного типа изменений в практике к системному проектированию инновационных процессов в отношении целостного участка практики; переход от субъект-объектного типа отношений в одном коллективе (определение и закрепление функций целеполагания, проектирования только за администрацией, а исполнение - только за педагогами) к субъект-субъектному, который предполагает совместное целеполагание и проектирование инновационных действий, реализацию и рефлексию педагогической деятельности.
Обязательно нужно помнить о том, что вовлечение различных типов людей в коллективную образовательную деятельность способствует рассмотрению различных позиций, выдвижению чётких и взвешенных инновационных целей, их успешному воплощению, даже в условиях ограниченного финансирования.
Целью экспериментального исследования было на примере конкретного учреждения изучить барьеры внедрения инноваций в педагогическом коллективе и предложить рекомендации по их преодолению. Гипотеза исследования заключалась в том, что препятствуют внедрению новшеств в педагогических коллективах психологические барьеры, которые могут быть сняты с помощью специальной психолого-педагогической деятельности с применением социально-психологического тренинга.
Программа исследования включала следующие этапы:
1 этап включал анализ теоретических основ исследования, в том числе выделение критериев готовности педагогов к введению инноваций.
2 этап - определение базы исследования и исследовательской выборки. Базой исследования стала МБОУ «Копьевская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов». В эксперименте принимали участие 48 педагогов. На этом же этапе осуществлялся подбор диагностических методик в соответствии с выделенными критериями.
Теоретический критерий оценивался с помощью авторской анкеты. Практический критерий оценивался в ходе использования следующих методик. Методики «Барьеры педагогической деятельности» и «Самоанализ стимулов и препятствий в педагогической деятельности» были ориентированы на то, чтобы помочь определить ряд факторов, стимулирующих и препятствующих инновационной работе. Психологический критерий оценивался в методике У СК, методике Резапкиной, методике Батаршева.
3 этап работы включал проведение методик и анализ полученных результатов изучения барьеров внедрения инноваций в педагогическом коллективе. На основании полученных данных были разработаны рекомендации по внедрению инноваций в педагогическом коллективе.
Было выявлено, что внедрению инноваций в педагогическом коллективе препятствует психологические барьеры. Многие педагоги, противящиеся внедрению инноваций, испытывают трудности в процессе педагогической деятельности, которые касаются как отношений с детьми, так и отношений с коллегами, с руководством. Они не готовы изменять традиционный уклад деятельности, боятся перемен, страшатся того, как на нововведения отреагируют окружающие. Часто в своей работе, в неудачах деятельности они склонны винить остальных. Барьером к внедрению инноваций выступает экстернальность в разных областях, нерешительность, отсутствие умений работать в команде, низкая удовлетворенность профессией, отсутствие поддержки коллег и руководства.
Часто для стимулирования инновационной деятельности среди педагогов важным является для начала создать команду энтузиастов, которые способны будут повести за собой остальных, оказать им поддержку разного характера. На базе школы может быть также проведен социально-психологический тренинг на командообразование и стимулирование внедрения новшеств в командах педагогов. В школе может быть реализована работа, которая позволит подключить разные группы педагогов к внедрению и апробации инновационной деятельности.
1. Ангеловски К. Учителя и инновации. - М.: Просвещение, 1991. - 157 с.
2. Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2003. - 608 с.
3. Антипова В.М. Компетентностный подход к организации дополнительного образования в университете / В.М. Антипова, К.Ю. Колесина, Г.А. Пахомова // Педагогика. — 2006. — № 8. — С. 57-62.
4. Аношкина В. Л., Резванов С. В.Образование. Инновация. Будущее. - Ростов-на-Дону: Изд-во РО ИПК и ПРО, 2001. - 176 с.
5. Барабанов Р.Е. Инновации в образовании // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2017. -№ 1. - С. 16-17.
6. Белкин А.С., Вербицкая Н.О. Инновационные процессы в образовании. - 2007. - № 1 (43). - С. 113-117.
7. Борисова, Н.Я. Сопровождение инновационной деятельности педагогов./ Н.Я. Борисова //Приложение к журналу «Среднее профессиональное образование». -2010.-№ 8.-С. 16 -21
8. Владимиров А.И. Об инновационной деятельности вуза / А.И. Владимиров. - М.: ООО «Издательский дом Недра», 2012. - 72 с.
9. Гаврильева А. А., Герасимова Л. И. Специфика управления инновационным процессом в образовательном учреждении // Научно- методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - Т. 32. - С. 369- 373.
10. Глазова В.Ф. Проблемы разработки и реализации новых образовательных технологий в ВУЗе // Символ науки. - 2017. - № 1-1. - С174-175.
11. Гончарова Е. В., Дуйсекова 3. Г. Методы оценки и критерии эффективности инноваций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 3676-3680.
12. Громова Т.В. Актуальные аспекты формирования профессиональной готовности преподавателя вуза к деятельности в системе дистанционного обучения / Т.В.Громова. - Самара: Глагол, 2007- 268 с.
13. Гольцова П.А., Лоева Я.А. Педагогические инновации: понятие и проблематика // Современные научные исследования и инновации. - 2016.
№ 7 [Электронный ресурс] / Режим доступа:
http://web. snauka.ru/issues/2016/07/70139
14. Дарибаева Р. Д., Толегенова К. К., Тургантаева А. Р., Назанова Г. Ж. Проблемы совершенствования инновационного образования и технологии его реализации // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 556- 558.
15. Дудышева Е.В. Диагностика профессиональных компетенций в высшем педагогическом образовании / Е.В. Дудышева// Мир науки, культуры и образования. - 2010 . - № 4 (23). - С. 25-28.
16. Загвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. - М.: Педагогика, 1987. - 160 с.
17. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - М.: Логос, 2004. - 384 с.
18. Иванов Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. -М.: АПКиПРО, 2003. - 101 с.
19. Иванова С. В.Мотивация на 100%: А где же у него кнопка? - М.: Альпина-Паблишер, 2011. - 288 с
20. Инновационное образовательное движение: сб. статей. - М.: Экспресс. - 2001. - 143 с.
21. Инновационные процессы в научной среде: сборник статей Международной научно - практической конференции (25 апреля 2017 г., г. Пермь). В 3 ч. 4.1. - Уфа: АЭТЕРНА, 2017. - 293 с.
22. Инновационные процессы в образовании: сб. научных трудов. - М.: АПКиПРО, 2002. - 207 с.
23. Инновационные технологии в современных научных исследованиях: экономические, социальные, философские, политические, правовые, общенаучные тенденции: материалы международной научно- практической конференции (28 марта 2017 г.). - В 2-х частях. 4.1. / отв. ред. Н.Н. Понарина, С.С. Чернов. - Саратов: Изд-во «Академия управления», 2017. -191 с.
24. Исламов А.Э. К вопросу формирования управленческой компетентности будущего педагога / А.Э.Исламов[Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.science-education.rU/pdf/2014/2/105.pdf
25. Кан-Калик В. А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
26. Клячина М.В. Диалектика реализации компетентностного подхода в обучении студентов среднего профессионального образования / М.В. Клячина // Международный исследовательский журнал,- 2015. - № 2- 4(33).-С. 17-19.
27. Коваленко С.В., Глушненкова Л.Т. Инновационные технологии в образовании: зарубежный опыт // Концепт. - 2017 [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-tehnologii-v- obrazovanii-zarubezhnyy-opyt
28. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно- ориентированному образованию / Е.Я. Коган; под ред. А. В. Великановой. - Самара: Профи, 2001. - С. 116 - 123.
29. Лазарев В.С., Мартиросян Б.П. // Педагогическаяинноватика: объект, предмет и основные понятия. / Педагогика. № 4. - 2004. - С. 11-20.
30. Лысенко Д.В. Инновационная деятельность педагога в современных условиях // Символ науки. - 2017. - № 3-3. - С. 134-135.
31. Мединцева И. П. Компетентностный подход в образовании / И. П. Мединцева // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч, конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). —М.: Буки-Веди, 2012.
32. Менеджмент в управлении школой / Под ред. Т.М.Шамовой. - М.: NB-Магистр, 1992. - 232 с
33. Методика «Психологический портрет учителя» (Г.В. Резапкина)
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http ://metodkabi. net. ru/index.php?id=uch_met
34. Молочкова, И.В. Психологическое сопровождение профессионального развития педагога: учебноепособие / И.В. Молочкова. -Челябинск: ЮУрГУ, 2005. - 130 с.
35. Нагуманова А.Д. Управление педагогическим коллективом при внедрении новшеств в образовательные учреждения // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2008. - № 74-2. - С. 195-199.
36. Определение удовлетворенности личности свои трудом
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
http: //do shvozrast. ru/meto dich/kontrol 124. htm
37. Полонский В.М. Инновации в образовании (методологический анализ) // Инновации в образовании. - 2007. - № 3. - С. 35-38.
38. Поляков Л.П., Подгорнова А.А. Введение инноваций - готовность педагогического коллектива [Электронный ресурс] / Режим доступа:Ьйр://е1аг.г8ури.ги/ЬЙ81геат/123456789/533/1/1ро_2013_062.рбГ
39. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. -М.: Новая школа. 1996. -320с.
40. Пригожин А. И.Нововведения: стимулы и препятствия. - М.: Политиздат, 1989. -271 с.
41. Розов Н.Х. Теория и практика инновационной деятельности в образовании. -М., 2007. - 187 с.
42. Рындак В. Г.Личность. Творчество. Развитие. - М.:
Педагогический вестник, 2001. - 292 с.
43. Сиддикова Г.Ш. От учителя-«инноватора» - к инновационному педагогическому коллективу // Молодой ученый. - 2017. - №13. - С. 604- 607.
44. Симонова, Е.Г. Особенности профессионального развития педагога в современных условиях: / Е.Г. Симонова // XI Международная заочная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарные и юридические науки: современные тренды в изменяющемся мире»: сборник материалов конференции (20 нояб. 2012г.) / - Краснодар: АНО ЦСПИ «Премьер», 2О12.-214с.
45. Сластенин, В.А., Педагогика: инновационная деятельность/ В.А. Сластенин, Л.С Подымова ,-М., Изд-во «Магистр», 1997.-93с.
46. Свеницкий, А.Л. Краткий психологический словарь / А.Л. Свеницкий. - Москва: Проспект, 2009.-512 с.
47. Солодухина, О.А. Классификация инновационных процессов в образовании./ О.А.Солодухина.// Среднее профессиональное образование. -2011.-№ 10.-С. 12-13.
48. Уровень субъективного контроля (УСК) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://testoteka.narod.rU/lichn/l/04.html
49. Филинова Н.В. Условия эффективного использования инноваций в образовании // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2009,- № 11. - С.69-7 Е
50. Хуторской, А.В. Педагогическая инноватика: учеб, пособие для студ. высш. учеб, завед. [Текст] / А.В. Хуторской. - М.: Академия, 2008. - 256 с.
5Е Шамова Т.П., Третьяков П.И. Управление развитием инновационных процессов в школе. М., 1995. - 207 с.